Как подготовиться к налоговой проверке в 2024 году 2024

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 N03—02—07/1/74372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на отсутствие:

  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских и (или) производственных и (или) торговых площадей и т. д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. На сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Например, налогоплательщик может найти сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные для фирм-однодневок), а также наименования юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Помимо анализа показателей о возможной скорой налоговой проверке могут говорить такие факты, как поступление контрагентам запросов о предоставлении документов о налогоплательщике и по определенным сделкам, вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений о причинах наличия убытка, причинах низкой налоговой нагрузки.

Поэтому, если вероятность налоговой проверки вы оцениваете как высокую, затягивать с приведением дел в порядок не стоит.

Шаг 1. Обратиться к Налоговому кодексу

Прежде всего, руководству организации необходимо изучить нормы Налогового кодекса РФ. Статьи 21 и 23 НК РФ содержат права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 НК РФ перечислены права и обязанности налоговых органов.

Знание своих прав и обязанностей, а также порядка проведения процедуры проверки придаст вам уверенности при взаимодействии с проверяющими и поможет определиться с тактикой подготовительных действий.

Шаг 2. Инвентаризация документов

В первую очередь необходимо убедиться, что у вас есть оригиналы учредительных документов, регистрационных (о постановке на учет в налоговом органе, внебюджетных фондах), разрешительных (если деятельность компании подлежит лицензированию или требует аккредитации), правоустанавливающих документов на имущество организации, документов об избрании, назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера.

Проверьте наличие учетной политики, ее соответствие закону и фактически применяемым принципам ведения налогового учета, соответствует ли учетной политике порядок документооборота, применяемый в организации.

Обратите особое внимание на наличие договоров с контрагентами. Если электронный документооборот в компании не практикуется, все договоры, дополнительные соглашения, акты, накладные должны быть в письменной форме. Отсутствие договора само по себе не является нарушением, ведь факт поставки товара, выполнения работ или оказания услуг подтверждается первичными документами.

Уделите внимание подписи первичных документов. Подписи на первичных документах, составленных на бумаге, должны быть выполнены от руки. Документы, подписанные факсимиле, не могут подтверждать расходы и вычеты.

Если вы получили от контрагента первичный документ с факсимильной подписью, потребуйте заменить его на документ, подписанный собственноручно. Переписка сторон, платежные поручения об оплате, акты или накладные, уже являются договором, если там есть все существенные условия для такого вида сделок (например, наименование и количество товара, наименование и сроки выполнения работ и т. д.).

Проведите ревизию первичных документов (актов, накладных) на предмет полноты их заполнения, наличия подписей и печатей, сквозной нумерации, соответствия ваших экземпляров документов экземплярам контрагентов. Может быть полезным известить стратегических партнеров о грядущей проверке и сверить с ними данные учета и наличие документов.

Под особый контроль возьмите инвентаризацию книг покупок и родаж, а также зарегистрированных в них счетов-фактур. Эти документы:

1) должны быть в наличии;

2) не должны иметь ошибок и пустот;

3) должны соотноситься друг с другом и с данными налоговой декларации;

4) их подписанты должны иметь соответствующие полномочия (следует проверить содержание и срок действия доверенностей, срок полномочий руководителя).

Отдельного внимания требуют и документы по расходам, принятым к налоговому учету. Все ли суммы «закрыты» документами, соответствуют ли таковые требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, являются ли они достаточным подтверждением понесенных расходов?

Организуйте кадровый аудит, чтобы проверить наличие и правильность составления трудовых договоров, кадровых приказов, локальных нормативных актов, а также срок действия коллективного договора — это поможет бухгалтеру обосновать расходы на оплату труда.

Заметьте, что под документом подразумевается его подлинник, копия (даже удостоверенная нотариусом) не является необходимым документом.

При получении требования налогового органа о предоставлении копий документов компании необходимо будет заверить их надлежащим образом. НК РФ и подзаконные акты Минфина и ФНС России не содержат правил удостоверения копий. На практике на копии документа проставляется штамп «Копия верна» (в отсутствие штампа такая надпись может быть сделана от руки), подпись руководителя (или лица, уполномоченного доверенностью) с расшифровкой, печать (при наличии), дата заверения.

Оригинал документа предоставляется проверяющим только для ознакомления и не может быть изъят у налогоплательщика без мотивированного постановления о выемке (ст. 94 НК РФ).

Сосредоточившись на инвентаризации бумажных документов, не упустите из виду такой важный аспект, как инвентаризация файлов. Если применительно к бумажным документам проверяется их наличие и правильность заполнения, то в отношении электронной информации проверка имеет противоположную цель — лишняя информация, не предназначенная для посторонних глаз, должна быть удалена.

Шаг 3. Проверка контрагентов

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее с учетом статьи 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений статьи 54.1 НК РФ проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента. Цель проверки — убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков негативных налоговых последствий.

Вы проверяете контрагента так же, как это будет делать налоговый орган, уделяя особое внимание реальности выполнения сделки контрагентом. Поэтому и вам нужно в первую очередь проверить его ресурсные возможности.

В большинстве случаев отказ в применении вычетов по НДС и учете затрат в составе расходов при расчете налога на прибыль связан с неблагонадежностью поставщиков и подрядчиков. Поэтому сбор документов, подтверждающих вашу должную осмотрительность, следует вести постоянно. В преддверии налоговой проверки собрать достаточный объем документов, скорее всего, будет затруднительно.

Как известно, основными нарушениями в этой сфере налоговые органы называют приобретение товаров, работ, услуг у фирм-«однодневок». Обезопасить себя можно, заблаговременно собрав документы, подтверждающие, что вы проявили должную осмотрительность.

Проверьте на сайте ФНС:

  • зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
  • есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность.

Проверьте контрагента с помощью сервиса «Клерка», сведения из которого мы берем в «Открытых данных» ФНС.

Комплексную информацию о контрагенте можно получить с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru/. Пока сервис работает в тестовом режиме.

Воспользуйтесь другими официальными ресурсами и узнайте:

  • является ли фирма действующей;
  • насколько часто она судится и по каким вопросам
  • есть ли у фирмы долги по исполнительным документам.

Если сделка крупная, и вам нужны официальные документы на контрагента, получите на него выписку из ЕГРЮЛ:

  • бесплатную электронную — на сайте ФНС, зарегистрировавшись на нем или через личный кабинет налогоплательщика lkul.nalog.ru/;
  • бумажную — в любой ИФНС за 200 руб., а срочно — за 400 руб.

Можете запросить у контрагента заверенные копии (Письмо ФНС от 11.02.2010 N3—7—07/84):

  • устава, свидетельств о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
  • решения о назначении руководителя, второй и третьей страниц его паспорта. Паспорт можно проверить на сайте МВД;
  • последней бухотчетности. Годовой отчет по запросу бесплатно выдадут в Росстате.

Создайте досье на контрагента: распечатайте найденную информацию и сохраните в компьютере скриншоты интернет-страниц . Заведите на проверенного контрагента карточку.

Шаг 4. Наличие экономической обоснованности сделок

При доказывании соблюдения требований пункта 2 статьи 54.1 НК РФ налоговому органу представляется комплект первичных документов по сделке, а также иные документы, свидетельствующие о применении мер должной осмотрительности в отношении контрагента (деловая переписка, свидетельства личной встречи, получение документов из открытых источников данных и т. д.). Документы по выполнению мероприятий должной осмотрительности желательно хранить за прошлый период в течение всего времени, когда налоговый орган может их запросить Согласно пункту 2 статьи 54.1 НК РФ налогоплательщик по имевшим место сделкам вправе уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно двух условий, а именно:

  • основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В ходе проведения контрольных мероприятий у налогового органа могут возникать сомнения в отношении реальности сделки, ее исполнения заявленным контрагентом, в связи с чем может быть отказано в понесенных расходах по налогу на прибыль и (или) вычетах по НДС. При этом налоговый орган не ограничивается проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а при принятии тех или иных решений рассматривает документы в совокупности и во взаимосвязи, в том числе с точки зрения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Рекомендация  Меняется ли размер пенсии при переезде в другой регион 2024

В таком случае, несмотря на общее правило о возложенном бремени доказывания налогового правонарушения на налоговый орган проверяемой организации, целесообразно помимо общего пакета первичных документов, подтверждающих исполнение самой сделки, показать принятие мер должной осмотрительности при выборе контрагента. Какого-либо утвержденного перечня таких документов в связи с многообразием сделок не существует. Но важно понимать, что сама по себе государственная регистрация контрагента не свидетельствует о ведении им реальной хозяйственной деятельности. Таким образом, представления сведений о государственной регистрации контрагента будет недостаточно.

Нужно обосновать выбор контрагентов с точки зрения доводов о деловой репутации, платежеспособности, возможностей исполнения обязательств без риска, наличия у контрагента таких ресурсов, как производственные мощности, технологическое оборудование, квалифицированный персонал, соответствующий опыт (в зависимости от предмета договора). При заключении договоров сделка должна быть экономически обоснована, иметь реальную деловую цель и быть заключенной на обычных условиях.

Таким образом, организации, особенно в случае заключения договоров с новыми контрагентами, рекомендуется затребовать и получить копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, банковской карточки, паспорта руководителя, приказа о назначении единоличного исполнительного органа и лица, уполномоченного на подписание первичных документов, выписки из ЕГРЮЛ, информацию об отсутствии задолженности перед бюджетом и др.

Необходимо предпринять и показать использование всех доступных способов для проверки контрагентов. При этом желательно также запросить у контрагента необходимые документы по таможенному оформлению товара, расчету себестоимости продукции либо услуг, получению им необходимых сертификатов соответствия, наличию квалифицированного штата, интернет-сайта, посетить действующий офис, склад, осмотреть закупаемый объем товаров и т. д. Кроме того, доказательствами того, что привлекаемый контрагент обладает самостоятельной деятельностью, будут являться такие факты, как несение им расходов на транспорт, логистику, банковские услуги и сертификацию продукции, аренду и т. д.

Для документов, свидетельствующих о проявлении организацией должной осмотрительности в отношении своих контрагентов, каких-либо сроков хранения не установлено. Такие документы необходимо хранить в течение всего времени, когда налоговый орган может их запросить, например, в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст.

89 НК РФ) либо у организации будет необходимость их предъявлять в обоснование своей позиции о реальности заключенной сделки с контрагентом.

Шаг 5. Подготовка помещений

Место проведения проверки необходимо выяснить заранее. Если проверка будет проводиться на территории налогоплательщика, следует подготовить место для проверяющих. Целесообразно выделить для этого изолированное помещение, чтобы инспектор не имел возможности осматривать другие помещения и общаться с сотрудниками бесконтрольно, а также ограничить доступ к документам, не имеющим отношения к предмету проверки.

Осмотр помещений, выемка документов и предметов, опрос свидетелей, должны проводиться в установленном законом порядке.

Как именно следует подготовить офис к визиту проверяющих, можно понять, ознакомившись с правами инспекции (п. 13 ст. 89 и ст. 91 НК РФ). Должностные лица налоговых органов вправе иметь доступ на территорию и в помещения налогоплательщика, осматривать их при необходимости.

В связи с этим в компании должны находиться только те документы и то имущество, наличие которых юридически и логически обосновано и целесообразно для ведения их деятельности. Судьба документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, будет аналогична судьбе лишних файлов — их необходимо удалить из офиса и производственных помещений. Этот же принцип распространяется на печати, штампы, образцы продукции, рабочие места сотрудников других организаций (в том числе входящих в одну группу).

В офисе компании, которая готовится к налоговой проверке, должны храниться только ее документы и имущество.

Если у компании нет возможности предоставить инспекторам помещение, то проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа. С одной стороны, организация может выбрать место дислокации проверяющих, если воспользуется этой нормой. С другой стороны, просьбу перенести проверку в стены инспекции налогоплательщик должен обосновать.

Классический вариант проведения налоговой проверки — на территории налогоплательщика. В этом случае целесообразно предоставить инспекторам отдельное помещение, расположенное таким образом, чтобы исключить свободное передвижение проверяющих по офису и возможность утечки информации. Чем более полная техническая и бытовая экипировка предоставлена проверяющим, тем меньше поводов возникнет у них для путешествий по другим кабинетам компании в поисках сотрудников бухгалтерии, IT-специалистов и т. д. Разумным будет даже выделить на период проверки прошедшего соответствующий инструктаж сотрудника бухгалтерии, который разместится в одном кабинете с налоговиками и станет обеспечивать их коммуникации с персоналом и приносить в кабинет затребованные документы.

Обратите внимание, что местом нахождения компании считается то, где находится ее руководитель. Понятий «юридический», «почтовый» или «фактический адрес» законодательство не содержит. Если эти адреса не совпадают, внесите в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.

Шаг 6. Инструктаж персонала

К визиту налоговиков следует подготовить и сотрудников. Свободного общения проверяющих с работниками компании лучше не допускать. Правильным решением будет поручить взаимодействие с инспектором одному или нескольким сотрудникам, имеющим знания в области налогов, юриспруденции и опыт прохождения налоговых проверок.

Однако нельзя сбрасывать со счетов право налогового органа допрашивать свидетелей. Показания сотрудников в этом случае не должны противоречить друг другу и информации, содержащейся в документах. Персонал нужно проинструктировать относительно ситуаций, которые могут произойти во время проверки, в том числе о том, в каких случаях работники должны дать свои показания, а в каких они могут отказаться предоставлять пояснения.

Желательно проработать и ключевые принципы интервью с проверяющим: показания сотрудников должны быть основаны только на фактах, ответы должны быть краткими и прямыми и относиться только к поставленному вопросу. Показывать свою широкую осведомленность в делах фирмы в такой ситуации будет не только неуместно, но и в некоторых случаях небезопасно.

  • выездная налоговая проверка
  • критерии оценки рисков деятельности
  • налоговая проверка

Что нужно подготовить к камеральной налоговой проверке

Камералку инспекция проводит для проверки расчета заявленного в декларации налога. Под нее подпадают все налоги: на прибыль, НДС, по УСН и так далее. Для этого инспекторы анализируют данные налогового учета налогоплательщика и другие документы.

Как подготовиться к камеральной проверке, расскажем далее.

В этой статье:

  • Кто подпадает под камеральную налоговую проверку
  • Причины проведения камералки
  • Срок проведения камеральной проверки
  • Полномочия налоговой время проведения камеральной проверки
  • Какие документы могут запросить при камеральной налоговой проверке
  • Подготовка к камеральной налоговой проверке
  • Как облегчить камеральную проверку

Сверьте НДС с контрагентами

Узнайте, какие сделки могут вызвать вопросы у налоговых органов

Кто подпадает под камеральную налоговую проверку

Под камералку подпадают все организации и предприниматели без исключения. В отличие от выездной проверки, налоговики не смотрят на налоговые риски, выручку или прибыль бизнеса. Проверка проводится как по декларациям крупнейших компаний, так и по отчетам предпринимателей.

Камеральная проверка проходит в автоматическом режиме. На первом этапе система сверяет контрольные соотношения (КС) — логические равенства и неравенства между показателями как самой декларации, так и иных отчетов, сдаваемых налогоплательщиком.

Если система обнаружит несоблюдение КС, то начинается второй этап, и к проверке подключается инспектор. Он анализирует расхождения и направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов или пояснений. Иногда запрос может сформировать и сама система.

Во время камералки налоговая проверяет:

  • сданы ли все отчеты, предусмотренные налоговым законодательством;
  • соблюдены ли сроки предоставления декларации;
  • наличие ошибок, опечаток или несоответствий;
  • соблюдены ли контрольные соотношения;
  • обоснованы ли заявленные налоговые льготы.

Важно! Под камеральную налоговую проверку не подпадают декларации организаций, которые в налоговом (отчетном) периоде были подключены к системе налогового мониторинга. Исключение — досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем за три месяца со дня представления декларации.

Тогда камералку начнут проводить со дня, следующего за днем досрочного прекращения (п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Причины проведения камералки

Основание проведения камералки — предоставление налогоплательщиком налоговой декларации или расчета. Дата начала камеральной проверки — день, следующий за днем представления налогоплательщиком отчета (п. 2 ст.

88 НК РФ).

Важно! Подача уточненной декларации — это также причина для камеральной проверки. Более того, если налогоплательщик предоставил уточненку во время камералки первичной декларации, то эта проверка прекращается, и начинается новая (абз. 3 п. 2 ст.

88 НК РФ). Сроки начинают исчисляться заново.

Для проведения камералки налоговикам не нужно разрешение руководителя инспекции. К этой процедуре они приступают на основании своих служебных обязанностей.

Устраняйте расхождения по НДС, получайте полный вычет с Контур.НДС+

Срок проведения камеральной проверки

Стандартный срок камералки — 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой декларации. Для иностранных организаций срок больше — 6 месяцев (абз. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Возможность продления камеральной проверки законом не предусмотрена.

У камералки по НДС свои сроки и правила. Для российских налогоплательщиков — это 2 месяца, а для иностранных — 6 месяцев (абз. 4 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки выявят признаки, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства, срок может быть продлен до 3 месяцев (абз.

Рекомендация  Как переоформить доли в квартире 2024

5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Важно! Дата представления декларации — это день отправки почтового отправления, если отчет отправлен в бумажном виде по почте, или день отправки электронного документы по ТКС (абз. 3 п. 4 ст.

80 НК РФ).

В рамках срока, отведенного на камералку, орган может запрашивать у налогоплательщика документы и пояснения. Однако если срок на проверку истек, делать этого они не в праве.

Важно! Налоговая не обязана уведомлять о дате начала камеральной проверки.

Полномочия налоговой время проведения камеральной проверки

При выявлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, инспектор в рамках камералки может:

  • истребовать документы у самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ);
  • истребовать документы у контрагентов налогоплательщика и третьих лиц (ст. 93.1 НК РФ);
  • вызвать на допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • провести экспертизу, вызвать переводчика или эксперта (ст. 95, 97 НК РФ);
  • с согласия налогоплательщика осмотреть документы и предметы (ст. 91, 92 НК РФ).

Если в декларации обнаружены ошибки, налоговики направляют требование о предоставлении пояснений или внесении изменений в налоговую декларацию. В течение пяти рабочих дней с даты его получения налогоплательщик должен либо предоставить письменные пояснения, либо внести исправления в декларацию (абз. 1 п. 3 ст.

88 НК РФ).

Какие документы могут запросить при камеральной налоговой проверке

В ходе камералки налоговики могут истребовать документы по конкретной сделке или контрагенту (ст. 93 НК РФ). Обычно запрашивают счета-фактуры, товарные накладные, транспортные накладные, УПД, договоры и так далее.

Истребовать могут как конкретный документ (например, товарная накладная № 123 от 12.04.2023), так и документы за период (например, все счета-фактуры за 1 квартал 2024 года). ФНС имеет право истребовать только те документы, которые непосредственно связаны с проверяемым налогом.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ стандартный срок ответа для налогоплательщика — десять рабочих дней. Поэтому лучше заранее иметь все документы, чем искать и восстанавливать их после получения запроса от инспекции.

Важно! Если проверяемое лицо не может предоставить запрашиваемые документы, оно обязано уведомить об это налоговую на следующий день после получения запроса (абз. 2 п. 3 ст.

93 НК РФ).

Если требование о предоставлении пояснения орган направил по ТКС, у организации есть шесть рабочих дней, чтобы отправить в ИФНС квитанцию о приеме (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

С даты отправки квитанции начинает исчисляться срок для ответа на само требование.

Изменения в налоговую декларацию вносят путем подачи уточненного отчета. А это значит, что камеральная проверка по первичной декларации прекращается, и начинается новая камералка в отношении уточненки.

Основания для запроса дополнительных документов

Дополнительные документы орган может потребовать только в случаях, предусмотренных п. 8.1 — 8.9, п. 9 ст. 88 НК РФ:

  • если выявлены противоречия между сведениями деклараций по НДС у налогоплательщика и его контрагента — могут запросить счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к противоречащим друг другу операциям;
  • когда проводится камералка декларации участника договора инвестиционного товарищества — могут запросить сведения о периоде его участия в товариществе, о приходящейся на него доле прибыли;
  • при проверке уточненки — могут запросить документы, подтверждающие внесение изменений в ранее поданные сведения;
  • при камералке декларации по акцизам, в которой заявлены вычеты по возврату подакцизных товаров, — могут затребовать документы, подтверждающие возврат;
  • при камералке декларации по НДС иностранной организации — могут запросить информацию, подтверждающую, что местом оказания услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является Российская Федерация;
  • при камералке расчета по страховым взносам — могут истребовать документы, подтверждающие обоснованность отражения не подлежащих обложению взносами сумм и применения пониженных тарифов;
  • при проверке декларации по НДС, где заявлены вычеты, предусмотренные п. 4.1 ст. 171 НК РФ, — могут запросить документы, подтверждающие обоснованность применения вычетов;
  • при проверке декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный вычет, — могут требовать подтверждающие документы;
  • выявлены расхождения по прослеживаемым товарам — могут запросить счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к таким товарам;
  • при проверке деклараций по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, — могут дополнительно запросить документы, являющиеся основанием для исчисления таких налогов.

За непредставление документов в установленный срок налоговая может оштрафовать налогоплательщика — 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, законом предусмотрен общий штраф за сам факт непредставления или отказа от представления документов — 10 000 рублей (п.

2 ст. 126 НК РФ).

Подготовка к камеральной налоговой проверке

Избежать камералки точно не получится. В отличие от выездной проверки, под эту процедуру попадают все налогоплательщики. Однако можно подготовиться к тому, чтобы проверка прошла в запланированные сроки, без требований со стороны ФНС и без подачи уточненок.

Используйте электронные сервисы сдачи отчетности в ФНС

Электронные сервисы сдачи отчетности проверяют контрольные соотношения в налоговой декларации еще до ее сдачи в налоговую. Это повышает шансы успешно пройти «автоматический» этап камералки.

Взаимодействие с налоговой по ТКС также позволит получать требования и отвечать на них в электронном виде. Это ускоряет срок ответа и исключает вероятность его потери.

Подключите ЭДО с контрагентами

Самые распространенные декларации — по НДС, прибыли или УСН — заполняют на основании первичных бухгалтерских документов: товарных накладных, УПД, счетов-фактур, актов и так далее.

Сбор бумажных документов перед закрытием отчетного или налогового периода — это целый процесс. Бухгалтерия спешно ищет затерявшиеся документы, запрашивает дубликаты у поставщиков, общается с покупателями, которые их вовремя не вернули и так далее. Это отнимает время и повышает вероятность ошибки.

Электронный документооборот решает эти проблемы — все документы хранятся в одном месте. Есть возможность группировать данные по отправителям, получателям, типам и датам документов и так далее. Подписанный в ЭДО документ никуда не пропадет и не потеряется.

Можно настроить автоматическую выгрузку документов из учетной системы напрямую в сервис ЭДО.

Важно! Для тех, кто переживает за сохранность, также есть решение. Сервисы ЭДО позволяют выгружать документы с ЭЦП в виде архивов прямиком в память компьютера или на флешку.

Электронные документы можно распечатать и вложить в папку вместе с «бумажными».

Соберите полный пакет документов

Налоговый учет построен на данных первичных документов (абз. 2 ст. 313 НК РФ).

Это значит, что каждая операция — покупка, продажа, получение или выдача займа и так далее — должны быть документально оформлены.

Как облегчить камеральную проверку

Так как избежать камералки нельзя, разберем основные советы, которые помогут упростить этот процесс.

Правильно и своевременно оформляйте документы

Составляйте и подписывайте документы в момент совершения операции. Произвели отгрузку — сразу подготовьте и подпишите весь пакет бумаг в двух экземплярах: один остается у покупателя, а второй контрагент должен подписать и вернуть вам.

Эту процедуру упрощает ЭДО. Не нужно отправлять бумаги почтой. Все документы хранятся в одном месте.

Важно! Обмен скан-копиями документов, особенно счетами-фактурами, — это риск. Налоговики нередко отказывают в вычетах по НДС, если у налогоплательщика нет оригинала фактуры. Позиция Минфина по этому вопросу неоднозначна: он разрешает использование скан-копий, но только в исключительных случаях (Письмо Минфина РФ от 22.04.2020 № 03-01-10/32570).

Конкретики по этому поводу нет.

Проверяйте полномочия подписанта и срок их действия

Первичные документы должны быть подписаны уполномоченным лицом. Если подписывает не генеральный директор, а сотрудник или представитель, должен быть документ, подтверждающий его право на подпись, — доверенность или приказ.

Контролируйте сроки

Вовремя сдавайте декларации и отвечайте на требования инспекции. Просрочка, частичное или полное непредоставление документов — это лишний повод для налоговиков усомниться в вашей добросовестности.

Быть готовым к камеральной проверке поможет сервис Контур.НДС+. Система выполняет проверку по тем же алгоритмам, что и налоговая. Контур.НДС+ сверяет данные счетов-фактур в книгах покупок и продаж налогоплательщика и его контрагентов.

Это поможет исправить ошибки еще до подачи декларации по НДС в налоговый орган, следовательно, не будет требований и штрафов.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Вам помогут документы и бланки:

  • Выездная налоговая проверка в 2022 — 2024 годах: список особенностей
  • Право ИФНС на выездную проверку
  • Решение о проведении выездной налоговой проверки
  • Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?
  • Какова продолжительность выездной налоговой проверки?
  • Как заканчиватся выездная проверка
  • Итоги

Выездная налоговая проверка в 2022 — 2024 годах: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2022 — 2024 годах, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
Рекомендация  Когда можно подать на алименты после развода за какой период срок время 2024

Есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Все они описаны здесь. Отметим новую, появившуюся с 01.07.2021, — это подача уточненки по НДС или акцизам с увеличением суммы налога к возмещению (п. 10 ст.

89 НК РФ в ред. закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Как заканчиватся выездная проверка

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца.

Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. здесь.

Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.