Каковы основания прекращения сервитута Важные нюансы которые надо знать 2024

ЗК РФ Статья 48. Основания прекращения сервитута

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 48 ЗК РФ

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

Статья 48. Основания прекращения сервитута

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Информация об изменениях:

Статья 48 дополнена пунктом 3 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

Рекомендация  Ипотечные каникулы в 2024 году 2024

Информация об изменениях:

Статья 48 дополнена пунктом 4 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

Информация об изменениях:

Статья 48 дополнена пунктом 5 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

Информация об изменениях:

Статья 48 дополнена пунктом 6 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута (действующая редакция)

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

Рекомендация  Как вернуть деньги вложенные в акции недействующего оао 2024

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Энциклопедия судебной практики. Прекращение сервитута (Ст. 276 ГК)

Энциклопедия судебной практики. Прекращение сервитута (Ст. 276 ГК)

1. Основаниями для прекращения сервитута являются невозможность использования обремененного участка по назначению и отпадение оснований, по которым он был установлен

2. Регистрация права собственности на землю за РФ не является основанием для прекращения сервитута

3. Требование о сохранении сервитута в ущерб интересам других лиц недопустимо

4. При прекращении права собственности на земельный участок прекращается сервитут, установленный на территории данного земельного участка

5. В случае предъявления требований о прекращении сервитута заявитель (собственник земельного участка обремененного сервитутом) должен доказать невозможность использования участка в соответствии с его целевым назначением

6. Прекращение сервитута допустимо при соблюдении баланса интересов собственников как господствующего, так и зависимого земельного участка, обремененных данным сервитутом

7. При прекращении сервитута не имеет значения в каком порядке право ограниченного пользования чужим земельным участком было установлено (по соглашению сторон или судом)

8. Прекращение сервитута возможно и во внесудебном порядке

Энциклопедия судебной практики
Прекращение сервитута
(Ст. 276 ГК)

1. Основаниями для прекращения сервитута являются невозможность использования обремененного участка по назначению и отпадение оснований, по которым он был установлен

Общим основанием прекращения сервитута является отпадение обстоятельств, обусловивших его установление. Специальным основанием прекращения сервитута является невозможность в результате обременения использования участка его собственником (иным титульным владельцем) в соответствии с целевым назначением.

Общим основанием прекращения сервитута является отпадение обстоятельств, обусловивших его установление.

Специальным основанием прекращения сервитута является невозможность в результате обременения использования участка его собственником (иным титульным владельцем) в соответствии с целевым назначением.

2. Регистрация права собственности на землю за РФ не является основанием для прекращения сервитута

Исходя из буквального толкования данной нормы [ст. 276 ГК РФ], суд обоснованно указал, что такого основания для прекращения сервитута, как регистрация права собственности на землю за Российской Федерацией, указанная статья не содержит.

3. Требование о сохранении сервитута в ущерб интересам других лиц недопустимо

Действующее законодательство не позволяет в ущерб интересам других лиц продолжать требовать сохранения сервитута, если имевшие место обстоятельства и основания для его установления изменились.

Напротив, в силу п. 1 ст. 276 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

4. При прекращении права собственности на земельный участок прекращается сервитут, установленный на территории данного земельного участка

Рекомендация  Как продлить временную регистрацию 2024

[Исходя из положений ст. 274, 276 ГК РФ] По своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере.

В связи с прекращением права собственности на земельный участок и жилой дом ответчик не имеет права на сохранение сервитута в отношении земельного участка истца, не нуждается в проведении ремонтных работ и обслуживании не принадлежащего ему на праве собственности жилого дома. Иное, по сути, означало бы установление права заявителя постоянного (бессрочного) пользования земельным участком истца, фактическое изъятие у истца — собственника земли части участка для обеспечения нужд постороннего лица, что противоречит принципу «справедливого баланса» с позиции ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека.

5. В случае предъявления требований о прекращении сервитута заявитель (собственник земельного участка обремененного сервитутом) должен доказать невозможность использования участка в соответствии с его целевым назначением

В случае предъявления таких требований [о прекращении сервитута в порядке ст. 276 ГК РФ] ответчик, являясь собственником земельного участка, обремененного сервитутом, должен доказать невозможность использования участка в соответствии с его целевым назначением.

6. Прекращение сервитута допустимо при соблюдении баланса интересов собственников как господствующего, так и зависимого земельного участка, обремененных данным сервитутом

Указанная норма [ч. 2 ст. 276 ГК РФ] ориентирует на то, что в силу разумного понимания баланса интересов собственников господствующего и зависимого участков не может быть абсолютно исключен частный интерес собственника зависимого участка, что имеет место в случае невозможности использования участка по его целевому назначению.

7. При прекращении сервитута не имеет значения в каком порядке право ограниченного пользования чужим земельным участком было установлено (по соглашению сторон или судом)

Исходя из положений указанной выше нормы [ст. 276 ГК РФ] материального права, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать по суду его прекращения. При этом не имеет значения, в каком порядке право ограниченного пользования чужим земельным участком было установлено (по соглашению сторон или судом).

8. Прекращение сервитута возможно и во внесудебном порядке

В п. 2 ст. 276 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает прекращение сервитута по требованию собственника ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, не содержится указания на обязательный судебный порядок предъявления такого требования.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.