Категории и подкатегории водительских прав в 2024 году 2024

Категории в водительском удостоверении нового образца указаны на обороте документа — их 16. Эти категории нужны, чтобы подготовка водителей точно соответствовала транспорту, на котором они будут ездить. Рассказываем о категориях прав 2024 года, как их получить и сколько это стоит.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Новые категории водительских прав в 2024 году

  • М,
  • А1,
  • С1,
  • D1,
  • C1E,
  • D1E.

Как выглядит новое водительское удостоверение

Внешний вид.Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:

  • бумажные 148×105 мм;
  • ламинированные 85×55 мм.

С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.

Данные о водителе.Вот что есть в документе:

  • фотография,
  • фамилия, имя и отчество владельца;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • подразделение, выдавшее удостоверение;
  • номер документа;
  • регион, где живет водитель;
  • открытые категории — латинскими буквами;
  • подпись.

На лицевой стороне удостоверения основная информация о водителе

Сзади информация об открытых категориях и крупный номер прав. Отметка AS позволяет водить мототранспорт, у которого сиденье и руль, как у машины

Расшифровка водительского удостоверения нового образца

Категория Вид транспорта Вес прицепа
М Мопед
А Мотоцикл
В Машина до 3,5 т и до 8 мест до 750 кг. Более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т
С Грузовик массой более 3,5 т до 750 кг
D Автобус от 8 мест до 750 кг
Тм Трамвай
Tb Троллейбус
М
Вид транспорта Мопед
Вес прицепа
А
Вид транспорта Мотоцикл
Вес прицепа
В
Вид транспорта Машина до 3,5 т и до 8 мест
Вес прицепа до 750 кг. Более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т
С
Вид транспорта Грузовик массой более 3,5 т
Вес прицепа до 750 кг
D
Вид транспорта Автобус от 8 мест
Вес прицепа до 750 кг
Тм
Вид транспорта Трамвай
Вес прицепа
Tb
Вид транспорта Троллейбус
Вес прицепа

Подкатегории водительских прав

Категория Вид транспорта Вес прицепа
А1 Мотоцикл с двигателем не более 125 см³
В1 Трицикл или квадрицикл
С1 Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т до 750 кг
С1Е Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т
D1 Автобус на 8-16 мест до 750 кг
D1E Автобус на 8-16 мест более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т
А1
Вид транспорта Мотоцикл с двигателем не более 125 см³
Вес прицепа
В1
Вид транспорта Трицикл или квадрицикл
Вес прицепа
С1
Вид транспорта Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т
Вес прицепа до 750 кг
С1Е
Вид транспорта Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т
Вес прицепа более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т
D1
Вид транспорта Автобус на 8-16 мест
Вес прицепа до 750 кг
D1E
Вид транспорта Автобус на 8-16 мест
Вес прицепа более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т

Квадрицикл — маломощный автомобиль. В отличие от квадроцикла, на нем стоят ремни безопасности, педали газа, тормоза и сидения, как у авто. Квадрициклы регистрируют в ГИБДД , а квадроциклы — в Гостехнадзоре.

Расшифровка водительских категорий нового образца для езды с прицепом

Категория Вид транспорта Вес прицепа
ВЕ Машина до 3,5 т более 750 кг, при этом масса машины с прицепом более 3,5 т
СЕ Грузовик более 3,5 т более 750 кг
ВЕ
Вид транспорта Машина до 3,5 т
Вес прицепа более 750 кг, при этом масса машины с прицепом более 3,5 т
СЕ
Вид транспорта Грузовик более 3,5 т
Вес прицепа более 750 кг

Как открыть новую категорию прав

Достичь 16-21 года и получить нужный стаж.Получить права может водитель определенного возраста и с нужным стажем вождения — других ограничений нет. Условия такие:

Категория Условие
М, А1 от 16 лет
А, В, С, В1 и С1 от 18 лет
D, Tm, Tb и D1 от 21 года
BE, CE и DE стаж вождения с категориями
В, С и D — год
C1E и D1E стаж вождения с категориями
С, D или С1, D1 — год
М, А1
Условие от 16 лет
А, В, С, В1 и С1
Условие от 18 лет
D, Tm, Tb и D1
Условие от 21 года
BE, CE и DE
Условие стаж вождения с категориями
В, С и D — год
Условие
C1E и D1E
Условие стаж вождения с категориями
С, D или С1, D1 — год
Условие

Пройти обучение в автошколе.Знания и количество часов обучения для разных категорий отличаются. Например, обучение на категорию «А» занимает около 130 часов, а на категорию «D» — почти 300.

Обучение на категорию «В» займет 190 часов.

В зависимости от категории цена обучения меняется: чем сложнее и крупнее техника, тем больше навыков управления придется освоить. Плюс стоимость горючего — мотоцикл будет потреблять за час учебной езды меньше топлива, чем КАМАЗ с прицепом. Вот средние цены на обучение в Москве:

Категория Цена, руб.
22 000
В
Цена, руб. 19 000
ВЕ
Цена, руб. 18 000
С
Цена, руб. 40 000
СЕ
Цена, руб. 20 000

Сдать экзамен в ГИБДД.Экзамен состоит из двух частей:

  1. теория — знания об устройстве транспорта, на котором планирует ездить курсант, о правилах дорожного движения, безопасности на дороге и первой помощи при ДТП;
  2. езда по городу с инспектором.

Если ученик пройдет все испытания успешно, то в тот же день получит права.

Какие категории прав открываются автоматически.Если гражданин уже получил права категории «А», «В» или «С», ему автоматически открываются подкатегории. Такое возможно, если водитель получил права до введения подкатегорий — до 5 ноября 2013 года.

Категория Подкатегория открывается автоматически
А А, В1 с мотоциклетным сиденьем и рулем
В В1
С С1
D D1
CE C1E
DE D1E
А
Подкатегория открывается автоматически А, В1 с мотоциклетным сиденьем и рулем
В
Подкатегория открывается автоматически В1
С
Подкатегория открывается автоматически С1
D
Подкатегория открывается автоматически D1
CE
Подкатегория открывается автоматически C1E
DE
Подкатегория открывается автоматически D1E

Чем грозит несоответствие удостоверения типу ТС

Езда без открытой категории равнозначна движению без прав. За это положен штраф — от 5000 до 15 000 рублей.

Рекомендация  Как делится наследство между женой и детьми 2024

Конечную сумму штрафа определит работник ГИБДД, который будет рассматривать дело. Если водителя уже штрафовали за такое нарушение или он систематически нарушает правила, штраф выпишут максимальный.

Запомнить

  1. C ноября 2013 года действуют дополнительные категории в водительском удостоверении нового образца: «М», «А1», «С1», «D1», «C1E» и «D1E».
  2. Открыть новую категорию можно с 16-21 года, для некоторых категорий — предварительно получить стаж вождения.
  3. В правах есть информация о водителе, открытой категории и отделе ГИБДД, в котором он получал документ.
  4. Чтобы получить права, изучить теорию и практику вождения в автошколе и продемонстрируйте знания на экзамене в ГИБДД.
  5. Если категория прав не соответствует транспорту, которым управляет водитель, он получит штраф — до 15 000 рублей.

Категории и подкатегории водительских прав в 2024 году

В соответствии со ст. 2.1.1 Правил Дорожного Движения РФ в 2024 году гражданин, управляющий автотранспортом, должен иметь документы, подтверждающие личность, и бумаги, подтверждающие право управления машиной соответствующей категории или подкатегории.

Перечень категорий и подкатегорий водительских прав периодически пересматривается и дополняется.

Что такое категория и подкатегория прав?

Категория, которая указывается в водительском удостоверении, – это указание на тип транспорта, которым может управлять гражданин. В 2024 году на законодательном уровне утверждено 5 основных групп категорий водительского удостоверения:

  • A – мототранспорт;
  • B – легковые машины;
  • C – грузовой транспорт;
  • D – автотранспорт для пассажирских перевозок;
  • M – мопеды и прочие маломощные т/с.

Категория водительских прав M появилась относительно недавно и выделяется в отдельный вид транспорта. Изначально мопеды и маломощные скутеры не требовали наличия водительских прав, однако с увеличением разнообразия транспортных средств их пришлось обозначить в отдельный разряд.

Также к основным классам можно причислить Tm и Tb – для вождения трамвая и троллейбуса.Однако управление этими транспортными средствами имеют свою специфику, поэтому они не перечисляются рядом с остальными разновидностями.

Кроме основных классов выделяют подкатегории, которые уточняют особенности транспорта. Например, E ранее выделялась в самостоятельную группу, а сейчас используется только как подкатегория для транспорта с прицепом (BE, CE и т.д.).

Также для обозначения подкатегории водительского удостоверения используется цифра 1, что означает “облегченный вид т/с”. Например, A – это все мотоциклы, A1 – более легкий мототранспорт с заданным значением объема двигателя и мощностью.

В/у прописываются сразу все категории и подкатегории т/с, которыми может управлять гражданин. Например, если сдан экзамен на права категории A, это автоматически дает право на управление транспортом, перечисленным в подкатегориях A1, B1 (мотоциклетного типа) и M. Однако это не работает в обратную сторону, поэтому при наличии прав только с пометкой A1 водитель будет оштрафован в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях за езду на мотоцикле.

Таблица категорий и подкатегорий водительских прав в 2024 году

В соответствии со ст. 26 ФЗ-196, гражданину необходимо пройти медицинское освидетельствование и профессиональное обучение (автошколу). Для оформления водительского удостоверения в 2024 году в соответствии с п. 3 Приложения №1 к Приказу Минздрава № 344н «О прохождении обязательного медосвидетельствования водителей т/с» требуется посетить:

  • терапевта;
  • окулиста;
  • хирурга;
  • невролога;
  • психиатра;
  • нарколога.

Кроме обязательного наличия мед.справки от водителя необходимо прохождение обучения на управление т/с определенного вида. Ниже в таблице указаны особенности оформления документов, если требуется что-то кроме свидетельства из автошколы и мед.справки. Все требования оформления водительских прав перечислены в ст.

26 ФЗ-196, а описание допустимого транспорта в ст. 25 того же федерального закона.

Таблица экзаменов на оформление категорий водительского удостоверения в 2024 году

Экзамен на водительское удостоверение сдается на определенном маршруте. Он утверждается для каждого вида автотранспорта. Экзаменатор может проверить навыки езды выборочно, на основании нескольких поездок.Чаще всего требуется:

  • габаритная восьмерка;
  • змейка;
  • парковка;
  • задний ход;
  • посадка-высадка пассажиров;
  • разворот;
  • перекресток;
  • спуск и подъем с горки;
  • маневрирование на разных скоростях.

Маневры, необходимые для сдачи экзамена, перечислены в Приказе МВД №995 «Об утверждении админ.регламента по предоставлению гос.услуги по проведению экзаменов на право управления т/с и выдачи в/у». Дополнительные требования указаны в ст. 117-133 приказа, а также в приложениях 1-7 к нему.

При сдаче практики на транспортном средстве с механической коробкой передач, водитель автоматически получает право вождения транспорта с автоматической коробкой. Однако если экзамен сдавался на автоматической трансмиссии, то для управления машин с механической коробкой передач потребуется еще раз пройти экзамен.

Необходимые упражнения для сдачи экзамена определяются экзаменатором и могут включать лишь несколько действий или полную поездку по экзаменационному маршруту.

Категория A

В/у A-категории в 2024 году – это разрешение на вождение мототранспорта:

  • мотоциклы;
  • мотоциклы с мотоприцепами;
  • мотоколяски.

В соответствии со ст. 1.2 ПДД мотоциклы – двухколесных транспорт с объемом двигателя от 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью движения более 50 км/ч. Мотоцикл может быть оснащен боковой коляской.

Также в соответствии с ранее указанной статьей ПДД к мотоциклам могут быть приравнены транспортные средства на 3 или 4 колесах (трициклы, квадрициклы), если их вес не превышает 0,4 тонны без учета веса аккумулятора, а мощность – менее 15 кВт.

Подкатегория A1

В то время, как категория A – это разрешение на управление любым мототранспортом, то A1 касается лишь легких мотоциклов. Такие права выдаются для вождения скутера или квадроцикла, но водитель в первую очередь должен обращать внимание на тех.характеристики т/с.

В соответствии со ст. 25 ФЗ№196 к категории А1 относятся двухколесные средства передвижения без мотоприцепа с объемом двигателя 50-125 кубов и мощностью до 11 кВт.

Категория B

B-категории – это привычные всем легковые авто. В законе «О безопасности дорожного движения» (ст. 25) есть четкое обозначение, каким требованиям должны удовлетворять машины, чтобы относиться к данной группе:

  • вес автотранспорта не превышает 3,5 тонн;
  • количество сидячих мест не более 9, включая кресло водителя;
  • допускается наличие прицепа массой до 0,75 тонны;
  • допускается наличие прицепа массой большее 0,75 тонн, но при условии что его масса меньше массы авто и общий вес составляет менее 3,5 тонн.

Мотоколяски сегодня встречаются крайне редко. Однако могут упоминаться как транспорт с пометкой A или B.

Категория BE

К BE-категории относится легковой автотранспорт с тяжелым прицепом. В соответствии со ст. 25 Правил «О безопасности дорожного движения» при наличии водительских прав ВЕ в 2024 году гражданин может управлять авто с прицепом, который подходит под описание:

  • масса более 0,75 тонн;
  • масса прицепа превышает вес авто без нагрузки;
  • общая масса состава превышает 3,5 тонн.

Для получения в водительское удостоверение пометки BE нужно сдать дополнительный экзамен, так как она выделена в отдельную категорию.

Подкатегория B1

Данная разновидность появилась относительно недавно и ни в законе «О безопасности дорожного движения» , ни в Правила Дорожного Движения нет четкого определения транспортных средствам. Только их перечисление в ст. 25 ФЗ№196 – квадрициклы и трициклы.

Категория C

В C-категорию водительских прав в 2024 году входят грузовые авто разной вместимости:

  • весом от 3,5 тонн;
  • автомобили с прицепом, масса которого менее 0,75 тонны.
Рекомендация  Как получить выписку из решения суда о расторжении брака 2024

По сути маркировка водительских прав буквой C объединяет все автомобили, которые используются для перевозки грузов. Описание технических параметров авто находится в ст. 25 ФЗ№196.

Обычно открывается уже после получения водительского удостоверения на легковой автомобиль. Но это не обязательно.

Полугрузовики и газели вместимостью до 3,5 тонн относятся к В-категории.

Категория CE

Грузовой транспорт с прицепом массой более 0,75 тонн относится к CE-категории в соответствии со ст.25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Т/С требует особых навыков управления, так как маневрирование таким тяжелым транспортом затруднено. Вождение имеет определенные ограничения, связанные с общей массой автомобиля после загрузки.

Например, запрет на передвижение по определенным трассам и т.д.

Подкатегория C1

Автомобили подкатегории C1 – это облегченный транспорт для грузовых перевозок. Согласно ст. 25 ФЗ №196 есть четкие характеристики для таких машин:

  • масса от 3,5 до 7,5 тонн;
  • авто с прицепом массой до 0,75 тонн.

При получении водительского удостоверения типа C пометка C1 ставится автоматически (дополнительно сдавать экзамен не нужно). Однако есть возможность сдать на права C1 отдельно.

Подкатегория C1E

Подкатегория C1E по ст. 25 закона о «Безопасности дорожного движения» охватывает грузовые автомобили с прицепом, к которому предъявляются жесткие требования. По сути это облегченный вариант CE, так как вес прицепа может превышать 0,75 тонн, но только при условии, что:

  • он не превышает массу основного авто без нагрузки;
  • общая масса менее 12 тонн.

Эта подкатегория открывается автоматически при сдаче на права CE, но граждане могут сдать экзамен на управление только этой категорией авто.

Категория D

Если в случае с отметкой C в ст. 25 ФЗ№196 основной упор делался на массу авто, то D-категория – это автотранспорт для пассажирских перевозок, поэтому здесь больше внимания уделяется количеству посадочных мест. Хотя есть требования и по весу.

К этому разряду относятся автобусы и минибусы, которые:

  • имеют более 9 посадочных мест, включая водительское кресло;
  • имеют прицеп для транспортировки грузов, при условии что масса прицепа менее 0,75 тонн.

Хотя троллейбусы и трамваи также являются транспортом для пассажирских перевозок, они включаются в отдельную категорию.

Категория DE

Хотя литера E изначально указывает на наличие прицепа, сложно встретить на дорогах автобусы с прицепом для грузовых перевозок, поэтому чаще всего к эту группу входят сочлененные автобусы. Однако в соответствии со ст. 25 ФЗ-196 также пометка DE описывает автобусы с прицепом для грузовых перевозок, если его вес превышает 0,75 тонн.

Подкатегория D1

Водители маршруток должны иметь водительское удостоверение с пометкой D1. По ст. 25 ФЗ-196 сюда относятся машины для пассажирских перевозок, где есть от 9 до 17 сидений, включая водительское кресло. Также такой автотранспорт может быть оборудован прицепом для грузовых перевозок.

Масса прицепа не должна превышать 0,75 тонн.

Если водитель в 2024 году сдает на права на D, то D1 открывается автоматически, так как это подкатегория.

Подкатегория D1E

Транспортные средства этой подкатегории также не часто мелькают на дорогах, однако как и в остальных случаях описаны в ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». К подкатегории D1E относятся пассажирские автомобили, которые соответствуют следующим требованиям:

  • количество сидячих мест от 9 до 17, включая кресло водителя;
  • наличие прицепа для перевозки грузов, массой более 0,75 тонн;
  • общая масса микроавтобуса с прицепом должна быть менее 12 тонн.

В ПДД особенно внимание уделено тому, что прицеп в данном случае служит только для перевозки грузов и не может быть использован для размещения пассажиров. Хотя с правами на DE это возможно.

Категория Tm и Tb

Tm и Tb не имеют расширенного описания в ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения». Только определение:

  • Tm — трамваи;
  • Tb — троллейбусы.

Отсутствие описания означает, что пометка дает право на управление спецтранспортом любого вида, включая как одинарные, так и сочлененные модели.

Категория M

Категория M появилась в ст. 25 ФЗ№196 относительно недавно и была создана специально для регулировки езды на мопедах. В 2024 году сюда включаются также и легкие квадрициклы.

В самом законе «О безопасности дорожного движения», где перечислены все разновидности транспорта и их описания, нет четкого обозначения категории M. Зато в п. 1.2 Правил Дорожного Движения есть определение термина «мопед», на основании чего и выявляются средства передвижения, подходящие под данную категорию.

Мопед – вид т/с с двумя или тремя колесами, которое соответствует следующим характеристикам:

  • максимальная скорость – не более 50 км/ч;
  • объем двигателя – до 50 кубических сантиметров;
  • мощность от 0,25 до 4 кВт.

Пометку M автоматически получают при сдаче на права на любую другую категорию.

В 2024 году кроме мопедов сюда могут входить электровелосипеды и другие популярные средства передвижения. Необходимо внимательно ознакомиться с характеристиками при покупке.

Категория водительских прав на самоходные машины в 2024 году

Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования.Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику.

Однако этим группа не ограничивается.

Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».

К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.).Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.

Новая иерархия категорий водительских прав

Внимание! Данная статья опубликована в разделе «Законы в разработке». Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможнобудут приняты в будущем.

В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье серии «Проект закона О БДД», речь вновь пойдет о нововведениях, которые могут быть внесены в указанный закон.

Напомню, что в первой части рассматривались нововведения, которые затрагивают минимальный возраст водителя для допуска к управлению транспортными средствами различных категорий.

Сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Информация о законопроекте.
  • Обучение несовершеннолетних водителей по отдельным программам.
  • Новая иерархия категорий прав.
  • Особенности сдачи на категорию DE.
  • Не допуск нарушителей к экзаменам.

Информация о законопроекте

04.10.2019Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения по вопросам допуска к управлению транспортными средствами» проходит независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Обучение несовершеннолетних водителей по отдельным программам

Лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «М» и подкатегорий «А1», «А2», «В1», «С1» после прохождения в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программампрофессионального обучения водителей транспортных средств категорий «В», «С», «М» и подкатегорий «А1», «А2», «В1», «С1» для лиц, не достигших 18-летнего возраста.

В данном абзаце речь идет о том, что несовершеннолетние водители для допуска к экзаменам в ГИБДД должны будут пройти обучение по специальным программамдля лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Рекомендация  Как и где восстановить свидетельство о смерти 2024

Основная суть данного нововведения заключается в том, что несовершеннолетние будут учиться отдельно от остальных кандидатов в водители. Чем именно будут различаться программы, пока что сказать невозможно.

Однако можно с уверенностью говорить о том, что обучать по программам для несовершеннолетних будут лишь в ограниченном числе автошкол. Связано это с тем, что большинство кандидатов в водители имеют возраст старше 18 лет. А открывать отдельную группу ради одного-двух обучающихся в большинстве автошкол не будут.

Новая иерархия категорий прав

Напомню, что в настоящее время действует следующая иерарахия:

«Младшая» категория «Старшая» категория
А1 А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B
C1 C
D1 D
C1E CE
D1E DE
М любая категория

То есть водитель, имеющий старшую категорию из правой колонки, может управлять транспортными средствами, относящимися к младшей категории из левой колонки.

В законопроекте предусматривается новая, более сложная иерархия:

7.Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегорий «A1» и «А2» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — категорий «ВЕ» и «DE» и подкатегорий «С1Е» и «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категорий «В» или «D» или подкатегории «D1» соответственно), категории «DE» — категории «ВЕ» и подкатегорий «С1E» и «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «С1» соответственно), подкатегории «C1E» — категории «ВЕ» и подкатегории «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «D1» соответственно), подкатегории «D1E» — категории «ВЕ» и подкатегории «C1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «С1» соответственно); подкатегории «А2» — подкатегории «А1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M» с любым видом трансмиссии при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами данной категории.

Представим ее в виде таблицы:

«Младшая» категория «Старшая» категория
А1 А
A2
А2 А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
A2
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B
BE CE (при наличии B)
C1E (при наличии B)
DE (при наличии B)
D1E (при наличии B)
C1 C
D1 D
DE CE (при наличии D)
C1E CE
DE (при наличии C1)
D1E (при наличии C1)
D1E CE (при наличии D1)
C1E (при наличии D1)
DE
М любая категория

Самое интересное нововведение в данном случае — это добавление в иерархию категорий с буквой Е на конце (для управления составами транспортных средств с прицепами). В настоящее время каждую из указанных категорий нужно получать отдельно, а для этого нужно проходить отдельное обучение и сдавать экзамены.

Если законопроект будет принят, то водителю будет достаточно получить только категорию CE (грузовики с прицепами). Она автоматически позволит ему возить тяжелые прицепы любыми транспортными средствами, категории которых открыты в правах.

Вывод, который можно сделать из этой части статьи. Если Вы планируете в будущем эксплуатировать транспортные средства с тяжелыми прицепами, то имеет смысл в первую очередь сдать экзамены на категорию CE.

Особенности сдачи на категорию DE

Напомню, что категория DE разрешает управлять автобусами с тяжелыми (тяжелее 750 кг) прицепами и сочлененными автобусами. Ранее эти понятия никак не разделялись, однако в новом законопроекте предусмотрен следующий пункт:

Лицам, сдавшим экзамены на право на управление транспортными средствами категории «DЕ» на сочлененном автобусе, предоставляется право на управление транспортными средствами данной категории только на сочлененном автобусе.

То есть для водителя будут возможны 2 варианта сдачи экзамена:

  • На автобусе с прицепом. В этом случае он сможет водить и автобусы с прицепами, и сочлененные автобусы.
  • На сочлененном автобусе. В этом случае водитель не сможет управлять автобусами с тяжелым прицепом.

Судя по всему для разделения водителей, сдавших экзамены по разным вариантам, будет введена какая-то дополнительная отметка в водительском удостоверении.

Не допуск нарушителей к экзаменам

И еще одно изменение в статью 26 закона «О БДД»:

5.Лицам, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и не имеющим при этом права управления транспортным средством либо лишенным такого права, допуск к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами и (или) выдача водительских удостоверений осуществляется по истечении срокав течение которого указанные лица считаются подвергнутыми данному административному наказанию.

Суть данного пункта сводится к тому, что если водитель, не имеющий прав или лишенный прав, сел за руль в состоянии опьянения и попался сотрудникам ГИБДД, то получение водительского удостоверения такому водителю придется отложить. Рассмотрим пункт более подробно:

1. Речь идет о водителях, которые управляли автомобилем в состоянии опьянения или отказались от освидетельствования на состояние опьянения.

2. Речь идет о водителях, лишенных прав или вообще не имеющих прав. Напомню, что наказание за такое нарушение предусмотрено частью 3 статьи 12.8 КоАП и представляет собой административный арест на 10-15 суток.

3. Указанные водители не будут допущены к экзаменам в течение срока, пока они считаются подвергнутыми наказанию. То есть если водитель ранее отбывал административный арест по части 3 статьи 12.8 КоАП, то он не сможетсдать экзамены и получить права в течение 1 годас момента окончания ареста.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный сегодня документ пока что находится в стадии проекта. То есть неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

А в следующей статье серии речь идет о пунктах законопроекта, связанных с использованием иностранных прав на территории России.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 4 октября 2019
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).