Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 13 статьи 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 2019 г. N 1504
Методические указания
по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них
1. Настоящий документ устанавливает указания по организации деятельности приютов для животных (далее — приюты) и установлению норм содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (далее — правила).
2. В целях настоящего документа под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.
3. Правила должны содержать следующие положения:
а) необходимость соблюдения установленных статьями 9, 16 и 17 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) требований к осуществлению деятельности по обращению с животными;
б) требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания, требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению;
в) требования к обустройству ветеринарного пункта и карантинного помещения и помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара;
г) порядок поступления животных в приют;
д) проведение осмотра животных, их карантинирование и оказание им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации;
е) маркирование животных, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны (далее — животные без владельцев), неснимаемыми или несмываемыми метками;
ж) стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий;
з) умерщвление животных в случаях, установленных частью 11 статьи 16 Федерального закона;
и) осуществление мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта;
к) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) ведение документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов;
м) содержание животных без владельцев до наступления их естественной смерти, возврат животных без владельцев на прежние места обитания, передача животных без владельцев новым владельцам;
н) возвращение владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах, и обеспечение владельцам потерявшихся животных или лицам, уполномоченным владельцами таких животных, возможности поиска животных путем осмотра содержащихся в приютах животных без владельцев;
о) размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона сведений о находящихся в приютах животных без владельцев;
п) порядок посещения приютов добровольцами (волонтерами) и владельцами животных в целях поиска потерявшихся животных;
р) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок.
4. Положения, указанные в пункте 3 настоящего документа, устанавливаются с учетом видов, пород, пола и возраста животных, их агрессивности в отношении других животных, а также необходимости обеспечения безопасности сотрудников приютов, волонтеров и иных лиц, имеющих право в соответствии с Федеральным законом посещать приюты.
Требования, указанные в подпунктах «б» и «г» пункта 3 настоящего документа, определяются с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей.
5. В целях создания надлежащих условий для содержания в приютах животных с учетом видов, пород, пола и возраста животных, их агрессивности в отношении других животных, а также необходимости обеспечения безопасности сотрудников приютов, волонтеров и иных лиц, имеющих право в соответствии с Федеральным законом посещать приюты, в правилах устанавливаются:
а) предельное количество содержащихся в приютах животных (в том числе в тех случаях, когда приюты специализируются на содержании в них животных разных видов);
б) размеры вольеров, клеток, будок и иных сооружений (исходя из видов, количества и размеров содержащихся в них животных) и требования к их обустройству;
в) требования к размерам и обустройству входов в предназначенные для содержания животных помещения приюта и проходов между вольерами, клетками, будками и иными сооружениями.
6. В правила могут включаться положения о временном содержании (размещении) домашних животных, указанных в пункте 4 статьи 3 Федерального закона, по соглашению с их владельцами, а также о деятельности по оказанию платных ветеринарных и иных услуг, связанных с содержанием домашних животных.
В связи с принятием Закона об ответственном обращении с животными Правительство РФ определило, как организуется деятельность приютов для животных. На основе установленных требований органы госвласти регионов утверждают соответствующие правила и определяют нормы содержания животных.
Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2019 г. N 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них»
Настоящее постановление вступает в силу с 6 декабря 2019 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 48 ст. 6847
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
Принудительно изъять квартиру и выселить без предоставления другого жилья: что бывает, если устроить в квартире приют для бездомных животных
Суд удовлетворил иск прокурора о выселении бывшей собственницы из квартиры в МКД без предоставления иного жилья и снятии с регистрационного учета по спорному адресу (первоначально иск заявлялся о прекращении права собственности на квартиру и ее продаже с публичных торгов, но ответчица до рассмотрения дела успела подарить квартиру сыну).
В обоснование иска прокурор указал на следующие обстоятельства:
- в своей квартире ответчица уже много лет содержит большое количество животных (безнадзорных собак, козлят), чем доставляет крайние неудобства для проживания соседей, нарушает их права на проживание, благоприятную и безопасную среду;
- многочисленные жалобы соседей в различные инстанции и принимаемые в связи с этим меры – беседы, предупреждения, даже привлечение к административной ответственности – результата не принесли;
- полтора года назад райсудом уже выносилось решение о возложении на ответчицу обязанности устранить нарушения правил содержания домашних животных, исключить нахождение в квартире более одной собаки, провакцинировать животных и т.п. Однако решение суда не исполнено – ответчица, во-первых, не пускает в квартиру судебных приставов, а во-вторых, в ходе принудительного вскрытия квартиры ответчицы там были обнаружены 15 собак и 21 козленок, антисанитарное состояние, солома, испражнения животных, межкомнатные двери в квартире отсутствовали, в проходах устроены перегородки, фактически квартира была обустроена для содержания животных, условий для проживания в квартире людей не отыскано;
- при этом ответчица неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП (неисполнение требований по исполнительному производству);
- учитывая неисполнение упомянутого решения суда, использование квартиры не по назначению, бесхозяйственное обращение с жильем и нарушение прав и интересов соседей, безрезультатность применения иных мер ответственности, единственным возможным вариантом защиты прав и законных интересов граждан в МКД представляется прекращение прав ответчицы на жилое помещение путем выселения.
Ответчица, хотя и возражала против иска, однако выдвинула не очень убедительные аргументы, – свидетели врут (о неисполнении судебного решения), а она сама неоднократно просила ОМСУ о выделении помещения для животных или организации муниципального приюта, но безуспешно.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Рассмотрев дело, суд удовлетворил иск:
- в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 и 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а гражданам запрещено осуществлять действия, влекущие нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;
- в соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства;
- домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход (ст. 137, ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса);
- согласно ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, жилому помещению, а также права и законные интересы лиц, проживающих в МКД, в помещениях которого содержатся домашние животные;
- таким образом, право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, – и в том числе содержать в нем животных, – должно осуществляться таким образом, чтобы при этом не были нарушены права проживающих по соседству граждан. В данном случае нарушение прав соседей налицо;
- после отчуждения квартиры сыну ответчица пользоваться квартирой не перестала, использует её для размещения безнадзорных животных, периодически в ней ночует, в квартире находятся её вещи,
- следовательно, между ней и новым собственником квартиры сложились правоотношения из безвозмездного пользования жилым помещением,
- при таких установленных обстоятельствах к спорным правоотношениям должны быть применены нормы ст. 91 ЖК РФ о выселении нанимателя в случае использования жилья не по назначению, систематическим нарушении прав и интересов соседей или бесхозяйственного обращения с жильем, ст. 7 ЖК РФ (разрешает применять аналогию закона при для регулирования жилищных правоотношений) (Определение Седьмого КСОЮ от 4 февраля 2021 г. по делу № 8Г-18701/2020[88-165/2021-(88-19097/2020)]).
Госдума одобрила новые правила обращения с бродячими животными и запретила самовыгул питомцев
Госдума одобрила доработанный законопроект, который наделяет регионы правом принимать решения о порядке обращения с безнадзорными животными. При рассмотрении в основном чтении депутаты решили убрать из документа вызвавшую резонанс норму, которая, по мнению критиков, могла бы привести к истреблению бродячих собак по решению местных властей. Теперь передача в приюты будет обязательной.
Одобрена и норма о запрете самовыгула. Законопроект прошел сразу второе и третье чтения.
Напомним, что законопроект на эту тему был подготовлен как реакция на сообщения о нападении стай бездомных животных на граждан в разных регионах. Печальные новости появляются регулярно: так, 12 июля в сахалинском городе Углегорске бродячие собаки напали на семилетнюю девочку, в результате ребенок получил телесные травмы. А ранее были и летальные исходы.
Например, в Оренбурге 16 апреля стая бездомных собак загрызла насмерть 8-летнего мальчика.
В результате был подготовлен и принят в первом чтении законопроект, который дает губернаторам и региональным законодательным собраниям право самостоятельно определять порядок обращения с бездомными животными. Согласно начальной редакции, на местах могли бы не применять нормы, которые обязывают размещать беспризорных четвероногих в приютах. Ряд депутатов (особенно из фракции «СРЗП»), а также неравнодушные граждане выскали серьезные опасения, что этот региональный «карт-бланш» приведет к серьезным последствиям.
Новые полномочия могут развязать руки чиновникам, нацеленным на истребление бездомных собак, говорили критики.
Однако Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды доработал ко второму чтению законопроект. Поправки предполагают, что бездомные животные и дальше будут размещаться в приютах, заявил первый замглавы комитета Владимир Бурматов. По словам депутата, статья 18 закона остается неизменной.
Таким образом, отлов безнадзорных животных и их размещение в приютах будут обязательны.
Бурматов также заверил, что все законопроекты, которые так или иначе подразумевают возможность умерщвления бездомных животных, будут отклонены в Госдуме. Будь то эвтаназия, гуманное усыпление и иные формы уничтожения, пояснил он.
По его словам, в итоге обсуждения удалось найти баланс между защитой граждан от нападения безнадзорных животных и защитой самих братьев наших меньших от жестокого с ними обращения. Ведь благодаря принятию законопроекта для властей на местах все же создаются дополнительные возможности в этой сфере. Помимо размещения бродячих животных в спецприемниках, они смогут реализовывать и свои собственные программы в сфере обращения с животными — на основе методических рекомендаций кабмина.
Среди одобренных поправок — норма о возврате животных без владельцев на прежние места их обитания. Устанавливается, что необходимо вести видеозапись процесса и бесплатно представлять копию уполномоченному органу власти.
«Здесь вопрос не в том, чтобы отлавливать и усыплять животных, — пояснил «РГ» депутат-единоросс Никита Чаплин. — Ни в коем случае. В новом законе акцент будет именно на климатические условия, чтобы бездомные собаки и кошки не замерзали, не голодали, а соответственно — не нападали на людей». В каждом регионе, по его словам, должны быть созданы государственные приюты для животных, где за ними будут ухаживать специалисты и волонтеры, а любой желающий сможет забрать и приютить питомца у себя дома.
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий рассказал журналистам, что поправками ко второму чтению также вводится запрет на самовыгул собак — «спускать с поводка их можно будет только на специальных площадках». «Исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных», — говорится в одобренной поправке. Меры, которые будут приниматься к нарушителям, в ГД пока не уточняли.
Комментарии
Владимир Сипягин, депутат Госдумы:
«Решение вопроса с безнадзорными животными простой — необходимо чипировать всех животных, и тогда мы будем понимать, это животное имеет владельца или нет. Процедура не такая дорогая, если закупать чипы оптом, через систему частных государственных компаний.
Если же собака не имеет хозяина она попадает в вольер, где ее обрабатывают, лечат и стерилизуют. А если она имела хозяина, и он ее выкинул на улицу, то получит штраф.
Огромное количество бездомных собак — это бывшие домашние животные. Их взяли щенками, поиграли с ними, а потом выкинули, потому что собака, например, поцарапала диван, погрызла ботинки и т.д. Если человек берет животное, он должен отвечать за него.
Еще один момент: необходимо вводить высокие штрафы — до 100 тыс руб. за выгул бойцовских собак без намордника. Это опасно. Одно дело маленький шпиц, другое дело — бойцовая собака».
Джамаладин Гасанов, депутат Госдумы:
«Поддерживаю идею чипирования домашних животных. Эта процедура позволит отслеживать собак и поможет решить вопрос с бездомными животными. Это позволит также отслеживать больных и агрессивных животных.
И самое важное — считаю целесообразным создать в каждом регионе государственные приюты для животных, где за ними будут ухаживать специалисты и волонтеры, а любой желающий сможет забрать и приютить питомца у себя дома».