Екатерина Пугаченко, старший юрист «Пепеляев Групп», проанализировала поправки в ГК о недвижимости. Положения вступят в силу 1 марта 2024 года, за исключением отдельных положений о линейных объектах, которые уже работают. Здания можно будет разделять и соединять, а собственником построенного объекта по умолчанию станет собственник земельного участка, но есть исключения.
Законодатель уточнил понятие зданий и сооружений, как они создаются и как могут образоваться. Появилось правило, определяющее по умолчанию собственника построенного здания или сооружения. Про собственников машино-мест и общее имущество собственников помещений в здании тоже не забыли. Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон) дополняет правовое регулирование объектов недвижимости и вещных прав на них.
По большей части принятые Законом поправки в ГК — результат кодификации уже устоявшегося правоприменения.
Что внесет корректировку в работу
Здания и сооружения создаются в результате строительства (п. 1 ст. 141.3 ГК), что является дуплицированием нормы, существующей в Градостроительном кодексе (см., например, п. 10 и 13 ст.
1 ГрК). Это призвано помочь собственнику дифференцировать принадлежащее ему имущество на движимое и недвижимое и прекратить практику регистрации права собственности на асфальтовое покрытие, замощение и др.
Здания и сооружения могут быть образованы в результате раздела другого здания, сооружения или единого недвижимого комплекса или объединения нескольких недвижимых вещей — зданий, помещений, машино-мест (п. 2 ст. 141.3 ГК). Закрепление в ГК возможности образования здания путем объединения зданий должно упростить жизнь собственникам смежных зданий.
Равно как возможность раздела одного здания на здания, а не на помещения, расширит возможности их собственников при намерении распорядиться ими.
Закон вводит правило, согласно которому по умолчанию, если иное не предусмотрено законом или договором, собственником построенного объекта недвижимости будет считаться собственник земельного участка, на котором он расположен. А если лицо получило государственную или муниципальную землю для строительства, собственником недвижимости станет он (ст. 287.1 ГК).
Вероятно, это должно получить развитие в иных законах, в том числе в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Тем не менее стоит более внимательно относиться к соответствующим договорным положениям, относящимся к объектам недвижимости на земельном участке, учитывая, что на собственнике объекта недвижимости лежит бремя его содержания, обязанность уплачивать налог и т. д.
Появляются положения об общем имуществе собственников помещений в здании, сооружении (ст. 287.5 ГК) по аналогии с Жилищным кодексом. Помимо прочего, общее имущество может быть предоставлено третьим лицам в пользование по решению, принятому двумя третями голосов собственников.
Уточняются права собственников помещений на земельный участок под зданием, в котором расположены помещения (п. 3 ст. 287.6 ГК), например, критерии определения площади такого участка.
Это должен быть земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для их использования, в том числе для обеспечения их безопасной эксплуатации.
Кроме того, Закон сокращает срок предъявления требования о признании права собственности на бесхозяйные линейные объекты. Срок сократился с одного года до трех месяцев. Еще такое право требования теперь есть не только у органов местного самоуправления, но и у лиц, обязанных эксплуатировать такие линейные объекты (ст. 225 ГК).
Это следует учитывать собственникам земельных участков, на которых расположены бесхозяйные линейные объекты.
Дополнились правила ст. 271 ГК для собственников зданий или сооружений, находящихся на чужом земельном участке (ст. 287.3 ГК).
Так, если у такого собственника здания нет права пользования земельным участком под ним ни по закону, ни по договору, собственник здания сможет пользоваться землей только для доступа в здание.
Какие вопросы возникнут
Новая норма об общей долевой собственности на землю собственников снесенных или разрушенных объектов вызывает ряд противоречий. Столько же вопросов возникает после прочтения ст. 287.3 ГК: как обеспечивать доступ собственника к зданию и как будет проходить процесс восстановления погибших объектов.
Первый вопрос. В случае сноса или разрушения здания или сооружения, в которых расположены помещения, машино-места, за собственниками таких помещений, машино-мест сохраняется право общей долевой собственности на земельный участок, на котором были расположены эти здание или сооружение (п. 4 ст. 287.4 ГК).
Это положение закона, возможно, потребует уточнения: если право собственности на земельный участок уже существовало на момент сноса или разрушения здания или сооружения, то его дополнительное подтверждение п. 4 ст. 287.4 ГК не требуется.
Если же п. 4 ст. 287.4 ГК гипотетически вводит новое основание возникновения права собственности на земельный участок, то такое «автоматическое» предоставление права собственности будет нарушать интересы предшествующих собственников и правообладателей земельных участков. Еще это положение будет противоречить другим положениям законодательства РФ, например, ст. 39.20 Земельного кодекса, ст.
272 ГК и др.
Второй вопрос. «Собственник здания или сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, пользуется данным земельным участком на условиях и в объеме, которые предусмотрены законом или договором с собственником данного земельного участка» (п. 1 и 2 ст. 287.3 ГК).
Если такие права собственника здания не предусмотрены, то собственнику обеспечивается доступ к его зданию или сооружению.
Пункт 4 той же статьи устанавливает, что при случайной гибели здания или сооружения их уже бывший собственник не теряет свои права на земельный участок и вправе восстановить свое здание или сооружение. Если же такой собственник не начал восстанавливать здание или сооружение в течение пяти лет с момента их случайной гибели, то его право в отношении земельного участка прекращается. Иное может быть предусмотрено законом или договором.
На первый взгляд это нововведение восполняет пробел в правовом регулировании, наличие которого было очевидно исходя из судебной практики, и должно позитивно сказаться на правоотношениях собственников зданий и земельных участков.
С другой стороны, это нововведение, очевидно, защищает интересы собственника здания или сооружения, расположенного на чужом земельном участке, но не собственника земельного участка. Наряду с этим такая новая норма права вызывает массу вопросов, с которыми, вероятно, придется столкнуться как собственникам, так и судам.
Случайная гибель. Право на восстановление появляется только при случайной гибели здания или сооружения. Российское законодательство не содержит определения понятия «случайная гибель».
В юридической литературе разъясняется, что причиной случайной гибели вещи являются обстоятельства, в которых нет вины собственника или третьих лиц, в результате которой невозможно возложить ответственность на третье лицо. Причиной случайной гибели могут быть, например, обстоятельства непреодолимой силы, такие как пожар, наводнение, ураган и т. д.
То есть если причиной разрушения здания или сооружения стали виновные действия третьих лиц, действия или бездействие самого собственника или же ветхость здания или сооружения в силу его естественного износа, то бывший собственник такого разрушенного здания или сооружения не приобретает право на его восстановление в силу п. 4 ст. 287.3 ГК.
Интересно отметить, что судебная практика, выработавшая схожее право собственника зданий, строений на их восстановление, сформировалась в спорах, где здание было разрушено не в результате его случайной гибели, а в результате действий третьих лиц, пожара или ветхости. Идея такой судебной практики происходила из ст. 39 ЗК, которая действовала в период до 30.04.2015 и устанавливала право собственника здания, строения, сооружения, разрушенного в результате пожара, стихийных бедствий или ветхости, восстановить это здание при условии начала восстановления в течение трех лет.
Такое право возникало только у лиц, владевших земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения; у арендатора земельного участка такое право на восстановление здания или сооружения возникало на условиях договора аренды (ст. 39 ЗК).
Так, в деле № А51-10601/2008-1-325 компания просила признать недействительным распоряжение территориального управления. Орган передал земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование отделению морской инженерной службы. Объекты на спорном земельном участке были приобретены в разрушенном состоянии. Суд указал, что когда объекты находятся в разрушенном состоянии из-за ветхости, это означает, что за собственником сохраняется право на земельные участки при условии начала восстановления их в установленном порядке. И только после их восстановления собственник объектов может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным п. 1 ст.
36 ЗК. Объекты собственником восстановлены не были. ВАС оставил заявление компании без удовлетворения.
Восстановление здания или сооружения. Судебной практике предстоит определить, что это такое. Восстановление — это процесс или мероприятия по возвращению зданий или сооружений в приемлемое работоспособное состояние, зачастую с улучшениями (п. 3.5.1.43 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения.
Общие термины», приказ Росстандарта от 24.12.2020 № 1388-ст).
Из этого определения можно предположить, что восстановление не является строительством заново, а также что восстановленное здание или сооружение не обязательно должно в точности повторять погибшее: возможность улучшений означает приемлемость изменений здания, сооружения. Степень таких улучшений не конкретизируется и остается на усмотрение собственников, а в случае спора — на усмотрение суда.
Начало восстановления здания или сооружения. Строительство — создание зданий, строений, сооружений (п. 13 ст. 1 ГрК).
Строительство осуществляется на основании проектной и рабочей документации (ч. 1.2 ст. 52 ГрК).
Таким образом, непосредственно строительству предшествуют инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и экспертиза проектной документации (ст. 47, 48 и 49 ГрК).
Можно предположить, что началом восстановления здания или сооружения может быть и осуществление инженерных изысканий или подготовка проектной документации. Безусловным подтверждением того, что восстановление ведется, будет осуществление строительных работ.
Право пользования и доступ. Остается недетализированным правовое регулирование права пользования земельным участком под зданием, упоминаемое п. 1 ст. 287.3 и п. 1 ст. 271 ГК (см., например, статью «Возникновение права пользования земельным участком при переходе права собственности на недвижимость, расположенную на нем», О. Новоселова, «Хозяйство и право», 2015, № 1).
Вероятно, потребует разъяснения понятие доступа к зданию или сооружению применительно к п. 4 ст. 287.3 ГК.
Наверняка доступ к производственному или складскому зданию или сооружению должен заключаться и в возможности проезда транспортных средств. Также проезд транспортных средств может потребоваться к любому зданию или сооружению в целях его ремонта. А если, например, на земельном участке есть вертолетная площадка, обязан ли собственник участка обеспечивать доступ собственника к его зданию или сооружению посредством вертолетного транспорта?
Неопределенность и риски права восстановления
Нужна новая графа в выписке из ЕГРН
Право на восстановление здания или сооружения влечет правовую неопределенность для собственника земельного участка и для заинтересованных лиц. Нужно будет выяснять, является ли гибель случайной и сохраняет ли бывший собственник такого погибшего здания или сооружения право пользования земельным участком. Заинтересованным третьим лицам будет необходимо получать информацию о фактах гибели и определять наличие прав бывшего собственника здания или сооружения на земельный участок.
Должна будет исследоваться гибель и более пяти лет назад. Целесообразно будет аккумулировать информацию об этом в ЕГРН и включить соответствующую графу в выписку из ЕГРН о земельном участке. Это поможет уменьшить риски собственника земельного участка и заинтересованных третьих лиц.
Вам понравился материал?
Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года
Традиционно, серьезные изменения в сфере оформления недвижимости выпадают на начало года, 1 марта или 1 сентября.
Мы всегда анонсируем такие изменения. Лето заканчивается, сентябрь уже на носу и сегодня мы хотим рассмотреть законы, нормативные акты, которые вступают в силу с 01.09.2023 года. Касаются они как обычных граждан, так и юридических лиц, коллег из профессионального сообщества.
1.Упрощается порядок снятия с кадастрового учета разрушенных в результате боевых действий объектов недвижимости.
Органы государственной власти и местного самоуправления уполномочены подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в случае прекращения его существования вследствие боевых действий и (или) в связи с чрезвычайной ситуацией. К заявлению нужно приложить документ, подтверждающий возникновение такой ситуации, акт осмотра места нахождения недвижимости, подтверждающий прекращение ее существования, письменное согласие правообладателя объекта недвижимости.
2.Власти могут начать более активно разыскивать владельцев и наследников брошенных объектов недвижимости. В случае, если сведений о правообладателе найти не удастся, то земельный участок будет официально признан бесхозяйной недвижимостью и в дальнейшем может быть передан другому лицу.
2) Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 № 703, которым утверждены критерии отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования. Важный и очень популярный вопрос: что можно относить к вспомогательным объектам недвижимости, а что является основными видами.
Постановлением определяются четкие критерии, которые позволяют относить сооружения и постройки к вспомогательным: площадь, месторасположение, высотные и иные характеристики вспомогательных объектов в зависимости от различных случаев строительства.
3) Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 № 344/пр, которым утверждены: состав исполнительной документации и порядок ее ведения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Изменений будет много: установлены технические параметры для установки зданий и сооружений в охранных зонах, а также перечень запрещенных для размещения объектов.
Кроме этого определено, что при обнаружении в охранных зонах зданий и сооружений, размещенных с нарушением требований, владельцы объектов электросетевого хозяйства направляют заявление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, и вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться с требованием об устранении допущенных нарушений в суд и (или) органы исполнительной власти.
6) Федеральный закон от 18.03.2023 № 66-ФЗ, которым установлена необходимость внесения в Единый государственный реестр недвижимости (Далее – ЕГРН) сведений о лесопарковых зеленых поясах. Установлено, что к решению об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса должны прикладываться сведения: графическое описание местоположения указанных границ; перечень координат характерных точек.
А также Постановление Правительства РФ от 20.07.2023 № 1171, которое определяет, что в случае принятия решения об установлении, изменении границ лесопаркового зеленого пояса или о его упразднении уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, принявший такое решение, или Министерство природных ресурсов и экологии РФ в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляют в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Помимо этого, напоминаем, что в июле были приняты очень важные законы, касающиеся общего имущества, гаражных объединений, которые вступают в силу уже октябре этого года: Федеральные законы от 24.07.2023 № 338-ФЗ и № 351-ФЗ. Читайте об этом на нашем сайте, в статьях:
Если у вас возникнут вопросы – задавайте их на нашем сайте в окошке справа, попробуем разобраться вместе.
А также подписывайтесь на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Дзен , Телеграм и следите за новостями в сфере недвижимости.
Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года 73.65 Kb, загрузок: 118
Что изменится в законах о недвижимости в марте 2024 года
В марте 2024 года вступает в силу ряд законов и нормативных актов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются порядка предоставления сведений о собственниках недвижимости, оплаты коммунальных услуг, изъятия жилья, капитального ремонта многоэтажек, пожарной безопасности и земельных торгов. Юристы рассказали, как нововведения повлияют на жизнь россиян.
Основания для изъятия имущества
- использование имущества не по назначению, если это приводит к систематическому нарушению прав и интересов соседей;
- бесхозяйное содержание имущества, которое приводит к его разрушению.
«Собственник может получить предупреждение о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, то будет установлен срок для его ремонта. Если собственник после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет ремонт, суд по иску уполномоченного органа может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения», — пояснил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин.
Цель нового закона состоит в том, чтобы решить проблему, которая существует уже давно, пояснил юрист. По его словам, сейчас многие используют свое недвижимое имущество не по назначению, не следят за его состоянием, переоборудуют квартиры в разного рода общественные помещения. «Надзорные органы уже давно борются с этим. Нововведения закрепляют сложившуюся судебную практику, однако право лишать права собственности на имущество предоставлено законодателем впервые», — резюмировал Малинин.
Стоимость ЖКУ
С 1 марта 2024 года заработает постановление кабмина, согласно которому потребляемые на общедомовые нужды коммунальные ресурсы собственники жилья будут оплачивать по-новому — исходя из фактического потребления, если установлен счетчик, а если его нет, то по измененным нормативам. Нововведения касаются оплаты горячей и холодной воды, электричества и водоотведения. Теперь появится не существовавший раньше норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.
«Ранее нормативы формировали, исходя из мощности подключаемого оборудования и удельных расходов ресурсов. По новым правилам за основу можно брать показания счетчиков в домах с аналогичными конструктивными особенностями и в аналогичных климатических зонах. Нормативы сможет изменить своим решением суд, если будет доказано, что их установили с нарушениями», — комментирует партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры».
Читайте также:
- В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж
- Общедомовые нужды: что входит и как уменьшить плату за них
Данные в ЕГРН о собственниках
С марта 2024 года вступают поправки, согласно которым выписка из ЕГРН перестанет содержать персональные данные о собственнике недвижимого имущества. Получить такие сведения теперь можно только с согласия собственника или через нотариуса. Получить выписку в прежнем формате смогут только:
- собственник объекта или его представитель, супруг;
- собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, в отношении собственника этого участка (и наоборот);
- наследник объекта недвижимости;
- залогодержатель недвижимости;
- арендатор (наниматель) в отношении своего арендодателя (наймодателя) и наоборот;
- владелец смежного земельного участка;
- кадастровый инженер;
- органы власти — если выписка необходима для оказания государственных и муниципальных услуг;
- нотариус;
- арбитражные управляющие, суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, органы прокуратуры и органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность;
- должностные лица.
«Собственник может раскрыть свои сведения, подав соответствующее заявление в Росреестр, и тогда сведения станут снова доступны всем. Отсутствие сведений о собственнике недвижимости в открытом доступе для любого желающего влечет за собой снижение прозрачности сделок с недвижимостью», — рассказал Малинин.
Как узнать данные о собственнике недвижимости после 1 марта 2024 года — читайте в инструкции «Как узнать имя собственника недвижимости после закрытия данных ЕГРН»
Согласование облика зданий
C 1 марта также вступает в силу федеральный закон, согласно которому при строительстве или реконструкции объектов капстроительства нужно будет согласовывать их внешний облик с органами местного самоуправления.
«На определенных территориях нужно будет учитывать требования к объемно-пространственным и архитектурно-стилистическим характеристикам объекта капитального строительства. Их установит правительство. До вступления в силу нового закона необходимость согласования была только у застройщиков Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Теперь муниципалитеты сами установят границы внутри города или поселения. Проекты будут рассматриваться с точки зрения сохранения архитектурного облика. Власти смогут решить сами, что важно учитывать при застройке, нужно сохранить историческую часть или единый городской стиль», — рассказал Вадим Ткаченко, юрист, основатель консалтинговой группы vvCube.
Защита от пожаров
С 1 марта 2024 года начнут действовать изменения в правилах противопожарного режима. Документ позволит сократить расстояние до зданий и других построек при сжигании сухой травы, веток и листвы на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных участках, если для этого используют железную бочку или другую негорючую емкость.
«Сегодня пожарить шашлык на шести сотках дачного участка, не нарушая правил, практически невозможно, поскольку мангалы должны находиться от построек на расстоянии 20 м. Согласно предложенным изменениям, это расстояние уменьшено до 5 м. Сжигать сухую траву на индивидуальных земельных участках разрешат на расстоянии не менее 15 метров от построек (сейчас — 50 м). Еще одна норма нового закона запрещает установку глухих решеток на окнах подвалов и в приямках у окон подвалов аварийных выходов», — объяснил Ткаченко.
Капремонт многоэтажек
С 1 марта 2024 года начинает действовать закон, в соответствии с которым работы по капитальному ремонту многоквартирного дома не будут оплачиваться региональным оператором до тех пор, пока акт приемки работ не подпишет представитель органа местного самоуправления.
«Цель нового закона — решить проблему затягивания приемки работ по выполнению капитального ремонта. Сейчас работы по проведению капремонта принимаются комиссией, состоящей из представителей Фонда капитального ремонта, подрядчика и собственников многоквартирного дома. Но нередко согласование приемки выполненных работ занимает много времени, что приводит к судебным разбирательствам и штрафам для Фонда капитального ремонта (регионального оператора)», — комментирует Малинин.
В марте также вступают в силу методические рекомендации по проведению капремонта в домах, который финансируется средствами фонда капитального ремонта. Речь идет о ремонте крыш, фасадов, лифтов, фундамента и т. д. В методических рекомендациях приведены перечень видов работ и критерии их проведения, отметил основатель консалтинговой группы vvCube. Кроме того, по его словам, региональные власти получат право дополнять перечень работ и услуг по капитальному ремонту по своему усмотрению.
Читайте также:
- В России предложили изменить порядок капремонта многоэтажек
- Можно ли не платить за капремонт в новостройке
Государственные участки
В марте также вступает в силу закон, который сокращает сроки предварительного согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 30 до 20 дней. В случаях когда схему расположения участка необходимо согласовать на кадастровом плане территории — с 45 до 35 дней, уточнил Вадим Ткаченко. Он пояснил, что такие изменения должны ускорить реализацию новых жилищных проектов и упростить строительство частного жилья для граждан.
Читайте также:
- Госдума приняла сокращение сроков процедур предоставления госземель
- Как получить земельный участок почти бесплатно. Четыре реальных способа
Cоциальная газификация
С 1 марта 2024 года программа социальной газификации для граждан стала бессрочной. Кроме того, с весны программой социальной газификации смогут воспользоваться детские сады, школы, поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, отделения врачей общей практики и врачебные амбулатории.
Программа социальной газификации должна была завершиться до конца 2022 года. Она позволяет бесплатно подводить газ к границам земель граждан. Этим правом могут воспользоваться владельцы земель, которые находятся в границах газифицированных населенных пунктов.
Бесплатная газификация доступна только тем участкам, дома на которых стоят на кадастровом учете, а у владельцев есть документы, подтверждающие право собственности. Если таких документов нет, для участия в программе сначала надо будет оформить право собственности.
Земельные торги
С 1 марта 2024 заработает норма, по которой торги по продаже земель, а также на право заключения договоров аренды участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут проводиться только в электронной форме.
«Указанные нововведения касаются земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и крестьянско-фермерского хозяйства. Исключение может быть сделано местными властями для некоторых территорий (исходя из наличия технической возможности проведения торгов в электронной форме) до 1 января 2026 года», — пояснил Малинин.
Читайте также:
- Залоговая недвижимость: как купить квартиру у банка
- Москва выставила на торги квартиры в центре столицы по цене от ₽5,3 млн
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
Федеральный закон от 24.07.2023 N 368-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст.
4248, 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст. 1437; N 15, ст.
2031; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404; 2019, N 31, ст.
4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст.
33; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 27, ст. 5054, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст.
18, 45, 47; N 10, ст. 1396; N 12, ст. 1785; N 18, ст. 3010; N 29, ст. 5251, 5279; N 52, ст.
9376; 2024, N 1, ст. 63; N 12, ст. 1889; N 25, ст. 4437) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктами 6.1 и 6.2 следующего содержания:
«6.1) федерального органа исполнительной власти, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации права Российской Федерации на объект незавершенного строительства, включенный в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства;
6.2) уполномоченных органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации права субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объект незавершенного строительства, включенный в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства;»;
а) в части 1 слова «случая, предусмотренного частью 10» заменить словами «случаев, предусмотренных частями 10 и 22»;
б) дополнить частями 22 и 23 следующего содержания:
«22. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и который включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, осуществляются без подготовки технического плана на основании предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимости, составленной в форме электронного документа и заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в отношении объекта капитального строительства, включенного в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства), либо должностного лица уполномоченных органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в отношении объекта капитального строительства, включенного в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства). При этом в декларации об объекте недвижимости указываются предусмотренные статьей 55.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ней нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации основания включения данного объекта незавершенного строительства в соответствующий реестр. На указанный в настоящей части объект незавершенного строительства осуществляется государственная регистрация права собственности Российской Федерации, если объект незавершенного строительства включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, если объект незавершенного строительства включен в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право на земельный участок, на котором расположен указанный в настоящей части объект незавершенного строительства, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права на такой земельный участок не требуются.
23. Государственная регистрация перехода права на объект незавершенного строительства, возникшего на основании сделок, ограничения права на объект незавершенного строительства или обременения объекта незавершенного строительства, а также сделок с объектом незавершенного строительства, указанным в части 22 настоящей статьи, допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Документами, содержащими описание такого объекта недвижимости, на основании которых сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане, являются проектная документация, разрешение на строительство и (или) исполнительная документация, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (при их наличии), либо декларация об объекте недвижимости (в случаях, предусмотренных частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, а также в случае отсутствия или утраты проектной документации, разрешения на строительство, исполнительной документации в отношении такого объекта недвижимости). В случае, указанном в настоящей части, при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана положения части 9.1 статьи 24 настоящего Федерального закона не применяются, декларация об объекте недвижимости прилагается к техническому плану.»;
3) часть 3 статьи 66 изложить в следующей редакции:
«3. Орган регистрации прав не несет ответственность:
1) за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2018 года N 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки, либо на основании созданных и переданных в орган регистрации прав многофункциональным центром электронных образов документов в случае нарушения таким многофункциональным центром требований, установленных частями 13 и 15 статьи 18 настоящего Федерального закона;
2) за убытки, в том числе ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан, которые возникли в связи с нарушениями требований законодательства о градостроительной деятельности, допущенными при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства (перепланировке помещений в них), их капитальном ремонте, государственный кадастровый учет которых и (или) государственная регистрация прав на которые были осуществлены на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или на основании уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, либо акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения;
3) за убытки, причиненные в результате осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, сведения о котором включены в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства (в порядке, предусмотренном частью 22 статьи 40 настоящего Федерального закона), в связи с предоставлением указанными в пунктах 6.1 и 6.2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления недостоверных сведений о таком объекте незавершенного строительства.»;
4) часть 5 статьи 70 дополнить предложением следующего содержания: «Для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе земельный участок, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права и прилагаемая к нему указанная в настоящей части декларация об объекте недвижимости в соответствии с частью 1.4 статьи 18 настоящего Федерального закона представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов.».