Имеет ли право военнослужащий пользоваться страховым полисом омс 2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Полис омс для военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Медицинское страхование:
  • 18210202101081013160
  • 18210202101082013160
  • 18210202101083013160
  • Базовая программа ОМС
  • Взносы в ФОМС
  • Показать все
  • Медицинское страхование:
  • 18210202101081013160
  • 18210202101082013160
  • 18210202101083013160
  • Базовая программа ОМС
  • Взносы в ФОМС
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности прокурорской проверки исполнения законов о медицинском обеспечении военнослужащих
(Веневитина В.А.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2019, N 9) В отдельных случаях оформление полиса ОМС военнослужащими, а также получение по нему медицинской помощи позволяет не только скрывать имеющиеся у них заболевания, но и грубо нарушает нормы действующего законодательства, так как влечет за собой подрыв финансовой устойчивости бюджетной системы в целом и системы ОМС в частности, а также затрудняет реализацию конституционного права на получение медицинской помощи иным категориям граждан, имеющим на это право.

Ситуация: Какие услуги входят в медицинское обеспечение военнослужащих?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) По общему правилу медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских организациях по территориальному принципу. При отсутствии таких организаций по месту военной службы или месту жительства и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации осуществляются в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом для оказания военнослужащим скорой медицинской помощи предъявление полиса обязательного медицинского страхования не требуется (п. 2 ст.

16 Закона N 76-ФЗ; п. 3 ст. 25 Закона N 323-ФЗ; п. п. 1, 4, 5 ст. 17.1 Закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ; п. п. 2 — 4 Порядка, утв.

Приказом Министра обороны РФ от 20.05.2021 N 285; п. п. 2, 3 Приказа Министра обороны РФ от 16.01.2006 N 20; п. 24 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 16.11.2020 N 605; Письмо Минздрава России от 11.10.2019 N 14-3/и/2-9434).

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» 3. Граждане Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением проходящих военную службу по призыву), обязаны сдать полис обязательного медицинского страхования на материальном носителе или сообщить о его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд лично или через своего представителя.

ФФОМС от 03.02.2023 N 00-10-30-06/1741
1.4 Об учете заявлений/запросов граждан в С МО о предоставлении выписки из единого регистра застрахованных лиц сведений о полисе ОМС; о приостановлении действия полиса ОМС, о сдаче (утрате) полиса ОМС на материальном носителе (например, от военнослужащих).

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Имеет ли право военнослужащий пользоваться страховым полисом омс 2024

    Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

    Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

    2. Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).

    (в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Перечень исследований, которые проводятся при прохождении медицинских осмотров, диспансеризации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

    Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, прохождением ими медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти или федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

    Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 27.10.2020 N 353-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Действие п. 2.1 ст. 16 (в ред. ФЗ от 13.06.2023 N 229-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.

    2.1. Военнослужащие и граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

    (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 229-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, бесплатно.

    (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 229-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

    (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 13.06.2023 N 229-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.11.2008 N 203-ФЗ)

    2.2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

    (п. 2.2 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 137-ФЗ)

    3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

    (в ред. Федеральных законов от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 22.11.2016 N 394-ФЗ, от 27.12.2018 N 545-ФЗ, от 28.01.2022 N 4-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

    (абзац введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 22.11.2016 N 394-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 22.11.2016 N 394-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2010 N 159-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.1. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Действие п. 4.2 ст. 16 (в ред. ФЗ от 13.06.2023 N 229-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.

    4.2. Гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии предоставляются бесплатные путевки.

    (п. 4.2 введен Федеральным законом от 13.06.2023 N 229-ФЗ)

    5. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные офицеры, прапорщики и мичманы имеют право на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены семей указанных офицеров — 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.07.2010 N 159-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.01.2022 N 4-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

    Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.

    (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, обучающиеся общеобразовательных организаций с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медицинских осмотров, диспансеризации, медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 — 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 27.10.2020 N 353-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, медико-психологической реабилитации, обеспечение санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 27.10.2020 N 353-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. В случаях, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти.

    (п. 8 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

    Что грозит военнослужащему, если он попал в гражданскую больницу?

    Мой супруг — военнослужащий по контракту. Ночью скорая его увезла в гражданскую инфекционную больницу. В больнице мобильный телефон мужа выпал из кармана и разбился.

    Я позвонила командиру сама, чтобы уведомить, что подчиненный госпитализирован. В ответ услышала брань. Командир сказал на повышенных тонах, что я не имею права уведомлять об этом: по уставу это должен сделать сам подчиненный.

    А после выписки мужа обязательно накажут, поскольку «это армия, и твой муж должен это понимать!».

    Поясните мне, куда везти военнослужащего в тяжелом состоянии, если медрота ночью не работает? В любом случае туда везти бессмысленно: врача-инфекциониста там нет. Как нужно было поступить: попросить скорую не нарушать устав и сначала отвезти за меднаправлением в закрытую медроту, которая находится на территории части, а только потом — в обычную больницу? На такси я не могла отвезти мужа до медроты: гражданскую машину даже с тяжелым пациентом на территорию части не пустили бы .

    Правда ли , что член семьи не имеет права уведомлять командира о заболевании военнослужащего и это грубейшее нарушение устава? Если это не так, то как можно защитить супруга, особенно если лейтенант попытается шантажировать мужа наказанием?

    И главное: считается ли нарушением армейского устава тот факт, что военнослужащий попал экстренно в гражданскую инфекционную больницу?

    Очень надеюсь на ответ ваших специалистов.

    С уважением,
    Елена М.

    Елена, с лечением у военнослужащих и прочих сотрудников силовых структур действительно все непросто. Дело в том, что они обязаны сдавать медицинские полисы при поступлении на службу, а отчислений в фонд ОМС не делают. Логика простая: у военных есть собственная ведомственная медицина, соответственно, они и должны лечиться по месту службы.

    читает устав перед сном

    Но есть из этого обязательного правила исключения. В вашем случае я никаких нарушений устава не вижу — ни в части обращения за медицинской помощью, ни в части уведомления командира. А что касается дисциплинарного взыскания, которое грозит вашему мужу после больничного, — все будет зависеть от того, как он напишет объяснительную.

    Как работает полис ОМС для военных

    В России все, кто работает, имеют полисы ОМС и платят процент от заработка в фонд ОМС. У безработных тоже есть полисы — но платит за них бюджет. На эти деньги существуют больницы. Если вы в больнице получили медпомощь бесплатно — это не значит, что лечебное учреждение ничего не получит за ваше лечение.

    Отчисления из зарплаты через фонд медстрахования и страховые компании все равно попадут в ту больницу, в которую вы обратились. О том, как работает эта система, мы рассказывали в статье «Как лечиться по полису ОМС бесплатно».

    Но страховые взносы в фонд ОМС платят не все. Военные, сотрудники полиции и других силовых ведомств не отчисляют с зарплаты взносы в фонд ОМС. В этих ведомствах медицина своя: военные госпитали и медсанчасти.

    Существуют они за счет бюджета силовых ведомств, и лечат там только сотрудников этих ведомств.

    Раньше военнослужащий мог получать медицинскую помощь и за счет средств ОМС, и в ведомственном лечебном учреждении. Для этого достаточно было обратиться за полисом ОМС в любую страховую компанию. Места работы там не спрашивали и просто выписывали полис.

    А потом гражданин сам решал, куда ему обращаться: в поликлинику по месту жительства или в ведомственную. Бюджет нес двойную нагрузку.

    Страховщики назвали пять важных изменений в системе ОМС

    В уходящем году в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) произошли серьезные изменения. С некоторыми из них граждане столкнулись уже в этом году, часть решений вступит в силу только в следующем. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) напомнил о пяти главных событиях в системе ОМС, которые стоит знать каждому гражданину.

    Новые условия для федеральных медицинских учреждений

    С 1 января 2021 года вступил в силу закон, который вменил полномочия страховщика в отношении федеральных медицинских учреждений (ФМУ) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Соответственно, контроль качества медицинской помощи и защита прав пациентов медицинских организаций федерального уровня должны были стать прерогативой ФФОМС.

    «Однако, в соответствии с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок, на протяжении всего нынешнего года пациенты федеральных медучреждений оставались без планового контроля качества оказанной им помощи со стороны ФФОМС, поскольку экспертиза качества медицинской помощи в ФМУ начнет осуществляться только с 2022 года», — отметили во ВСС.

    В то же время интересы пациентов региональных медицинских учреждений (а это подавляющее большинство больниц и поликлиник) по-прежнему защищают страховые компании, выдавшие им полисы ОМС. По данным ВСС, с января по октябрь 2021 года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений со стороны медиков. Подавляющее большинство из них касается несоблюдения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

    Страховые компании по прямому поручению ФФОМС все же продолжают работать с жалобами пациентов федеральных клиник. Однако, как отмечают в ВСС, реальные возможности страховых компаний по восстановлению и защите прав пациентов федеральных медучреждений ограничены, так как между ФМУ и страховыми компаниями не заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи.

    Углубленная диспансеризация после перенесенного коронавируса

    С 1 июля 2021 года переболевшие COVID-19 могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию, чтобы выявить возможные «постковидные» осложнения. В первую очередь углубленно обследуют пациентов с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусной инфекцией в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти углубленную диспансеризацию можно спустя 60 дней после тоо, как пациент переболел COVID-19.

    При этом в ВСС подчеркивают: диспансеризацию также можно пройти по инициативе самого гражданина.

    Как отметила зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук, сегодня по некоторым страховым компаниям отклик на приглашение пройти диспансеризацию вырос до 38% по сравнению с 2% в летние месяцы.

    Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг, напомнили в ВСС. Если в поликлинике отказываются принять пациента, можно обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании (указан на полисе ОМС).

    Автоматическое информирование через госуслуги

    С 1 июля 2022 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет доступна информация о медицинской помощи, предоставленной застрахованному гражданину и его несовершеннолетним детям.

    Можно будет в подробностях увидеть, какую помощь и когда человек получал амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медорганизации. Кроме того, гражданин получит полные сведения о стоимости оказанной ему медицинской помощи по ОМС, несмотря на то, что для него все услуги были бесплатны. Также будут доступны результаты контрольно-экспертных мероприятий страховой компании (информация о характере нарушений при оказании медицинской помощи).

    Как пояснил эксперт ВСС Сергей Шкитин, при необходимости разъяснений выявленных нарушений и при обнаружении «приписок» гражданин может обратиться в свою страховую компанию.

    Цифровой полис

    Важным нововведением 2022 года для граждан станет возможность отказаться от полиса ОМС на материальном носителе (пластиковая карта или бумажный документ) и получить цифровой полис с уникальным штриховым кодом. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля 2022 года, например, путем подачи заявления на портале госуслуг.

    Сведения о застрахованных гражданах находятся в едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второй половины 2022 года позволит получать медицинскую помощь без использования пластикового или бумажного полиса. Для получения медицинской помощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность, или же сам цифровой полис ОМС. Такое нововведение избавит пациентов от бюрократических издержек, например при потере документа.

    Смена страховой компании

    Сейчас при смене региона проживания или пребывания, если гражданин не обратился с заявлением о выборе новой страховой компании, он будет застрахован в той же страховой, что и ранее. В случае если в регионе нового места жительства отсутствует филиал его прежней страховой компании, то выбор новой компании будет осуществляться рандомно территориальным фондом ОМС.

    С 2024 года у застрахованного гражданина больше не будет обязанности сообщать об изменении каких-либо персональных данных в свою страховую компанию — все обновления будут автоматизированы. Это связано с тем, что необходимая информация о гражданине (изменение ФИО, места жительства или временного пребывания) регулярно будет обновляться в Едином регистре сведений о населении.

    Шкитин напомнил, что выбор страховой компании все же остается важным правом граждан, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть качество клиентского сервиса и экспертного контроля. В подавляющем большинстве регионов России можно выбрать медицинского страховщика из трех-четырех компаний.

    «Уровень защиты прав застрахованных — это показатель, характеризующий эффективность рассмотрения жалоб и консультаций застрахованных граждан, полноту их информационного сопровождения при маршрутизации неотложных и плановых больных, например пациентов с новообразованиями или пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Наличие здоровой конкуренции за застрахованного для страхового сообщества является отличной мотивацией для развития принципов пациентоориентированности страховщиков», — отметил Шкитин.