В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 31.08.2015 г. № 318-пп (изм. от 02.07.2018 г. № 250-пп) «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области», (далее – Порядок), собственники помещений вправе самостоятельно инициировать вопрос о переносе сроков проведения капитального ремонта и (или) отдельных конструктивных элементов, за исключением работ по утеплению фасадов и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Решение о переносе сроков проведения капитального ремонта принимает комиссия, созданная при департаменте жилищно – коммунального хозяйства Белгородской области.
Согласно п. 4.6. Порядка, решение о переносе сроков капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества, на более ранний период по сравнению со сроками, указанными в адресной программе, принимается на основании сведений о техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества, при одновременном соблюдении следующих условий:
а) наличие экспертного заключения специализированной организации, являющейся членом саморегулируемой организации, в соответствии с которым имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности в течение ближайших 3 лет;
б) размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома составляет не менее чем 95 процентов от размера представленных к оплате счетов;
в) достаточность средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома;
г) наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт и (или) привлечении заемных средств для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в более ранний срок или с большим перечнем услуг и (или) работ, чем предусмотрено региональной программой, и погашении займа (кредита) за счет дополнительных взносов на капитальный ремонт (в случае, если средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома недостаточно).
Информацию, указанную в абзацах «б» и «в» Порядка, можно получить в управляющей компании или обратившись в Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области.
Согласно п. 4.1 орган местного самоуправления в срок не позднее 1 июля года, предшествующего году, в течение которого планируется проведение капитального ремонта, создает заявку на перенос сроков капитального ремонта в информационной системе АИС «Город» с приложением электронных образов документов, а именно:
1. Обращение собственников помещений в многоквартирном доме в орган местного самоуправления; СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
2. Копия технического паспорта многоквартирного дома;
3. Копии актов мониторинга технического состояния общего имущества многоквартирного дома;
4. Копии заключений экспертизы о состоянии общего имущества и (или) конструктивного элемента многоквартирного дома;
5. Расчет физического износа многоквартирного дома и (или) конструктивного элемента в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 53-86(р);
6. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения собственников помещений об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Белгородской области; СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ПРОТОКОЛ
7. Копии проектно-сметной документации на выполнение работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработанной и утвержденной в соответствии с действующим законодательством;
8. Копии документов, содержащих сведения о проведенных ранее капитальных ремонтах конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме;
9. Фотофиксация внешнего вида многоквартирного дома с каждой стороны, конструктивного элемента, подлежащего капитальному ремонту.
10. Расчет предельной стоимости работ по капитальному ремонту и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, составленный в соответствии с приложением № 3 к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области.
Указанные документы необходимо направить в орган местного самоуправления для направления запроса в комиссию по принятию решения о переносе сроков капитального ремонта.
Как перенести сроки капитального ремонта дома 2024
Вопрос ремонта общего имущества МКД актуален практически для каждой управляющей организации. Особенно остро он встает, когда в управляемом УО жилищном фонде много «взрослых» домов, а сборы с них небольшие.
Программа капремонта достаточно неповоротлива и не всегда отражает реальную картину, собственникам помещений в ветшающем доме приходится ждать проведения ремонтных работ годами.
Давайте разбираться, как управляющая организация может поспособствовать жителям МКД в решении данного вопроса, если дом находится в «общем котле».
Итак, немного правовой основы. В соответствии с ч. 7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и работ по капитальному ремонту, определения видов и объема государственной и муниципальной поддержки органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
По общему правилу, очередность проведения капитального ремонта определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Вместе с тем, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний срок.
Так, согласно ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ, решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Соответствующий приказ Минстроя России от 29.10.2015 № 774/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом РФ решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в котором содержались положения о возможности переноса сроков капитального ремонта на более ранний срок, утратил силу на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 538/пр.
Замещающий его НПА — Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 декабря 2020 г. № 758/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Согласно положениям данного Приказа№ 758/пр в соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ, требования к ним, порядок представления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки региональных программ, устанавливается законом субъекта РФ. При этом региональная программа актуализируется не реже чем один раз в год.
В целях обеспечения единообразия предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, органом государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть сбор таких сведений по единой форме согласно приложению к Методическим рекомендациям.
В указанном приложении, в том числе, имеется раздел со сведениями о переносе капитального ремонта на более ранние сроки, чем установлено региональной программой капитального ремонта по следующим основаниям:
- по решению общего собрания собственников;
- при установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки, в том числе в связи с угрозой жизни и здоровью граждан, общему имуществу и имуществу собственников;
- в связи с проведением капитального ремонта в приоритетном порядке согласно региональному законодательству;
- по иным основаниям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ перенос сроков капремонта на более ранние может осуществляется на основании решения общего собрания собственников.
Однако, как показывает практика, не в каждом субъекте РФ региональным законодательством установлен конкретный порядок переноса капремонта на более ранний срок на основании решения ОСС, поэтому попробовать решить данный вопрос можно посредством обращения в уполномоченный орган местного самоуправления с обоснованием необходимости капитального ремонта в более ранние сроки, для последующего включения в краткосрочный план реализации региональной программы.
Форма обращения утверждается уполномоченным органом, получить ее Вы можете в администрации.
Итак, первый вариант попытаться актуализировать региональную программу через обращение к уполномоченному ОМСУ. К обращению с просьбой актуализировать краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта прикладывается протокол ОСС о переносе капремонта на более ранний срок и пакет документов, подтверждающих неудовлетворительное состояние общего имущества, которому необходим капремонт.
Кроме того, Вам необходимо направить аналогичное обращение к региональному оператору, приложить решение ОСС о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, акт обследования технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, экспертное заключение.
Для положительного решения вопроса необходимо соблюдение нескольких условий:
- достаточность средств Фонда капремонта;
- наличие документов, подтверждающих необходимость проведения работ по капитальному ремонту.
Указанную позицию подтверждает судебная практика, в качестве, например, можете ознакомиться с Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2021 г. № 01АП-4462/21 по делу №А43-22907/2020.
Таким образом, для переноса работ по капитальному ремонту необходимо осуществить следующие действия:
- утвердить на собрании перечень элементов дома, требующих капитального ремонта;
- с целью обоснования необходимости капремонта сделать техническое обследование с оценкой физического износа (проводят специализированные организации).
- подать заявление и техническое заключение в уполномоченный орган и региональному оператору на рассмотрение.
Если первый вариант не сработал и был получен отрицательный ответ, УО может инициировать ОСС с вопросом об установлении дополнительного взноса. При получении отрицательного ответа от собственников на ОСС (либо при отсутствии кворума), УО вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействия соответствующего органа.
Указанная позиция согласуется с судебной практикой в качестве примера успешного обжалования УО бездействия органа МСУ: Постановление Арбитражного суда Северо — Западного округа от 17 августа 2021 г. №Ф07-11854/21 по делу №А42-6001/2020.
Таким образом, исходя из положений части 2 и 3 статьи 158, части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, инициировать проведение которого вправе любой из собственников, капитальный ремонт жилого дома может быть проведен ранее сроков, установленных региональной программой, как за счет средств фонда капитального ремонта, так, при их недостаточности — за счет дополнительных взносов собственников на указанные цели.
Также, возможен более сложный вариант с открытием специального счета (ст. 173 ЖК РФ), тогда сроки проведения тех или иных работ по капитальному ремонту будут зависеть от суммы накопленных средств, кроме того возможно получение кредита на проведение капитального ремонта также по решению ОСС. УО при этом не обязательно становится владельцем специально счета, им может быть выбран Фонд модернизации.
Напомним, какое количеством голосов необходимо для утверждения, вынесенного на повестку дня вопроса, в зависимости от ситуации и выбранного варианта:
- о капитальном ремонте общего имущества в МКД (п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 2, ч. 5, ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ), в том числе о проведении капремонта в более ранние сроки, чем предусмотрены региональной программой капремонта, если на спецсчете достаточно денег или определен способ финансирования (ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ) — не менее двух третей голосов от общего числа голосов в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ); о дополнительном взносе на одобренный ОСС ранее капремонт, если в ФКР на счете регоператора денег на него недостаточно (ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ) — не менее двух третей голосов от общего числа голосов в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, письмо Минстроя России от 27.02.2020 №5827-ОГ/06) (актуально, если дом остается у регионального оператора и принимает решение о дополнительном финансировании работ по капремонту в случае недостаточно средств)
- о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (ФКР) (п. 1.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 173 ЖК РФ); о выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в кредитной организации, совершение операций с денежными средствами на спецсчете (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ), и сроке, в течение которого он должен открыть спецсчет (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ); о владельце этого специального счета и кредитной организации, в которой он открыт (п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, см. также ч. 8 ст. 175, ч. 2.1 ст. 176 ЖК РФ) — не менее 50% голосов от общего числа голосов в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ); о размере взноса на капремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером (п. 1.1-1. ч. 2 ст. 44, п. 1 ч. 4, ч. 4.2 ст. 170 ЖК РФ) — не менее двух третей голосов от общего числа голосов в МКД; (вопросы выносятся на ОСС в случае выбора варианта с открытием специального счета).
- Преимущества вступления в СРО
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
- Ежегодный всероссийский форум
- Информационные ресурсы
- Новости
- Реестр
- Страхование гражданской ответственности
- Лицензирование УК
- Контакты
- Пресса о нас
- Мероприятия
- СОТРУДНИЧЕСТВО
- Материалы редакции Справочной системы управления МКД
- Информация для Партнеров
- Архив
- Авторизация
- Полезные ссылки
- Презентации
- Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р
- Ежегодный всероссийский форум
Перенос срока капитального ремонта многоквартирного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос срока капитального ремонта многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
- Ремонт:
- 243 КВР
- Акт выполненных работ по ремонту автомобиля
- Акт приема передачи автомобиля в ремонт
- Акт приема передачи квартиры после ремонта
- Акт приема передачи оборудования в ремонт
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 168 «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ «По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.»
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 168 «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ «Доводы жалобы о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении спорного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, имеющих более высокий процент износа, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Федеральное законодательство не предусматривает возможности переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения их объема в отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома по мотиву необходимости проведения капитального ремонта в иных многоквартирных домах, равно как и по мотиву недостаточности денежных средств для выполнения всех видов работ.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы