1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).
2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) обязательства заказчика целевого обучения:
а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);
б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.
5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.
ГАРАНТ:
См. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 9 июля 2019 г. N МН-3.6/3890 «Об организации приёма на целевое обучение»
См. Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения
Подписан закон, совершенствующий механизм целевого обучения
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
14 апреля 2024 года
Федеральный закон принят Государственной Думой 5 апреля 2024 года и одобрен Советом Федерации 12 апреля 2024 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом устанавливается, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – заказчик).
Федеральным законом определяются существенные условия договора о целевом обучении – обязательства заказчика по предоставлению гражданину мер поддержки и по его трудоустройству и обязательства гражданина по освоению образовательной программы и осуществлению трудовой деятельности, иные условия договора о целевом обучении, а также устанавливается ответственность за неисполнение обязательств.
Кроме того, Федеральным законом определяется содержание предложений заказчика о заключении договора о целевом обучении, которые размещаются на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Эта информация является общедоступной.
Согласно Федеральному закону гражданин самостоятельно знакомится с указанными предложениями заказчика и подаёт заявку в бумажном или электронном виде непосредственно заказчику либо в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой должно быть организовано целевое обучение, при приёме на обучение или во время обучения. В электронном виде заявка подаётся посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Договор о целевом обучении заключается с гражданином, соответствующим требованиям заказчика.
Гражданин вправе заключить договор о целевом обучении только с одним заказчиком.
Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, требования заказчика, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств, порядок выплаты компенсации, типовая форма договора о целевом обучении, форма предложения о заключении договора о целевом обучении, форма заявки на заключение такого договора, порядок и сроки размещения предложения на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», содержание и порядок подачи согласия на заключение договора о целевом обучении через единый портал государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счёт собственных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов, поступивших в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2024 г.
Заключение договоров о целевом обучении в установленном Федеральным законом порядке осуществляется начиная с приёма на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024/25 учебный год. Действие Федерального закона не распространяется на правоотношения, возникающие из договоров о целевом обучении, заключённых до дня вступления в силу Федерального закона.
Один договор на один вуз: что поменяется в приеме на целевое обучение с 1 мая 2024 года
Президент подписал закон, который меняет правила поступления на целевое обучение.
Авторы поправок предлагают создать единую платформу для заказчиков и абитуриентов, расширить список тех, с кем можно заключить целевой договор, и запретить абитуриентам подписывать несколько.
Изменения вступят в силу с 1 мая 2024 года — нынешних одиннадцатиклассников они не коснутся.
изучила новые правила целевого
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Учите или выучили иностранный язык?
Поделитесь рекомендациями
Несколько вопросов для полиглотов и тех, кто стремится ими стать
Поделиться
Какие правила действуют до 2024 года
Абитуриент сам находит заказчика обучения, и они заключают типовой договор. С договором и другими документами будущий студент приходит в приемную комиссию и участвует в отдельном конкурсе на места, выделенные правительством, — это квота приема на целевое обучение. По окончании вуза студент должен отработать на заказчика минимум 3 года.
Что изменится в содержании договоров
Годы отработки. Отработку после обучения ограничат пятью годами. Раньше максимального срока не было, только минимальный — 3 года.
Стороны договора. Если заказчик предъявляет условия к успеваемости студента и тот должен пройти практику у заказчика, вуз становится третьей стороной договора и следит за соблюдением этих двух условий. Например, что студент добросовестно и без долгов осваивает программу, проходит все аттестации.
Обо всех успехах и неудачах вуз должен будет информировать заказчика.
По действующим правилам в договоре две обязательные стороны: заказчик и гражданин. Работодателя и вуз включали в число сторон дополнительно. Следить за успеваемостью пока задача заказчика, как именно это происходит, указывают в договоре.
Часто заказчик и работодатель — это одна организация. Но иногда работодателем может быть структура, которая подчиняется заказчику или связана с ним
Как изменится порядок заключения договора
Момент заключения. С 1 мая 2024 года стороны смогут подписать бумаги только после зачисления абитуриента — также в рамках квоты приема. Крайний срок заключения договора — 1 сентября.
Раньше целевой договор заключали до зачисления.
Количество договоров. По новым правилам абитуриент сможет подписать один договор с одним заказчиком и для одного вуза. Это существенное ограничение: сейчас у абитуриента больше шансов на зачисление по целевому.
К примеру, абитуриент может заключить два договора — на лечебное дело и на педиатрию — и зачислиться по одному из конкурсов. Оба этих образования — базовые, и в будущем позволят выбирать из множества ординатур. С 1 мая 2024 года будет так: если абитуриент не прошел на лечебное дело, заключить договор на другую специальность не получится.
Если же абитуриент поступил на бюджетное место по квоте и отказался заключать договор, вуз должен будет отчислить студента или перевести его на платную основу.
Чем поможет единая платформа для абитуриентов и заказчиков
В 2024 году в России нет общего сервиса для поиска заказчика целевого обучения: абитуриентам приходится искать информацию по сайтам ведомств, обзванивать предприятия и расспрашивать нынешних студентов-целевиков. Подобие единой площадки есть у Федерального кадрового центра, но сайт полностью посвящен оборонно-промышленному комплексу, поэтому гуманитариям, спортсменам и художникам там делать нечего.
Закон предусматривает публикацию предложений от всех заказчиков на единой платформе «Работа в России». Можно будет узнать:
- в каких вузах и на каких специальностях можно отучиться;
- кем сможет работать выпускник;
- какие меры поддержки окажет заказчик;
- какие требования заказчик предъявляет к отбору;
- будет ли он обращать внимание на успеваемость студента;
- контакты заказчика.
Предполагается, что информация с новой платформы будет общедоступна, и любой абитуриент, подходящий под критерии заказчика, сможет подать электронную заявку через портал госуслуг одновременно с заявлением о приеме. Но пока рано говорить обо всех тонкостях зачисления: правительству предстоит доработать порядок приема в вузы.
Как изменится список потенциальных заказчиков
Сейчас список доступных заказчиков для обучения по квоте ограничен министерствами, ведомствами, государственными корпорациями и несколькими другими государственными учреждениями. С 2024 года в перечне появятся:
- Резиденты территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток.
- Организации, получившие статус участника проекта на территориях инновационного центра «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров.
- Организации, получившие статус участника Военного инновационного технополиса «Эра».
Требование для пунктов 2 и 3 — находиться в статусе участника не менее трех лет
Заключить договор с иноагентами и лицами из стран, признанных правительством РФ недружественными, будет нельзя.
Итоги
Новый порядок поступления на целевое обучение начнет действовать 1 мая 2024 года. Все договоры, заключенные до этой даты, будут работать по старым правилам. Прием в 2024 году тоже пройдет без изменений.
Предполагается, что поиск заказчиков обучения станет проще: сейчас абитуриенты ищут их сами, а так на помощь придет единый сайт с заявками. Однако выбрать придется всего одного заказчика — прежде можно было заключить несколько договоров. Соответственно, по целевой квоте документы удастся подать только в один вуз и на одну специальность.
Так что выбирать придется заранее и с умом: если ошибиться, на бюджет перевестись не получится, только на платное.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie
Обложка — Mark Wilson / Getty Images
Екатерина Александрова
Учились на целевом?
Расскажите, как искали заказчика:
Я вообще считаю преступлением то, что большую часть бюджетных мест в медицинских вузах отдали под целевые, а в ординатуре — буквально все места. Почему человек должен за 8 лет до вступления в должность знать, что ему будет ок работать здесь? Почему условия кабальные для одной стороны, а вторая рискует только бумагой и краской принтера?
Поступала в 2014 году, договор был с организацией федерального уровня в городе N. На бумаге я должна была устроиться в течение месяца после окончания вуза, а если нет — выплатить стипендию, которую они платили за вычетом 13% подоходного налога. На словах был уговор: сразу после учебы я поступаю в ординатуру, а отработка будет в городе федерального значения или в родном городе, но в Радиологическом центре с московским финансированием. Согласилась, подписала.
Дальше развернулся цирк. На втором курсе собрали в актовом зале всех целевиков из города N. В ультимативной форме люди из мерседесов и тойот Камри сказали: вы будете отрабатывать участковыми терапевтами, а в ординатуру пойдут те, у кого высокий балл. Да и те — не куда хотят, а куда скажет организация.
Руководитель брызгал слюной в ответ на вопросы ребят.
— «Доплата 5 тысяч на съем жилья или ипотеку. Достаточно, чтобы снять комнату».
— «Оклад 7 тысяч, еще 5 тысяч доплачиваем мы. А чего такие глаза? Отказаться все равно не сможете».
После этого меня взяла злость. Я пошла в деканат переводиться на платное, на что мне отказали: хотя я целевик, я все же на бюджете, а с бюджета на платное переводят только через академический отпуск. Мне это было совсем не на руку.
Я просто решила, что заплачу штраф и не буду отрабатывать.
Еще одно неудобство: они требовали, чтобы мы приезжали на их малозначимые для нас собрания и практику. К тому времени я уже продала свое жилье в городе N, так что вот что эта практика значила для меня: нужно было бросить всю свою жизнь в городе М, снять в городе N квартиру и как-то ходить на практику. К счастью, в городе N живет и работает мой папа, я остановилась у него, и это был повод больше пообщаться с ним.
Но ощущалось это как ненужная бесплатная командировка.
А еще они постоянно меняли сроки отработки. В договоре было «устроиться в течение месяца». Гипотетически я могла устроиться и тут же уволиться или уйти в декрет.
Но они называли сроки дачи вольной от 3 до 5 лет — в зависимости от поведения жертвы.
После окончания началось веселье. Мне звонили и угрожали, что меня внесут в «черный список медработников». Я шутила, что уже там, и предлагала отправить деньги. На это отдел кадров бросал трубку. Когда я поступала в ординатуру, они грозились отправить письмо в университет, куда я поступаю, на что я ответила, что этим письмом с радостью подотрется секретарша.
Все это время я предлагала деньги, но на словах — не хотелось возиться с бумагами. Меня каждый раз посылали. Когда я приехала вживую — снова начали угрожать черным списком.
Постоянно звонили и требовали, чтобы я приехала трудоустраиваться участковым терапевтом за 20 тысяч, а когда я предлагала деньги — бросали трубку или посылали.
Один раз мне даже предложили ординатуру в желаемом вузе. Когда я попросила указать конкретное место отработки (Москва либо медцентр федерального значения в городе N), их бомбило не по-детски. А еще звонили и звали массовкой на собрания с чинушами, на что я отвечала, что уже давно живу за границей в Занзибаре.
И вот в последние месяцы, когда истекал срок исковой давности, древнее зло пробудилось. Они подали на меня в суд. По-крысьи, без досудебного.
Я связалась с секретарем судьи и выяснила, что они готовы простить мне все и отозвать иск за 10к. Я скинула им эти 10к, они отозвали иск. Но тут спустя три месяца мне приходит исполнительное производство за пошлину 300 рублей.
С приставом смеялись долго — оказывается, я не одна такая.
Да, я благодарна им за возможность получить образование, и я обошлась малой кровью, но даже если ты пытаешься быть честным человеком и вернуть деньги, тебя все равно обливают дерьмом.