Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 23 марта 2012 г. N 126 «Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий»
Дата подписания:23.03.2012Опубликован:31.05.2012
Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 мая 2012 г. Регистрационный N 24284
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015) и частями 12 и 13 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2011, N 49, ст. 7015) приказываю:
1. Утвердить Порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту строительства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.
Министр В. Басаргин
Порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
1. Настоящий Порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (далее — Порядок) разработан в целях урегулирования и разрешения споров, возникающих в случае несогласия застройщика или технического заказчика с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (далее — заключение экспертизы) и применяется при обжаловании заключений негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.
2. Для рассмотрения споров, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, Министерством регионального развития Российской Федерации создается экспертная комиссия.
Состав экспертной комиссии утверждается приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
3. Заключение экспертизы может быть обжаловано в соответствии с настоящим Порядком застройщиком, техническим заказчиком или их представителем (далее — заявитель) в течение трех лет со дня утверждения такого заключения.
4. Для обжалования заключения экспертизы заявителем представляются в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее — Минрегион России) непосредственно или направляются по почте:
заявление об обжаловании заключения экспертизы с указанием сведений о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, адрес места жительства застройщика (технического заказчика) — физического лица; полное наименование, юридический адрес застройщика (технического заказчика) — юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) подает заявление через представителя, то указываются сведения о представителе), с указанием предмета обжалования,
документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае подачи заявления об обжаловании заключения экспертизы представителем застройщика или технического заказчика);
шесть заверенных в установленном порядке копий обжалуемого заключения экспертизы;
заверенная в установленном порядке копия договора на проведение экспертизы, в соответствии с которым выдано обжалуемое заключение экспертизы;
возражения к обжалуемому заключению экспертизы в соответствии с предметом обжалования, содержащие сведения о нарушениях, допущенных при подготовке обжалуемого заключения экспертизы (с указанием требований нормативных правовых актов Российской Федерации, технических регламентов и документов в области стандартизации, которые нарушены), и подписанные экспертами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы по соответствующим направлениям деятельности с учетом характеристик объекта капитального строительства (далее — возражения к заключению экспертизы);
копию документа, подтверждающего вручение государственному органу или организации, которые провели соответствующую экспертизу и выдали заключение экспертизы (далее — организация экспертизы), заявления об обжаловании заключения экспертизы и возражений к обжалуемому заключению экспертизы (или их копий);
сведения о кандидатурах двух экспертов для включения в состав экспертной комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка с приложением их письменных согласий участия в ее работе.
5. Проверка комплектности документов, поступивших для обжалования заключения экспертизы, а также их соответствия требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минрегиона России (далее — Департамент) в течение 10-ти рабочих дней с даты поступления документов в Минрегион России.
В случае поступления документов, не соответствующих пункту 4 настоящего Порядка, они возвращаются по почте заявителю с указанием причины возврата с одновременным уведомлением о возврате документов организации экспертизы.
В случае поступления документов, соответствующих пункту 4 настоящего Порядка, Департамент направляет запрос в организацию экспертизы с просьбой представить в Минрегион России:
отзыв на представленные заявление об обжаловании заключения экспертизы и возражения к заключению экспертизы;
сведения о кандидатурах двух экспертов для включения в состав экспертной комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка с приложением их письменных согласий участия в ее работе.
6. Организация экспертизы обязана представить ответ на запрос, указанный в пункте 5 настоящего Порядка, в течение 30 дней с даты его получения. Указанный срок может быть продлен Минрегионом России по ходатайству организации экспертизы, но не более чем на 30 дней.
7. В течение 10-ти рабочих дней с даты истечения срока, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, Минрегион России в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка утверждает состав экспертной комиссии. Сведения о составе экспертной комиссии размещаются на официальном сайте Минрегиона России в сети «Интернет» в течение трех рабочих дней с даты утверждения состава экспертной комиссии.
8. Состав экспертной комиссии формируется из экспертов, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с возможностью утверждения соответствующего заключения экспертизы (далее — эксперты), на основании предложений заявителя, организации экспертизы (далее — Стороны), а также Департамента.
Состав экспертной комиссии формируется из пяти экспертов: по два эксперта от каждой из Сторон, а также один эксперт от Департамента.
В случае пропуска организацией экспертизы срока, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка, в состав экспертной комиссии включаются два эксперта, предложенные заявителем и три эксперта, предложенные Департаментом.
Эксперты, участвовавшие в подготовке или утвердившие обжалуемое заключение экспертизы, а также подписавшие возражения к заключению экспертизы, не могут участвовать в работе экспертной комиссии.
9. Работой экспертной комиссии руководит председатель экспертной комиссии.
Председатель экспертной комиссии определяется приказом Минрегиона России в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.
10. В течение 15-ти рабочих дней после утверждения состава экспертной комиссии председатель экспертной комиссии организует подготовку заседания экспертной комиссии, в том числе:
проводит консультации с членами экспертной комиссии;
по согласованию с членами экспертной комиссии определяет состав материалов, необходимых для вынесения решения экспертной комиссией, а также дату, время и место проведения заседания экспертной комиссии.
11. Документационное обеспечение работы экспертной комиссии осуществляет Департамент.
12. Заявитель и организация экспертизы обязаны в течение 15-ти рабочих дней с момента получения письменного запроса представить в Минрегион России материалы, необходимые для вынесения решения экспертной комиссией.
13. Экспертная комиссия рассматривает обжалуемое заключение экспертизы только в рамках предмета обжалования, указанного в заявлении об обжаловании, а также возражений к заключению экспертизы.
14. Экспертная комиссия рассматривает обжалуемое заключение экспертизы и принимает решение в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка в срок, не превышающий двух месяцев с даты представления материалов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка и необходимых для вынесения решения экспертной комиссией.
15. Экспертная комиссия принимает решения:
о подтверждении заключения экспертизы;
о неподтверждении заключения экспертизы.
Экспертная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании экспертной комиссии присутствует не менее трех членов экспертной комиссии.
В случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 8 настоящего Порядка, экспертная комиссия правомочна принимать решения, если одновременно выполняются следующие условия:
на заседании экспертной комиссии присутствует не менее трех членов экспертной комиссии;
в числе присутствующих на заседании членов экспертной комиссии имеется представитель заявителя.
Решения экспертной комиссии принимаются простым большинством голосов лиц, входящих в состав экспертной комиссии. В случае равенства голосов голос председателя экспертной комиссии является решающим.
16. Решение экспертной комиссии оформляется протоколом с указанием выводов экспертного заключения, которые подтверждаются или не подтверждаются экспертной комиссией.
Протокол экспертной комиссии изготавливается в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, входящими в состав экспертной комиссии.
17. Департамент направляет решение экспертной комиссии заявителю и организации экспертизы в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения.
18. Решение экспертной комиссии вступает в силу со дня его принятия. Вступление в силу указанного решения приостанавливается в случае обжалования его в суде в установленном порядке.
19. Решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы является обязательным для организации экспертизы.
Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
Главгосэкспертиза России оказывает консультации по вопросам, связанным с порядком проведения:
- государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
С марта 2024 года Главгосэкспертизой автоматизирован процесс оформления договорных отношений по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в форме ДОГОВОРА ПРИСОЕДИНЕНИЯ к Условиям оказания услуги по государственной экспертизе проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, размещенным в открытом доступе на сайте в разделе «Услуги».
Для оформления договора присоединения необходимо при подаче заявления выбрать «Договор присоединения».
На стороне личного кабинета сделали выбор вида договора = Договор присоединения. Данный вариант проставляется по умолчанию.
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе проектной документации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3, 3.1, 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является оценка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий установленным требованиям, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществляется без проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, либо включая проверку достоверности определения сметной стоимости или в части проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в форме экспертного сопровождения в случаях, установленных частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Главгосэкспертиза России проводит государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:
- объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
- объектов обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну (за исключением объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России, ФСО России);
- объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов);
- особо опасные и технически сложных объектов:
- объекты использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, за исключением объектов, содержащих:
а) только радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, на объектах, радиационное воздействие от которых в случае аварии ограничивается помещениями, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения;
б) радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. - гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры воздушного транспорта (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам);
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам);
- объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (за исключением объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, размещаемых на территории г. Москвы);
- портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- подвесные канатные дороги;
- опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
- объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
- объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
- объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
- высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Система учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы
Цель создания Информационной системы учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости — повышение эффективности взаимодействия Главгосэкспертизы России с заявителями.
Через «личный кабинет» заявители получают доступ к базе данных о сформированных ими предварительных заявках на проведение государственной экспертизы.
Органам власти ресурс позволяет проводить мониторинг процесса формирования заявок, поступающих от курируемых государственных структур и подведомственных организаций, контролировать представление ими документов для проведения государственной экспертизы и формировать отчетные материалы.
Организации вносят в базу данные о предварительных заявках, а также информацию о поданных на государственную экспертизу документах.
В Системе учета предварительных заявок предусмотрен механизм получения обратной связи, который позволяет оперативно обеспечивать достоверность и актуальность хранимых сведений по каждой заявке.
Оспаривание положительного заключения экспертизы как обязательное условие рассмотрения по существу иска о признании недействительным разрешения на строительство
В силу личных обстоятельств немножко слежу за ходом судебного сопротивления со стороны одного из местных ТСЖ массовой застройке соседней территории новым ЖК. Особо не вдаваясь в подробности, т.к. не являюсь специалистом в сфере градостроительного права. Тем не менее заинтересовал затронутый в одном из споров (дело № А19-1317/2021) процессуальный вопрос.
Суть вопроса вкратце такова. ТСЖ, пытаясь противодействовать попыткам застройки прилегающей территории комплексом многоквартирных жилых домов (далее – МКД), оспорило выданное органом местного самоуправления разрешение на строительство. По мнению ТСЖ проектная документация застройщика не соответствует установленным требованиям, утверждение проекта планировки и межевания территории было произведено с нарушением установленной законодательством процедуры.
В удовлетворении иска было отказано, в обоснование решения (устояло в апелляции и кассации) суд указал на то, что проверка проектной документации на соответствие строительным нормам и правилам не входит в полномочия органа, осуществляющего выдачу разрешений на строительство, поскольку такая проверка осуществляется экспертной организацией. Раз так, то при наличии положительной экспертизы, которая не обжаловалась в установленном порядке, полномочия по проверке проектной документации на соответствие строительным нормам и правилам отсутствуют и у самого суда.
То есть, заинтересованному лицу нужно сначала оспорить положительное заключение экспертизы. Окружной суд в постановлении указал по этому поводу дословно следующее:
«Товарищество применительно к правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 1640-О, как заинтересованное лицо, не лишено права оспорить в установленном порядке положительное экспертное заключение от 29.09.2020 № 38-2-1-3-047956-2020, подготовленное закрытым акционерным обществом «Прибайкальский исследовательский научный центр экспертиз и проектирования в строительстве», что применительно к пункту 25 Обзора № 2 (2019), может являться основанием для решения административным органом вопроса о прекращении действия ранее выданного разрешения на строительство во внесудебной процедуре или дальнейшего решения неурегулированного спора о бездействии уполномоченного органа в судебном порядке.
Ссылка товарищества применительно к оспариванию экспертного заключения наабзац 4 пункта 9 постановления Пленума № 25 ошибочна, поскольку данное заключениененормативным правовым актом не является.»
Смущает в такой правовой позиции следующее.
- Статья 49 Градостроительного кодекса РФ не предусматривает обязательного оспаривания положительного заключения негосударственной экспертизы на проектную документацию застройщика. Более того, если исходить из буквального толкования, правом на обжалование заключения экспертизы обладают только застройщик и технический заказчик. Да, Конституционный Суд РФ в определении от 28 июня 2018 г. № 1640-О установил, что это не препятствует «иным лицам обжаловать положительное заключение экспертизы в установленном порядке», но тем не менее.
- Не кажется обоснованным прямой отказ суда кассационной инстанции на применение ст. 12 Гражданского кодекса РФ и абзаца 4 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015г. № 25, в соответствии с которыми при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Несколько лет назад заключение экспертизы, проведенной в порядке ст. 49 ГрК расценивалось в судебной практике именно как ненормативный правовой акт (постановление АС МО от 03.08.2015 по делу № А40-139360/2014 или постановление 15ААС от 21.01.2013 по делу № А53-19879/2012).
При таких обстоятельствах и соответствующих доводах заявителя оценка соответствия положительного заключения экспертизы строительным нормам и правилам может быть дана в том числе и при рассмотрении дела о признании недействительным разрешения на строительство.
Иной подход приводит к затягиванию разрешения вопроса о законности строительства по существу. На практике это означает, что к моменту завершения всех споров материальный объект в виде МКД уже возведен и возможно даже заселен. Рубить такие узлы с течением времени гораздо болезненнее, чем на старте.
Уважаемые коллеги, кто специализируется на данной категории дел, выразите пожалуйста свое компетентное мнение по поставленной проблеме – можно ли обжаловать разрешение на строительство, не оспаривая специально положительное заключение экспертизы?
P.S. По практике оспаривания заключений экспертизы я вижу, что можно было заявить такое требование как вместе с требованием о признании недействительным разрешения на строительство, так и в виде отдельного иска. У меня нет информации о том, почему этого не было сделано истцом.
Возможно, какие-то нюансы подсудности, возможно, преодоление риска отказа в связи с пропуском срока оспаривания, может быть что-то еще. Это, по-моему, не имеет значения для разрешения поставленного вопроса.
- объекты использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, за исключением объектов, содержащих: