ЗК РФ Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 56.11. ЗК РФ
1. Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:
1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком;
4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;
5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;
6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества;
7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
2. В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
3. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
4. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности:
1) Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации;
2) субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации;
3) муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд;
4) организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, и которая предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, если изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества осуществляется на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, и приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона, на такой земельный участок возникает право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 4 настоящей статьи.
6. Если договор аренды изымаемого земельного участка, договор безвозмездного пользования изымаемым земельным участком либо право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения изымаемым земельным участком не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие осуществляется на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая это ходатайство, направляют уведомление о прекращении указанных прав в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. При этом принятие решения о прекращении указанных прав либо расторжение договора аренды или договора безвозмездного пользования таким земельным участком не требуется.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем изымаемой недвижимости обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных правообладателем изымаемой недвижимости с такими лицами договорах, прежний правообладатель изымаемой недвижимости вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры при условии, что их исполнение станет невозможным в связи с изъятием указанной недвижимости.
8. Правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
Заброшенные дачные участки: может ли их использовать государство?
Правительство утвердило план совершенствования законодательства по «эффективному использованию земель».Эффективное использование предусматривает в том числе изъятие дачных участков. Но сделать это будет весьма непросто.
ИРИНА МИШИНА
Отобрать землю могут «по закону»
В Гражданском кодексе и до этого были нормы, которые позволяли изымать дачные участки, если они используются «не по целевому назначению». Правда, определение в статье 285 ГКРФ на этот счет очень расплывчатое и туманное:
«Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами».
Если разобраться, у нас на каждом третьем участке — какой-нибудь полуразрушенный бывший сарай или ветхая пристройка. Но на это никто особенно не обращал внимания, хотя при ссорах соседей припугивали друг друга этой нормой. На деле она была трудно реализуема.
Сейчас добавились новые нормы, по которым участок может быть признан заброшенным и изъят.
Цитата из распоряжения правительства №2270-p:
Закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации понятия «освоение земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков», наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению признаков неиспользования таких земельных участков.
Не скосил траву — отдай участок?
Критерии, по которым земельный участок может быть признан неиспользованным, пока не утверждены, но будут установлены к маю 2024 года. Вместе с тем, на правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества предварительно разработаны признаки не используемого садового участка:
- участок должен быть захламлен более чем на 50%
- участок не убирается в течение одного года и более
- на участке находятся разрушенные объекты капитального строительства
Депутат Госдумы, председатель Союза садоводов России Олег Валенчук подтвердил, что сейчас на правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, где депутат является заместителем председателя, создана рабочая группа по направлению «Имущественные вопросы». Именно там предварительно разработаны признаки неиспользуемого садового участка. Также определен срок освоения участка — три года.
Адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнёры» Анастасия Колесникова считает предлагаемые критерии достаточно условными и опасными: «Выходит, если участок никто не косит год, его будут изымать. Если не приводят в порядок строения — тоже участок может быть изъят. Но непокос в течение года или одного лета — не срок: мало ли, по каким причинам хозяин не смог приехать косить траву. Может, болел, может, по работе уезжал.
Или просто газонокосилка сломалась. И какая экспертиза будет определять ветхость строения? Может случиться, что под эту новую норму будут изымать участки, которые уже хотели изъять по каким-либо причинам».
Эксперт также отмечает, что эта идея не достаточно проработана и может иметь негативные последствия:
«Если в Новгородской, Псковской, Рязанской областях, где большие земельные участки, все это объяснимо, то в Московской области, где земля — на вес золота, — очень спорно. Отъем дорогостоящих земельных участков по неясным нормам будет восприниматься болезненно и приведет к судам».
Кому нужна чужая земля?
Понятно, что использовать небольшие участки по 6-10 соток никто не будет в иных целях, кроме садоводства. Такие участки выдавали еще при СССР целым организациям достаточно хаотично. Были случаи, что СНТ оказывались, например, на подлетной полосе или на землях лесного фонда. С появлением нового законодательства вести там строительство, разумеется, никто не будет.
Так что использовать будут скорее всего большие массивы земли.
Но все равно критерии отнесения участков к заброшенным достаточно туманны для того, чтобы ими оперировать для изъятия.
«Все это в дальнейшем может повлечь нарушения прав собственников, которые по каким-то объективным причинам не могут приезжать на дачу несколько сезонов, покосить траву, не могут отремонтировать домик, оставшийся в наследство от дедушки с бабушкой. Но при этом интерес к имуществу не утратили», — считает адвокат Анастасия Колесникова.
Из-за чего возникает утрата права пользования земельным участком?
Земля является ценным для людей ресурсом, поэтому все операции, которые связаны с ней, строго контролируются государственными органами. Государством установлены правила пользования земельными участками (кто и на каких основаниях имеет право использовать землю). Итак, рассмотрим этот вопрос более детально.
Возникновение, изменение и прекращение основания на использование земли
Право на землю возникает на следующих основаниях (статья 8 ГК РФ):
- договор купли-продажи и другие сделки, которые не противоречат законодательству РФ;
- акты госорганов, которые могут служить основанием для возникновения права собственности;
- решение судебного органа.
Изменения в земельные правоотношения могут вноситься при следующих обстоятельствах:
- В процессе использования земельного участка. Например, после стихийного бедствия при ухудшении условий пользования землей арендатор имеет право требовать изменить ранее оговоренные в соглашении условия.
- При частичном изъятии земельных наделов.
Основаниями для прекращения земельных правоотношений являются:
- Юридические факты (например, уход из жизни собственника земельного участка, окончание срока аренды, отказ от земли на добровольной основе).
- Договор продажи, решение об изъятии для государственных нужд.
- При уменьшении размера земельного надела происходит прекращение его использования в определенной части (в зависимости от уменьшения).
Земельные правоотношения могут изменяться, возникать и прекращать свое действие на основании правомерных и неправомерных действий. Если собственник земли неоднократно нарушал земельное законодательство, то его могут лишить прав на землю. Земельный надел может быть изъят госорганами.
Порядок переоформления
Порядок переоформления права пользования регулирует ФЗ №137. Согласно законодательному акту алгоритм действия будет следующим:
- Необходимо провести проверку всех документов на землю. Затем выяснить, состоит ли земельный участок на кадастровом учете и произведена ли регистрация на право пользования. Если всё выполнено, то в реестре указан пользователь.
- Если участок не состоит на учете, то его переоформление невозможно. Уточнить информацию можно следующими способами:
- Поиск данных на Публичной кадастровой карте.
- Обращение в Росреестр. Можно сделать запрос в электронном виде на сайте Росреестра (раздел Госуслуги), либо написать заявление в письменной форме о предоставлении выписки.
- Далее необходимо составить заявление, в котором указать просьбу о переоформлении на право собственности. Можно указать переоформление направо аренды, однако в этом случае собственник не сможет распоряжаться ЗУ без ограничений, потому что собственником будет являться муниципалитет.
- Направить заявление и необходимые бумаги в уполномоченный орган, который предоставлял землю. В большинстве случаев этим органом является муниципалитет, однако могут быть и государственные органы власти.
- Дождаться решения, которое будет получено через один месяц.
- Если получено положительное решение, то заключается договор купли-продажи (если ЗУ необходимо выкупить), либо договор аренды (в зависимости от того, что было указано в запросе изначально). Если на земле уже построен дом, который принадлежит заявителю, то уполномоченные органы просто примут решение о передачи прав собственности на бесплатной основе.
- Обратиться в Росреестр для регистрации права собственности.
Как может быть прекращено?
Добровольно
В этом случае гражданину требуется собрать документы, включая заявление и обратиться в орган местного самоуправления. Право заявителя на землю будет прекращено в день регистрации документов.
В одностороннем порядке
Прекращение права может быть осуществлено без согласия пользователя, то есть в принудительном порядке. Земельный кодекс регулирует следующие ситуации:
- Изъятие земли для нужд государства или муниципалитета.
- Ненадлежащее использование ЗУ (нецелевое использование), если это привело к нарушению экологического баланса. Сюда же относится порча территории, неисполнение агрономических процедур и другое.
- Когда не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв.
- При ·невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования.
- Иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Важно: каждая ситуация должна быть подтверждена соответствующей документацией.
Основания
Право постоянного пользования ЗУ прекращается согласно основаниям, обозначенным в пункте выше.
В дополнении, стоит отметить, что основаниями для прекращения аренды участка могут служить следующие обстоятельства (статья 46 ЗК РФ):
- Окончание срока договора аренды, если его своевременно не переоформили – не продлили (статья 621 ГК РФ).
- По инициативе арендодателя на основаниях, предусмотренных при принудительном прекращении права пользования ЗУ.
- Отказ от исполнения условий договора аренды любой из сторон при заключенном договоре на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
- Расторжение договора досрочно через судебный орган по требованию одной из сторон.
Наши эксперты подготовили и другие публикации о пользовании ЗУ, прочтя которые, вы узнаете:
- Каковы правила, сроки и цели предоставления участка?
- Что такое неосновательное обогащение?
- Куда подать заявление о выделении земли и что делать, если администрация отказала?
- Каков порядок предоставления ЗУ?
- Что такое предварительное согласование?
- Кому положены льготы?
Порядок действий
На законодательном уровне определены правила, по которым должно производиться прекращение прав пользования землей.
Итак, алгоритм действий будет следующим:
- При осуществлении надзора уполномоченные органы должны установить факт нарушения законодательства в отношении ЗУ.
- Хозяин земли получает на руки уведомление о необходимости срочного приведения участка в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
- Если владелец своевременно не приводит ЗУ в порядок и не предпринимает никаких действий, то ему приходит уведомление о прекращении прав на ЗУ.
- Если уведомление о прекращении прав было проигнорировано владельцем земли, администрация формирует дело и передает его в судебный орган.
- Земельный участок изымается на основании постановлении судебной инстанции.
Весь процесс может занять около месяца. Срок зависит от конкретного случая.
Для процедуры потребуются следующие документы:
- общегражданский паспорт владельца, а также его персональные данные;
- документы на ЗУ, включая кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
- документы, подтверждающие отсутствие долгов по налоговым сборам и коммунальным платежам;
- документы, свидетельствующие о праве гражданина пользоваться ЗУ;
- заключение комиссии о состоянии участка, включая пригодность для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретные периоды.
Внимание: все документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства. Также требуется копирование и заверение.
Последствия утраты
- Если произведен добровольный отказ от ЗУ, то гражданин лишается прав на эксплуатацию участка. Следовательно, прекращаются все обязательства (уплата налогового сбора, коммунальные расходы и т.д.) В этой ситуации никакие последствия не наступают.
- Когда земля была изъята принудительно, владелец теряет все свои права:
- строительство дома на ЗУ;
- продажа участка;
- эксплуатация в целях получения материальной выгоды и т.д.
- Если изъятие было связано с непригодным состоянием участка, то владелец должен привести его в начальное состояние за собственные средства.
Право на восстановление присутствует у каждого землевладельца. Для этого следует направить исковое заявление в судебную инстанцию на оспаривание решения о прекращении прав пользования землей. Если гражданин докажет свою правоту, путем предоставления соответствующих документов, то он вернет полномочия по распоряжению ЗУ обратно.
Подводя итоги, отметим, что восстановление, изменение и прекращение прав на ЗУ производится на определенных основаниях, предусмотренных законом.