Льготы и право на улучшение жилищных условий для чернобыльцев 2024

Статья 15. Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 — 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:

1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер компенсации проиндексирован. См. Справочную информацию.

3) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей;

Размер компенсации проиндексирован. См. Справочную информацию.

4) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, 6, 7, 9 — 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 2 части первой настоящей статьи. Кроме того, им гарантируются:

1) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;

2) преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и внеочередное приобретение садовых земельных участков и огородных земельных участков;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Льготы и право на улучшение жилищных условий для чернобыльцев 2024

Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения. Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 19.12.2016 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 26.05.2021 N 152-ФЗ)

Рекомендация  Имеет ли право ветеран труда на бесплатный проезд пригородными поездами 2024

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящим пунктом полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в части компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)

4) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;

5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

8) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное обеспечение земельными участками для строительства гаражей для собственных нужд, внеочередное приобретение садовых земельных участков и огородных земельных участков, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

10) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

11) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер компенсации проиндексирован. См. Справочную информацию.

12) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер компенсации проиндексирован. См. Справочную информацию.

13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

14) преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер компенсации проиндексирован. См. Справочную информацию.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 15 ч. 1 ст. 14 см. Постановление КС РФ от 08.02.2018 N 7-П.

15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы — 5 000 рублей;

инвалидам II группы — 2 500 рублей;

инвалидам III группы — 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2021 N 409-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За семьями, которым до 08.01.2019 была назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, сохраняется право на ее получение на условиях, установленных настоящим Законом (в ред. от 12.11.2018), до наступления оснований прекращения ее выплаты (ФЗ от 27.12.2018 N 535-ФЗ).

Размер пособия проиндексирован. См. Справочную информацию.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 206-ФЗ, от 27.12.2018 N 535-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае гибели (смерти) граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям, на которых при жизни погибшего (умершего) распространялось право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с пунктом 13 части первой настоящей статьи, гарантируется право на указанную компенсацию до достижения ими 14-летнего возраста.

(часть пятая введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 535-ФЗ)

Льготы и право на улучшение жилищных условий для чернобыльцев 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2024 г. N 258 “Об утверждении Правил обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, участников ликвидации последствий таких аварий и приравненных к ним лиц”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2024 г. N 258 “Об утверждении Правил обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, участников ликвидации последствий таких аварий и приравненных к ним лиц”

21 февраля 2024

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, участников ликвидации последствий таких аварий и приравненных к ним лиц.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 февраля 2024 г. N 258

Правила
обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, участников ликвидации последствий таких аварий и приравненных к ним лиц

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, участников ликвидации последствий таких аварий и приравненных к ним лиц, которым предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями предусмотрено за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (далее — граждане).

2. Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется в форме предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой за счет средств федерального бюджета удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), или предоставления жилого помещения по договору социального найма, которое в соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» субъект Российской Федерации на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе использовать в целях обеспечения жилыми помещениями граждан.

Рекомендация  Как обжаловать незаконные действия судьи 2024

3. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта случаев.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам во внеочередном порядке в случаях, если они имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Состав семьи гражданина для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 17 и подпунктами «а» — «в» пункта 17 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

5. Для определения нормы предоставления жилого помещения применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения, установленные пунктом 16 и абзацами первым — третьим пункта 16 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для граждан, указанных в подпункте «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

6. Если в результате определения в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, она составит менее учетной нормы площади жилого помещения, подлежащей применению в населенном пункте, в котором предоставляется жилое помещение, на гражданина и каждого члена его семьи, обеспечение жилыми помещениями таких граждан осуществляется в форме предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой за счет средств федерального бюджета удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

7. В случае невозможности предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма общей площадью жилого помещения в размере, не превышающем определенный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, может превышать размер общей площади жилого помещения, определенный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, но не более чем на 9 квадратных метров.

8. При согласии гражданина размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, может быть меньше размера общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, но не менее учетной нормы площади жилого помещения, подлежащей применению в населенном пункте, в котором предоставляется жилое помещение, на гражданина и каждого члена его семьи.

9. Порядок предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Обзор документа

Урегулировано обеспечение жильем граждан, которые пострадали из-за радиационных аварий и катастроф и участвовали в ликвидации их последствий.

Предусмотрены выдача жилищных сертификатов и предоставление жилья по договору соцнайма. В частности, сертификат выдается, если положенная площадь меньше учетной нормы в соответствующем населенном пункте. В случае предоставления жилья фактическая площадь может превышать положенную не более, чем на 9 кв. метров.

При согласии гражданина фактическая площадь может быть меньше положенной, но не менее учетной нормы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Жилищный сертификат чернобыльцам

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад, однако до сих пор многие ликвидаторы и другие чернобыльца не воспользовались положенной им возможностью по улучшению жилищных условий при помощи специального сертификата. Эта государственная программа до сих пор остается активной. Как можно получить такой сертификат и какие есть особенности у процедуры – читайте в данной статье.

Понятие жилищного сертификата чернобыльцам

Программа государственной поддержки, в рамках которой чернобыльцам предоставляется сертификат, известна очень немногим. Рассмотрим несколько основных ее особенностей:

  • Сертификат является именным. Он принадлежит только заявителю, однако при расчете суммы сертификата учитываются и члены его семьи.
  • Данный документ выдается только для улучшения жилищных условий. Например, для покупки квартиры. Подробнее о вариантах использования см.ниже.
  • Сертификат оформляется на бумаге. Этот документ имеет все характерные для любой официальной бумаги элементы, включая сюда подписи и печати.
  • Не допускается нецелевое использование сертификата. Например, его не получится обналичить. При выявлении попытки провести фиктивную сделку с целью получения денег сертификата наличными последует отказ.
  • Суммы сертификата практически никогда не бывает достаточно для полной оплаты нового жилья. Почти всегда требуется использовать заемные средства или личные сбережения для доплаты.
  • Многие продавцы-физические лица отказываются продавать жилье, как только узнают, что оплата будет производиться при помощи сертификата. Решить эту проблему можно при помощи ипотечного кредитования. Кроме того, на оплату сертификатом охотно соглашаются застройщики (при приобретении квартир в новостройках).

Как можно использовать сертификат

Сертификат позволяет получить льготы на жилье (дополнительную сумму для приобретения подходящей недвижимости). Существует несколько основных вариантов использования такого документа:

  • Ипотечный кредит. Самый распространенный вариант. При помощи сертификата можно погасить часть долга. Актуально как для уже действующих кредитов, так и для недавно оформленных (специально под данную программу).

Сертификат нельзя использовать для погашения автокредита или потребительского кредита, даже если последний так или иначе использовался для приобретения жилья.

  • Приобретение квартиры. Еще один распространенный вариант – прямая покупка квартиры при помощи личных накоплений и сертификата. Можно использовать для сделок на первичном или вторичном рынке, но чаще всего приобретается жилье в новостройках.
  • Приобретение дома. При помощи сертификата можно приобрести не только квартиру, но и отдельный частный дом. Общие принципы тут аналогичны описанным выше.

Кто имеет право?

На получения чернобыльского сертификата имеют право следующие лица:

  • Жертвы аварии, получившие серьезную дозу радиации.
  • Ликвидаторы аварии.
  • Лица, которые занимались эвакуацией населения.
  • Военнослужащие, проходящие службу в зоне заражения.
  • Строители, которые занимались возведением защитного саркофага.
  • Переселенцы из зоны заражения, включая сюда даже детей, которые были зачаты, но на момент переселения еще не родились.
  • Другие лица, пострадавшие при аварии и имеющие документы, которые это подтверждают.

Требования к заявителю

Для того, чтобы заявитель мог стать участником рассматриваемой государственной программы одного статуса чернобыльца недостаточно, должны выполняться еще и следующие условия:

  • Заявитель является гражданином РФ.
  • Ранее не была получена аналогичная государственная помощь.
  • Заявитель имеет статус малоимущего.
  • Заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.
  • У заявителя есть накопления, позволяющие доплатить за жилье после получения сертификата или возможность оперативно оформить ипотечный кредит.
  • Не было выявлено фактов, указывающих на намеренное ухудшение условий проживания с целью стать участником данной программы.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Некоторые граждане, которые хотят участвовать в программе, но не могут из-за того, что их жилье достаточно комфортное и не требует замены, пытаются обманным путем формально ухудшить условия жизни. Для этого, например, в квартире могут прописать различных родственников, чтобы общая площадь жилья была ниже положенного уровня.

Существуют нормативные показатели по площади квартиры в зависимости от того, сколько человек в семье заявителя. Например, если он один, то ему положено жилье площадью 33 кв.м. А если семья состоит из 4-х человек, то на каждого из должно приходиться не менее 18 кв.м. общей (но не жилой) площади.

В данном примере это уже 18*4=72 кв.м.

Факты намеренного ухудшения достаточно быстро и просто выявляются. Сразу после этого заявителю выдают отказ в участии в программе помощи от государства и, дополнительно, запрет на участие в данной программе сроком на 5 лет.

Сколько стоит квадратный метр по сертификату?

Один из самых важных «параметров» сертификата – это сумма, которую можно получить. Она не является фиксированной и зависит сразу от нескольких показателей:

  • Площадь существующего жилья.
  • Требуемая площадь квартиры с учетом действующих нормативов.
  • Разница между существующей и желаемой жилплощадью.
  • Стоимость квадратного метра жилья на рынке.
  • Срок нахождения в очереди для получения сертификата.

Пример:У семьи из 4-х человек есть квартира площадь 20 кв.м. По нормативам им положено жилья площадью 72 кв.м. Разница составляет 52 кв.м. Рыночная стоимость 1 кв.м. составляет около 40 тысяч рублей в регионе нахождения недвижимости. Семья находилась в очереди более 10 лет, ожидая сертификат, а значит может претендовать на 70% от высчитанной суммы.

Значит по сертификату будет получено 1456000 рублей.

В некоторых случаях бывает сложно определить рыночную стоимость 1 кв.м. Для этого необходимо просмотреть все предложения о продаже похожего жилья примерно в том же районе, где находится квартира заявителя. Достаточно отобрать 3-5 наиболее похожих предложений и высчитать среднюю цену.

Пример:Предположим, что в районе нахождения квартиры заявителя есть 3 очень похожие квартиры площадью 15, 22 и 25 кв.м. Они продаются по цене 1500000, 2000000 и 2500000 рублей соответственно. Стоимость квадратного метра составит 100000, 90900 и 100000 рублей соответственно.

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. составит 96966 рублей.

В большинстве случаев полученную стоимость 1 кв.м. округляют. Нередко также применяются специальные корректирующие коэффициенты, которые могут как снижать цену (если рассматриваемый аналог откровенно лучше существующего жилья) или повышать ее (если имеющаяся квартира явно лучше аналога).

Как получить?

Для того, чтобы получить сертификат, можно обращаться в местную администрацию, отдел социальной защиты и так далее. Самый простой и наиболее актуальный вариант – направить заявление в МФЦ (Мои документы). Сотрудники этой организации выступают в качестве посредником между заявителями и государственными структурами.

Рекомендация  Как получить удостоверение ветерана боевых действий 2024

Они владеют всей необходимой информацией и именно поэтому могут грамотно проконсультировать и дать нужные разъяснения.

Порядок получения сертификата

Предложенный ниже порядок действий предполагает, что заявитель будет обращаться в МФЦ (Мои документы). Следует учитывать, что у организации есть свои недостатки: сравнительно большие очереди в выходные дни и немного более длительный срок рассмотрения заявлений (от 3 до 7 дней дольше, чем при прямом обращении).

  1. Провести оценку финансового состояния для получения статуса малоимущего. Без него нет смысла даже пытаться пробовать получить сертификат. Если у заявителя нет такого статуса, это значит, что он является достаточно состоятельным для того, чтобы самостоятельно приобрести более подходящее жилье. На практике, сумма дохода должна быть на уровне или ниже прожиточного минимума. Причем в расчет берется не только сам заявитель, но и все члены его семьи (их доходы и их прожиточный минимум).
  2. Обратиться в МФЦ (Мои документы) и получить статус малоимущего. Для этого потребуются определенные документы (см.ниже).
  3. Обратиться еще раз в МФЦ для постановки на учет с целью улучшения жилищных условий (получения сертификата).
  4. Предоставить документы и написать заявление.
  5. Пройти проверку комиссии. Будет осматриваться жилье заявителя, условия проживания и другие особенности.
  6. Стать в очередь для получения сертификата.
  7. Дождаться своей очереди и получить данный документ.
  8. Использовать сертификат для покупки жилья или погашения части долга по кредиту.

Требуемые документы

При обращении в МФЦ (Мои документы), понадобятся следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя и всех членов его семьи. Если у несовершеннолетних лиц, являющихся членами семьи, еще нет паспорта, можно предоставлять свидетельства о рождении.
  • Свидетельства о браке или разводе (если есть и актуально).
  • Удостоверение, показывающее, что заявитель является чернобыльцем. Его можно получить в Министерстве труда.
  • Справка о составе семьи.
  • Справка из УК (управляющей компании) или ЖЭКа о наличии или отсутствии долгов за коммунальные платежи.
  • Правоустанавливающие документы на существующую недвижимость (если она есть).
  • Договор социального найма или договор аренды, если у заявителя нет своей квартиры/дома.
  • Справка о доходах. Обычно – 2-НДФЛ, но могут понадобиться и другие дополнительные документы, показывающие финансовое состояние заемщика.
  • Трудовая книга заемщика и тех членов семьи, у которых она есть. Если заявитель работает (и трудовой книги у него на руках нет), можно сделать копию и заверить ее у руководителя фирмы, в которой работает человек.
  • Справка об инвалидности (если актуально).
  • Пенсионное удостоверение (если актуально).
  • Акт обследования жилья, который выдается после изучения имеющейся у заявителя недвижимости.

Заявитель может не оставлять у себя ту квартиру, в которой он проживал до получения сертификата, а передать ее государству. Благодаря такой схеме сумма, полученная по сертификату, будет существенно выше, ведь в расчет будет приниматься общая площадь нужного жилья, без корректировки на площадь имеющейся квартиры.

Возможные расходы и сроки оформления

Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет. Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:

  • Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.
  • Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
  • Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.

Примерные сроки на оформление сертификата:

  • Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
  • Срок получения решения: от 3 дней.
  • Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года. Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.
  • Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.

Следует учитывать, что срок нахождения в очереди нигде и никем не регулируется. Заявитель может находиться в ней как 1-2 года, так и несколько десятилетий. Все зависит от того, сколько человек перед ним в очереди и в каких объемах выделяют финансирование на данную программу в регионе подачи заявки.

Если не успеть использовать сертификат вовремя, он перестает быть действительным и все придется начинать заново. Включая сюда и ожидание в очереди с самого начала.

Обычная и льготная очередь

Так как в год сертификаты получает 100-500 человек (зависит от региона), а желающих тысячи, формируется огромная очередь. Она разделяется на две: обычную и льготную. Во вторую входят собственники квартир в аварийных домах и хронические больные лица.

Если у заявителя есть возможность попасть в льготную очередь – лучше так и сделать, так как выделяемые из бюджета средства сначала распределяются на нее и только потом, если что-то осталось, получает обычная очередь.

Как узнать свое место в очереди и зачем

Место в очереди нужно знать по следующим причинам:

  • Своевременное получение сертификата. Когда подходит очередь заявителя, рекомендуется увеличить частоту проверок для того, чтобы узнать о моменте получения сертификата как можно быстрее. Формально, об этом должны предупреждать специальным уведомлением, однако на практике уведомление может сильно запаздывать. При этом, срок действия в три месяца остается неизменным.
  • Своевременная реакция на исключение из очереди. В некоторых случаях заявителя могут просто исключить из очереди. Причина может быть как вполне адекватной, так и быть ошибкой. Во втором случае у заявителя есть всего 3 месяца на то, чтобы восстановиться в очереди. А уведомление об исключении может прийти слишком поздно. Так что, если по результатам проверки приходит сообщение о том, что заявитель в очереди не найден, нужно немедленно начинать процедуру восстановления. Если не успеть все сделать вовремя, высока вероятность, что заявитель будет вынужден начинать все с самого начала.
  • Приблизительная аналитика движения очереди. Регулярно отслеживая динамику движения очереди можно приблизительно представлять, когда наступит срок заявителя.

Пример:Если заявитель является 10000 в очереди, а в год очередь подвигается, в среднем, на 500 человек, то очередь заявителя наступит приблизительно через 10000/500=20 лет.

По какой причине могут отказать в выдаче сертификата и что при этом делать

При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:

  • Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
  • Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
  • Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
  • Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.

Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.

Процедура получения жилищного сертификата чернобыльцами достаточно сложная и длительная, особенно без помощи опытного юриста. На бесплатной консультации квалифицированный специалист расскажет об основных особенностях и важных моментах, которые нужно учитывать при подаче заявления. Он также может представлять интересы клиента при обращении в МФЦ, государственные структуры или даже в суд.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;