Меры государственной поддержки строительной отрасли в 2024 году 2024

Меры поддержки стройотрасли и ЖКХ

С 1 сентября 2024 г. действуют Правила формирования и ведения реестра документов, сведений, материалов, согласований, необходимых застройщику, техзаказчику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капстроительства. С 1 сентября 2024 г. утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2490. См.

Постановление Правительства РФ от 21.07.2023 N 1180. Изменения будут отражены в материале при его актуализации.

Внесены изменения в порядок регулирования деятельности региональных операторов по капремонту. В частности, если в проекте договора о капремонте есть условие о казначейском сопровождении расчетов в части выплаты аванса или условие о банковском сопровождении договора, то заказчик может предусматривать в этом проекте договора выплату аванса в определенном размере.

Установлены особенности применения Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в госсобственности субъекта РФ или в муниципальной собственности. Эти особенности действуют до 1 января 2024 г., если решение предоставить финансовую поддержку принято правлением Фонда в 2019 — 2021 гг.

Они касаются размера аванса, предназначенного для подготовки проекта модернизации или для его реализации. Размер аванса может составлять до 50% общего объема финансовой поддержки. При этом при расчете оставшейся части средств Фонда, которая подлежит перечислению по мере завершения отдельных мероприятий по подготовке проекта модернизации, отдельных этапов работ в рамках его реализации, аванс не учитывается, а общая сумма поддержки, перечисленной до ввода объекта системы коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию после завершения его строительства, реконструкции, модернизации, не может превышать 90% общего объема финансовой поддержки, решение предоставить которую приняло правление Фонда.

Внесены изменения в законодательство, регулирующее строительную отрасль. Предусмотрено, в частности, следующее:

— при выполнении мероприятий по ч. 3 — 7 ст. 5.2 ГрК РФ для реализации проекта по строительству объекта капстроительства от застройщика, технического заказчика по общему правилу не будут требовать представить документы, сведения, материалы, которые есть у соответствующих органов и организаций;

— дополнен перечень приоритетных объектов инфраструктуры;

— расширен круг объектов капстроительства, для которых установлены особенности, в частности, продления разрешений на строительство. В него включены объекты, по которым не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство которых выданы после 1 января 2022 г. в период до 1 января 2024 г.;

— с 3 до 10 млн руб. увеличен размер обязательств по одному договору строительного подряда, работы по которому вправе выполнять подрядчик, не имеющий членства в СРО.

Кроме того, расширены полномочия Правительства РФ, в том числе по регулированию в 2022 — 2024 гг. особенностей выдачи ряда документов и согласований, необходимых для строительства. Правительство РФ также наделено правом определять случаи и порядок авансирования по договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере свыше 30%.

Определены случаи, когда получать указанные заключение и разрешение не требуется.

Установлены особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 — 2024 гг.

Так, в рамках их реализации Правительство РФ утвердило Правила выдачи разрешений на строительство нелинейных объектов на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, выдачи соответствующих градостроительных планов земельных участков. Выдача разрешения на строительство объекта в соответствии с Правилами возможна, если соблюдены определенные условия. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается по Правилам, если разрешение на строительство было выдано в соответствии с ними.

В 2022 — 2024 гг. действует особый порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. В частности, пригодность строительных ресурсов может подтверждаться техническим свидетельством подведомственного Минстрою России учреждения — ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве». Такое свидетельство составляется на основе заключения о пригодности строительных ресурсов.

Для выполнения работ по подготовке технического свидетельства заявитель предоставляет в учреждение определенные документы. Срок действия такого свидетельства — два года.

Утвержден временный порядок проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Документ утвержден в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения такой госэкспертизы.

Даны разъяснения по указанному временному порядку. В частности, отмечается, что данный порядок — это локальный нормативный акт ФАУ «Главгосэкспертизы России», он распространяется только на госэкспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, которую проводят работники учреждения.

Уточнен исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, которые необходимы застройщику, техзаказчику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капстроительства. В частности, из списка исключены некоторые документы, например договор на проведение историко-культурной экспертизы.

Действуют особые положения о государственной экологической экспертизе. В частности, установлено:

— до 31 декабря 2024 г. продлевается действие положительного заключения государственной экологической экспертизы, если его срок истекает (истек) с 14 марта 2022 г. до 31 декабря 2024 г. Есть условие: объект такой экспертизы реализуется без отступления от документации, получившей положительное заключение экспертизы, с учетом положения;

— когда в 2022 — 2024 гг. экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений может не проводиться.

Скорректированы Правила, по которым Фонд развития территорий предоставляет юрлицам займы для реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры. В частности, с одного до двух месяцев со дня заключения договора займа увеличен срок исполнения заемщиком обязанности представить в фонд в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, заключение по результатам технологического и ценового аудита или положительное заключение госэкспертизы проектной документации.

Установлены особенности начисления и уплаты в 2024 г. пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг и неисполнение других обязательств.

С 1 августа 2022 г. до 1 января 2024 г. пени начисляют и уплачивают исходя из минимальной ключевой ставки Банка России, выбранной из двух величин: ставки, действовавшей на 27 февраля 2022 г. (9,5% годовых), и ставки на день фактической оплаты (исполнения обязательства):

— за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капремонт;

— несвоевременную и (или) неполную оплату услуг по договорам по законодательству о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с ТКО;

— просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета энергоресурсов.

Правительство РФ вправе устанавливать особенности регулирования жилищных отношений в части начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неоплату некоторых коммунальных услуг до 31 декабря 2024 г. включительно.

Установлены особенности правового регулирования в электроэнергетике, тепло-, газо-, водоснабжении и водоотведении. В частности, в 2022 и 2024 гг. не применяются установленные ограничения по непревышению объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены технологических решений капстроительства объектов электроэнергетики. Кроме того, внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ в сфере электроэнергетики.

В частности, в Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности определены особенности регулирования отношений в условиях санкций.

Максимальный срок депонирования средств на счете эскроу может быть продлен по заявлению участника долевого строительства на срок до двух лет. Это правило применяется и к договорам участия в долевом строительстве, заключенным до 14 марта 2022 г.

Изменен порядок уплаты неустойки (пени) застройщиком за нарушение предусмотренного ДДУ срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, входящего в состав МКД и (или) иного объекта недвижимости, отнесенных к уникальным объектам. Если предусмотренный договором срок нарушен не более чем на 30 месяцев, неустойка (пени) уплачивается участнику долевого строительства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки, но не более 5% от цены договора. Правило применяется к правоотношениям, возникшим из ДДУ, заключенных до 15 августа 2024 г.

Рекомендация  Как подать на развод онлайн через Госуслуги 2024

Упрощен порядок проведения правовой экспертизы документов, необходимых для государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты капстроительства.

В 2022 — 2024 гг. упрощаются процедуры:

— подготовки и согласования проектов генеральных планов;

— общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генпланов, правилам землепользования и застройки, планировки и межевания территорий.

Не проводится повторная проверка прав на землю и соблюдения требований к ограничению использования земли после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разрешения на строительство, актов приемочной комиссии, а также после направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Утверждены особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капстроительства, разрешений на ввод в эксплуатацию. В частности, до 1 января 2024 г. в целях подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в такую документацию не требуется принимать предусмотренные нормативными правовыми актами решения об этом, за исключением установленных случаев.

На два года продлено действие квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает (истек) с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2024 г.

До 1 января 2024 г. строительные СРО могут предоставлять своим членам займы из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Общий объем займов не должен превысить 50% объема средств такого фонда. Правительство РФ установит, в частности, предельный размер займа для одного участника СРО.

Федеральный закон от 04.08.2023 N 421-ФЗ

Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ

Актуальная информация о мерах поддержки граждан, экономики, строительной отрасли и жилищно-коммунального комплекса

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются особенности осуществления градостроительной деятельности, земельных отношений, государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, отдельных отношений в сфере долевого строительства в 2022 году.

Так в сфере градостроительной деятельности предусматривается оптимизация и сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам такой документации. Устанавливается возможность строительства объектов капитального строительства на нескольких земельных участках.

В сфере земельных отношений законопроектом в 2022 году предусматриваются механизм пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и право уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Также законопроектом предусматривается упрощение порядка проведения правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что позволит минимизировать случаи приостановления и отказов в осуществлении указанных процедур.

Возможность упрощения указанных процедур позволит не снижать темпы жилого и промышленного строительства в Российской Федерации.

Жилищным кодексом Российской Федерации и отраслевыми федеральными законами предусмотрен расчет пеней, неустойки и рассрочки в привязке к ключевой ставке, уставленной Центральным банком Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты. В связи с чем законопроектом предлагается установить дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации в области начисления и уплаты штрафных санкций в случаях неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Законопроектом решается вопрос истечения срока действия договора счета эскроу до завершения строительства объекта недвижимости в случае увеличения ранее установленного срока ввода в эксплуатацию.

По заявлению участника долевого строительства срок условного депонирования денежных средств может быть продлен по истечении шести месяцев, но не более чем на два года. При этом это правило будет применяться к ранее заключенным договорам долевого участия.

Предлагаемая мера будет способствовать как обеспечению финансовой стабильности застройщиков, так и гарантированию получения жилья участниками долевого строительства. Также законопроектом предлагается установить возможность определения особенностей приостановления и возврата финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда ЖКХ.

Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает следующие меры, направленные на упрощение правового регулирования в сфере строительства и стабилизацию экономической ситуации в стране.

1. В целях оказания поддержки строительным компаниям, проектировщикам, компаниям, выполняющим инженерные изыскания разрешается предоставление займов за счет средств компенсационных фондов.

2. Установлена норма, о том, что в 2022 году особенности осуществления градостроительной деятельности могут устанавливаться отдельными законами (без внесения изменений в Градостроительный кодекс) .

3. Предусмотрено право Правительства установить случаи и порядок списания неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактами (44-ФЗ).

4. В 2022 году Правительство наделено правом установить дополнительные случаи и порядок заключения (в таких случаях) контрактов с единственным поставщиком

Аналогичное право предоставлено высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта.

5. Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе устанавливать

· особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия;

· особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов (в том числе: продлевать автоматически, возобновлять, не проходить соответствующие процедуры, экзамены, устанавливать случае, когда профессиональную деятельность можно осуществлять без лицензии);

· особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве;

· особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, ( в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве) ;

· особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

· особенности и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внесенных на счета эскроу;

· особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства.
(В случае увеличения сметной стоимости строительства проводится государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. При этом срок проведения такой экспертизы не может превышать 14 рабочих дней, если иное не установлено Правительством Российской Федерации);

· особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы

· особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений
на строительство объектов капитального строительства, разрешений
на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования;

· установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

Рекомендация  Использование финансовых инструментов сотрудником полиции 2024

· особенности осуществления деятельности в связи с созданием объектов туристской индустрии и обеспечивающей их инфраструктуры.

В связи с принятием федерального закона ведётся разработка соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

В рамках внешнего воздействия и перехода на отечественное программное обеспечение Минстроем России подготовлен перечень российского программного обеспечения для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для ЭВМ. Проводится постоянная работа по актуализации данного перечня.

Новости

Новые меры поддержки стройотрасли: подборка Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству

Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству подготовил очередной дайджест утвержденных в июне 2024 года антикризисных мер, ориентированных на поддержание строительного комплекса. Подробности — в нашем материале.

С 1 сентября 2024 года актуализируются состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

Уточняется состав исполнительной документации, конкретизируется порядок ее ведения, в том числе в форме электронных документов, устанавливаются рекомендуемые образцы документов.

Отменен аналогичный приказ Минстроя от 29.11.2022 N 1015/пр. Документ вступит в силу 01.09.2023 и будет действовать до 1 сентября 2029 года.

С 1 сентября 2024 г. упрощается порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения

Предусматривается возможность заключения договора о подключении (технологическом присоединении) таких оборудования и объектов в электронном виде. При заключении (изменении) договора о подключении заявитель сможет взаимодействовать с исполнителем любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя, личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином или региональном порталах госуслуг).

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Подписан закон о приведении полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов в соответствие с полномочиями органов местного самоуправления городских округов

Соответствующие поправки внесены в Градостроительный, Воздушный и Водный кодексы, а также в федеральные законы от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Правительство продлило и расширило эксперимент по выдаче лицензий и разрешений в упрощенном формате

Эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений, который ведется в России в рамках реформы лицензионно-разрешительной деятельности, продлится до 31 декабря 2024 года, а число его участников расширится. Решение позволит отработать практику выдачи максимального числа разрешений и лицензий, доступных к оформлению в электронной форме через единый портал госуслуг.

В число новых участников эксперимента вошли Минспорт, Минэнерго, Минюст, Федеральная антимонопольная служба и госкорпорация «Росатом». Общее количество участников теперь составляет 43 федеральных органа власти и 2 госкорпорации. Таким образом, бизнес к концу этого года сможет получать на портале госуслуг более 400 видов разрешений, а в 2024 году будут внесены изменения в законодательство, направленные на закрепление результатов эксперимента на постоянной основе.

Эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности стартовал в августе 2021 года. С тех пор предпринимателям для получения разрешений и лицензий, за которые ответственны участники эксперимента, достаточно подать электронное заявление на портале госуслуг без необходимости сканировать и прикладывать большое количество документов. Уполномоченный орган проверяет сведения и соответствие заявителя установленным требованиям с использованием ведомственных информационных систем.

В результате бизнес получает разрешения без прохождения длительных процедур и предоставления дополнительных документов.

Реализация эксперимента позволяет снимать административные барьеры для входа предпринимателей на рынок и снижать издержки бизнеса.

Сроки выдачи лицензии в среднем сокращены в три раза — с 45 до 15 рабочих дней, других разрешений — с 42 до 34 рабочих дней. Количество документов для получения лицензии уменьшилось в среднем с 10 до 5, для получения других разрешений — с 8 до 6.

Повышение востребованности цифрового сервиса свидетельствует об эффективности эксперимента. На сегодняшний день свыше 70% заявлений на получение лицензий бизнес подаёт в электронном виде.

Правительство расширило возможности программы инфраструктурных облигаций в сфере строительства

Правительство продолжает работу по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства. Принято решение расширить возможности использования механизма инфраструктурных облигаций, что позволит увеличить количество финансируемых проектов.

Во-первых, изменения подразумевают расширение перечня объектов инфраструктуры, которые можно строить или реконструировать с применением этого механизма. Теперь в перечень добавлены объекты электроэнергетики, что позволит обеспечить территории необходимой инфраструктурой и создать дополнительные мощности при реализации масштабных проектов.

Во-вторых, для проектов строительства наемных домов с 10 тыс. до 5 тыс. кв. м снижено требование о минимальной общей площади жилых помещений.

В-третьих, обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены не только государственной гарантией региона, но и независимой гарантией или поручительством организации с наивысшим рейтингом платежеспособности. При этом если обязательства обеспечены такой гарантией или поручительством, при отборе проекта не будет учитываться уровень госдолга региона.

Благодаря принятому постановлению увеличится число проектов, а значит, больше граждан будут обеспечены новой современной инфраструктурой, и городская среда в регионах станет ещё комфортнее и безопаснее.

Механизм инфраструктурных облигаций был запущен Правительством в 2021 году, став одним из важнейших инструментов развития инфраструктуры при строительстве жилья. Средства от размещения облигаций выдаются застройщикам на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. С помощью такого финансового инструмента строятся детские сады, школы, поликлиники, жильё для социального и коммерческого найма, благоустраиваются городские и сельские территории.

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Государственная Дума на пленарном заседании приняла разработанный Правительством закон, вносящий изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты

Принятые поправки имеют важное значение для строительной отрасли. В частности, они касаются работы с незавершенными объектами. Это еще один шаг в решении этого вопроса.

Теперь допускается вносить изменения в разрешения на строительство без учета ограничений на землю, возникших в период стройки. Поправки помогут ускорить ввод незавершенных объектов примерно на полгода, а также сократить число самих долгостроев.

Кроме того, закон наделяет Правительство полномочием определить единый порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. Сейчас действуют несколько разрозненных требований федерального, регионального и местного уровней. В ближайшее время Правительство приведёт их к единообразию.

Эти изменения позволят исключить около 15 избыточных документов, требуемых сейчас от застройщиков.

Вместе с тем закон направлен на совершенствование процедуры экологической и градостроительной экспертиз. В 2021 году была предусмотрена возможность параллельного проведения таких экспертиз по принципу одного окна. Теперь сокращается срок экологической экспертизы с двух месяцев до 42 рабочих дней. Кроме того, появится возможность получить единое заключение по итогам градостроительной и экологической экспертиз.

Как и раньше, соблюдение всех экологических норм сохранится.

Закон также исключает устаревшие согласования для транспортного и инфраструктурного строительства на территории речных портов, причалов и береговой полосы. Благодаря этому будет сокращен срок ввода таких объектов.

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Рекомендация  Ипотечные каникулы после длительного больничного 2024

Новости

Новые меры поддержки стройотрасли: подборка Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству

Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству подготовил очередной дайджест утвержденных в июне 2024 года антикризисных мер, ориентированных на поддержание строительного комплекса. Подробности — в нашем материале.

С 1 сентября 2024 года актуализируются состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

Уточняется состав исполнительной документации, конкретизируется порядок ее ведения, в том числе в форме электронных документов, устанавливаются рекомендуемые образцы документов.

Отменен аналогичный приказ Минстроя от 29.11.2022 N 1015/пр. Документ вступит в силу 01.09.2023 и будет действовать до 1 сентября 2029 года.

С 1 сентября 2024 г. упрощается порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения

Предусматривается возможность заключения договора о подключении (технологическом присоединении) таких оборудования и объектов в электронном виде. При заключении (изменении) договора о подключении заявитель сможет взаимодействовать с исполнителем любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя, личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином или региональном порталах госуслуг).

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Подписан закон о приведении полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов в соответствие с полномочиями органов местного самоуправления городских округов

Соответствующие поправки внесены в Градостроительный, Воздушный и Водный кодексы, а также в федеральные законы от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Правительство продлило и расширило эксперимент по выдаче лицензий и разрешений в упрощенном формате

Эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений, который ведется в России в рамках реформы лицензионно-разрешительной деятельности, продлится до 31 декабря 2024 года, а число его участников расширится. Решение позволит отработать практику выдачи максимального числа разрешений и лицензий, доступных к оформлению в электронной форме через единый портал госуслуг.

В число новых участников эксперимента вошли Минспорт, Минэнерго, Минюст, Федеральная антимонопольная служба и госкорпорация «Росатом». Общее количество участников теперь составляет 43 федеральных органа власти и 2 госкорпорации. Таким образом, бизнес к концу этого года сможет получать на портале госуслуг более 400 видов разрешений, а в 2024 году будут внесены изменения в законодательство, направленные на закрепление результатов эксперимента на постоянной основе.

Эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности стартовал в августе 2021 года. С тех пор предпринимателям для получения разрешений и лицензий, за которые ответственны участники эксперимента, достаточно подать электронное заявление на портале госуслуг без необходимости сканировать и прикладывать большое количество документов. Уполномоченный орган проверяет сведения и соответствие заявителя установленным требованиям с использованием ведомственных информационных систем.

В результате бизнес получает разрешения без прохождения длительных процедур и предоставления дополнительных документов.

Реализация эксперимента позволяет снимать административные барьеры для входа предпринимателей на рынок и снижать издержки бизнеса.

Сроки выдачи лицензии в среднем сокращены в три раза — с 45 до 15 рабочих дней, других разрешений — с 42 до 34 рабочих дней. Количество документов для получения лицензии уменьшилось в среднем с 10 до 5, для получения других разрешений — с 8 до 6.

Повышение востребованности цифрового сервиса свидетельствует об эффективности эксперимента. На сегодняшний день свыше 70% заявлений на получение лицензий бизнес подаёт в электронном виде.

Правительство расширило возможности программы инфраструктурных облигаций в сфере строительства

Правительство продолжает работу по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства. Принято решение расширить возможности использования механизма инфраструктурных облигаций, что позволит увеличить количество финансируемых проектов.

Во-первых, изменения подразумевают расширение перечня объектов инфраструктуры, которые можно строить или реконструировать с применением этого механизма. Теперь в перечень добавлены объекты электроэнергетики, что позволит обеспечить территории необходимой инфраструктурой и создать дополнительные мощности при реализации масштабных проектов.

Во-вторых, для проектов строительства наемных домов с 10 тыс. до 5 тыс. кв. м снижено требование о минимальной общей площади жилых помещений.

В-третьих, обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены не только государственной гарантией региона, но и независимой гарантией или поручительством организации с наивысшим рейтингом платежеспособности. При этом если обязательства обеспечены такой гарантией или поручительством, при отборе проекта не будет учитываться уровень госдолга региона.

Благодаря принятому постановлению увеличится число проектов, а значит, больше граждан будут обеспечены новой современной инфраструктурой, и городская среда в регионах станет ещё комфортнее и безопаснее.

Механизм инфраструктурных облигаций был запущен Правительством в 2021 году, став одним из важнейших инструментов развития инфраструктуры при строительстве жилья. Средства от размещения облигаций выдаются застройщикам на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. С помощью такого финансового инструмента строятся детские сады, школы, поликлиники, жильё для социального и коммерческого найма, благоустраиваются городские и сельские территории.

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

Государственная Дума на пленарном заседании приняла разработанный Правительством закон, вносящий изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты

Принятые поправки имеют важное значение для строительной отрасли. В частности, они касаются работы с незавершенными объектами. Это еще один шаг в решении этого вопроса.

Теперь допускается вносить изменения в разрешения на строительство без учета ограничений на землю, возникших в период стройки. Поправки помогут ускорить ввод незавершенных объектов примерно на полгода, а также сократить число самих долгостроев.

Кроме того, закон наделяет Правительство полномочием определить единый порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. Сейчас действуют несколько разрозненных требований федерального, регионального и местного уровней. В ближайшее время Правительство приведёт их к единообразию.

Эти изменения позволят исключить около 15 избыточных документов, требуемых сейчас от застройщиков.

Вместе с тем закон направлен на совершенствование процедуры экологической и градостроительной экспертиз. В 2021 году была предусмотрена возможность параллельного проведения таких экспертиз по принципу одного окна. Теперь сокращается срок экологической экспертизы с двух месяцев до 42 рабочих дней.

Кроме того, появится возможность получить единое заключение по итогам градостроительной и экологической экспертиз. Как и раньше, соблюдение всех экологических норм сохранится.

Закон также исключает устаревшие согласования для транспортного и инфраструктурного строительства на территории речных портов, причалов и береговой полосы. Благодаря этому будет сокращен срок ввода таких объектов.

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.