Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях двухколесные транспортные средства (мопеды, скутеры и велосипеды) могут выезжать на полосу для маршрутных транспортных средств, а когда делать этого категорически нельзя.
Для многих водителей эта проблема весьма и весьма актуальна, т.к. именно сейчас на территории страны установилась достаточно теплая погода и начался полноценный «двухколесный» сезон.
На страницах Pddmaster.ru уже неоднократно шла речь как о выделенных полосах для общественного транспорта, так и о правилах дорожного движения для водителей двухколесных транспортных средств:
- ПДД для велосипедистов.
- Правила дорожного движения для скутеров.
- Полоса для движения маршрутных транспортных средств.
В целом, с тех пор ничего не изменилось, и никаких усовершенствований, регламентирующих рассматриваемый сегодня вопрос, в ПДД не вносилось.
Однако несколько дней назад появились комментарии, которые приписываются высокопоставленным сотрудникам ГИБДД. О них сегодня и поговорим.
Комментарии ГИБДД по выделенным полосам
Итак, суть последних комментариев ГИБДД сводилась к следующему. Поскольку двухколесный транспорт имеет небольшие размеры, он не может создать помех общественному транспорту и поэтому может (должен) двигаться по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств.
Сразу же отмечу, что даже если бы эти комментарии были официальными, то они скорее являются инструкцией для сотрудников ГИБДД. Т.е. сотрудники ГИБДД могут «закрывать глаза» на велосипедистов и скутеристов, движущихся по выделенным полосам.
Кстати, на практике штрафы водителям двухколесного транспорта и так выписываются нечасто, поэтому в любом случае мало что может измениться.
С другой стороны, при возникновении ДТП, например, с мопедом, едущим по выделенной полосе, любой грамотный водитель общественного транспорта сможет доказать, что мопед находился там, где находиться ему бы не следовало.
Так вот, предлагаю не воспринимать данный комментарий ГИБДД всерьез и подробно разобраться, каким образом должны двигаться мопеды, скутеры и велосипеды на полосах для общественного транспорта.
Когда можно двигаться по выделенным полосам?
Начиная с 15 апреля 2015 года велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Подробнее об этом речь шла в статье «Изменения правил дорожного движения с 15 апреля 2015 года».
Что касается мопедов и скутеров, то действующие правила дорожного движения разрешают им выезжать на выделенную полосу, которая отделена от дороги прерывистой линией разметки, только в следующих случаях:
- При съезде с дороги с выделенной полосой.
- При выезде на дорогу с выделенной полосой.
- Для посадки и высадки пассажиров (не создавая помех общественному транспорту).
Во всех остальных случаях транспортным средствам, в том числе и двухколесным, въезд на выделенную полосу запрещен. Наказания за это нарушение правил будут рассмотрены ниже.
Так где же должен двигаться двухколесный транспорт на дороге с выделенной полосой? Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 24.2 правил:
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Таким образом, выезд мопедов и скутеров на выделенную полосу для общественного транспорта запрещен. Однако перечисленные транспортные средства могут двигаться по обочине справа от выделенной полосы, если такая обочина на дороге предусмотрена.
Если же на дороге нет обочины, то мопедам и скутерам движение по такой дороге запрещено.
Наказание за движение по выделенным полосам
Штраф для водителя мопеда или скутера за незаконный выезд на выделенную полосу составляет 3 000 рублей в Москве или Санкт-Петербурге и 1 500 рублей на территории других субъектов федерации (статья 12.17 КоАП).
Штрафы на водителей мопедов и скутеров накладывают не очень часто. Однако хочу еще раз напомнить напомнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия, в котором, например, пешеход получил тяжкий вред здоровью, даже велосипедист может на несколько лет оказаться за решеткой.
Так что используя двухколесные транспортные средства, выбирайте безопасные пути передвижения по городу.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 29 июня 2018
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Штраф за езду по выделенной полосе для общественного транспорта в 2024 году
Пробки на дорогах и нарушение расписания автобусов, троллейбусов, трамваев – повсеместные проблемы крупных городов. Специальные выделенные полосы для общественного транспорта дают возможность быстро и беспрепятственно преодолевать автобусам участки дороги с интенсивным движением. Проезд по автобусной полосе в нарушение ПДД может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие и подвергнуть опасности всех участников движения.
За неправомерную езду по выделенной полосе для общественного транспорта в 2024 году назначается штраф. Понимание правил передвижения по автобусной полосе поможет избежать аварийных ситуаций и административного наказания за возможные нарушения.
Что такое выделенная полоса для общественного транспорта?
Выделенная полоса – это определенная часть дороги, которая предназначена для движения маршрутных транспортных средств. Находиться она может как в крайнем правом, так и в средних рядах.
При движении по автобусной полосе в 2024 году штраф не назначат следующим видам транспорта (п. 18.2 ПДД РФ):
- общественный транспорт;
- транспортные средства, внесенные в специальные перечни – актуально для городов федерального значения;
- школьные автобусы;
- зарегистрированные официально и имеющие все идентификационные признаки легковые такси;
- велосипеды – исключительно по крайней правой полосе;
- осуществляющая уборку дороги спецтехника.
Остальные водители могут двигаться по выделенной полосе в исключительных случаях.
На дорожном полотне выделенку обозначают буквой «А» и линией разметки. Начало автобусной полосы попутного направления отмечено знаком 5.14.1, встречного направления – 5.11.1. Перед перекрестком с дорогой, на которой есть выделенка, можно увидеть знаки 5.13.1 и 5.13.2.
Они показывают, в каком направлении маршрутный транспорт двигается по автобусной полосе.
Штраф за выделенную полосу в 2024 году
Сумма административного штрафа за езду по выделенной полосе в 2024 году составляет в субъектах РФ – 1500 рублей (ст. 12.17 КоАП). Штраф за езду по выделенке для общественного транспорта в 2024 году в Москве или Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей.
Административный штраф за езду по выделенке в выходные дни
Передвижение по автобусной полосе может быть организовано по расписанию, о чем сообщается специальными информационными знаками. Об ограничении движения в определенные дни недели говорят таблички 8.5.1-8.5.3. Например, знак 8.5.2 показывает, что в праздничные и выходные дни передвижение по полосе открыто для всех автомобилистов и штраф не будет назначен, а по будням ездить по ней вправе только маршрутные транспортные средства.
Власти субъектов вправе дополнить список установленных ст. 112 ТК РФ нерабочих праздничный дней.
Наличие перед началом выделенной полосы знака 8.5.4 информирует о времени суток, в которое она предназначена только для транспорта общего пользования.
Штраф за движение по выделенке в выходные дни придется уплатить, если перед полосой нет никаких дополнительных знаков. Сумма административного наказания в субъектах РФ – 1500 рублей (ст. 12.17 КоАП).
Штраф за езду по выделенной полосе для общественного транспорта в 2024 году в Москве или Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей.
Штраф для такси за движение по автобусной полосе в 2024 году
Формально легковые такси не являются общественным транспортом, но они должны соблюдать требования законов и подзаконных актов, регулирующих процесс перевозки пассажиров.
В 2024 году такси разрешено двигаться по выделенной полосе без штрафа при выполнении ими следующих условий:
- наличие официальной регистрации деятельности – лицензии на перевозку пассажиров;
- оборудование автомобиля таксометром;
- наличие соответствующих идентификационных знаков – «шашечек» на кузове, оранжевого опознавательного фонаря на крыше.
Власти субъектов вправе установить дополнительные требования к цветовой гамме автомобиля (п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ).
Например, в столице, в соответствии со ст. 2.1 Закона г. Москвы от 11.06.2008 N 22, лицензию можно получить только на машину желтого цвета. В Подмосковье же такого критерия нет.
С номерными знаками ситуация неоднозначная. Желтые номера были введены в 2013 году. Ранее же лицензии выдавались и на машины с белыми номерами.
Сейчас все знаки госрегистрации оформляются в соответствии с Национальным стандартом – ГОСТ Р 50577-2018. Согласно ГОСТу, легковые такси относят к ТС группы 1, осуществляющим перевозку на основании лицензии, для которых полагаются регистрационные знаки типа 1Б. Поля такого знака желтые, а окантовки, цифры и буквы – черные.
Цвет номерных знаков (белый или желтый), при котором такси может беспрепятственно двигаться по выделенке без штрафа, законодательно не закреплен. Более высокая вероятность получить штраф за движение по автобусной полосе наблюдается у водителей с «белыми» номерами. Здесь играют роль отсутствие единой полноценной базы легальных такси и проезд без пассажира в салоне.
Штрафы в таких случаях обжалуются в индивидуальном порядке.
Штраф ГИБДД за остановку на выделенной полосе
За остановку на выделенной полосе в 2024 году водителю могут выписать штраф 1500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге 3000 рублей (ст. 12.17 КоАП РФ).
Правила разрешают останавливаться на автобусной, чтобы посадить или высадить пассажиров, если полоса на дорожном полотне выделена прерывистой линией. Также остановка возможна при наличии уважительной причины, к таким причинам относят:
- наличие у автомобиля технической неисправности;
- появление опасений, вызванных перевозимым грузом, самочувствием водителя или пассажиров;
- возникновение на дороге препятствия, затрудняющего движение.
В перечисленных случаях, при наличии камеры на автобусной полосе, штраф за выделенную полосу будет назначен, его придется обжаловать по инструкции ниже в нашей статье.
Штраф за высадку пассажира на выделенной полосе для общественного транспорта
Забирать и высаживать пассажиров разрешено, если автобусная полоса на дорожном полотне выделена прерывистой линией, а заезд на нее не будет мешать остальным участникам движения (абз. 4 п. 18.2 ПДД РФ). В противном случае для водителя существует высокая вероятность понести наказание за нарушение правил проезда по выделенке, а это штраф для субъектов РФ 1,5 тысячи рублей, для Москвы и Спб 3 тысячи рублей.
Можно ли на каршеринге ездить по выделенке в 2024 году?
Реклама каршеринговых сервисов зачастую вводит пользователей в заблуждение пометками о том, что арендованные авто – это общественный транспорт. На самом деле, взятые в аренду автомобили альтернатива личному транспорту. Они не имеют каких-либо преимуществ на дороге.
Штрафы для водителей каршеринговых авто за движение по выделенке в 2024 году также назначаются на основании ст. 12.17 КоАП РФ. Сумма штрафа составит 1500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге 3000 рублей
Административная ответственность инвалидам за езду по автобусной полосе
Периодически появляются инициативы о предоставлении возможности свободно ездить по автобусной полосе водителям-инвалидами и автомобилям, которые перевозят инвалидов. На сегодняшний день для автомобилей, внесенных в реестр транспортных средств для инвалидов, нет каких-либо послаблений касательно проезда по выделенке.
За несоблюдение ПДД инвалидов штрафуют в общем порядке.
Штраф за стоянку на выделенке
Оставлять машину на выделенке, равно как и останавливаться без серьезной причины, запрещено. В 2024 году нарушение обернется для водителя штрафом на сумму в 1,5 для субъектов РФ или 3 тыс. рублей для Москвы и Спб (ст. 12.17 КоАП РФ).
Эвакуация ТС за стоянку на спецполосе не предусмотрена. Однако автомобиль могут на законных основаниях забрать на штрафстоянку, если он находится на остановочном пункте и затрудняет проезд транспорта, двигающегося по маршруту (ч.3.1 ст. 12.19, ч. 1 ст.
27.13 КоАП РФ).
Штраф за движение по выделенной полосе для трамваев в 2024 году
Выезжать на трамвайные пути разрешается при соблюдении определенных условий в совокупности (п. 9.6 ПДД РФ):
- трамваи двигаются в попутном направлении, а все остальные полосы заняты;
- пути располагается по левой стороне по ходу движения на одном уровне с полосами для автомобилей;
- водитель пытается объехать препятствие, готовится повернуть налево или развернуться (п. 8.5 ПДД РФ);
- маневр не мешает трамваям.
Ехать по трамвайным путям противоположного направления нельзя – за нарушение запрета установлен штраф – 5 тыс. рублей.
Останавливаться или оставлять машину на трамвайных путях запрещено – сумма штрафа зависит от города, в котором совершено правонарушение, и составляет в субъектах РФ 1,5 тыс.рублей , в Москве и Спб 3 тыс. рублей (ч.3.2 и ч.6 ст. 12.19 КоАП РФ).
Штраф за выделенную полосу в Москве
В столице за игнорирование правил движения по выделенке в 2024 году предусмотрена более высокая сумма взыскания, чем в других городах. Нарушителю придется заплатить штраф за езду по выделенной полосе 3 тыс. рублей (ч. 1.2 ст.
12.17 и ч.6 ст. 12.19 КоАП РФ). За выезд на выделенную полосу встречного движения могут взыскать уже 5 тыс. рублей либо вовсе лишить его прав на 4-6 месяцев (ч. 4 ст.
12.15 КоАП РФ).
Штраф за выделенную полосу в Санкт-Петербурге
Петербург – один из городов, где размеры санкций за правонарушения на дороге выше, нежели в субъектах по стране. Движение по выделенке, остановка и стоянка на ней без уважительной причины чреваты для водителя наказанием в размере штрафа 3 тыс. рублей. Как и в столице, проезд по полосе для маршрутных ТС встречного направления вопреки установленному Правилами запрету грозит штрафом 5 тыс. рублей или лишением права управлять ТС (ст.
12.17 КоАП РФ).
Штраф за выделенную полосу в Воронеже
Штраф за выделенную полосу прописаны в КоАП РФ. Автолюбителям в Воронеже, Екатеринбурге, Астрахани, Перми, Тюмени, Омске, Уфе и других городах страны за езду по выделенке придется уплатить штраф в 2024 году на сумму 1,5 тыс. рублей.
За встречную спецполосу водителя могут наказать на 5 тыс. рублей либо забрать права на срок до полугода (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).
Повторное нарушение ПДД приведет к лишению водительского удостоверения на год, а при его фиксации камерами – денежному взысканию в размере 5 тыс. рублей. С суммой от 1 до 1,5 тыс. рублей нарушителю придется расстаться, если выезд на полосу был обусловлен возникшим на дороге препятствием.
Как выглядит камера на выделенную полосу?
Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:
- комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
- камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
- «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
- комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).
Есть ли скидка 50 процентов на штраф за движение по выделенке?
Законом установлен льготный период для оплаты штрафов за некоторые виды нарушений ПДД, включая движение по выделенной для проезда маршрутного транспорта полосе. Для получения скидки в 50% на штраф за выделенную полосу в 2024 году необходимо произвести оплату в первые 20 дней с момента как было вынесено постановление (ст. 32.2 КоАП РФ).
Погасить штраф можно на сайте ГИБДД, на Госуслугах, в мобильном сервисе СбербанкОнлайн, с помощью терминалов оплаты и в банке.
Обжалование штрафных санкций
За соблюдением ПДД следят камеры видеонаблюдения и инспекторы ГИБДД. При фиксации движения по выделенке камерой к ответственности будет привлекаться собственник ТС, даже если он не находился в этот момент за рулем, в случае фиксации нарушения инспекторами ГИБДД штраф за автобусную полосу будет платить водитель.
Несправедливый штраф за выделенку может быть выписан при следующих обстоятельствах:
- при объезде препятствия по автобусной полосе;
- в случае технической ошибки при распознавании камерами госномера;
- знаки или дорожная разметка не были видны вследствие плохих погодных условий.
Срок подачи заявления о несогласии с наложенным штрафом за выделенную полосу в 2024 году – 10 дней с даты получения постановления. Для восстановления пропущенного срока обжалования заявителю необходимо составить ходатайство с соответствующей просьбой (ст. 30.3 КоАП РФ).
Процесс обжалования штрафа за выделенную полосу включает в себя три этапа.
1. Подготовка документов, обосновывающих несогласие с вынесенным штрафом за выделенку.
Если нарушение было зафиксировано камерой, а собственника в этот момент за рулем не было, подтвердить нахождение авто в пользовании иного лица можно:
- страховым полисом, в котором указано на допуске к управлению иных лиц;
- документами, подтверждающими факт угона автомобиля;
- договором аренды или лизинга;
- документами, указывающие на отсутствие собственника в момент нарушения в населенном пункте.
В случае ошибочного определения камерой номерного знака, необходимо приложить документы, подтверждающие, что на фото изображен автомобиль, принадлежащий другому лицу.
2. Составление жалобы на постановление штрафа за езду по выделенной полосе.
В 2024 году заявлении на обжалование необходимо указать:
- куда подается жалоба (вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган или в районный суд по месту совершения правонарушения);
- информация о заявителе (ФИО, адрес, контактные данные);
- реквизиты постановления (дата, номер, кем было вынесено);
- фактические обстоятельства дела;
- доводы и доказательства, подтверждающие ошибочность применения санкции;
- список приложений;
- дату и подпись.
3. Направление жалобы по месту назначения (ст. 30.2 КоАП РФ).
Сделать это можно лично, по почте или через представителя.
Если правонарушение было зафиксировано автоматическими камерами, подать жалобу можно на портале Госуслуг или заполнив специальную форму для обращений на сайте суда (при наличии у суда такой технической возможности).
Госпошлина при обжаловании постановления о нарушении правил движения по выделенной полосе не уплачивается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Уполномоченное лицо или суд должны в десятидневный срок рассмотреть жалобу и известить о принятом решении заявителя (ст. 30.5, 30.7 КоАП РФ).
Как ездить по выделенной полосе без штрафов?
Обычные автомобилисты имеют право двигаться по специальной выделенной полосе без штрафов лишь в некоторых случаях.
1. Поворот направо с дороги, оборудованной выделенкой.
Водители, которые собираются совершить поворот направо, должны занимать крайнее положение на проезжей части и двигаться по правому краю дороги при осуществлении маневра (п. 8.5-8.6 ПДД РФ). Наличие спецполосы корректирует порядок действий – правила (п. 18.2 ПДД РФ) предписывают следующее:
- если автобусная полоса на подъезде к перекрестку обозначена прерывистой линией разметки либо сплошной вместе с прерывистой, то поворот необходимо осуществлять с выделенной полосы;
- если разметка сплошная или полоса обозначена только буквой «А» – поворачивать на данном перекрестке направо нельзя.
Попытка водителя повернуть направо со своего ряда создает помехи для едущего по спецполосе транспорта и ставит под угрозу безопасность всех участников движения. Для снижения вероятности ДТП, такие перекрестки оборудуют светофорами, соответствующей разметкой и знаками движения по полосам.
2. Поворот направо на дорогу с выделенкой.
При повороте направо, на дорогу со специальной полосой для общественного транспорта, нужно руководствоваться п. 18.2 ПДД РФ. Если полоса выделена прерывистой разметкой, то поворачивать следует на нее. До окончания прерывистой линии водитель должен перестроиться во второй ряд.
3. Выезд на дорогу с автобусной полосой.
При выезде с придомовой территории или парковки водитель вправе ехать по автобусной полосе, если он не мешает общественному транспорту, а в месте пересечения полосы нанесена соответствующая разрешающая разметка – прерывистая линия.
4. Остановка у правового края дороги, чтобы посадить или высадить пассажира.
Забрать или высадить пассажиров водители могут только, если линия разметки автобусной полосы является прерывистой, и они не препятствуют нормальному движению общественного транспорта. Выезжать на полосу, выделенную сплошной линией, нельзя. Высаживать пассажиров, находясь на второй полосе, запрещено.
Нюансы
За один проезд по выделенке в 2024 году можно получить несколько штрафов. Средства фото- и видеосъемки могут быть развешаны на небольшом расстоянии в 100-200 метров друг от друга. При длительном движении по выделенке каждая камера будет автоматически фиксировать нарушение и считать его как новое.
В будущем возможно смягчение ответственности за движение по выделенке. На рассмотрение в Госдуме внесли законопроект, которым предлагается убрать наказание за выезд на полосу в связи с необходимостью объезда препятствия и разрешить движение по ней в ночные часы.
Когда можно ездить по выделенной автобусной полосе?
Автобусная полоса – это часть дороги, предназначенная для движения общественного транспорта. Она выделяется разметкой, а также наличием соответствующих знаков. Несмотря на название, двигаться по автобусной полосе может любой общественный транспорт.
А вот обычным автомобилистам выезд на нее запрещен (нарушение этого правила карается штрафом в размере 1500 рублей). Однако и здесь существует ряд исключений.
Что такое выделенная автобусная полоса?
Согласно действующим правилам дорожного движения(п18.2 ПДД), автобусная полоса предназначена для маршрутных транспортных средств (автобусы и троллейбусы), а также легковых такси.
Автобусная полоса выделяется специальным знаком 5.14. Действовать он будет до ближайшего перекрестка или до знака отмены. Помимо этого, участок дороги, по которому может двигаться общественный транспорт, обозначают буквой «А» (ее рисуют прямо на дорожном полотне).
Существуют и другие знаки. Например, 5.11 показывает, что на встречной полосе организовано движение маршрутных ТС. А знаки 5.13.1 и 5.13.2 обозначают выезд на такую дорогу.
Нормативная база
Правила дорожного движения (п18.2) строго регламентируют использование выделенной автобусной полосы . Здесь же можно найти все обозначения знаков и особенности их установки. А вот возможные санкции за нарушение этих правил приведены в Кодексе административных правонарушений. Так, ответственность за выезд на автобусную полосу для маршрутных ТС определяется ст12.17 КоАП РФ.
Когда можно ездить по автобусной полосе?
Двигаться по выделенному участку автобусной полосы могут только:
- маршрутные автобусы;
- автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в специальные перечни, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
- троллейбусы;
- легковые такси;
- маршрутные такси;
- велосипедисты.
Водитель других транспортных средств может выезжать сюда только на небольшое время. Например, если он выезжает с прилегающей территории, собирается повернуть или высадить пассажиров. Однако все это при условии, что автобусная полоса отделена прерывистой линией, а маневр не создаст помех маршрутным ТС.
Автомобили каршеринга также не присутствует в списке транспортных средств, имеющих право на движение по выделенной полосе (п18.2 ПДД). Следовательно, правила езды по автобусной полосе на ТС каршеринга ничем не отличаются от обязанностей водителя обычного авто.
Существует популярное заблуждение о том, что по выделенной полосе можно ездить в праздничные и выходные дни. На самом деле это не совсем так. И нарушителя ждет полноценное наказание. А на некоторых участках дорог автоматические фиксирующие устройства и вовсе стоят через каждые 100-200 метров.
И по незнанию автомобилист за один такой «выезд» сможет накопить штрафов на 10-15 тысяч рублей.
На самом деле действительно существует ряд случаев, когда выезд на участок для маршрутных ТС никак не наказывается (и напротив, даже приветствуется). Так, чтобы водитель мог выехать на полосу в выходные, знак 5.14 (полоса для маршрутных транспортных средств) должен сопровождаться одним из следующих обозначений.
Знак 8.5.2. Он обозначает, что въезд запрещен только в рабочие дни недели. То есть с понедельника по пятницу.
Знак 8.5.6. Требования аналогичные. Но в этом случае указывается конкретный промежуток времени, в который действует запрет.
То есть с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:30.
Знак 8.5.3. В этом случае указываются дни недели, в которые действует запрет.
Знак 8.5.7. А здесь отмечен лишь один конкретный день недели.
Знак 8.5.5. В этом случае требования к водителям аналогичные. Разница лишь одна: запрет в движении по автобусной полосе действует только в выходные дни.
Как видно, выезжать на участок, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств, можно лишь при наличии определенных знаков. Если их нет – то движение по такому участку считается нарушением ПДД. Вне зависимости от дня недели.
Если нужно повернуть направо через автобусную полосу
Существует и другая, не менее сложная для большинства автомобилистов ситуация. Как действовать, если требуется повернуть направо, но проезду мешает выделенная полоса?
Правила дорожного движения и здесь дают полный и развернутый ответ. Так, в пункте 18.2 ПДД говорится о том, что автомобилист может выехать на участок для маршрутных ТС при повороте направо (не двигаться по нему, а именно выехать!). При этом он не должен создавать помех общественному транспорту.
Кроме того, это возможно лишь в случаях, когда полоса отделена прерывистой разметкой. Если же разметка сплошная – перестраиваться водителям на автобусную полосу строго запрещено. Таким образом, выполнить поворот на этом перекрестке он не может.
И ему ничего не остается, кроме как проехать прямо до следующего перекрестка.
Если нужно высадить пассажиров
В том же пункте 18.2 ПДД говорится о том, когда водитель может перестроиться на автобусную полосу для посадки или высадки пассажиров. Правила здесь те же: перестроение возможно лишь в случае, если полоса отделена прерывистой линией разметки. При этом подобного рода маневр не должен создавать помех и мешать водителям общественного транспорта.
Если разметка сплошная – перестраиваться на автобусную полосу нельзя. Высадить пассажиров на этом участке дороги также не удастся. Дело в том, что полоса для движения обычных автомобилей является второй.
То есть останавливаться здесь запрещено.
Существует еще один значимый момент, который игнорируют многие автомобилисты, зарабатывая себе тем самым штрафы. Так, если на дороге полностью отсутствует разметка, но висит знак 5.14 (автобусная полоса), считается, что дорога размечена сплошной линией. То есть перестроиться для посадки или высадки пассажиров, а уж тем более повернуть не удастся.
Когда можно ездить по автобусной полосе в Москве?
Большинство правил дорожного движения распространяют свое действие на территорию всей страны. Однако некоторые законы регионального значения могут вносить свои изменении. Особенно сильно ситуация отличается в городах федерального значения.
В частности, в Москве.
Отличием Москвы является то, что здесь суббота приравнена к рабочим дням. И на многих участках дороги вместо знака 8.5.2 здесь устанавливается знак 8.5.3, запрещающий выезд на полосу для маршрутных ТС в том числе в субботу. Делать это можно будет только в один день недели – воскресенье.
Еще одно важное отличие касается работы такси. Помимо требований, предъявляемых к данной группе транспортных средств, в Москве существует еще одно. Так, чтобы считаться такси, автомобиль должен быть оборудован номерным знаком на желтом фоне.
Если его не будет, а водитель выедет на участок автобусной полосы, на него может быть наложен штраф в размере 3000 рублей.
Когда можно ездить по выделенной полосе таксистам?
Автобусная полоса предназначена в том числе для движения легковых такси (п18.2 ПДД). Однако данный автомобиль должен обязательно соответствовать ряду требований:
- ТС должно быть покрашено в желтый цвет, а по бокам необходимо нанести так называемые «шашечки».
- В салоне должен располагаться специализированный счетчик.
- На крыше требуется установить специальный фонарь.
Только при одновременном соблюдении всех перечисленных условий водитель автомобиля получает право двигаться по выделенной полосе для общественного транспорта. Кроме того, для Москвы действует дополнительное требования. А именно, наличие у автомобиля номерных знаков на желтом фоне.
Таким образом, частные извозчики, не оборудовавшие должным образом свой автомобиль, не имеют право двигаться по автобусной полосе. При нарушении – им начисляется штраф от 1500 до 3000 рублей.
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Распространенное заблуждение о том, что по выделенной полосе разрешается движение в выходные дни, является в корне неверным. Однако при наличии знака 8.5.2 выезжать на нее все-таки можно.
Следует помнить, что знаки дорожного движения могут только разрешать движение по автобусной части. Но они никак не могут влиять на разметку. Поэтому если полоса для маршрутных ТС отделена сплошной линией, пересекать ее по-прежнему нельзя.
Иначе водитель будет оштрафован.
Обычно власти разрешают проезд по выделенной полосе в выходные. Однако зачастую это разрешение не распространяется на субботу. В этом случае вместо знака 8.5.2 устанавливается знак 8.5.3.
Существует и другая распространенная ситуация. Ведь часто выходные и праздничные дни переносят. Так, в случае, если суббота объявлена рабочим днем, то и на полосу, обозначенную знаком 8.5.2, выезд запрещен.
Как узнать, можно ли сегодня ездить по автобусной полосе?
Чтобы понять, какие дни считаются выходными, необходимо обратиться к Трудовому кодексу. Здесь, а именно в статье 112, указано, что к нерабочим относятся следующие дни:
- С 1 по 8 января – Новогодние праздники.
- 7 января – Рождество.
- 23 февраля – День защитника Отечества.
- 8 марта – Международный женский день.
- 1 мая – Праздник весны и труда.
- 9 мая – День победы.
- 12 июня – День России.
- 4 ноября – День народного единства.
Необходимо отметить, что каждый год на Новогодние праздники приходится два выходных. Они переносятся на другие даты. Поэтому ежегодно выходит Постановление правительства РФ, в котором указаны числа, считающиеся нерабочими. Например, в 2019 году это 2 и 3 мая. А 23 февраля, пришедшееся на субботу, было перенесено на 10 мая.
Таким образом, рабочие дни могут становиться нерабочими, и наоборот.
Даты праздничных дней меняются из года в год. Чтобы не получить штраф, водителям рекомендуется своевременно находить информацию об этом.
Ответственность за езду по выделенной полосе
К нарушителям, выехавшим на участок проезжей части, предназначенный для маршрутных транспортных средств, применяются суровые наказания. Последнее зависит от тяжести совершенного действия, а также от того, совершено ли оно в первый раз.
Так, согласно ст12.17 КоАП РФ, выезд, равно как и остановка на полосе, выделенной для маршрутных ТС, влечет наложение штрафа в размере 1500 рублей. В городах федерального значения (Москва и СПб) за аналогичное нарушение будет наложен штраф 3000 рублей.
Однако более опасны ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу для маршрутных ТС. Согласно ст12.15 КоАП РФ, если водитель объезжал препятствие, то его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 1500 рублей. Если же это произошло по другим причинам, данная сумма увеличивается до 5000 рублей.
В некоторых случаях автомобилиста могут лишить водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. А в ситуации, когда подобное нарушение происходит повторно, водитель лишается прав на год (если проезд был зафиксирован автоматической системой, то автомобилист может отделаться штрафом 5000 рублей).
Если водитель выехал на полосу, отделенную сплошной линией, он может получить дополнительный штраф за нарушение разметки (ст12.15 КоАП). В настоящее время он составляет 1000 рублей.
Есть ли скидка за езду по выделенной полосе?
Начиная с 2017 года государство позволяет водителю оплачивать штрафы со скидкой в размере 50%. Однако для этого требуется выполнить ряд условий.
В первую очередь следует убедиться, что правонарушение не входит в список исключений статьи 32.2 КоАП пункт 1.3 (выезда на автобусную полосу здесь нет). Кроме того, автомобилист должен оплатить штраф в течение 20 суток с момента вступления постановления в законную силу (ст32.2 КоАП).
Таким образом, водитель действительно может получить скидку на штраф за движение по автобусной полосе. То есть ему придется заплатить 1500 рублей в Москве и СПб, а также 750 рублей в остальных регионах страны. Подробную информацию можно найти непосредственно в постановлении (здесь же будет отмечена дата, до которой действует скидка).
Произвести оплату можно будет через официальный сайт ГИБДД.
Обжалование штрафа за езду по выделенной полосе
Если водителя оштрафовали за выезд на участок проезжей части, предназначенный для общественного транспорта, обжаловать это решение ему вряд ли удастся. Хотя существует 3 случая, когда сделать это все-таки возможно:
- Водитель выехал на полосу движения из-за крайней необходимости, например, уходя от столкновения со встречной машиной.
- Дорога не была оборудована знаками и разметкой, обозначающими выделенную полосу.
- Водитель получил 2 штрафа за одно и то же правонарушение.
Порядок обжалования штрафа ГИБДД за езду по автобусной полосе такой же, как и при других нарушениях. При этом достаточно правильно написать заявление и отправить его.
Инструкция по обжалованию выглядит примерно так:
- В первую очередь требуется убедиться, что сроки обжалования еще не вышли. На него автомобилисту дается 10 дней (ст 30.3 КоАП). Если же время прошло, направить заявление не удастся. Но можно оспорить сроки (например, если водитель не получил копию постановления).
- Далее следует определиться с мотивировкой обжалования (нарушение по крайней необходимости, отсутствие состава и т.д.).
- После этого достаточно написать заявление (пример можно посмотреть здесь) и направить его в ведомство по почте (адрес указан в копии постановления). Порядок обжалования определяется главой 30 КоАП.
На рассмотрение жалобы у ГИБДД есть 10 дней со дня получения. В случае, если она перенаправляется в суд, то последний будет рассматривать дело 2 месяца (ст30.5 КоАП).
Важные нюансы
Вопрос о выделенной для движения общественного транспорта полосе имеет несколько важных нюансов. Вот основные моменты, на которые автолюбители должны обратить внимание:
- Зачастую вместо знака автобусной полосы власти вешают знак «Въезд запрещен» (он допускает движение маршрутных ТС). Штраф за нарушение в данном случае варьируется от 500 до 5000 рублей (иногда возможно лишение прав). Однако в случае с выделенной полосой, автомобилист может получить штраф от 1500 до 3000 рублей – в зависимости от региона (ст12.16 КоАП).
- Довольно часто нарушения фиксируются автоматическими системами. Это никак не влияет на наказание (хотя водитель точно не лишится прав). Однако если на одном участке дороги находилось несколько устройств подряд, каждое из них может зафиксировать нарушение (штрафов, соответственно, тоже будет несколько).
- Наказание за движение по автобусной полосе существенно увеличивается, если эта полоса встречного направления. В крайнем случае водителя могут лишить прав.
- Иногда запрет на движение по выделенной полосе распространяется только на определенные дни. В этом случае на дороге будет установлен соответствующий знак. Однако наличие подобных обозначений никак не влияет на разметку. То есть в определенные дни автомобилист может двигаться по автобусной полосе, однако пересекать сплошную линию для этого он не может (иначе водителя могут оштрафовать на 1000 рублей согласно статье 12.15 КоАП РФ).
- Если требуется повернуть направо или высадить пассажиров, автомобилист может выезжать на выделенную полосу. Однако сделать это можно только в случае, если полоса отделена прерывистой линией разметки.
- Нужно помнить, что выезд на автобусную полосу и пересечение сплошной линии разметки – это два абсолютно разных правонарушения. Таким образом, водителя могут оштрафовать дважды: на 1500 и 1000 рублей соответственно.
- Оплачивать штрафы рекомендуется сразу после получения копии постановления. Это позволит сократить сумму в 2 раза. Чтобы получить скидку, автомобилист должен перечислить средства не позднее 20-дневного срока.
- При наличии достаточных оснований, водитель может обжаловать наказание.
Это были основные особенности и нюансы движения по выделенной автобусной полосе. Как видно, ничего сложного в законодательстве нет. Главное – следовать правилам дорожного движения и вовремя оплачивать штрафы (хотя до их появления лучше не доводить).