Верховный суд подтвердил, что лихач на дороге преимуществ не имеет
Верховный суд начал пересматривать дела, по которым было принято решение, противоречащее постановлению Пленума ВС. Речь идет о постановлении, в котором разъясняется, что если водитель нарушает правила, например едет по обочине, или по встречной, или на красный, то преимуществ ни перед кем на дороге он не имеет. И в случае аварии виноват будет именно он.
Это постановлением № 20 от 25 июня 2019 года.
Владимир Гердо / ТАСС
И вот интересная история. Некую гражданку Шеянову оштрафовали на 2500 рублей за то, что она нарушила правила дорожного движения, что привело к причинению легкого вреда здоровью потерпевшего.
Ей еще повезло, ведь часть 1 статьи 12.24 предусматривает за это наказание в виде штрафа от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет. Однако она и с таким штрафом мириться не стала. И дошла до Верховного суда, который 5 июня 2019 года оставил наказание и решения нижестоящих судов в силе. Однако после того как вышло постановление Пленума ВС, Шеянова подала повторную жалобу в Верховный суд. Она указала на позицию Пленума.
Это новое основание для пересмотра судебных актов, принятых ранее.
Итак, авария произошла 16 мая 2018 года. Согласно документам и предыдущим решениям судов, гражданка Шеянова выезжала с прилегающей территории на дорогу с поворотом налево и не уступила дорогу другому автомобилю, которым управлял некто Темирханов. В результате Темирханов получил повреждения, повлекшие легкий вред здоровью.
Казалось бы, все ясно и понятно. И гражданка Шеянова действительно виновата в ДТП и должна понести наказание. Но судья решил проверить дело в полном объеме.
Если водитель едет по обочине или по встречной полосе, то никаких преимуществ он не имеет, а у других водителей нет обязанности ему уступать дорогу
И вот что выяснилось. Шеянова не раз заявляла о том, что второй участник аварии двигался с нарушением правил по встречной обочине. При этом в материалах дела Шеяновой есть копия постановления мирового судьи.
Из его содержания видно, что Термиханов в нарушение правил выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с машиной Шеяновой.
То есть получается, Шеянова, ничего не подозревая, выехала на дорогу с поворотом налево. В это время ей в лоб, по встречной же полосе выехал Темирханов. Произошло лобовое столкновение. Инспектор же завел административное дело и на Темирханова, и на Шеянову. И ни один из судей на это не обратил внимания.
Написано в протоколе: не уступила дорогу, выезжая с прилегающей территории, значит — виновата.
Но согласно постановлению Пленума ВС № 20 водитель транспортного средства, движущегося в нарушение правил по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения. И у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Именно на это сослался судья Верховного суда, рассматривающий повторную жалобу. Он указал, что водитель Темирханов не имел преимущественного права проезда нерегулируемого перекрестка. При таких обстоятельствах необоснованны выводы судебных инстанций о нарушении Шеяновой правил и наличии в ее действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 КоАП.
Судья принял решение производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, все вынесенные решения в отношении Шеяновой отменить.
Здесь водителю удалось добиться справедливости. Но можно предположить, что Верховному суду еще предстоит пересмотреть немалое количество подобных дел. Ведь до выхода этого постановления Пленума судебная практика была довольно разношерстной.
И тот же Верховный суд в каких-то случаях признавал виновным в аварии того, кто не уступил дорогу машине, ехавшей по обочине, а в каких-то случаях указывал, что именно «обочечник» не имел никаких преимуществ.
Стоит отметить, что признание отсутствия состава нарушения у одного из водителей еще не делает виновным в аварии другого. Это уже задача для другого судебного разбирательства. И очень может быть, что вина будет признана обоюдной и даже распределена в соответствующих ее степени процентах на каждого из участников ДТП.
Если цель Шеяновой заключалась не в снятии с себя административной ответственности и защиты кошелька от выплат в пользу получившего легкий вред здоровью, а, например, в получении компенсации на восстановление автомобиля, то ей еще предстоят тяжбы, чтобы установить степень виновности в ДТП каждого из участников, а также размер компенсации.
Верховный суд: Виновность в аварии должен устанавливать только суд
Виновность в аварии должен устанавливать исключительно суд. Это вовсе не дело инспектора ГИБДД. Тот обязан только установить обстоятельства дорожного происшествия. На это уже не раз указывал Верховный суд.
Тем не менее нижестоящие судебные инстанции продолжают выносить решения, не исследовав материалов дела и только на основании самого факта — назначено наказание водителю или нет. Хотя есть много пунктов Правил, за которые наказание просто не предусмотрено.
Нарушение некоторых правил движения не влечет за собой наказания. Однако это не отменяет ответственности. / Михаил Синицын
Итак, произошла авария. В отношении водителя вынесли решение, что он нарушил требования пункта 9.10 Правил дорожного движения. То есть не соблюдал дистанцию.
Но одновременно было вынесено постановление об отказе в возбуждении административного дела. Так как Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за такое нарушение.
И надо сказать, что КоАП не предусматривает ответственности за многие нарушения. Например, за движение со скоростью, не соответствующей дорожным условиям. Пункт 10.1 Правил.
Когда водитель не превысил предусмотренную скорость, а лишь не учел, что на дороге, например, скользко.
У нас в Правилах недавно появился пункт, который запрещает опасное вождение. Под этим термином понимается резкое, беспричинное торможение, игра в «шашечки» и прочее. Однако ответственности за такое нарушение в КоАП также не предусмотрено.
Пока.
Итак, попавший в ДТП автовладелец обращается в суд, чтобы взыскать с виновника аварии средства на ремонт машины. Дело в том, что виновник ездил без полиса ОСАГО. И какое решение принимает районный суд?
Отказать.
Основание же такое — инспектор ГИБДД отказал в возбуждении административного дела. При этом суд посчитал, что неважно, что в протоколе указано, что второй водитель нарушил Правила дорожного движения. То есть не соблюдал дистанцию.
Но судья счел, что раз нет постановления, значит нет нарушения. А значит в гражданском порядке пострадавший автовладелец не может и на возмещение ущерба претендовать.
Однако в этой ситуации стоит напомнить, что Верховный суд не раз разбирал подобные ситуации. И он указывал, что именно суд должен устанавливать виновника аварии, а не инспектор на дороге.
Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев, в рамках дела об административном правонарушении вопрос вины или невиновности, именно в ДТП, не решается. Об этом многократно указывал и Верховный суд. Согласно его разъяснениям, при разрешении дел по главе 12 КоАП РФ вопрос вины в ДТП не выясняется, так как это не входит в предмет доказывания в силу статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Поэтому в рамках административного законодательства привлекают за сам факт нарушения того или иного пункта ПДД РФ, а не за факт ДТП.
Вопрос же вины в аварии решается только в гражданском процессе.
Ранее председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев комментировал сходную историю. По его словам, даже если виновник аварии не был привлечен к административной ответственности, водитель поврежденной машины имеет право на компенсацию. Ее можно взыскать в рамках гражданского процесса.
Даже если виновник аварии не был привлечен к административной ответственности, водитель поврежденной машины имеет право на компенсацию
Как считает адвокат Сергей Радько, есть факт противоправного поведения. Но за это нарушение нет наказания. Однако стоит посмотреть на схожую ситуацию.
Допустим, если кто-то наехал на припаркованный автомобиль — есть виновник? Или никто не должен отвечать?
Наличие наказания за ДТП или его отсутствие не основание для признания или установления отсутствия самого факта нарушения со стороны автолюбителя.
Суд должен установить зависимость действия или бездействия водителя, которые могли стать или не стать причиной аварии.
К сожалению, как отмечает адвокат, у нас нет методик определения степени вины того или иного водителя. А они действительно важны. Причем не только в ситуациях, когда водитель не застрахован, но и в решении страховых случаев.
Как обжаловать постановление суда о лишении водительских прав
Каждый водитель может столкнуться с ситуацией, когда в отношении него будет вынесено постановление о лишении водительских прав. Это может произойти по разным причинам, например, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выезд на встречную полосу и т. д. Если же изъятие прав неправомерно с точки зрения водителя, решение суда можно обжаловать.
За что могут лишить водительских прав
- Нарушение ПДД. Это может быть, например, превышение скорости, незаконное использование мигалок, проезд на запрещающий сигнал светофора и другие нарушения.
- Алкогольное или наркотическое опьянение. Вождение автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является серьезным нарушением, за которое установлены различные санкции.
- Отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Если водитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то это также может стать причиной для лишения водительских прав.
- Если в результате ДТП причинён вред здоровью, либо же водитель скрылся с места происшествия.
Кроме административной ответственности лишение водительских прав может устанавливаться как одна из мер наказания по уголовному делопроизводству.
Порядок лишения водительских прав
Ранее, до 2013 года, сотрудники ГИБДД могли самостоятельно изымать документ у нарушителя, однако теперь они не имеют право на данную процедуру. Сегодня процедура выглядит так:
- Сотрудник ГИБДД составляет протокол и ознакамливает с ним водителя.
- В течение трёх дней с момента составления протокол направляется мировому судье или в районный суд.
- Судья начинает делопроизводство, срок на рассмотрение дела — 2 месяца (может быть продлён ещё на месяц, а по некоторым статьям — на год).
- По итогам рассмотрения доказательств судья выносит решение о лишении водительских прав.
- После этого водитель обязан самостоятельно отнести удостоверение в отделение ГИБДД — с момента сдачи начинается срок лишения.
Можно ли обжаловать лишение прав до суда
Сначала необходимо рассмотреть процедуру составления протокола. Его заполняет сотрудник ГИБДД на месте ДТП либо месте остановки водителя, нарушившего ПДД, а в некоторых случаях — после проведения административного расследования..
Обратите внимание — протокол может составляться в течение двух суток, если необходимо установить дополнительные сведения о нарушителе. Например, выяснить личность владельца авто, если тот передал транспорт в управление лицу в состоянии алкогольного опьянения.
Наличие или отсутствие подписи водителя в протоколе не является причиной его недействительности, подпись лишь указывает о том, что водитель ознакомлен с содержанием. Если же подписи нет, сотрудник ГИБДД обязан сделать соответствующую отметку и отправить копию протокола почтой — по адресу водителя.
Также нарушителю должны быть разъяснены его права.
Сотрудник ГИБДД обязан в документе указать все составляющие правонарушения, в том числе — дату, время, перечень свидетелей, потерпевших, статью КоАП и пр. Если что-либо из этого не указано либо указано не верно, то протокол может быть признан недействительным в суде. Поэтому, при выявлении таких неточностей не стоит указывать на них.
Напрямую же обжаловать протокол до суда нельзя, можно лишь сообщить сотруднику о том, что Вы не согласны с содержанием протокола, и сделать об этом запись в протоколе.
На этапе составления протокола важно максимально подготовиться к дальнейшей защите своих прав — получить записи с камер наблюдения либо видеорегистраторов, зафиксировать все детали происшествия, взять контактные данные у свидетелей.
Можно ли поменять суд
Если водителя не устраивает суд, в котором будет рассматриваться дело (например, протокол был составлен в другом городе), то он может поменять суд на судебную инстанцию по месту жительства.
- Во-первых, данное требование можно указать в самом протоколе.
- Во-вторых, если протокол уже находится у судьи, то можно направить ходатайство об изменении подсудности.
В любом случае, заявление водителя является безапелляционным и отказать в требовании не могут.
Отстаивание прав в суде
Если протокол передан в суд и открыто делопроизводство, важно принимать участие в судебном процессе.
- Участвуйте в судебных заседаниях. Вторая сторона, то есть сотрудник ГИБДД обязан будет предоставить доказательства вины.
- Приведите аргументы невиновности. Например, записи с камер видеонаблюдения, доказывающие Вашу правоту, показания свидетелей. Одной из наиболее частых причин закрытия дела является нарушение при составлении протокола об административном правонарушении — несоответствие даже одного пункта может стать причиной признания его недействительным.
- Если вина водителя реальна и все процессуальные нормы соблюдены, можно подать ходатайство о смягчении или замене вида наказания. Например, лишение водительских прав сильно ударит по финансовому благосостоянию виновного и его семьи, так как транспорт является единственным источником заработка, либо если водитель нарушил ПДД, чтобы избежать более серьёзное ДТП.
Любые доказательства, ходатайства, прошения должны оформляться документально.
Совет: выиграть дело поможет автоюрист. Но полную гарантию дают только мошенники. Опытные адвокаты могут только оценить все доказательства, нюансы дела, и на этом основании спрогнозировать результат.
Обжалование постановления о лишении водительских прав
Если суд первой инстанции встал на сторону правоохранительных органов и указал в постановлении меру наказания в виде лишения водительских прав, данное решение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях.
Какой срок обжалования постановления
Срок обжалования постановления о лишении водительских прав составляет 10 дней с момента получения копии постановления.
При пропуске срока, он он может быть восстановлен в случае предоставления доказательств уважительности пропуска этого срока — стихийное бедствие, тяжёлая болезнь и прочие основания, которые помешали подать апелляцию. Доказательства должны быть подтверждены документально.
Ещё одна причина восстановления срока — ненадлежащее уведомление водителя о рассмотрении дела. Если водитель либо его представители отсутствовали на судебном заседании, документ должен быть направлен почтой. Информация о направлении и получении его адресатом должна подшиваться к материалам дела.
Если это сделано не будет, срок обжалования будет восстановлен.
Порядок подачи жалобы
Жалоба на постановление подаётся в суд, являющийся вышестоящим относительно суда, вынесшего постановление. Госпошлина за подачу жалобы по данной категории дел не взимается.
Обратите внимание! Жалоба направляется в суд, который вынес постановление, далее документ в течение трёх дней уже направляется в соответствующую инстанцию.
В самой жалобе необходимо указать аргументы, согласно которым постановление суда первой инстанции является неправомерным. Такими аргументами могут быть:
- Ненадлежащее извещение водителя о дате, времени и месте судебного заседания
- Появились новые обстоятельства, доказывающие факт невиновности (например, записи видео, показания свидетелей).
- Суд необъективно оценил представленные доказательства либо отказался принимать во внимание важные факторы.
- Нарушены процессуальные нормы судопроизводства.
Как составляется жалоба
В документе необходимо указать следующие реквизиты:
- Шапка документа — наименование суда, в который подаётся жалоба (наименование можно взять из вынесенного постановления), ФИО и контактные данные заявителя.
- Наименование — «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении»
- Основная часть — указываются материалы дела, а также основания, которые, по мнению заявителя, являются весомыми, чтобы обжаловать решение.
- Нормативная база — какие нормы закона были нарушены в ходе рассмотрения дела.
- Требования о пересмотре решения по лишению водительских прав.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата, подпись.
Обратите внимание! К жалобе необходимо прилагать только те документы и доказательства, которые не были учтены либо не рассмотрены судом первой инстанции.
Жалоба вместе с документами подаётся лично в суд либо направляется заказным письмом.
Порядок производства при жалобе
Срок рассмотрения в вышестоящей инстанции не органичен, но суды стараются его без нужды не затягивать.
Возможные решения по результатам рассмотрения жалобы
По итогам рассмотрения жалобы суд может вынести одно из следующих решений:
- Оставить решение мирового судьи без изменения.
- Изменить вынесенное наказание — уменьшить срок лишения водительских прав, либо изменить вид назначенного наказания.
- Отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение (при выявлении некоторых нарушений процессуальных норм).
- Отменить постановление и закрыть дело.
Совет: подавать жалобу стоит только при полной уверенности в своей правоте, поскольку срок лишения водительских прав начинается с момента сдачи документа в отделение ГИБДД. То есть время на пересмотр дела не идёт в зачёт. Чтобы повысить шансы на удачный исход дела, рекомендуется обратиться к опытным автоюристам.
Кассационная (надзорная) инстанция
Если решение апелляционного суда также неудовлетворительно, следующей инстанцией является кассационное судопроизводство. Срок обжалования не ограничен.
Обратите внимание! Кассация не рассматривает повторно дело об административном правонарушении, а проверяет законность вынесенных ранее судебных актов. Кассационный суд выявляет неточности, нарушения процессуальных норм и на основании полученных сведений выносит постановление по итогам обжалования.
В отличие от апелляции, кассационная жалоба подаётся напрямую в Кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии с правилами территориальной подсудности.
Последней инстанцией является Верховный суд РФ. Рассмотрение такого дела занимает много времени, и к моменту вынесения окончательного постановления срок лишения прав уже может закончиться. Но судебная практика показывает, что даже в данной категории дел вероятность изменения решения и признание водителя невиновным достаточно велика.
Кроме того, в случае отмены постановления, не придётся платить штраф и сдавать теоретический экзамен что получить права назад.
Гросс Алексей Эдуардович
Судебный юрист, профессиональный защитник по делам об административных правонарушениях, практикующий в судах Москвы, Московской области и других регионов России с 2011 г.
Пересмотр ДТП
Не всегда стороны могут выяснить, кто из них виноват в аварии, да и сотрудники ГИБДД часто допускают оплошности, вынося в корне неверные вердикты.
В этом случае требуется пересмотр результатов и обжалование постановления.
Когда можно пересмотреть ДТП
Нередко на месте стороны договариваются о виновности, ситуация кажется очевидной, ДТП оформляется с европротоколом, но чуть позже становится понятно, что в деле существуют некоторые нюансы.
Конечно, пересмотреть результаты сложнее в том случае, если вы подписали протокол, заверив, что согласны с вынесенным решением, но вы ведь не обязаны знать всех тонкостей, а сторона, принимающая решение, рассматривает все детали в совокупности. Кроме того, на месте ДТП вы наверняка испытывали сильнейшее волнение, поэтому отвечать за поступки в полной мере не можете.
Обжаловать постановление, направив дело на пересмотр, будет проще тогда, когда вы к материалам приложите свои объяснения, четко указав, с чем не согласны. Оптимальным вариантом здесь станет помощь юриста и сопровождение в суде.
Как подать документы на пересмотр
Собрав все доказательства, необходимо обратиться в вышестоящую инстанцию или суд, чтобы материалы по ДТП были пересмотрены. В жалобе необходимо указать не только данные обеих сторон, но и свои доводы, подкрепленные фактическими данными. Голословные заявления вряд ли дадут результат, а вы только потеряете время, так что необходимо заранее готовиться к процессу, собирая доказательства.
Все справки из ГИБДД следует сохранять, иначе в процессе рассмотрения что-то может потеряться, а поиски правды окажутся сложными и продолжительными.
Суд рассмотрит материалы, заслушает свидетелей и участников, вынесет решение. Как показывает практика, рассчитывать на пересмотр можно редко, чаще суды оставляют все без изменения, так что виновник вынужден выплачивать штраф и ущерб водителю ТС.
Может ли виновник подать на пересмотр
Когда ДПС выясняет, что вы потерпевшая сторона, уже пора обращаться в страховую компанию, но тут выясняется, что виновник подал жалобу. Что же делать?
- Вы, как лицо пострадавшее, будете вызваны в суд, здесь обычно проводится опрос, снимаются свидетельские показания, есть возможность прикрепить доказательства;
- Обычно затея с обжалованием не увенчивается успехом, по сути, такие мероприятия – пустая трата времени, ведь суды неохотно отменяют решения, так что, скорее всего, постановление останется в силе;
- Страховая компания не должна отказывать в выплате только на том основании, что имеются данные об обжаловании, вам представят справку о принятии материалов к рассмотрению в суде, что является доказательством.
Пересмотр дела по ДТП – работа, которая редко дает результат. Вы можете рассчитывать на благоприятный исход лишь тогда, когда есть неопровержимые доказательства вашей невиновности, во всех остальных случаях суд встанет на сторону сотрудников ГИБДД, вынесших решение. Необходимо привлекать к работе юриста, который ранее сталкивался с такими делами, может рассказать о важных моментах, поможет с выработкой линии поведения в суде.
Остались вопросы? Нужна помощь?
Мы можем проконсультировать вас по вашим вопросам совершенно бесплатно!
Консультация — бесплатна!
Заполняя формы и отправляя данные Вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и передачей пользовательских данных.