Легализация самовольной постройки 2024

К самострою законодательство относит строение, возведенное без разрешений, либо с нарушением обязательных требований. При определенных условиях можно легализовать самовольно построенный объект, т.е. на законных основаниях ввести его в эксплуатацию, поставить на учет в кадастре. Приоритетным вариантом легализации по ГК РФ является обращение в суд, однако в отдельных случаях возможно прохождение административной процедуры.

Если не узаконить самострой, придется исполнить предписание или решение о сносе.

Читайте, по каким признакам можно определить самострой, как его легализовать в судебном или административном порядке, какие документы нужны собственнику.

Что такое самострой: определение по закону

Возведение объектов кап. строительства осуществляется на основании норм ГрК РФ, иных нормативных актов, сводов правил (СП). Как минимум, застройщику нужно заказать изыскания и проектную документацию, пройти экспертизу, получить разрешение в органах стройнадзора. Если не выполнить указанные требования, здание будет считаться незаконной постройкой.

Его эксплуатация будет запрещена, а при выявлении таких фактов может наступить административная или уголовная ответственность.

Правовое понятие самовольной постройки (самостроя) можно найти в ст. 222 ГК РФ. Ею может быть признано строение (сооружение, здание), если:

  • строительство осуществлялось на чужом участке, т.е. у застройщика не было прав на землю;
  • статус и виды землепользования участка не допускали строительство недвижимости, либо содержали специальные ограничения;
  • застройщик не получал разрешения, не проходил согласования, экспертизы или иные обязательные процедуры;
  • при возведении здания были нарушены строительные и градостроительные правила.

На конкретном участке или объекте могут одновременно выявляться все перечисленные признаки самостроя. Это значительно осложнит процесс легализации, либо сделает его невозможным.

Разъяснения эксперта . Самострой – это целый объект, возведенный с нарушением закона. Также часто встречаются варианты с несогласованной реконструкцией, при которой меняются первоначальные параметры существующего здания. Ее тоже можно узаконить, чтобы избежать штрафных санкций, взыскания ущерба. Например, это может потребоваться при возведении пристроек, дополнительных этажей.

При узаконивании необходимо подтвердить соответствие строительным правилам и нормам безопасности, отсутствие угроз для несущей способности конструкций.

Как выявляются и подтверждаются признаки самостроя

В большинстве случаев застройщик изначально знает о том, что возвел самострой. Например, начиная работы без разрешения Госстройнадзора или на чужом участке, невозможно не знать о нарушениях. Также признаки и наличие самовольной постройки может быть выявлено:

  • надлежащим собственником участка, который увидит на своей земле чужое здание;
  • контролирующими и надзорными ведомствами (например, такой факт может быть установлен в ходе проверок органа стройнадзора);
  • иными заинтересованными лицами, т.е. гражданами и организациями (например, при получении разрешения на строительство может выявляться наличие на участке незаконно возведенного здания).

Самовольность постройки может устанавливаться на этапе ввода в эксплуатацию. Например, застройщик изначально может иметь проект и разрешение на строительство, но отступить от их требований при проведении работ. Также подрядчик может нарушить предписания проекта в части строительных норм и правил, требований пожарной и иной безопасности. При таких обстоятельствах заявителю вынесут отказ в приемке здания, а оно будет считаться самостроем.

Добиться ввода в эксплуатацию можно будет разными схемами – устранением допущенных нарушений, обжалованием незаконных предписаний, легализацией самостроя.

Список полезных документов

Документы для скачивания:

№ п/п Документ Ссылка
1 Образец заявления о выдаче разрешения на строительство Скачать
2 Образец выписки ЕГРН Скачать
3 Образец технического плана Скачать
4 Образец технического паспорта Скачать
5 Образец заявления о проведении кадастрового учета Скачать
6 Административный регламент кадастрового учета Скачать
7 Проект перепланировки Скачать
8 Образец заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию Скачать

Что может сделать собственник участка с самостроем

Независимо от признаков выявленного самостроя, владельцу здания придется предпринимать определенные действия. Это может быть:

  • исполнение предписаний и решения о сносе самовольной постройки;
  • обжалование отказа во вводе в эксплуатацию, решений о сносе;
  • легализация самостроя в административном порядке или через судебные инстанции.

Пока объект считается самостроем, его нельзя эксплуатировать по прямому назначению. Также несогласованные постройки невозможно поставить на учет в кадастре. Это лишает возможности распоряжаться недвижимостью по гражданским сделкам (сдача в аренду, продажа и т.д.).

Поэтому застройщик, вложивший собственные деньги в строительство, наверняка будет заинтересован в легализации самостроя.

Особенности исполнения решений о сносе самостроя

Нельзя гарантировать положительный результат в легализации самостроя. Ряд нарушений строительных правил и норм безопасности сложно или невозможно устранить. Надлежащий владелец участка может требовать освобождения земли от незаконно возведенного строения, и такое требование нельзя оспорить.

Поэтому в ряде ситуаций придется исполнять решение о сносе.

Требование о сносе может быть указано в решениях органов власти и межведомственных комиссий, в судебных актах. Чтобы выполнить указанные решения, нужно:

  • заказать проект на демонтаж или снос объекта (подробнее об этом читайте в нашем предыдущем материале );
  • уведомить орган власти или уполномоченное ведомство о начале и завершении работ;
  • освободить участок от конструкций.

Обращаем внимание, что на ликвидацию и снос самостроя не нужно заказывать акт обследования у кадастрового инженера. Этот документ нужен для снятия с кадастрового учета недвижимости, сведения о которой есть в ЕГРН. Самострой изначально не числится на учете в кадастре.

Штрафы и привлечение к ответственности

Строительство без разрешений или с нарушением обязательных правил всегда повлечет ответственность. Это может быть:

  • наказание по ст. 9.5 КоАП РФ (для организаций штраф составит от 500 000 до 1 000 000 рублей, либо приостановление деятельности);
  • возмещение ущерба, причиненного виновными действиями;
  • административная ответственность за нарушение отдельных правил проведения строительных работ (по региональному или федеральному законодательству).

Если в ходе возведения или эксплуатации самостроя причинен вред людям, это может повлечь и уголовную ответственность.

Разъяснения эксперта . В спорах о сносе самостроя можно защищаться. Например, ответчик может указывать на отсутствие основания для предъявления таких требований, представлять доказательства о соответствии строительным нормам. По таким вопросам есть как положительная, так и отрицательная судебная практика.

О примерах работ по легализации самостроя или реконструкции читайте на сайте «СМВ Групп» .

Легализация самовольных построек: алгоритм действия собственника

Общий порядок легализации самостроя детализирован в ст. 222 ГК РФ. В частности, она отдает приоритет обращению в суд. Административная легализация возможна только в отдельных случаях, предусмотренных законодательством.

Если вам предстоит проходить указанные процедуры, рекомендуем воспользоваться услугами «СМВ Групп». Мы предлагаем:

  • оценку основания для отнесения объекта к самовольной постройке, в том числе обследования;
  • оформление документов, которые нужны для обращения в суд или иные ведомства;
  • сопровождение процедур легализации, в том числе представительство интересов в судебном процессе;
  • оформление документов для постановки объекта на учет в кадастре.

Исходя из ситуации, к работе будут привлечены проектировщики, кадастровые инженеры, юристы и иные специалисты «СМВ Групп». Подробнее об условиях сотрудничества можно узнать у экспертов.

Какие документы нужны и где их заказать

Единый список документов, который может потребоваться для легализации, законодательством не утвержден. Вот примерный перечень, который применяется на практике:

  • заявление в региональную или местную комиссию по выявлению (пресечению) незаконного строительства;
  • административный иск в суд;
  • правоподтверждающий документ на землю (договор аренды, постановление о выделении участка, выписка ЕГРН и т.д.);
  • заключение о техническом состоянии здания и конструкций, соответствии строительным нормам;
  • экспертное заключение для суда;
  • технический план (для постановки объекта на учет в кадастре).

Проектная документация на самострой не нужна, так как объект уже построен. Но если нужно проведения работ для устранения предписаний, то на них оформляется отдельный проект. Заказать его можно у проектировщиков «СМВ Групп».

Куда обращаться для легализации самостроя

В процессе легализации самовольной постройки владельцу здания придется обращаться:

  • в суды по месту нахождения объекта;
  • в региональные и местные комиссии, инспекции по недвижимости;
  • в проектную организацию;
  • к кадастровому инженеру, имеющему аттестат о квалификации;
  • в Росреестр для постановки недвижимости на учет.

Для постановки здания на технический учет необходимо обратиться в учреждение БТИ. После проведения первичной инвентаризации будет оформлен техпаспорт, иные учетно-технические документы.

Внесение изменений в сведения ЕГРН

Для легализации самостроя в комиссионном порядке или через суд нужно доказать:

  • что здание было возведено на участке, принадлежащем застройщику (либо наличие разрешения на использование земли под указанные цели);
  • что параметры объекта соответствуют градостроительной документации, ГПЗУ, правилам застройки;
  • что характеристики здания и его конструкций полностью соответствуют нормам безопасности (строительной, пожарной, санитарной и т.д.);
  • что самовольная постройка не нарушает прав и интересов иных лиц.

Соответствие требования безопасности подтверждается заключением. Это документ будет нужен при обращении в комиссию или суд.

Итоговым этапом легализации будет подготовка техплана, передача его в Росреестр . Ведомство поставит здание на учет как объект недвижимости, присвоит ему номер в кадастре. Сведения об учтенном здании будут внесены в ЕГРН. С этого момент самострой считается узаконенным.

Разъяснения эксперта . Основные нормы безопасности для зданий указаны в Законах № 384-ФЗ и № 123-ФЗ. Техплан для Росреестра заполняется в соответствии с Приказом № П/0082. Если вы заказываете документы в «СМВ Групп», они будут полностью соответствовать нормам законодательства.

Стоимость услуг по легализации самостроя

На начальном этапе сотрудничества будет проведен анализ ситуации, чтобы выбрать вариант легализации самостроя. На общую стоимость услуг могут влиять следующие факторы:

  • схема узаконивания, которая отвечает интересам заказчика;
  • вид, характеристики и местоположение самовольной постройки;
  • перечень документов, которые необходимо подготовить для легализации;
  • список нарушений, указанных в предписании или решении, которые предстоит устранить.

Ориентировочные цены на услуги и работы «СМВ Групп» мы указали в таблице ниже.

№ п/п Услуга, документ Предварительная стоимость
1 Оформление проекта и технического заключения на перепланировку от 25 000 руб.
2 Оформление технических паспортов от 30 000 руб.
3 Кадастровые работы с оформлением технического плана от 10 000 руб.
4 Техническая инвентаризация от 20 000 руб.
5 Сопровождение ввода объекта в эксплуатацию от 15 000 руб.

Кейс «СМВ Групп»

Кейс 1. В 2022 году был легализован магазин, возведенный без разрешения в Московской области. Заключение и техплан, оформленные по договору с «СМВ Групп», подтвердили безопасность работ, соответствие всем строительным нормам. Заказчик не только смог ввести объект в эксплуатацию, но и избежал взыскания штрафа на сумму от 500 000 рублей.

На основании договора для легализации самостроя (магазин) были оформлены документы:

  • заключение о состоянии здания и конструкций, соответствии нормам безопасности;
  • технический план;
  • административный иск в суд.

В общей сложности процесс оформления документов и прохождение обязательных процедур (суд, Росреестр) занял 4 месяца. Это вполне приемлемый срок для столь сложных ситуаций.

Кейс 2. В 2021 году была проведена легализация самовольно построенного складского сооружения. При поддержке проектировщиков и инженеров «СМВ Групп» было доказано соответствие нормам строительной и пожарной безопасности. После прохождения судебной процедуры и учета в Росреестр, заказчик смог приступить к эксплуатации сооружения с доходом от 2 000 000 рублей в год.

При обследовании сооружения не было выявлено нарушений норм пожарной и строительной безопасности. Этот факт был подтвержден заключением, техническим планом. Так как для легализации пришлось обращаться в суд, вся процедура заняла около 3 месяцев.

На заключительном этапе Росреестр поставил сооружение на учет как объект недвижимости.

Выводы

  • Легализация самостроя – это комплекс процедур, пол итогом которым самовольная постройка будет поставлена на учет как объект недвижимости.
  • Легализация может предусматривать обжалование решений о сносе, прохождения узаконивания через комиссии и суды.
  • В состав документов для легализации может входить заключение о состоянии здания и конструкций, правоподтверждающая документация на участок, технический план.
  • Итогом легализации будет внесение в ЕГРН сведений о новом объекте недвижимости.

FAQ

В чем суть легализации самостроя?

Процедура заключается в подтверждении законности возведения здания, соответствия нормам безопасности. После этого самострой поставят на учет в ЕГРН как объект недвижимости.

Где проходит легализация самостроя?

Исходя из ситуации, для этого нужно обращаться в региональные или местные комиссии при органах власти, либо в судебные инстанции. От варианта процедуры будет зависеть и общий срок легализации.

Какой срок легализации самостроя?

Если процедура осуществляется в судебном порядке, то легализация может занять несколько месяцев. В комиссионном порядке, если это допускается законом, узаконивание занимает 1-2 месяца.

Список источников

  • Градостроительный кодекс РФ (скачать)
  • Гражданский кодекс РФ (скачать)
  • Закон № 384-ФЗ (скачать)
  • Закон № 123-ФЗ (скачать)
  • Закон № 218-ФЗ (скачать)
  • Приказ № П/0082 (скачать)

Снести нельзя признать право собственности

3 августа 2018 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”» в части уточнения положений о самовольных постройках (далее – Закон № 339-ФЗ) и Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).

Читайте также
Самовольные постройки обрели шанс на легализацию – мера по их сносу будет крайней

Президент подписал пакет поправок в законодательство, регламентирующих вопросы правового статуса и дальнейшей судьбы самовольных построек

08 августа 2018 Новости

Нововведения Закона № 339-ФЗ во многом закрепляют достижения судебной практики последних лет и направлены на стимулирование добросовестного поведения участников отношений и «легализацию» объектов самовольного строительства в случаях, когда это не нарушает права третьих лиц и общественные интересы. Положения Закона № 340-ФЗ, касающиеся отношений по самовольному строительству, связаны в основном с изменениями процедурного регулирования.

Основные новеллы законов состоят в следующем.

Фактически вводится фигура добросовестного застройщика

Если лицо не знало и не могло знать о действии установленных законом ограничений по использованию земельного участка, то принадлежащая ему постройка, возведенная с нарушением таких ограничений, не является самовольной. Такое лицо в тексте Закона № 339-ФЗ прямо именуется собственником соответствующего объекта, а не «лицом, осуществившим самовольную постройку».

Вводится механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями

Раньше закон предусматривал два варианта судьбы самовольной постройки: снос или признание права за лицом, имеющим титул на земельный участок. В то же время на практике встречались ситуации, когда суд не считал справедливым принять решение ни о сносе, ни о признании права собственности на самовольную постройку и отказывал в удовлетворении обоих – основного и встречного требований, «подвешивая» ситуацию.

Закон № 339-ФЗ закрепляет возможность принятия судом (или в определенных случаях органом местного самоуправления) решения о сносе либо о сносе или приведении постройки в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом («установленные требования»).

При этом, как следует из положений Закона № 340-ФЗ, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, определенном гл. 6 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, законодательно вводится еще одно основание для легализации постройки – исполнение решения о приведении ее в соответствие с установленными требованиями (новый п. 3.2 ст. 222 ГК РФ в редакции Закона № 339-ФЗ).

Кроме того, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями является новым основанием для признания права собственности на нее по иску собственника земельного участка или лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями принимается органами местного самоуправления

Законодатель модифицирует систему оснований для принятия решения о сносе в отношении самовольных построек, сужая в целом сферу «административного сноса». Так, органом местного самоуправления может быть принято:

  • решение о сносе в случае:
    а) возведения постройки при отсутствии необходимых в соответствии с законом правоустанавливающих документов;
    б) возведения постройки с нарушением вида разрешенного использования (далее – ВРИ) на земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования;
  • решение о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями в случае возведения постройки с нарушением ВРИ земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает такого строительства, или в случае отсутствия разрешения на строительство.

Как отмечалось, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции. При этом остается неясным, каким образом будет производиться приведение в соответствие с установленными требованиями постройки, возведенной без обязательного разрешения на строительство в отсутствие иных нарушений.

Важно отметить, что законодатель выводит из-под действия административного порядка принятия решения следующие объекты:

  • постройки, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;
  • объекты, права на которые уже зарегистрированы в ЕГРН и/или признаны судом либо по которым ранее судом было отказано в сносе;
  • объекты, созданные до 14 мая 1998 г., которые могут быть признаны самовольной постройкой в связи с отсутствием разрешения на строительство;
  • объекты, построенные до вступления в силу Земельного кодекса РФ;
  • многоквартирные, жилые или садовые дома, а также созданные до 1 сентября 2019 г. на дачных и садовых участках жилые дома и жилые строения.

Вместе с положением о невозможности принятия решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями объектов индивидуального жилищного строительства, предусмотренным п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в редакции Закона № 339-ФЗ, такие законодательные ограничения представляются особенно важными в связи с появлением новой санкции в виде принудительного изъятия земельного участка у собственника, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, одностороннего отказа от договоров аренды и ссуды земельных участков и возможным установлением административного штрафа (проект федерального закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)», принятый в первом чтении Государственной Думой).

Устанавливается возможность изъятия земельного участка, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды, ссуды земельного участка, если в отношении самовольной постройки на нем не выполнены обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями

Принципиально новое положение Закона № 339-ФЗ позволяет в принудительном порядке изъять земельный участок у собственника. Такая санкция применяется в случае, если на земельном участке располагается самовольная постройка, в отношении которой было принято (как в судебном, так и в административном порядке) решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, и соответствующее решение не было исполнено. При этом из суммы компенсации за изъятие земельного участка вычитаются, помимо прочего, затраты на выполнение работ по сносу или приведению в соответствие.

Согласно Закону № 340-ФЗ отчуждение участка осуществляется путем продажи его с публичных торгов. В случае если на земельном участке расположены иные объекты капительного строительства, осуществляется раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к земельным участкам, отчуждение земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

Законом № 340-ФЗ предусмотрено, что возведение самовольной постройки или неисполнение обязанности по сносу или приведению в соответствие является также основанием для прекращения в одностороннем внесудебном порядке прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды или безвозмездного пользования (ссуды).

При этом в случае, если на земельном участке расположены иные объекты капитального строительства, земельный участок должен быть разделен в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если раздел участка без нарушения требований к участкам невозможен, прекращение прав и договора аренды в указанном порядке не допускается.

Предусмотрена допустимость предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой

Положения Закона № 340-ФЗ позволяют предоставлять земельный участок, находящийся в публичной собственности, с расположенной на нем самовольной постройкой. При этом обязательным является включение в договор аренды или ссуды условия об осуществлении арендатором или ссудополучателем сноса самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями. Неисполнение такой обязанности является самостоятельным основанием для прекращения договора в одностороннем внесудебном порядке.

Запрет легализации самовольной постройки «задним числом»

Закон № 340-ФЗ содержит положения, которые препятствуют легализации самовольной постройки путем «приспособления» под ее характеристики действующих правовых актов.

Так, с момента поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки и до момента направления ответного уведомления об отсутствии признаков самовольной постройки либо вступления в законную силу судебного решения, которым отказано в сносе постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, запрещается:

  • внесение в правила землепользования и застройки изменений, которые устанавливают ВРИ и предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, которым соответствуют ВРИ и параметры самовольной постройки;
  • предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, или в отношении самой постройки;
  • предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в отношении участка, на котором расположена самовольная постройка.

Оценивая закон в целом, безусловно, почти революционным шагом можно считать введение возможности приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. В то же время пока неясно, является ли новый закон либерализацией или, по сути, ужесточением действующего регулирования.

Например, напомним, раньше п. 4 ст. 222 ГК РФ предусматривал возможность сноса самовольной постройки в административном порядке в случаях, когда земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ может быть истолкована в том смысле, что органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе в административном порядке созданных до 14 мая 1998 г. объектов, единственным нарушением при строительстве которых является отсутствие разрешения на строительство независимо от расположения в зоне с особыми условиями использования территорий. При этом делать это можно будет не только в отношении объектов на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Если есть угроза жизни и здоровью граждан, решение об «административном» сносе можно принять и в отношении постройки на частной земле.

В таком случае оборот может ждать новая волна «административного» сноса.

Также требует дополнительной проработки положение об изъятии земельного участка у частного собственника. Новые положения предусматривают раздел земельного участка, занятого самовольной постройкой, только в случае, когда на нем расположены иные объекты. Таким образом, фактически вводится возможность изъятия у частного собственника земельного участка любого размера, даже если самовольная постройка занимает только небольшую его часть.

Учитывая, что приведение самовольной постройки осуществляется в порядке ее реконструкции и потребует прохождения множества административных процедур, высок риск, что застройщик не уложится в сроки приведения постройки в соответствие с установленными требованиями. Это, в свою очередь, приведет к инициированию процедуры изъятия всего участка.

Верховный суд запретил легализовывать опасные самовольные постройки

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил, что количество споров о сносе самовольных построек резко сократилось. При этом он призвал людей в мантиях тщательно подходить к рассмотрению таких дел и не допускать легализации опасных строений.

Заявление прозвучало в ходе совещания председателей республиканских, краевых, областных, арбитражных и военных судов по итогам работы судебной системы в 2022 году.

«Жилые» гаражи на улице Альпийской в Сочи. Фото: РИА Новости

При словах «самовольная постройка» многим представляется небольшой сарай на дачном участке или, скажем, скромная банька позади частного дома. Однако зачастую самовольные постройки являются вполне основательными сооружениями бизнес-класса. Предприниматели возводят гостиницы, производственные цеха и многое другое, чтобы жить и зарабатывать. При этом какими-то юридическими формальностями ушлые домохозяева нередко себя не утруждают.

Ради экономии. А потом, если возникают какие-то проблемы, действуют по ситуации. Либо закрывают нужным людям глаза взятками.

Либо легализуют уже постфактум свои постройки по каким-то сомнительно упрощенным схемам.

На проблему в ходе совещания обратил внимание глава государства. Он назвал тенденцию опасной, особенно в свете последних событий в Турции. Там число жертв выросло во много раз именно из-за плохого строительства. Конечно, не самовольного. Просто плохого, в нарушение всех норм.

Но у нас именно самовольные постройки часто входят в зону риска.

Эксперты уверены, что сейчас подход к легализации самовольных построек станет намного строже. В частности, суды будут более тщательно проверять безопасность стен в домах-самозванцах.

«Позитивной тенденцией является сокращение на 28% количества споров, связанных с самовольным строительством, — сказал Вячеслав Лебедев. — Отдельные дела этой категории рассматривались судами с грубыми нарушениями законодательства, и Верховный суд России в прошлом году изучил практику применения судами положений ГК РФ о самовольных постройках».

Он напомнил про правовую позицию Верховного суда страны: «Утверждение мирового соглашения по делу о сносе самовольной постройки не допускается без исследования вопроса о ее соответствии градостроительным и строительным нормам и правилам».

Проще говоря, если местные власти, подав иск о сносе, вдруг решили пойти на мировую с хозяином дома и оставить стены в покое, нельзя просто так завизировать их соглашение. Надо в любом случае провести экспертизу, не опасен ли дом для людей. Крепко ли стоит. Не загораживает ли кому-то проезд.

И так далее.

«Дела о сносе самовольных построек имеют особую социальную значимость», — подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Он напомнил, что в обзоре Верховного суда указано: снос объекта самовольного строительства является крайней мерой. Однако, продолжает Владимир Груздев, в соответствии с правовыми позициями Верховного суда России угроза жизни граждан может быть достаточным основанием для сноса самовольной постройки.

«Поэтому в подобных делах возрастает роль экспертизы», — резюмировал глава правления АЮР.

Кстати, как указал Верховный суд, если дом построен с нарушением, то даже государственная регистрация не исключает возможности признания его самовольной постройкой и сноса.