Как привлечь к ответственности гражданина другой страны 2024

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, подлежит ответственности согласно нормам российского права. Из этого следует, что обязательным условием для привлечения к ответственности иностранного гражданина является его виновность.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК РФ виновным признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Аналогичные формы вины установлены ст.

2.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, одной из таких обязанностей является соблюдение российского законодательства. Несоблюдение законодательства иностранными гражданами предполагает привлечение их к административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной или дисциплинарной ответственности наравне с гражданами РФ.

Иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ, что соответствует принципам и нормам международного права, В подавляющем большинство статей КоАП РФ, содержащих составы, субъектами правонарушений которых могут быть иностранные граждане, данные субъекты правонарушения (иностранные граждане) указываются в качестве квалифицирующих признаков состава: например, ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ — пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ — незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ и т.д .

Кроме этого, субъектами ряда административных правонарушений КоАП РФ являются только иностранные граждане: ст. 18.8 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ; ст. 18.9 КоАП РФ — незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ; ст. 18.11 КоАП РФ — нарушение миграционных правил; ст. 18.20 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента; ст.

19.27 КоАП РФ — представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета.

Вместе с тем незаконное пересечение государственной границы иностранным гражданином может послужить основанием для привлечения данного лица к уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ. Под пересечением границы в данном случае будет пониматься «ее пересечение без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ без надлежащего разрешения, полученного в установленном законом порядке».

К работающим в России на законных основаниях по трудовому договору иностранным гражданам при совершении ими дисциплинарного проступка в сфере трудовых отношений могут быть применены такие меры, как замечание, выговор или увольнение. При невыполнении иностранными гражданами гражданско-правового обязательства на территории РФ при совершении сделок иностранные граждане подлежат гражданско-правовой ответственности в виде уплаты неустойки, возмещения убытков или упущенной выгоды.

Некоторые нормативные правовые акты РФ за незаконное осуществление какой-либо деятельности или за совершение правонарушения иностранными гражданами предусматривают различные виды ответственности. Так, ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает, что за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Исходя из видов ответственности иностранных граждан в РФ, одной из наиболее радикальных мер, применяемых к ним, является выдворение за пределы РФ. Выдворение иностранных граждан может выступать как мерой административного предупреждения, так и мерой административного пресечения и мерой административного взыскания.

Отдельного внимания заслуживают вопросы привлечения к ответственности иностранных граждан за совершение правонарушений за пределами территории РФ. УК РФ содержит общие нормы, в соответствии с которыми иностранные граждане подлежат уголовной ответственности за преступления, совершенные на территории РФ. Вместе с тем они могут нести уголовную ответственность за преступления, совершенные вне пределов РФ, если преступление имеет характер, направленный против интересов РФ либо граждан РФ, в случаях, предусмотренных международным договором, если эти лица не были осуждены в другом государстве за данное преступление и не привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ в настоящее время (ст.

12 УК РФ).

Во всех иных случаях совершения преступления вне пределов РФ иностранными гражданами они подлежат выдаче иностранному государству, в котором было совершено преступление.

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской республике

  • Версия для печати
  • Ссылка на страницу
  • Отправить по почте

Как привлечь к ответственности гражданина другой страны 2024

КоАП РФ Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18.9. КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 215-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, —

Рекомендация  Место государственной регистрации юридического лица 2024

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 31.12.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

(примечание в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указ Президента РФ от 27 апреля 2024 г. N 307 «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Приложение N 1. Перечень изменений, вносимых в указы Президента Российской Федерации

Приложение N 2. Перечень указов Президента Российской Федерации, утративших силу

В целях реализации федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» и в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что граждане Украины, лица, состоявшие в гражданстве Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, и лица без гражданства признаются с 30 сентября 2022 г. постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, если они соответствуют одновременно следующим условиям:

а) такие граждане и лица постоянно проживали по состоянию на указанную дату на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или ранее постоянно проживали на этих территориях и выехали в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств;

б) такие граждане и лица заявили о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство либо остаться лицами без гражданства, не принесли Присягу гражданина Российской Федерации или в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 951 «О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации», отказались от ее принесения.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и постоянно проживавшие по состоянию на 30 сентября 2022 г. на этих территориях на основании документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание и выданного уполномоченным органом Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики (в том числе срок действия которого истек), вправе постоянно проживать на этих территориях на основании таких документов до 1 июля 2024 г.

3. Граждане Украины, лица, состоявшие в гражданстве Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, и лица без гражданства, постоянно проживавшие по состоянию на 30 сентября 2022 г. на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или ранее постоянно проживавшие на этих территориях и выехавшие в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, вправе при наличии удостоверения беженца, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, разрешения на временное проживание или вида на жительство принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

4. Лица, названные в пунктах 1 и 2 настоящего Указа:

а) вправе обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту своего фактического нахождения с заявлением о выдаче вида на жительство;

б) при обращении с заявлением о выдаче вида на жительство проходят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование и представляют:

документ, удостоверяющий личность и гражданство (при наличии), в том числе если срок его действия истек;

документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание и выданный уполномоченным органом Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, в том числе если срок его действия истек (при наличии такого документа);

Рекомендация  Легализация дохода от продажи одежды за границу 2024

документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области (за исключением случаев, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем право на постоянное проживание);

две фотографии размером 35 x 45 мм, соответствующие требованиям, установленным Министерством внутренних дел Российской Федерации;

в) приобщают к заявлению о выдаче вида на жительство копии документов, указанных в абзацах втором — четвертом подпункта «б» настоящего пункта. Соответствие копий оригиналам проверяется должностным лицом территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа. Оригинал документа, указанного в абзаце третьем подпункта «б» настоящего пункта, при выдаче вида на жительство подлежит передаче должностному лицу для приобщения к материалам дела о рассмотрении заявления;

г) представляют документы, выполненные не на русском языке, с переводом на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области требование о засвидетельствовании перевода либо подлинности подписи переводчика не применяется до окончания переходного периода;

д) при обращении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросу регистрации по месту жительства или постановки на учет по месту пребывания вправе представить документ, удостоверяющий личность и гражданство (при наличии), в том числе если срок его действия истек.

5. Лица, названные в пунктах 1 и 2 настоящего Указа, зарегистрированные по состоянию на 30 сентября 2022 г. по месту жительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и не имеющие регистрации по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации, приравниваются к зарегистрированным по месту жительства на территории Российской Федерации с даты регистрации по месту жительства на соответствующей территории. Отметка о регистрации по месту жительства проставляется в виде на жительство.

6. Лица, названные в пунктах 1 и 2 настоящего Указа, зарегистрированные по состоянию на 5 октября 2022 г. по месту жительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и одновременно на территории иного субъекта Российской Федерации, не подавшие до 5 октября 2024 г. в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации заявление о выборе места жительства, снимаются с регистрационного учета по месту жительства по адресу, дата регистрации по которому является более ранней.

7. Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать 20 рабочих дней.

8. При рассмотрении заявления о выдаче вида на жительство, поданного в соответствии с настоящим Указом, основания отказа в выдаче вида на жительство, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не применяются, за исключением случаев, если иностранный гражданин или лицо без гражданства представили поддельные или подложные документы либо сообщили о себе заведомо ложные сведения.

9. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных в соответствии с частью 22 статьи 31 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», частью 22 статьи 31 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», частью 22 статьи 31 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», частью 20 статьи 31 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» временно пребывающими в Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области после 30 сентября 2022 г., при обращении до 1 октября 2024 г. в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации продлевается по ходатайству организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства осуществляет трудовую или иную деятельность, либо по заявлению или визовой анкете, поданным иностранным гражданином или лицом без гражданства лично, в случае подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о месте своего фактического нахождения и при прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.

10. Лицам, названным в пункте 9 настоящего Указа, срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается до 31 декабря 2024 г. включительно и выдается:

а) миграционная карта с отметкой о разрешенном сроке временного пребывания в Российской Федерации, в случае если такие лица имеют право въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — в день подачи уведомления о месте своего фактического нахождения;

б) виза в соответствии с целью пребывания в Российской Федерации, указанной в ходатайстве организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства осуществляет трудовую или иную деятельность, либо в заявлении о продлении срока временного пребывания или визовой анкете, в случае если они не имеют права въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — в течение 10 рабочих дней после подачи уведомления о месте своего фактического нахождения.

11. В отношении лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящего Указа):

а) не принимаются решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, а ранее принятые решения прекращают действие и не подлежат исполнению;

б) не принимаются решения об аннулировании вида на жительство, о лишении статуса беженца или временного убежища, кроме случаев, если иностранный гражданин или лицо без гражданства представили поддельные или подложные документы либо сообщили о себе заведомо ложные сведения.

12. В отношении лиц, названных в пунктах 2 и 9 настоящего Указа, получивших в соответствии с настоящим Указом вид на жительство, миграционную карту или визу, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях и принимающих (принимавших) участие в боевых действиях в их составе, граждан Украины, проходящих службу в военизированных организациях Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики (за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящего Указа):

Рекомендация  Имеет ли право ук отключить подачу электроэнергии в квартиру в связи с долгом 2024

а) прекращают действие и не подлежат исполнению ранее принятые решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

б) не принимаются решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации по обстоятельствам, возникшим до 30 сентября 2022 г.;

в) не принимаются решения об аннулировании вида на жительство по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», возникшим до дня выдачи вида на жительство, кроме случаев, если иностранный гражданин или лицо без гражданства представили поддельные или подложные документы либо сообщили о себе заведомо ложные сведения.

13. В отношении лиц, названных в пунктах 1, 2 и 9 настоящего Указа, находящихся на территории Российской Федерации, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, в установленном законодательством порядке принимаются решения о депортации, реадмиссии, административном выдворении из Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, сокращении срока временного пребывания, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

14. В случае принятия в соответствии с пунктом 13 настоящего Указа решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лиц, названных в пунктах 1, 2 и 9 настоящего Указа, такие лица обязаны выехать из Российской Федерации в течение трех календарных дней со дня их уведомления о принятии соответствующего решения. Лица, не исполнившие данной обязанности, подлежат депортации.

15. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 31 декабря 2024 г. включительно:

а) иностранные граждане и лица без гражданства освобождаются от обязанности проходить медицинское освидетельствование и иметь договор (полис) медицинского страхования, договор о предоставлении платных медицинских услуг, предусмотренной Федеральным законом «О беженцах» и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

б) иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента и без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию после проведения территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, а в случае отсутствия дактилоскопической информации — после проведения указанным территориальным органом дактилоскопической регистрации и фотографирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также без учета допустимой доли иностранных работников, установленной Правительством Российской Федерации для хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности, при условии подачи в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, расположенный в Республике Крым, либо в Ростовской области, либо в субъекте Российской Федерации по месту своего нахождения, уведомления о заключении с иностранным гражданином или лицом без гражданства трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение 10 рабочих дней со дня заключения такого договора либо со дня вступления в силу настоящего Указа (если такой договор был заключен).

16. Внести в указы Президента Российской Федерации изменения по перечню согласно приложению N 1.

17. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению N 2.

18. Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить:

а) выдачу лицам, названным в пункте 9 настоящего Указа, обыкновенных частных, учебных, рабочих, гуманитарных и деловых виз;

б) реализацию мер, исключающих применение административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии при принятии решений о привлечении к административной ответственности лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, а до 1 июля 2024 г. — лиц, названных в пунктах 2 и 9 настоящего Указа;

в) с 1 января 2024 г. предоставление органами внутренних дел Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области государственных услуг в сфере миграции и реализацию функций этих органов на указанных территориях в полном объеме.

19. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

27 апреля 2024 года

С 30 сентября 2022 г. граждане Украины, ДНР и ЛНР признаются постоянно проживающими в России иностранцами, если на эту дату они проживали на новых территориях либо проживали на них и выехали в Россию и при этом заявили о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство, не принесли присягу гражданина России или отказались ее приносить.

Они смогут пользоваться прежними документами до 1 июля 2024 г. После нужно будет оформить ВНЖ. По общему правилу в отношении таких лиц не будут принимать решения о депортации, неразрешении въезда и нежелательности пребывания в России, о сокращении срока временного пребывания, об аннулировании ВНЖ, о лишении статуса беженца или временного убежища.

Указ Президента РФ от 27 апреля 2024 г. N 307 «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Вступает в силу с 27 апреля 2024 г.

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 27 апреля 2024 г. N 0001202304270013

Собрание законодательства Российской Федерации, 1 мая 2024 г. N 18 ст. 3292