С 01.10.2023 в наименование ст. 49 вносятся изменения (ФЗ от 24.07.2023 N 338-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 49
С 01.10.2023 в абз. 1 ч. 1 ст. 49 вносятся изменения (ФЗ от 24.07.2023 N 338-ФЗ).
См. будущую редакцию.
1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
2. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
3. Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 (ред. от 28.08.2023) «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы»
наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, и при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1 — 5 статьи 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, в случае, если такой земельный участок, находящийся в частной собственности, необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования и при этом не предусмотрено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории. При этом с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации, может осуществляться обмен одного или нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на один или несколько земельных участков, находящихся в частной собственности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2536)
(см. текст в предыдущей редакции)
предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей:
а) допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2536)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней;
г) процедуры, предусмотренные пунктом 7.1 статьи 39.15, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 20 календарных дней;
д) утратил силу с 1 марта 2024 года. — Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2536;
(см. текст в предыдущей редакции)
е) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, по инициативе гражданина или юридического лица может осуществляться подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельного участка или земельных участков в границах населенных пунктов для проведения аукциона по продаже земельного участка или земельных участков или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или земельных участков, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
ж) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в аренду без проведения торгов на срок до 10 лет в целях возобновления и (или) продолжения осуществления ими предпринимательской деятельности при соблюдении в совокупности следующих условий:
в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов принадлежащий на праве собственности указанным лицам земельный участок либо предоставленный им в аренду или на ином праве земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, невозможно использовать в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием;
испрашиваемый земельный участок и принадлежащий указанным лицам земельный участок, использование которого невозможно, расположены на территории одного субъекта Российской Федерации;
площадь испрашиваемого земельного участка не превышает площадь принадлежащего указанным лицам земельного участка, использование которого невозможно, более чем на 15 процентов;
целевое назначение и разрешенное использование испрашиваемого земельного участка соответствует целевому назначению и разрешенному использованию принадлежащего указанным лицам земельного участка, использование которого невозможно;
(пп. «ж» введен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2023 N 1190)
з) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в безвозмездное пользование без проведения торгов в случае расположения на таких земельных участках объекта недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного указанным организациям в безвозмездное пользование, на срок действия договора безвозмездного пользования объектом недвижимого имущества;
(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2023 N 1190)
и) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются юридическому лицу, заключившему в соответствии с решением Правительства Российской Федерации инвестиционный договор, в аренду без проведения торгов в случае, если такой инвестиционный договор предусматривает строительство объектов образования и науки, в том числе объектов кампусов.
(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 28.08.2023 N 1404)
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 настоящего постановления, должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования такого земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления.
Арендодатель обязан направить арендатору уведомление об отказе от указанного договора.
3. Предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
4. В случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.
4(1). Арендная плата устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в аренду по основаниям, предусмотренным подпунктами «ж» и «и» пункта 1 настоящего постановления, в размере 1 рубль на срок не более одного года.
(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2023 N 1190; в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2023 N 1404)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3.4. Постоянное (бессрочное) пользование
В советский период, в условиях существования исключительно государственной собственности на недвижимость, основной формой закрепления права владения и пользования землёй было право постоянного (бессрочного) пользования.
В дальнейшем в ходе земельной реформы подходы к закреплению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования пересматривались. Так, с даты введения в силу Земельного кодекса РФ в ст. 20 предусматривалось:
- в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казённым предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование более не предоставляются;
- ранее возникшее у граждан или юридических лиц право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется.
В дальнейшем после принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 171-ФЗ) нормы, регулирующие право постоянного (бессрочного) пользования, были исключены из ЗК РФ, что связано с исключением дублирования норм иными положениями ЗК РФ и ГК РФ.
В настоящее время в соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным);
- казённым предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Указанный перечень лиц, которым может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, является исчерпывающим, и законодатель предусмотрел, что не допускается предоставление указанным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, за исключением двух случаев:
- в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на срок до одного года (ст. 39.10 ЗК РФ);
- в случае заключения в отношении неделимого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, часть которых или помещения в которых принадлежат указанным лицам на праве оперативного управления, договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 39.20 ЗК РФ).
Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 137-ФЗ) было предусмотрено сохранение ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и обязанность лиц, для которых ЗК РФ более не предусмотрено предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, переоформить такое право на право аренды или приобрести земельные участки в собственность, а в ряде случаев – в безвозмездное пользование или на условиях сервитута, а именно закреплено:
- в рамках процедуры «дачной амнистии» граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно, при этом оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 закона № 137-ФЗ);
- юридическим лицам, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, вменена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, могут переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 (п. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ);
- юридическим лицам вменено в обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 01.01.2016 (п. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ).
При этом обозначенные в п. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ положения не распространяются на случаи, когда земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
- садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;
- организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками;
- гаражным потребительским кооперативам.
Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается. В то время как переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан и иным организациям, при которых были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, должно быть осуществлено до 01.01.2024.
Обязанность по переоформлению считается исполненной в случае государственной регистрации возникшего права собственности или заключённого договора аренды.
Нарушение обязанности по переоформлению в вышеуказанные сроки влечёт наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей (ст. 7.34 КоАП РФ). У публичных образований – собственников не переоформленных земельных участков при этом отсутствует право понуждать землепользователей к переоформлению в судебном порядке. Исковые требования о понуждении к заключению договоров купли-продажи или аренды таких участков суды оставляют без удовлетворения в связи с неправильно избранным способом защиты права [1] .
Не переоформленное после 01.07.2012 право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется и признаётся юридически действующим до его переоформления или регистрации отказа от него. Отказы в осуществлении кадастровых и регистрационных действий в отношении земельных участков или расположенных на них объектов недвижимости со ссылкой на недействительность права постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2012 являются незаконными. Также незаконными являются действия со стороны государственных органов и органов местного самоуправления по принудительному прекращению указанного права по мотиву пропуска срока на его переоформление.
Пропуск срока на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования не лишает правообладателя права требовать переоформления такого права на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность и до настоящего времени. Однако льготный порядок определения выкупной стоимости земельного участка, действовавший до 01.07.2012, распространятся на него уже не будет.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется по правилам, установленным главой 5.1 ЗК РФ, и оформляется соответствующим решением уполномоченного органа.
В соответствии с п. 5 ст. 39.14 ЗК РФ в случаях переоформления юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
Необходимо обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 53 ЗК РФ прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании заявления об отказе от такого права. При этом указанной статьёй предусматривается и сама процедура прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ввиду отказа от данного права, что не позволяет отождествлять данную процедуру с подачей заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренного п. 5 ст.
39.14 ЗК РФ.
В этой связи следует отметить, что подача заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком имеет своей целью обеспечение переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды, поскольку в настоящее время ни гражданским, ни земельным законодательством не предусматривается возможность принадлежности земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одному лицу на нескольких видах прав одновременно. В этой связи удовлетворение такого заявления возможно только при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду одновременно с заключением договора купли-продажи земельного участка или договора его аренды.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно в следующих случаях:
- при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ, а именно при:
– использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;
– невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
– невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
– неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
– создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных п. 11 ст. 55.32 ГрК РФ, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями;
- при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
[1] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2017 № Ф05-18117/2017 по делу № А41-5992/2017.