Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).
ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
По 31.12.2024 особенности установления публичных сервитутов в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, устанавливаются ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 03.04.2023 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04.2024 пп. 2 п. 4 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 491-ФЗ).
См. будущую редакцию.
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право прохода проезда к земельному участку
Подборка наиболее важных документов по запросу Право прохода проезда к земельному участку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Сервитут:
- Исковое заявление об установлении частного сервитута
- Оформление сервитута
- Плата за публичный сервитут
- Публичный сервитут
- Регистрация публичного сервитута
- Показать все
- Сервитут:
- Исковое заявление об установлении частного сервитута
- Оформление сервитута
- Плата за публичный сервитут
- Публичный сервитут
- Регистрация публичного сервитута
- Показать все
- Земля:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 98 «Убытки и компенсации в связи с обеспечением иска» АПК РФ «С учетом изложенного, а также ввиду того, что право прохода и проезда через земельный участок истца ответчику предоставлено в рамках принятия судом обеспечительных мер, Перепелица М.Н. на основании статьи 98 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет право на компенсацию расходов, понесенных в целях обеспечения охраны принадлежащего ему имущества.»
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 90 «Земли транспорта» ЗК РФ «Апелляционный суд также отметил, что под видом сервитута истец фактически желает получить право субаренды земельного участка, находящегося в аренде у ответчика. Проход и проезд, для которых устанавливается сервитут, неравнозначны производству погрузочно-разгрузочных работ и устройству площадки для этого производства. В данном случае истец не требовал прохода и проезда. Эксплуатация линейных объектов, для которой возможно установление сервитута, не должна препятствовать собственнику использовать земельный участок и не предполагает постоянное занятие земельного участка.
Истец имеет намерение организовать на земельном участке ответчика погрузочно-выгрузочную площадку и требует демонтировать шумопоглощающие конструкции, которые ответчик установил на принадлежащем ему на праве аренде участке и на законных основаниях. По смыслу статьи 90 Земельного кодекса земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться для устройства погрузочно-разгрузочных площадок в аренду, а не на условиях сервитута.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2022, N 10) Право прохода и проезда, несмотря на схожесть с сервитутом, является иной правовой конструкцией. Отмечу отдельно, что как самостоятельное ограничение (обременение) права собственности на земельный участок право прохода и проезда распространено в Санкт-Петербурге.
Статья: Право прохода и проезда в Санкт-Петербурге
(Гусев А.О.)
(«Арбитражные споры», 2019, N 2) В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.07.2017 по делу N А56-61868/2016 затрагивалась проблематика зоны прохода и проезда. По результатам судебного дела юридическое лицо (собственник земельного участка) добилось признания незаконным решения кадастровой палаты об исключении из государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН) сведений об ограничении (обременении) смежного участка правом прохода и проезда. Собственник земельного участка, в отношении которого ГКН содержал сведения о кадастровом учете части участка с ограничением права прохода и проезда, обратился в кадастровую палату с заявлением о снятии данной части с кадастрового учета.
Кадастровая палата внесла в ГКН сведения о прекращении существования данной части участка и ограничения.
Нормативные акты
«Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства»
(утв. Росземкадастром 17.02.2003)
(ред. от 18.04.2003) На проектном плане показываются: проектные границы и площади вновь образуемых земельных участков, промеры, необходимые для определения местоположения проектных элементов (границ земельного участка, проездов или проходов) на местности, наличие доступа (проезда или прохода) к каждому самостоятельному земельному участку, в том числе границы устанавливаемого частного сервитута на право прохода или проезда за счет земель разделяемого участка (участков).
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Подъездные пути к земельному участку
Подборка наиболее важных документов по запросу Подъездные пути к земельному участку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Земля:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
- Показать все
- Земля:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
- Показать все
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выкуп (отказ в выкупе) земельного участка под зданием (сооружением)
(КонсультантПлюс, 2024) . В обоснование своего права на получение испрашиваемого земельного участка обществом представлены в том числе свидетельство о праве собственности на объект недвижимости (подъездной железнодорожный путь), договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка.Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 24.1 «Задачи производства по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ «Судья кассационного суда установил, что в нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного кодекса законность предписания нижестоящими судебными инстанциями фактически не проверена и правовой оценки не получила, доводы заявителя о невозможности исполнения предписания в связи отсутствием подъездных путей к земельному участку из-за реконструкции автодороги М-60 «Уссури», не исследованы, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить единицу бухгалтерского учета основных средств при применении ФСБУ 6/2020
(КонсультантПлюс, 2024) функциями единицы учета ОС. Если объект состоит из частей, которые по своему характеру и функциям различны, следует выделять отдельные единицы учета ОС. Например, трансформаторная подстанция, состоящая из земельного участка, технологического оборудования, подъездных путей и элементов ограждения, должна состоять как минимум из четырех единиц учета.Нормативные акты
Приказ Росреестра от 04.08.2021 N П/0336
«Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке»
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421) Для целей Указаний земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к какой-либо из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.«Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства»
(утв. Росземкадастром 17.02.2003)
(ред. от 18.04.2003) 4) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
ВС указал, как правильно устанавливать сервитут
По закону можно установить право ограниченно пользоваться чужим участком (сервитут) с разрешения его собственника. Делается это в крайних случаях, когда пройти к своему объекту недвижимости владелец может только через соседнюю землю. Кто вправе добиваться такого прохода в судебном порядке?
И какие обстоятельства при разрешении подобных дел нужно установить? На эти вопросы отвечал Верховный суд.
Сложившаяся судебная практика признает сервитут «крайней» мерой, к которой стороны могут прибегнуть в исключительном случае, если нет других способов обеспечить беспрепятственный доступ к имуществу, объясняет юрист Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Природные ресурсы/Энергетика Профайл компании × Марина Строкань. С подобной ситуацией и столкнулся Василий Огнев*.
Доступ к участку закрыло кафе
В 2003 году он арендовал на 49 лет участок в городе Бутурлиновка Воронежской области у местной администрации. На этой земле располагалась старая бытовая постройка, которую арендатор хотел реконструировать и превратить в производственное помещение по ремонту различного оборудования. Именно такой план Огнев согласовал с главным архитектором района, но к строительным работам не спешил приступать.
Несколько лет арендатор не появлялся на земле в Бутурлиновке, а в 2016 году обнаружил, что перед его участком возвели кафе.
Из-за новой постройки Огнев потерял свободный доступ к зданию, в котором хотел организовать производственное помещение. Тогда арендатор попытался договориться с соседкой Инной Дмитриевой*, чтобы установить сервитут и проходить через ее участок на арендуемую землю. Но та возражала против этого, указывая на то, что Огнев может другим путем добираться до своей недвижимости.
Бутурлиновский районный суд своим решением подтвердил обоснованность позиции Дмитриевой (дело № 2-818/2016 ~ М-866/2016).
Но арендатора подобный вывод не устроил, и он подал новый иск — установить сервитут для прохода к своему имуществу через другой примыкающий участок, который принадлежал местной администрации (дело № 2-1034/2017 ~ М-1038/2017). Городские власти представили в суд документы, которые свидетельствовали о том, что истец долгие годы не пользуется арендуемой землей: она заросла деревьями, а бытовая постройка за это время частично развалилась. Кроме того, с одной стороны спорного участка есть бесхозный кирпичный забор, в котором можно установить ворота для прохода к производственному помещению, обратил внимание ответчик.
Суд не стал назначать дополнительных экспертиз и на основании представленных бумаг постановил отказать Огневу. Апелляция оставила такое решение без изменений (дело № 33 –2380/2018).
ВС нашел несколько нарушений у нижестоящих судов
Арендатор не согласился с выводами нижестоящих инстанций и оспорил их в Верховный суд. ВС отметил, что при разрешении обсуждаемого вопроса суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон. То есть, условия должны быть наименее обременительны для собственника участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
В рассматриваемой ситуации судам следовало изучить, может ли истец защитить свои права другим способом и вправе ли арендатор участка требовать установления сервитута по действующему закону, подчеркнул ВС (дело № 14-КГ19-3). Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала, что нижестоящим инстанциям надо было подробнее изучить ситуацию с кирпичным забором: кому он принадлежит, на чьём участке находится, получится ли в нем установить ворота и на основании чего истец может совершать какие-либо действия с этим имуществом.
Такие сведения можно получить только из заключения экспертизы, поскольку суд не является экспертом в области землеустройства, но исследования в рамках процесса не назначались, обратил внимание ВС. Учитывая перечисленные обстоятельства, «тройка» судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила все акты нижестоящих судов и отправила дело на новое рассмотрение обратно в первую инстанцию.
Эксперты «Право.ru»: «Экспертиза в таких случаях обязательна»
В подобных ситуациях идти на поводу у арендаторов опасно, полагает партнер MGP Lawyers MGP Lawyers Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры high market) × Денис Быканов: «Собственник итак испытывает давление института принудительного сервитута, а если право на иск предоставить еще и арендаторам, то это еще больше редуцирует собственность».
Фактически суд нарушил принцип состязательности, заведомо отдал предпочтение кажущейся более сильной позиции Администрации, которая и представила перечисленные документы. Таким образом, вывод нижестоящих инстанций о доступе на участок посредством устройства ворот в заборе был основан на поверхностном исследовании обстоятельств.
По словам эксперта, базовое право арендатора заключается в том, чтобы он в любой непонятной ситуации мог попросить арендодателя предъявить соответствующий иск, а не стараться присвоить себе правомочия собственника: «Такой подход, в общем, и закреплен в законе».
Как устанавливают сервитут
— Выясняют необходимость для его установки как таковой;
— Доказывают невозможность (затруднительный характер) доступа к имуществу;
— Разрабатывают наименее обременительный вариант установления сервитута;
— Исполняют решение – вносят в Единый государственный реестр недвижимости координаты границ сервитута, регистрируют обременение на землю.
В решениях по подобным спорам суд должен определить все условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, объясняет Вероника Величко из Avelan Avelan Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × : «Если его установление неизбежно, то сервитут должен осуществляться наиболее экономичным способом». Из-за чего по подобным делам необходимо назначать экспертизу, подчеркивает партнер Аронов и партнеры Аронов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Недвижимость, земля, строительство 15 место По выручке на юриста 27 место По количеству юристов 31 место По выручке × Антон Емелин. Одним словом, наличие альтернативных путей доступа к участку должно быть предметом экспертизы, а не гипотезой суда, подчеркивает Величко.
В нашей практике был случай, когда председатель состава арбитражного суда провел выездное судебное заседание, осмотрел все варианты проезда, их описал и, сопоставив с представленными сторонами схемами, выбрал оптимальный вариант.
Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов и Партнеры Шаймарданов и Партнеры Региональный рейтинг. ×
Проблемы зачастую возникают и на стадии исполнения судебного решения, когда нужно внести сведения о сервитуте в ЕГРН, предупреждает Строкань. По ее словам, обычно это связано с тем, что в ходе экспертизы неправильно определяют координаты границ сервитута.
*имена и фамилии участников дела изменены
- Верховный суд РФ
- Гражданский процесс