ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56.3. ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
Об изъятии земельного участка, по которому до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не принято решение об изъятии, см. ФЗ от 31.12.
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователя);
(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.
8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Изъятие земельного участка для госнужд 2024
ЗК РФ Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории жилой застройки, комплексного развития территории нежилой застройки
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
1. Изъятие земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки или решение о комплексном развитии территории нежилой застройки (далее — решение о комплексном развитии территории), и (или) иных объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, указанных в части 8 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации) для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается:
1) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если решение о комплексном развитии территории принято Правительством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта;
2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если решение о комплексном развитии территории принято Правительством Российской Федерации по инициативе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, либо если решение о комплексном развитии территории принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) уполномоченным органом местного самоуправления в случае, если решение о комплексном развитии территории принято главой местной администрации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Изъятие для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Порядок указанного согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обязан:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) обеспечить размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обеспечить размещение на информационном щите в границах территории, в отношении которой органом принято решение о ее комплексном развитии, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) направить собственникам земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, и (или) лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах указанной территории, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование, если срок окончания договоров аренды, договоров безвозмездного пользования составляет на день заключения договора о комплексном развитии территории пять и более лет (далее в настоящей статье — правообладатели), копию данного решения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
6. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности физических или юридических лиц;
2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) иные условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.9 настоящего Кодекса.
7. В случае, если земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены физическим или юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования или договора аренды, срок действия которых менее срока, указанного в подпункте 4 пункта 4 настоящей статьи, изъятие таких земельных участков осуществляется путем прекращения соответствующих прав на них. Для прекращения права безвозмездного пользования или права аренды в связи с изъятием таких земельных участков, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, физическим и (или) юридическим лицам в течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком или договора аренды земельного участка в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения соответствующих прав.
При этом размер убытков, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае, если подлежащие изъятию у правообладателей в соответствии с настоящей статьей земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества обременены правами третьих лиц, изъятие таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества является основанием для одновременного прекращения прав третьих лиц на такие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
9. В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Утратил силу с 1 сентября 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии указанных земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, либо юридическое лицо, обеспечивающее в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счет такого возмещения на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 07.10.2022 N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Утратил силу с 1 сентября 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. С момента прекращения права собственности на земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, на такие земельные участки возникает право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае изъятия таких земельных участков соответственно для государственных нужд Российской Федерации, государственных нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд. Такие земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов лицам, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
(п. 14 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
Какую компенсацию выплатят при изъятии имущества для нужд государства?
И получат ли возмещение те собственники снесенного дома, у которых есть другое жилье или право собственности которых было ограничено?
«Наш земельный участок хотят изъять для государственных нужд, дом – снести. Его собственниками являются пять человек. Причем доля одного собственника арестована, а у другого есть квартира, взятая в ипотеку. Возмещение за изымаемое имущество полагается всем собственникам?
И как будет определяться его размер?»– такое письмо получила редакция «АГ».
Все ли собственники жилья вправе рассчитывать на возмещение при его изъятии?
Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).
Жилые помещения являются объектами жилищных прав. К таким помещениям относится в том числе жилой дом (его часть). При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 1 ст.
15, ч. 1 и 2 ст. 16 ЖК РФ).
Размер возмещения при изъятии жилого помещения определяется по соглашению с его собственниками. По общему правилу право на получение возмещения принадлежит всем сособственникам изымаемого помещения вне зависимости от наличия иного жилья, ограничений и обременений права (в том числе ареста или запрета на совершение регистрационных действий).
Соответственно, компенсация в описанном читателем «АГ» случае должна быть выплачена всем пяти собственникам дома.
Каким будет размер возмещения?
Порядок определения и выплаты компенсации при изъятии жилых помещений установлен в ч. 6, 7 ст. 32 ЖК РФ. Ее размер определяется с учетом рыночной стоимости помещения и убытков, причиненных собственникам его изъятием.
Должны быть приняты во внимание убытки, которые собственники понесли в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, поиском помещения для приобретения права собственности на него, оформлением этого права, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.
Рыночная стоимость изымаемого объекта определяется в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. В случае недостижения соглашения с собственниками относительно этой стоимости заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием о возложении на ответчика обязанности по выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение. Суд может назначить экспертизу по определению рыночной стоимости дома (п.
20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14). Социальная норма площади жилья при определении размера возмещения правового значения не имеет.
Стоимость изымаемого земельного участка также подлежит возмещению собственникам на основе его рыночной оценки.
Чтобы узнать примерный размер полагающейся вам компенсации, вы можете обратиться в организацию, оказывающую оценочные услуги.
(Нужно ли уплатить налог после получения компенсации за изъятое имущество и что делать, если ее размер оказался меньше положенного, – читайте в материале «Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд».)
Заброшенные дачные участки: может ли их использовать государство?
Правительство утвердило план совершенствования законодательства по «эффективному использованию земель».Эффективное использование предусматривает в том числе изъятие дачных участков. Но сделать это будет весьма непросто.
ИРИНА МИШИНА
Отобрать землю могут «по закону»
В Гражданском кодексе и до этого были нормы, которые позволяли изымать дачные участки, если они используются «не по целевому назначению». Правда, определение в статье 285 ГКРФ на этот счет очень расплывчатое и туманное:
«Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами».
Если разобраться, у нас на каждом третьем участке — какой-нибудь полуразрушенный бывший сарай или ветхая пристройка. Но на это никто особенно не обращал внимания, хотя при ссорах соседей припугивали друг друга этой нормой. На деле она была трудно реализуема.
Сейчас добавились новые нормы, по которым участок может быть признан заброшенным и изъят.
Цитата из распоряжения правительства №2270-p:
Закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации понятия «освоение земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков», наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению признаков неиспользования таких земельных участков.
Не скосил траву — отдай участок?
Критерии, по которым земельный участок может быть признан неиспользованным, пока не утверждены, но будут установлены к маю 2024 года. Вместе с тем, на правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества предварительно разработаны признаки не используемого садового участка:
- участок должен быть захламлен более чем на 50%
- участок не убирается в течение одного года и более
- на участке находятся разрушенные объекты капитального строительства
Депутат Госдумы, председатель Союза садоводов России Олег Валенчук подтвердил, что сейчас на правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, где депутат является заместителем председателя, создана рабочая группа по направлению «Имущественные вопросы». Именно там предварительно разработаны признаки неиспользуемого садового участка. Также определен срок освоения участка — три года.
Адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнёры» Анастасия Колесниковасчитает предлагаемые критерии достаточно условными и опасными: «Выходит, если участок никто не косит год, его будут изымать. Если не приводят в порядок строения — тоже участок может быть изъят. Но непокос в течение года или одного лета — не срок: мало ли, по каким причинам хозяин не смог приехать косить траву.
Может, болел, может, по работе уезжал. Или просто газонокосилка сломалась. И какая экспертиза будет определять ветхость строения?
Может случиться, что под эту новую норму будут изымать участки, которые уже хотели изъять по каким-либо причинам».
Эксперт также отмечает, что эта идея не достаточно проработана и может иметь негативные последствия:
«Если в Новгородской, Псковской, Рязанской областях, где большие земельные участки, все это объяснимо, то в Московской области, где земля — на вес золота, — очень спорно. Отъем дорогостоящих земельных участков по неясным нормам будет восприниматься болезненно и приведет к судам».
Кому нужна чужая земля?
Понятно, что использовать небольшие участки по 6-10 соток никто не будет в иных целях, кроме садоводства. Такие участки выдавали еще при СССР целым организациям достаточно хаотично. Были случаи, что СНТ оказывались, например, на подлетной полосе или на землях лесного фонда. С появлением нового законодательства вести там строительство, разумеется, никто не будет.
Так что использовать будут скорее всего большие массивы земли.
Но все равно критерии отнесения участков к заброшенным достаточно туманны для того, чтобы ими оперировать для изъятия.
«Все это в дальнейшем может повлечь нарушения прав собственников, которые по каким-то объективным причинам не могут приезжать на дачу несколько сезонов, покосить траву, не могут отремонтировать домик, оставшийся в наследство от дедушки с бабушкой. Но при этом интерес к имуществу не утратили», — считает адвокат Анастасия Колесникова.