Лицензия на проведение предрейсовых медосмотров 2024

С 1 сентября 2024 года предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей можно будет проводить дистанционно. С этой даты вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ об изменении Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». А с 1 марта 2024 года появилось требование об отсутствии судимости для работников, занятых перевозкой пассажиров.

Рассказываем, что изменится в правилах проведения медосмотров и допуске водителей в 2024 году.

В этой статье:

  • Какие правила действуют до 1 сентября 2024 года
  • Кто может проводить медосмотры водителей в течение рабочего дня
  • Что такое медицинские изделия для дистанционного медосмотра
  • Как будет проводиться дистанционный медосмотр водителей
  • Когда нельзя проводить медосмотр дистанционно
  • Что еще изменилось в допуске водителей в 2024 году
  • Что в итоге

Какие правила действуют до 1 сентября 2024 года

Водители для допуска к грузоперевозкам и перевозкам пассажиров проходят обязательные медосмотры (ст. 23 Закона № 196 ФЗ в ред. ст. 2 Федерального закона 29.12.2022 № 629-ФЗ; п. 1 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.05.2023 № 266н):

  • предварительные — перед оформлением на работу;
  • периодические — не реже раза в два года;
  • предрейсовые — кроме водителей, работающих по вызовам экстренных оперативных служб, а также водителей воинских частей и правоохранительных органов;
  • послерейсовые, если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов;
  • медосмотры в течение рабочего дня (смены);
  • предсменные;
  • послесменные.

Предварительные и периодические медосмотры проводятся в лицензированных медицинских организациях. Их порядок утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня проводятся по правилам в Приказе Минздрава России от 30.05.2023 № 266н. Они распространяются на водителей, работающих по трудовому договору; ИП, занимающихся перевозками лично; физических лиц без статуса ИП, которым дано право работать на легковом такси.

Медосмотры граждан в процессе работы проводятся по алгоритму:

  • сбор жалоб;
  • визуальный осмотр;
  • выявление признаков опьянения;
  • измерение температуры, артериального давления и пульса;
  • тест на алкоголь алкометром;
  • исследование мочи на психоактивные вещества (ПАВ), если есть признаки опьянения, а алкометр показал отрицательный результат.

По результатам медицинский работник выдает медицинское заключение. В бумажном виде его оформляют как записи в журнале регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнале регистрации медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Медицинское заключение в электронном виде подписывается усиленной квалифицированной подписью (УКЭП) медработника (п.

20 Порядка № 266н).

С 1 сентября 2024 года разрешено проводить медосмотры водителей очно или дистанционно — при помощи специальных медизделий (п. 1 Порядка № 266н). До этой даты инспекторы надзорных ведомств и суды расценивали использование телемедицинских технологий для этих целей как нарушений требований к перевозкам (Постановление Третьего КСОЮ от 18.09.2020 № 16-2978/20).

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Кто может проводить медосмотры водителей в течение рабочего дня

Работодатель может заключить договор с лицензированной медицинской организацией или оформить себе медлицензию и принять медработника в штат (ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Независимо от того, какой вариант он выберет, привлекаемый им медик должен соответствовать определенным требованиям:

  • иметь высшее или среднее профессиональное медицинское образование;
  • состоять в штате работодателя или медорганизации, с которой работодатель заключил договор (п. 6 Порядка № 266н).

Если медработник проводит дистанционные медосмотры, то к нему предъявляются дополнительные требования по Постановлению Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 (п. 7-9):

  • специалист должен пройти программу повышения квалификации по вопросам проведения медосмотров с использованием автоматизированных медизделий в объеме не менее 36 часов;
  • сведения о медработнике должны быть внесены в ЕГИСЗ;
  • медику необходима подтвержденная учетная запись на Госуслугах, чтобы проходить аутентификацию перед медосмотром.

Если работодатель привлекает к медосмотрам работников сторонней медицинской организации, рекомендуем указывать все перечисленные требования в договоре с ней.

Что такое медицинские изделия для дистанционного медосмотра

Закон № 323 разрешает применение телемедицинских технологий для оказания медпомощи (п. 10 ст. 10). Это специальные программно-аппаратные комплексы (ПАК), которые обеспечивают:

  • информационное взаимодействие медика и пациента, а также медиков между собой;
  • идентификацию участников и подтверждение их личности;
  • запись действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.

Требования к специальным медизделиям приведены в Постановлении № 866 (п. 3). Во-первых, ПАК должны быть зарегистрированы в государственном реестре — это подтверждает безопасность их использования и применимость для целей медосмотров.

Во-вторых, ПАК должны выполнять необходимые функции:

  • точно идентифицировать личность работника, чтобы исключить возможность прохождения медосмотра другим лицом;
  • дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей и контролировать состояние их здоровья;
  • передавать видеоизображение;
  • хранить результаты медосмотров не менее 30 дней;
  • обеспечить соблюдение требований к обработке персональных данных.

Например, ПАК для дистанционных медосмотров может состоять из таких элементов, как:

  • ноутбук;
  • специальное ПО;
  • измерительный комплекс — само устройство для медосмотра;
  • манжета для исследования давления;
  • набор мундштуков;
  • блок питания и кабели;
  • инструкция по эксплуатации и (или) руководство пользователя.

В реестре Росздравнадзора зарегистрировано несколько ПАК для дистанционных медосмотров. Работодатели могут выбрать один из них.

Комплексы можно купить в собственность или взять в аренду.

Как будет проводиться дистанционный медосмотр водителей

Алгоритм удаленного освидетельствования работника схож с очным осмотром по Приказу № 266н, но имеет свои особенности (Постановление № 866):

  1. Перед началом обследования водитель подтверждает свою личность, чтобы исключить прохождение процедуры третьим лицом. Для этого используются его биометрические данные — например, видеоизображение, запись голоса. Если работодатель будет собирать и передавать их через медизделие, то с работника нужно взять письменное согласие (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Идентификацию водителей, которые не состоят в трудовых отношениях, обеспечивает медицинская организация.
  2. Медик осуществляет визуальный осмотр видимых кожных покровов работника. При помощи ПАК проводится термометрия, измерение давления и пульса, уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе. Все данные передаются автоматически медицинскому работнику. Кроме того, они архивируются и хранятся в памяти устройства.
  3. По результатам медик составляет электронное медицинское заключение, которое подписывает УКЭП.

Подключите тариф «Кадровая отчётность» в Экстерне

Если вы пользователь Экстерна, то возможности тарифа уже входят в вашу поставку

Водители, которые проходят медосмотры дистанционно, должны не реже двух раз в год направляться на очные химико-токсикологические исследования (ч. 11 ст. 46 Закона № 323-ФЗ в ред. ст. 1 Закона № 629-ФЗ).

Это делается, чтобы снизить вероятность допуска к управлению транспортными средствами лиц с химической зависимостью от наркотических и психотропных веществ.

Памятка по требованиям к дистанционным медосмотрам

  1. Медизделия подлежат государственной регистрации в порядке, установленном в РФ или ЕАЭС. Программное обеспечение устройств для удаленного медосмотра включено в Единый реестр российского ПО или Реестр ПО ЕАЭС.
  2. Медизделие должно обеспечивать визуальный осмотр водителя медработником, а также дистанционную передачу информации и возможность формирования электронных путевых листов.
  3. Программно-аппаратный комплекс с входящими в его состав средствами измерений подлежит поверке.
  4. Медицинский работник, проводящий дистанционный медосмотр, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Ему необходимо пройти повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в объеме не менее 36 часов. Подготовка подтверждается удостоверением.
  5. Медработник должен быть зарегистрирован в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Перед осмотром он проходит аутентификацию через Госуслуги.
  6. Медицинский осмотр фиксируется на видео. Записи о проведенных измерениях и их результатах должны храниться не менее 30 дней.
  7. Прохождение дистанционного медосмотра подтверждается медицинским заключением, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью медработника.
  8. Не реже двух раз в год работодатель направляет водителя, проходящего дистанционные медосмотры, на химико-токсикологические исследования. В обязательном порядке выявляется наличие или отсутствие опиатов, каннабиноидов, фенилалкиламинов (амфетамина, метамфетамина), синтетических катинонов, кокаина, метадона, бензодиазепинов, барбитуратов и фенциклидина.
Рекомендация  Как рассчитать сумму налога с продажи квартиры 2024

Когда нельзя проводить медосмотр дистанционно

Некоторые водители будут проходить оценку состояния здоровья только очно. Это работники, занятые на перевозках:

  • организованных групп детей — например, водители школьных автобусов;
  • опасных грузов;
  • по междугородним маршрутам дальностью от 300 км.

Для таких работников сохраняется порядок медосмотров по Приказу от 15.12.2014 № 835н.

Что еще изменилось в допуске водителей в 2024 году

С 1 марта 2024 года в Трудовом кодексе появилась статья с новыми требованиями к работникам транспорта (ст. 328.1 ТК РФ). С этой даты работодатель должен при приеме на работу водителя требовать от кандидата справку о наличии (отсутствии) судимости за определенные уголовные преступления — смотрите таблицу.

Правонарушения, при непогашенной судимости за которые сотрудник не допускается до управления транспортным средством

Водители легковых такси

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • грабеж;
  • преступления средней тяжести, тяжелые и особо тяжкие против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;
  • разбой

Водители автобусов, трамваев, троллейбусов и подвижного состава внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа

тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества

* Примечание. Для граждан стран-участниц ЕАЭС справку об отсутствии судимости выдает уполномоченный орган государства ЕАЭС. К ней прикладывается нотариальный перевод на русский язык.

Если преступления, указанные в таблице, совершит уже действующий водитель, то работодатель обязан отстранить его от работы при получении сведений от правоохранительных органов (ст. 328.1 ТК РФ). Сотрудник не допускается к управлению транспортом, пока не прекратится производство по уголовному делу, либо до вступления в силу приговора суда.

Если водитель осужден, то его увольняют.

До 1 сентября 2024 года водители обязаны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. С теми работниками, кто этого не сделает, трудовой договор расторгается по основанию в п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (ст.

2 Федерального закона от 11.06.2022 № 155-ФЗ).

Справка об отсутствии судимости требуется также для регистрации ИП, которые будут лично осуществлять перевозки. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 № 69 утвержден перечень видов деятельности, при которых ее нужно представить в ФНС. Документ также вступил в силу с 1 марта 2024 года, как и поправки в Трудовой кодекс.

Что в итоге

В 2024 году изменяются правила допуска к управлению автотранспортом и городским электрическим транспортом водителей — работников юрлиц и ИП, самостоятельно осуществляющих перевозки.

С 1 марта 2024 года им нужна справка об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления, указанные в ст. 328.1 ТК РФ. ИП сдают ее для регистрации. Кандидаты на трудоустройство предъявляют справку при приеме на работу.

Действующие работники сдают документ работодателю до 1 сентября 2024 года, или они будут уволены после этой даты по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

С 1 сентября 2024 года разрешаются дистанционные медосмотры водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа. Особенности их проведения утверждены Постановлением Правительства РФ № 866.

Водителям, которые будут проходить медосмотры дистанционно, не реже двух раз в год проводится очное химико-токсикологическое исследование для выявления наличия или отсутствия в организме психотропных и наркотических веществ. Направление будет выдавать работодатель.

Дистанционные медосмотры запрещены при перевозках организованных групп детей, опасных грузов и на международных маршрутах дальностью от 300 км.

Как провести и оформить медосмотр водителя без нарушений

Предрейсовый медицинский осмотр обязаны проводить все транспортные организации. Данные нужно фиксировать в путевом листе. Как это правильно сделать и что обращать внимание, рассказал эксперт проекта «Путевые листы и ГСМ».

Игорь Голдырев

Из статьи вы узнаете:

  • Зачем и кому нужен медосмотр
  • Проверять на своей территории или в больнице
  • Как проводить осмотр
  • Как сделать отметку в путевом листе

Зачем и кому нужен медосмотр

Медосмотр показывает, если ли у водителя проблемы со здоровьем, употреблял ли он алкоголь или наркотики. Это помогает предотвратить серьезные аварии на дорогах.

Предрейсовый медицинский осмотр обязателен для водителей, которые числятся в штате компании (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ) или занимаются постоянными разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Исключение — специалисты, которые управляют транспортными средствами экстренных оперативных служб (приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н).

Проверять на своей территории или в больнице

На крупных предприятиях система медосмотров отлажена. А вот небольшим фирмам сложно выполнить требования закона, т.к. не хватает средств на покупку спецоборудования, обустройство медкабинета или содержание квалифицированного медика в штате. Предлагаем разобрать несколько вариантов, которые подойдут и большим предприятиям, и ИП.

Заключить договор с медицинской организацией. У нее должна быть лицензия на проведение медосмотров. Если водителей в штате не много, они могут приезжать на осмотр в медицинскую организацию сами. Если много — работодатель договаривается с фельдшером больницы о медосмотре на своей территории. В таком случае на автопредприятии понадобится специальный кабинет, оборудование и др.

Подробнее об этом рассказываем ниже.

Устроить в штат медицинского работника. Осмотр водителей можно доверить штатному фельдшеру автопредприятия. Однако одного медобразования специалиста будет недостаточно.

Он должен пройти дополнительное обучение и получить сертификат с правом проводить медосмотры.

Самим получить лицензию на проведение медосмотров. Это требует денежных вложений на специальный медкабинет и оборудование. С другой стороны, автопредприятие сможет проводить медосмотры для других организаций и дополнительно зарабатывать.

Как проводить осмотр

Если медосмотры проходят на территории автопредприятия, работодателю нужно подготовить специализированный кабинет от 12 кв. м. с двумя комнатами: для отбора биологических образцов и самого медосмотра. Помещение должно иметь оборудование, которое прописано в Приложении № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

Рекомендация  Зачтется ли в выслугу лет служба в вс украины 2024

Проводить осмотры медработник должен тоже в определенном порядке (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н):

  1. Расспросить водителя о жалобах и недомоганиях.
  2. Провести визуальный осмотр.
  3. Проверить артериальное давление, пульс, температуру тела.
  4. Понять, есть ли у водителя алкогольная, наркотическая и другая интоксикация.

Если у врача возникают сомнения, он направляет шофера на дальнейшее обследование. От рейса водитель будет отстранен при учащенном пульсе, повышенном давлении, наличии в крови алкоголя и наркотиков.

Если водитель не пришел на медосмотр, отказался его проходить или уклоняется от этой процедуры, работодатель не имеет права выпустить его в рейс.

Как сделать отметку в путевом листе

Итоги обследования фиксируют в двух документах: журнале осмотров и путевом листе.

В путевом листе медработник указывает дату, время проверки, ставит подпись с расшифровкой (приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368). Штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» ставится, если этой фразы нет в бланке путевого листа (п. 16 Порядка проведения медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.14 № 835н).

Если водитель выходит в рейс без отметки врача в путевом листе, то надзорные органы в случае проверки выпишут штраф по ст. 11.32 КоАП РФ либо по ст. 5.27 и 12.32 КоАП РФ.

Новые правила медосмотров водителей с 1 сентября 2024 года

2023 год выдался невероятно урожайным на изменения требований в области эксплуатации транспорта организациями и ИП. Помимо новых требований к оформлению (формированию) путевых листов, корректировки правил оказания услуг такси, цифровизации договоров перевозки грузов, ряда других новаций, нужно освоить еще и новые требования к медосмотрам водителей транспортных средств, предъявляемые к работодателям с 1 сентября 2024 г. новой редакцией Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) и несколькими новыми подзаконными актами.

Виды медосмотров водителей

Разнообразные виды медосмотров водителей являются частью системы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.

Так, ТК РФ (ст. 328) позволяет работодателю (как организации, так и ИП) принять на работу сотрудника, чья трудовая функция будет непосредственно связана с движением транспортных средств только после обязательного предварительного медицинского осмотра. Его цель – определение соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

Затем – не реже одного раза в два года – лица, работающие в качестве водителей транспортных средств, должны подвергаться так называемым периодическим медосмотрам (п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ) в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

На постоянной основе работодатели обязаны обеспечивать проведение предрейсовых медосмотров. Они осуществляются в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Их должны проходить все водители за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

С 1 сентября 2024 г. соответствующая норма п. 3 ст. 23 Федерального закона №196-ФЗ уточняется и от прохождения предрейсовых медосмотров освобождаются наряду с вышеназванной категорией также водители транспортных средств воинских частей и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба или федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью, за которыми закреплены оперативно-служебные транспортные средства для выполнения служебных обязанностей.

Задача предрейсового медосмотра – выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Минтранс разъяснил, что обязательный предрейсовый медицинский осмотр работнику следует пройти перед рейсом, если его длительность более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

С 1 сентября текущего года появляется еще один вид медосмотров водителей – обязательные медицинское осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены) (п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2022 № 629-ФЗ)). Несмотря на слово «обязательный» в наименовании нового медосмотра, проводятся они в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя.

Цель – выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Таким образом, обязательной процедура будет для работника, если соответствующее решение примет работодатель, который, в свою очередь, может разработать свои правила и принципы, отталкиваясь как от обстоятельств, складывающихся в течение рабочего дня, дальности или сложности рейсов, от визуальной оценки состояния работника, так и от других значимых для работодателя и для безопасности дорожного движения факторов. Медосмотры работников в течение рабочего дня как таковые – это вообще новое слово в охране здоровья граждан.

Такой вид узаконен с 1 сентября этого года новой редакцией ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пп. 4.1 п. 2).

Отдельные категории водителей подлежат медосмотру и по окончании рейса. Так называемые послерейсовые медицинские осмотры обязательны в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. При этом не значимо, осуществляется перевозка груза по заказу или для нужд организации. Но пассажирами в данном контексте следует считать только лиц, перевозимых на основании договора перевозки или договора фрахтования (это вытекает из п. 2 ст.

20 Федерального закона № 196-ФЗ). Например, водитель директора организации не должен проходить послерейсовый медосмотр, поскольку он не перевозит пассажира, а «осуществляет перемещение лиц, кроме водителя».

Обратите внимание: в п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ относительно всех видов периодических и ежедневных медосмотров рефреном звучит, что им подвержены «лица в течение всего времени работы в качестве водителей транспортных средств». То есть, обязательны они для тех сотрудников, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя либо в должности с иным наименованием, но включающей водительские обязанности (т. е., тех, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией) (см., например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства), Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019 и др.).

Рекомендация  Когда может быть раскрыта адвокатская тайна 2024

К этому правилу не стоит относиться формально, пытаясь увидеть в нем возможность избежать мороки с медосмотрами, оформив водителей ландшафтными дизайнерами или не вступая с ними трудовые отношения: естественно значимы фактические обстоятельства, а не та видимость, которую пытался создать нерадивый наниматель.

Все обязательные медосмотры водителей проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ).

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обязательные предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры, медосмотры в течение рабочего дня (смены) в отношении водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, либо имеющими аналогичную квалификацию штатными медработниками работодателя и строго при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым) (п. 7 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 4 ст.

24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 6 Приложения к Приказу Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н (в период начиная с 01.09.2023), п. 8 Приложения к Приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (в период до 01.09.2023)).

П. 4 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ распространяет требование о прохождении обязательных медицинских осмотров на ИП в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

Обновленная нормативная база

Давайте обобщим, какими подзаконными актами установлены правила организации и проведения перечисленных нами выше медосмотров водителей с учетом грядущих осенью перемен:

Эти документы определяют требования к организации, проведению каждого из видов обязательных медосмотров, необходимые процедуры, входящие в их состав, правила оформления результатов и передачи их работодателю.

Кроме того, в части, не противоречащей новым НПА, применяется Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Новые методы проведения ежедневных медосмотров водителей

С 1 сентября 2024 г. допускается проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров и медосмотров, проводимых в течение рабочего дня (смены) с использованием, как гласит новый абз. 6 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, «медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья».

Другими словами, в эту сферу внедряются телемедицинские технологии: медосмотр может проводиться дистанционно без личного взаимодействия водителя с медработником.

Правовую основу для такого широкого шага вперед создал Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Он также вступает в силу с 01.09.2023.

Уже утверждено Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья», которое также заработает с началом осени.

Новые правила налагают серьезные требования как на медицинские организации, так и на работодателей в части идентификации личности работника, защиты его персональных данных, полноты и достоверности передаваемых дистанционно данных и т. д.

Технические решения для такой организации медосмотров имеются: в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано не менее 15 медицинских изделий только отечественного производства, которые способны обеспечить автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников. К таким медицинским изделиям, например, относятся Комплекс аппаратно-программный для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека по ТУ 26.60.12-001- 26540932-2019; Комплекс программно-аппаратный медицинского осмотра «Страж» по ТУ 26.60.12-002-75538036-2019; Автоматизированная система предсменных / предрейсовых (послесменных / послерейсовых) осмотров «АСПО» по ТУ 26.60.12-001-12425058-2018 и др.

Если применение телемедицинских технологий для ежедневных медосмотров водителей вас заинтересовало, не забывайте, что как минимум дважды в год в этом случае в отношении работника в очной форме должны проводиться химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 11 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред., действующей с 01.09.2023), абз. 8 п. 1 ст.

23 Федерального закона № 196-ФЗ (в ред., действующей с 01.09.2023), п. 11 Приложения к приказу Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н).

В то же время отметим, что возможность применения дистанционных медицинских технологий не отменяет традиционных предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров. И только работодателю решать, использовать ли право обращения к телемедицине или дальше действовать по старинке.

Более того, телемедицина неприменима, если речь идет о медосмотрах лиц, занятых на работах, связанных с организованной перевозкой групп детей или перевозкой опасных грузов, а также лиц, занятых на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 километров и более (абз. 6 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ в новой редакции).

Что еще нас ждет?

В скором времени произойдет замена нормативного акта, регулирующего порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников, включая водителей.

Ожидается, что с 1 марта 2024 г. эти вопросы начнет регулировать новый приказ Минздрава РФ, текст которого в настоящее время вынесен на общественное обсуждение на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru, ID проекта — 02/08/07-23/00139809).

В целом, подходы к этим видам медосмотров будущий документ не поменяет, в том числе, например, лица, управляющие наземными транспортными средствами, по-прежнему должны будут проходить периодические медосмотры 1 раз в 2 года, посещая офтальмолога и оториноларинголога. В настоящее время эти правила определяет п. 18 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утв. Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н.

«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальные решения для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку на пути перехода к обмену электронными документами с контрагентами.