Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2024

Ст. 33 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ГрК РФ Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки

1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану муниципального округа, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, межселенной территории;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;

3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

С 01.02.2024 ч. 2 ст. 33 дополняется п. 3.1 (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

6) принятие решения о комплексном развитии территории;

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

7) обнаружение мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований.

(п. 7 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 119-ФЗ)

С 01.02.2024 ч. 2 ст. 33 дополняется п. 8 (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:

1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;

4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, межселенных территориях;

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) органами местного самоуправления в случаях обнаружения мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 119-ФЗ)

5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений;

6) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или юридическим лицом, обеспечивающим реализацию принятого Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, которое создано Российской Федерацией или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации составляет более 50 процентов, или дочерним обществом, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу (далее — юридическое лицо, определенное Российской Федерацией);

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, принявшими решение о комплексном развитии территории, юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации, главой местной администрации решения о комплексном развитии территории, которое создано субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или в уставном (складочном) капитале которого доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50 процентов, или дочерним обществом, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу (далее — юридическое лицо, определенное субъектом Российской Федерации), либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории.

(п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае, если правилами землепользования и застройки не обеспечена в соответствии с частью 3.1 статьи 31 настоящего Кодекса возможность размещения на территориях поселения, муниципального округа, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района направляют главе поселения, главе муниципального округа, главе городского округа требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки в целях обеспечения размещения указанных объектов.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. В случае, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи, глава поселения, глава муниципального округа, глава городского округа обеспечивают внесение изменений в правила землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня получения указанного в части 3.1 настоящей статьи требования.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. В целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 6 части 2 и частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или) в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

Рекомендация  Имеют ли право арестовать счет на который поступают детские пособия 2024

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. В случае внесения изменений в правила землепользования и застройки в целях реализации решения о комплексном развитии территории, в том числе в соответствии с частью 5.2 статьи 30 настоящего Кодекса, такие изменения должны быть внесены в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

3.5. Внесение изменений в правила землепользования и застройки в связи с обнаружением мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований, осуществляется в течение шести месяцев с даты обнаружения таких мест, при этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 119-ФЗ)

4. Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 468-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 468-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 468-ФЗ)

6. Глава местной администрации после поступления от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предписания, указанного в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, обязан принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Предписание, указанное в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, может быть обжаловано главой местной администрации в суд.

(часть 6 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

7. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или в орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

С 01.02.2024 в ч. 8 ст. 33 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. В случаях, предусмотренных пунктами 3 — 5 части 2 настоящей статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, утверждение границ территорий исторических поселений федерального значения, исторических поселений регионального значения, направляет главе местной администрации требование об отображении в правилах землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 — 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения в соответствии с таким требованием. При этом утверждение изменений в правила землепользования и застройки в целях их уточнения в соответствии с требованием, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, не требуется.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Срок уточнения правил землепользования и застройки в соответствии с частью 9 настоящей статьи в целях отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий не может превышать шесть месяцев со дня поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 — 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.02.2024 ст. 33 дополняется ч. 11 (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2024

ГрК РФ Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — электронный документ, подписанный электронной подписью).

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Рекомендация  Как передать акции 2024

(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 — 6. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Если землю использовать не по назначению, можно получить штраф или даже лишиться собственности. Что можно с ней делать и какие объекты размещать, определяет вид разрешенного использования. Расскажем, как его установить или изменить.

Виды разрешенного использования участка

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Физическое лицо может приобрести в собственность участки первых двух категорий.

Цели использования земельных участков называются видами разрешенного использования. Статья 37 ГрК содержит 3 типа ВРИ:

1. Основной описывает главную цель, для которой используется участок.

Муниципалитет с опорой на Земельный кодекс утверждает Правила землепользования и застройки, определяет территориальные зоны и ВРИ. Собственник выбирает ВРИ — из вариантов, которые есть в Правилах.

2. Условно разрешенный — цель, для которой можно использовать участок только при соблюдении определенных условий.

К примеру, муниципалитет в Правилах разрешенного использования и застройки установил зону общественно-жилого назначения. На ее территории можно строить жилые дома. Поэтому условно разрешенный вид участков — «Блокированные жилые дома на семью с 1-3 этажами с придомовыми участками».

Построить здесь индивидуальный жилой дом не получится.

Разрешение на условно разрешенный ВРИ выдает местная администрация. Самостоятельно выбрать его нельзя.

3. Вспомогательный — дополнительная цель, для которой используют участок. Собственник может добавлять ее к основному и условно разрешенному ВРИ.

К примеру, у земельного участка сельхозназначения:

  • основной ВРИ — сельскохозяйственное использование;
  • условно-разрешенный — малоэтажная застройка (размещение дачных и садовых домов);
  • вспомогательный — коммунальное обслуживание (канализация).

Найти полный перечень ВРИ земельных участков можно в местных Правилах землепользования и застройки и Классификаторе.

Кто устанавливает категории земель?

Согласно статье 8 Земельного кодекса категории земель могут устанавливать следующие органы.

Вид земельных участков (ЗУ)

Кто устанавливает категорию

На примере Екатеринбурга

ЗУ субъектов РФ и муниципальных земель сельхозназначения

Уполномоченные органы субъектов

Кадастровая палата Свердловской области и Росреестр

ЗУ в муниципальной собственности (кроме отданных под сельское хозяйство)

Уполномоченные органы или отдельные должностные лица муниципалитетов

Администрация города Екатеринбурга и ее глава

ЗУ в частной собственности

Органы исполнительной власти субъекта — земли сельхозназначения;

муниципалитет — для остальных категорий

Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга

Как узнать ВРИ земельного участка

Узнать ВРИ земельного участка можно из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Заказать выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости можно несколькими способами.

1. На сайте Росреестра. Для этого нужно перейти в личный кабинет.

Если объект недвижимости у вас в собственности, переходите в раздел «Мои объекты».

Если объект вам не принадлежит, выберите в списке «Предоставление сведений», «Запрос о предоставлении сведений об объектах недвижимости и (или) их правообладателях», заполните заявление, нажмите кнопку «Подать заявление».

Чтобы оплатить услугу, после подачи заявления перейдите в раздел «Мои заявки». Там же после оплаты можно отследить статус заявления.

Что понадобится: регистрация на Госуслугах.
Стоимость: 350 ₽ — за выписку в электронном виде, 750 ₽ — за бумажную версию.
Срок получения: 1-3 дня после оплаты — по электронной почте, от 3 дней — почтой России.

3. На портале Госуслуг

Выберите услугу «Предоставление сведений из ЕГРН», уточните вид выписки «Об объекте недвижимости». Заявление заполнять не нужно, личные данные вносятся автоматически. Осталось выбрать объект недвижимости и внести его кадастровый номер.

После оплаты можно отслеживать результат в разделе «Уведомления».

Получить выписку может только собственник.

Что понадобится: регистрация на портале.
Стоимость: 290 ₽.
Срок получения: минута.

4. В МФЦ

Для оформления выписки понадобится:

  • паспорт;
  • доверенность, если документы подает представитель;
  • документы на недвижимость.

Специалист МФЦ заполняет запрос, заявитель оплачивает услугу через терминал, онлайн-банк или отделение банка. Через 3-5 дней выписка готова. Чтобы забрать ее, потребуется паспорт и чек об оплате.

Что понадобится: паспорт, доверенность, документы на недвижимость.
Стоимость: 460 ₽.
Срок получения: не более 3 рабочих дней.

Если официальный документ вам не нужен, воспользуйтесь сервисом «Публичная кадастровая карта». Чтобы узнать ВРИ участка, введите в строку его адрес или кадастровый номер.

Какой способ выбрать? Если собственник подает документы сам, подойдет любой. Если действует представитель — только МФЦ или сайт Росреестра.

Зачем менять ВРИ земельного участка

Если использовать участок не по назначению, например, открыть магазин на участке под ИЖС, местная администрация может выписать штраф, потребовать заменить ВРИ или даже изъять объект.

Подать жалобу или заявление о нецелевом использовании участка может любое заинтересованное лицо. Также о нарушении может стать известно в результате проверки Росреестра, Роспотребнадзора или Россельхознадзора либо их территориальных подразделений.

После этого проверяющий орган направляет собственнику предупреждение и требует заменить ВРИ в течение обозначенного срока.

Если владелец земли ничего не предпринял, его ждет штраф, а в крайнем случае — изъятие участка.

Размер штрафа зависит от категории собственника.

От 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 10 000 рублей

От 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 20 000 рублей

От 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 100 000 рублей

Изымают участки по основаниям, предусмотренным статьей 49 ЗК РФ и ст. 285 ГК РФ:

  • если собственник никак не использует участок по назначению в течение трех лет с момента возникновения прав;
  • если участок используется для другой цели. К примеру, на территории сельскохозяйственного назначения строят многоквартирный дом;
  • если владелец участка снижает уровень плодородия сельскохозяйственного участка или наносит вред окружающей среде.

Изменять ВРИ земельного участка нужно:

  • если вы планируете использование участка, которое не предусмотрено текущим ВРИ;
  • если вы хотите снизить кадастровую стоимость и платить меньший налог.

Для расчета земельного налога кадастровую стоимость участка умножают на ставку налога.

Ставку налога определяет местная администрация с опорой на НК РФ. А вот кадастровая стоимость зависит от ВРИ. К примеру, в Екатеринбурге расположен участок с ВРИ «индивидуальное жилищное строительство» и площадью 350 кв. м. По ЕГРН его кадастровая стоимость — 200 000 ₽. Налоговая ставка в области — 0,24.

Значит, собственнику придется заплатить 48 000 ₽ налога в год.

Если изменить ВРИ на «ведение садоводства», кадастровая стоимость снижается до 50 000 ₽, а размер налога — до 15 000 ₽.

Посмотреть налоговые ставки можно здесь.

В каких случаях нельзя изменить вид разрешенного использования участка

Собственник не сможет изменить ВРИ участка, если в правилах землепользования и застройки нет желаемого ВРИ в территориальной зоне, на которой находится участок. Либо если площадь участка не соответствует параметрам, которые установлены правилами для желаемого ВРИ.

Проверьте, в границах каких территорий находится участок. Это можно сделать на градостроительном атласе города или сделать запрос в местную администрацию. Если участок на охраняемой законом территории, изменить ВРИ также не получится.

Арендатор не изменит ВРИ, если участок находится в государственной собственности и договор аренды заключен на торгах. Либо когда участок предоставлен в аренду для определенного вида использования.

Порядок действий по изменению ВРИ земельного участка

Если собственник считает, что у участка должен быть другой основной или вспомогательный ВРИ, получать разрешение или согласовывать с кем-то смену вида не нужно. Он самостоятельно выбирает их из перечня видов — в правилах землепользования и застройки.

Но это правило не касается земель органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Изменение их ВРИ регулируется федеральными законами.

Чтобы изменить условный ВРИ, собственнику нужно подать заявку в муниципалитет и получить разрешение на изменение.

Заменить ВРИ, которого нет в правилах землепользования конкретной территории, также можно. В этом случае собственник готовит ходатайство о внесении изменений в правила. Далее муниципалитет принимает их либо отклоняет.

Какие документы требуются для изменения в ЕГРН

Чтобы изменить ВРИ участка в ЕГРН, понадобятся:

  • паспорт заявителя или его представителя;
  • доверенность, если документы подает представитель;
  • заявление о государственном кадастровом учете с указанием нового ВРИ.

Куда подать документы

Документы можно подать несколькими способами.

1. Через МФЦ — понадобится личный визит заявителя или его представителя.

В течение трех рабочих дней заявителю выдается копия постановления администрации об изменении ВРИ. Посетить МФЦ придется дважды.

2. Через личный кабинет РПГУ на Госуслугах.

Копия постановления об изменении ВРИ направляется заявителю в личный кабинет либо выдается на бумаге.

Если ВРИ не установлен, перед тем, как внести сведения о нем в ЕГРН, необходимо пройти еще один этап.

Как установить условно разрешенный ВРИ земельного участка

Чтобы установить условно разрешенный вид использования, правообладателю нужно:

  • подать заявление в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки. Какую информацию включить в заявление — прописано в административном регламенте;
  • дождаться проведения публичных слушаний: на них комиссия примет решение о предоставлении разрешения либо отказе и рекомендует его главе местной администрации.

Срок слушаний определен в локальном акте, но не может быть более месяца. Расходы по организации общественных обсуждений или публичных слушаний в этом случае несет правообладатель участка. Сумма определяется местным правовым актом.

Отказ по результату публичных слушаний можно обжаловать в суде в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Для изменения ВРИ земельных наделов предусмотрена госпошлина. Она определяется с учётом разницы между старой и новой кадастровой стоимостью.