Ввиду особого характера работы государство предоставляет военнослужащим жилье при соблюдении установленных законом условий. Рассказываем, как происходит приватизация служебного жилья военнослужащим и какие документы потребуются.
Возможна ли приватизация служебного жилья военнослужащих
Квартиры предоставляют нуждающимся работникам Вооруженных Сил:
- уволенным по достижению предельного возраста;
- уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационными изменениями.
Государство предоставит служебное жилье 10 лет и более отслужившим военнослужащим. Предоставление осуществляют путем передачи в собственность или на основании договора социального найма.
Если переданное служебное жилье в собственность военнослужащим оформлено в наем, его допустимо приватизировать.
Если гражданину предоставили квартиру в период службы для служебного проживания, без оформления документов найма, для оформления собственности необходимо оформить договор.
Условия для приватизации служебного жилья
Главное условие — наличие заключенного договора найма. Военнослужащему могут предоставить квартиру, оформив ее как служебную. Условие о предоставлении помещения включают в контракт или оформляют иным образом (приказом, допсоглашением и пр.).
Такой механизм не позволит оформить помещение в собственность, поэтому необходимо заключение договора.
Если условие о наличии договора найма соблюдено, и гражданин отвечает перечисленным критериям ст. 15 ФЗ № 76, приватизация служебного жилья военнослужащим в 2024 г. допустима.
Не подлежат передаче в собственность помещения, переданные военнослужащему в пользование в закрытых городах, аварийные и не пригодные для проживания, комнаты в общежитиях.
Процедура приватизации служебного жилья
Процедура утверждена Приказом ФСО от 28.09.2022 № 128. Его положения распространяются на военнослужащих.
Передача в собственность осуществляется с согласия собственника жилого помещения. Для этого, в соответствии с п. 2 Приказа № 128, необходимо направить заявление. Его направляют в подразделение или УЖО СИТО ФСО России заказным письмом с описью вложения или предоставляют лично.
К заявлению прикладывают документы:
- копии паспорта заявителя и проживающих в квартире членов семьи, для несовершеннолетних детей — свидетельство о рождении;
- копия свидетельства о регистрации несовершеннолетних детей;
- выписки из домовых книг, копии лицевых счетов заявителя и членов семьи;
- копия свидетельства о заключении брака;
- копия договора социального найма;
- для несовершеннолетних до 14 лет — разрешение опеки на приватизацию, если в помещении проживает исключительно несовершеннолетний;
- согласие родителей на приватизацию несовершеннолетним от 14 до 18 лет, если в помещении проживает исключительно несовершеннолетний;
- нотариально удостоверенное согласие иных проживающих в квартире граждан, если они отказались от приватизации;
- копия судебного акта о наличии или лишении (отсутствии) прав на жилое помещение у подписавших заявление гражданина и членов его семьи (при наличии).
Копии документов необходимо заверить у нотариуса или предоставить оригиналы для обозрения.
Заявление рассматривают в течение 30 дней. В случае положительного решения гражданину направляют на подпись договор о передаче помещения в собственность. После подписания необходимо обратиться в Росреестр для регистрации права.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как приватизировать жилой дом. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие сложности могут возникнуть
При оформлении собственности возможны сложности:
- жилье признано аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. В таком случае необходимо обратиться в ведомство для предоставления другого помещения;
- отсутствие договора найма. Необходимо обратиться в ВС РФ для заключения договора;
- проживание в закрытом военном городе. В такой ситуации приватизация осуществляется в особом порядке, регламентирующий документ недоступен для свободного пользования. Необходимо обратиться к руководителю по месту службы для разъяснения процедуры. Обычно военнослужащему предоставляют другую, не служебную, квартиру в собственность в другой локации.
Как военнослужащему отказаться от служебного жилья
Военнослужащие в РФ обеспечиваются жилыми помещениями, в том числе за счет бюджетных средств. Но иногда человек вынужден отказаться от предложенного варианта. Когда допускается отказ от служебного жилья и как его правильно оформить?
Основания для отказа от служебной квартиры
В ст. 15 закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ закреплена гарантия обеспечения жилым помещением военных и членов их семей. Установлена норма предоставления площади, она составляет 18 квадратных метров на одного человека.
Основания несогласия с предоставленной недвижимостью следующие:
- предлагаемая жилая площадь меньше установленной законом;
- отсутствуют коммуникации (водоснабжение, электричество, газ);
- значительная удаленность квартиры от места службы;
- нарушение санитарных норм (например, наличие плесени) или нуждаемость помещения в капитальном ремонте;
- новые жилищные условия хуже предыдущих.
В итоге на вопрос, можно ли отказаться от служебного жилья, отвечаем — да, но отказ должен быть мотивированным. Такие причины, как не устраивает этаж или непрестижный район, не подойдут.
- в каком порядке предоставляется жилье военнослужащим;
- какие документы необходимы военнослужащим для получения служебного жилья.
Процедура отказа военнослужащего от служебного жилья
На основании п. 12, 13 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 военнослужащий, нуждающийся в квартире и принятый на учет, извещается под расписку о распределении жилого помещения.
Специализированное жилье предоставляется только военным, не имеющим жилого помещения в населенном пункте прохождения службы.
После поступления извещения у гражданина есть два варианта:
1) В течение пяти дней направить в уполномоченный орган согласие с предоставленной недвижимостью, которое оформляется в корешке № 1 к извещению.
2) При несогласии с предоставленным жилым помещением — в течение пяти дней после получения извещения направить возражение, оформленное на корешке № 2.
Такая форма заменяет рапорт отказа от служебного жилья, рекомендована Министерством обороны, но допускается составление документа в свободной форме.
В возражении указывают:
- причины несогласия с предоставленной недвижимостью;
- ФИО военнослужащего;
- подпись и дату.
Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, какие наступают правовые последствия в случае отказа военнослужащего от служебного жилья. Используйте эти инструкции бесплатно.
Последствия отказа от служебной жилплощади
Последствия зависят от того, по какой причине военнослужащий отказался от служебного жилья: уважительной или нет.
Если у гражданина были веские основания для несогласия, причина указана и обоснована, то он по-прежнему претендует на выделение ему недвижимости. То есть мотивированное возражение не влечет негативных последствий.
При несогласии с предоставленной жилой площадью без уважительной причины военнослужащий рискует потерять право на получение служебной квартиры в будущем.
Еще по теме: как военнослужащим оформить служебное жилье в собственность
Нормативная база
Поделиться
Комментарии
2023-02-01 07:31:26
При невозможности предоставить служебное жилье военнослужащему компенсируют оплату найма квартиры. Немотивированный отказ от предлагаемого жилого помещения может повлечь лишение гражданина права на такую компенсацию.
Источник: https://clubtk.ru/kak-voennosluzhashchemu-otkazatsya-ot-sluzhebnogo-zhilya
Автор: Специалист по кадрам, юрист Чечеткина Елена
Специалист по кадрам, юрисконсульт (государственное учреждение)
37 Публикаций
366 Дней на портале
0 Комментариев
Автор месяца Задорожнева Александра
Делитесь с коллегами новостями, лайфхаками и полезными советами и становитесь лучшим автором! Стать автором статьи
Похожие статьи
29 июня 2024
Если вы подали налоговую декларацию, а позже обнаружили, что не отразили в ней какие-либо сведения либо допустили ошибку или даже несколько, то важно четко определить, есть ли необходимость делать корректировку декларации 3-НДФЛ и уточнять или исправлять уже сданные сведения. А если решились на исправления, то как правильно внести и не запутаться в их количестве.
Рубрики: Разбираем на примерах, Делопроизводство, Бухгалтерия в кадрах
22 июня 2024
Обычно бюджетники работают по особым правилам и инструкциям. Но ЕНП — исключение: его ввели абсолютно для всех. А вот бюджетный учет ЕНП в 2024 году отличается от коммерции и НКО.
Разбираемся в новых проводках.
Рубрики: Разбираем на примерах, Делопроизводство, Бухгалтерия в кадрах
31 мая 2024
С 1 января 2024 года действующее законодательство обязало всех работодателей сдавать отчетность в СФР по новой форме. Поговорим о том, как происходит проверка отчета ЕФС-1 на ошибки, какие они могут быть.
Рубрики: Разбираем на примерах, Делопроизводство, Отчетность
Вам может быть интересно
Вопросы кадровому совету
30 августа 2022
Добрый день. Устраиваюсь на работу и попросили подписать согласие на обработку персональных данных, фотография и данные о трудовой деятельности, о учебе оформляемого лица соответствуют документам ,удостоверяющим личность , записям в трудовой книжке, документом об образовании. Как проверяют всю эту информацию
Вопрос задал: Елена
26 августа 2022
Добрый день,коллеги! Может кто поможет, как сделать ,чтоб установленная сдельная расценка выплачивалась с применением повышающих и понижающих коэффициентов?То есть установлена сдельная оплата, расценка идет за куб, бригада 8 человек.Некоторые в течении месяца могут не выполнять какие-либо обязанности-уборка рабочего места, опаздывают на работу и т.п. , а кто-то работает добросовестно,как сделать чтоб из сделки можно было часть средств забрать у одних и отдать другим?То есть велено применить к сдельной расценке повышающие и понижающие коэффициенты.
Вопрос задал: Елена
25 августа 2022
сотрудник по графику должен идти в отпуск с 1 сентября.с 25 августа по 31 августа уходит на больничный по уходу за ребенком.как правильно оплатить отпускные и необходимо ли переносит отпуск если больничный не закончится?
Увольнение с военной службы в связи с отказом от предоставленного жилого помещения или от жилищной субсидии
20 апреля 2015 года Президент РФ подписал закон о внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в части возможности увольнения военнослужащих с военной службы в связи с отказом от предоставленного жилого помещения или жилищной субсидии.
27 апреля 2015 года закон был опубликован в Российской газете.
1. Введение.
Этот закон направлен (якобы) на «борьбу» с так называемыми «профессиональными распоряженцами» — военнослужащими, которых нельзя уволить с военной службы в связи с их необеспеченностью жилыми помещениями. В военных ведомствах считают, что военнослужащие умышленно и злонамеренно отказываются от предоставленного жилья, чтобы продолжать находится в распоряжении, получать денежное довольствие, и, таким образом, «обеднять» военный и государственный бюджет.
Если рациональное зерно в этом и есть, то оно ничтожно мало. И, как всегда, есть очень большая вероятность того, что «вместе с водой выплеснут и ребёнка», так как пострадают многие добросовестные военнослужащие (о чём ниже); а «профессиональные распоряженцы» – на то они и профессиональные! – вылезут сухими из воды: пригласят грамотных адвокатов, дадут взятку, добьются признания жилого помещения не отвечающим установленным нормам, и т.д. Словом, получится «как всегда».
2. Как на самом деле надо поступать с недобросовестными распоряженцами?
Ещё раз подчеркну: на самом деле, таких военнослужащих очень мало. Денежное довольствие военнослужащий, находящийся в распоряжении, получает без всяких надбавок и накруток, в очень урезанной сумме, и далеко не всех может удовлетворить простое улоговление на печке. Кроме того, в той же Москве за последнюю пару лет распределили около 10 000 вполне современных квартир в четырёх комплексах, один из которых – почти в центре, ещё два – в разумной близости, и только один расположен за МКАДом, хотя и входит в состав Москвы.
Отказываться от такого жилья в Москве, в обмен на весьма сомнительное продолжение оставаться в распоряжении и получать скромное денежное довольствие – вряд ли является разумным.
По мнению автора, несложно убить двух зайцев одним выстрелом, так, чтобы и добросовестные военнослужащие не пострадали, и недобросовестные распоряженцы не злоупотребляли своими правами:
- Дайте, наконец, нормальную квартиру, от которой не захочется отказываться. Военные, стоптавшие два десятка пар сапогов по полигонам, в течение 20 и более лет, этого заслужили.
- Поставьте в строй распоряженцев: построение на развод утром и после обеда. Можно и на вечернее построение (или на вечернее совещание) привлечь. И всё! Те, кто получает и денежное довольствие, и подрабатывает на стороне, сразу «отсеются»! Да и те, кто лежит на печке, тоже скорее всего, не захотят такой жизни.
Примечание:
Отвечая на вопрос корреспондента «Южноуральской панорамы»
— Сколько у нас таких «уклонистов» от субсидии?
полковник Ярослав Рощупкин, руководитель пресс-службы Центрального военного округа (ЦВО):
— На весь Центральный военный округ в пределах трехсот человек, которые злоупотребляют правом в области обеспечения жильем, то есть используют возможность неограниченного количества отказов для того, чтобы остаться в рядах Вооруженных сил, числиться в распоряжении. Это дает «распоряженцам» возможность не выходить на службу, раз в месяц получать денежное содержание, получать социальные гарантии, льготы. Только в 2014 году Минобороны России потратило на их содержание в целом по России 12 миллиардов рублей.
Вот тебе раз!
Неужели полковник Я.Рощупкин не знает, что помимо неких (уже почти несуществующих) льгот и гарантий, у военнослужащих есть ещё и обязанности? И то, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении, обязаны исполнять все общие обязанности военнослужащих, установленные законодательством, в том числе и воинскими Уставами? По мнению автора – это явное лукавство.
3. Дополнение статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» о возможности увольнения без предоставления жилья.
Ранее в статье 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» было установлено:
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии…» Нововведение предусматривает:
…за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Изучим внимательно абзац третий.
4. В каких случаях возможно увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения?
- Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- Отказ от жилищной субсидии;
- Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.
4а. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Что подразумевается под данным пунктом?
Не принимаем во внимание случаи предоставления жилья, которое не отвечает санитарным и техническим требованиям – сегодня это практически невозможно, так как жилые помещения предоставляются военнослужащим в современных (по известным меркам, разумеется) новостройках.
Несоблюдение установленных норм предоставления. Как правило, такое случается редко, так как автоматизированная система учёта (АСУ, так называемая «Алушта») учитывает право на дополнительную площадь, установленную законом «О статусе военнослужащих». Но она (АСУ), не учитывает другое жилищное законодательство: например, недавно автор работал по делу, где при предоставлении жилого помещения не учли право на дополнительную площадь, установленную законодательством о социальной защите инвалидов, а также не учли право на предоставление отдельной комнаты для лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями.
Также в судебной практике автора только в 2015 году уже было несколько дел, связанных, в одном случае, с уменьшением размера субсидии в связи со снятием члена семьи военнослужащего с учёта нуждающихся; во втором, наоборот – в связи с незаконным включением в состав членов семьи гражданина, имеющего жилое помещение (часть жилого помещения) в собственности, что неизбежно вело к уменьшению суммы предоставления жилищной субсидии, или вовсе к отказу от её предоставления.
Неизбежно возникает вопрос: что делать военнослужащим, которые на вполне законных основаниях отказались от предоставления жилого помещения или субсидии, однако законность отказа подтверждена только решением суда? Придётся снова обращаться в суд – на этот раз с обжалованием приказа об увольнении?
4б. Отказ от жилищной субсидии.
Казалось бы, здесь всё понятно: отказался – уволен. Но и здесь имеются свои подводные камни: при рассмотрении одного из дел, связанного со снятием с учёта члена семьи военнослужащего, работники «Регионжилья» настойчиво предлагали, в том числе и, используя психологическое давление, «добровольно» отказаться от части суммы субсидии. А ведь обращение военнослужащего в суд, с учётом сроков рассмотрения дела в апелляционной инстанции явно выйдет за 30-дневные рамки.
И что тогда делать – снова обращаться в суд в связи с незаконным увольнением?
4в. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.
Перечь документов, необходимых для предоставления жилого помещения, регламентирован Приказом Министра обороны от 27 октября 2010 года № 1280 (далее – Приказ № 1280)
В 2011 – 2012 годах в этот приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень документов, предоставляемых самим военнослужащим был значительно сокращен. Увы, но и сегодня военнослужащие сталкиваются с требованиями предоставить те документы, которые обязаны предоставить командование воинской части или которые сами представители РУЖО обязаны запросить из государственных органов.
Более того, зачастую из РУЖО поступают совсем неадекватные требования о предоставлении документов, которые вообще не предусмотрены приказом МО РФ № 1280.
Очевидно, что в таких ситуациях 30-дневный срок легко пропустить.
Как поступать военнослужащему? Обычно я консультирую о том, что есть три возможных варианта поведения:
- согласиться, и самостоятельно предоставить затребованные документы, (а теперь – ещё и уложиться в 30-дневный срок). Наиболее быстрый и эффективный способ. Однако, если от военнослужащего требуют предоставить документы, не указанные в Приказе № 1280, есть опасность угодить в ловушку, так что предварительная консультация с адвокатом не помешает;
- написать и зарегистрировать (!) в РУЖО заявление о неправомерности предъявляемых запросов и с требованием соблюдать правила, установленные Приказом МО РФ № 1280. По мнению автора – самый правильный способ;
- обжаловать эти требования вышестоящий жилищный орган, в прокуратуру или суд. Учитывая, что в данном случае права военнослужащего нарушаются весьма формально – это самый длительный, нервно-затратный и мало эффективный способ, так как права-то восстановят, но сколько на это уйдёт сил, времени, нервов?
5. Порядок уведомления военнослужащих о распределении жилого помещения или жилищной субсидии.
Закон устанавливает, что:
«…порядок уведомления военнослужащих — граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими — гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба».
Надо полагать, что такой Порядок уже есть, он установлен пунктами 12 и 13 Приказа № 1280, в этом приказе даже есть образец Извещения о распределении жилого помещения.
Однако, в нарушение этого порядка, в последнее время распространилась практика, в соответствии с которой военнослужащий получает явно незаконное (когда ввели?) так называемое предварительное извещение, о якобы имеющейся жилплощади, но на самом деле, находящейся в стадии незавершённого строительства и, соответственно, не имеющего регистрации права собственности Российской Федерации.
Формально это установлено Приказом Министра обороны РФ от 15.04.2011 № 509, которым указанные пункты 12 и 13 были изложены в новой редакции, в соответствии с которой военнослужащий вправе как согласиться с «предварительным» распределением, так и отказаться от него.
Вот как сбивчиво объясняет суть предварительного распределения Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ С.В.Пирогов на сайте «Эхо Москвы»:
«…Что касается предварительного распределения, что это такое. подрядчики произведя строительство, должны некое время еще потратить на оформление сопутствующих документов. То есть, оформление права собственности РФ, право оперативного управления Минобороны….Вот и поэтому департамент жилищного обеспечения предложил новую… Ну, скажем несколько необычную форму… Мы её так называем формулу народного или военного контроля, предоставления жилья военнослужащим. Суть её заключается в следующем: …– оно будет говорить о том, что военнослужащий может в настоящее время придти, посмотреть на свои квартиры, оценить вид из окна, саму квартиру, да?
И больше того он сможет войти в контакт со строителями на предмет отделочных работ. … Ну, мы не можем выдать им те документы, поскольку нет правоустанавливающих документов. Но военнослужащий имеет возможность… Поучаствовать в процессе… Жить наверное военнослужащие в этом строящимся доме наверное вряд ли смогут, поскольку ну до конца он еще не введет в эксплуатацию. ».
Автор неоднократно подчёркивал, что когда в какой-то ситуации изначально есть какие-либо незаконные действия, то впоследствии, особенно при возникновении новых обстоятельств, разрешить ситуацию оказывается невозможно.
Вот недавний пример: к автору обратился военнослужащий, который год назад дал согласие на такое вот «предварительное» распределение, а также дал согласие на доплату внушительной суммы за лишние метры. За год – сами знаете – сколько воды может утечь. Военнослужащий готовится заключить брак, и возникает множество вопросов, от намеренного ухудшения жилищных условий до отказа оплаты излишних квадратных метров, которые стали уже не «лишними».
Однако вернёмся к отказу военнослужащего от «предварительно распределённого» жилого помещения. Может ли это повлечь санкции в виде увольнения с военной службы? По мнению автора, так называемое «предварительное распределение» – это всего лишь письменное выражение готовности федерального органа исполнительной власти предоставить военнослужащему в будущем жилое помещение. Другими словами – не более, чем декларация. Жилое помещение, на которое право собственности не установлено, в оперативное управление не передано, не может быть передано военнослужащему в собственность, по нему нельзя заключить договор найма.
Не говоря уже о том, что в нём просто нельзя жить.
Таким образом, отказ от «предварительного распределения» не должен повлечь санкции в виде увольнения без предоставления жилого помещения. Окончательную точку поставит судебная практика. Очень хотелось бы ошибиться, но она вполне может быть не в пользу военнослужащего.
6. Уволен без предоставления жилья – что дальше?
«Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы… обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».
Это означает, что военнослужащего не вправе исключить из Реестра и списков очередников, нуждающихся в получении жилого помещения. То есть, жильём военнослужащий будет обеспечен в любом случае. Возникает лишь вопрос – когда? Ведь об уволенном военнослужащем так легко забыть…
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком » «
1. | ФЗ РФ от 20 апреля 2015 года № 97-ФЗ | 268.9 KB | 8 |
Имеет ли право бывший военнослужащий встать на учет в получении жилья
Проблема незаконных отказов в постановке военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в порядке ст. 51 ЖК РФ носит системный характер. Жилищные органы выискивают любые поводы для того, чтобы отказать военнослужащим, отдавшим свой долг родине, в постановке на жилищный учет, либо для того, чтобы снять их с этого учета.
Мною неоднократно осуществлялась защита в суде прав военнослужащих по жилищным делам, рассматриваемым в гражданском и административном исковом производстве. Такие дела заканчивались вынесением судебных актов о признании решений жилищных органов в лице жилищных комиссий, командиров воинских частей, Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ (ДЖО) незаконными.
Так, 03 декабря 2018 года решением Пресненского районного суда города Москвы мне было отказано в иске о признании незаконным решения ДЖО о снятии с учета бывшего военнослужащего и членов его семьи. Однако 02 апреля 2019 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда указанное решение суда было отменено, а истец и члены его семьи были восстановлены в очереди на получение жилья.
После обращения истца в ДЖО был получен ответ о том, что во исполнение апелляционного определения от 02 апреля 2020 года он и члены его семьи восстановлены на жилищном учете. В том же году мой доверитель с семьей получили от государства две трехкомнатные квартиры в новостройке.
По другому аналогичному делу 16 октября 2019 года решением Пресненского районного суда города Москвы решение ДЖО о снятии бывшего военнослужащего и членов его семьи с очереди на получение жилья было признано незаконным и отменено, истцы восстановлены в очереди. 18 июня 2020 года определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда в удовлетворении жалобы ДЖО на вышеуказанное судебное решение было отказано.
Бывший военнослужащий с семьей заселились в новую трехкомнатную квартиру. 25 августа 2020 года решением Московского гарнизонного военного суда было отменено решение жилищной комиссии в части отказа во включении военнослужащего в список очередников. Суд обязал ответчика заново рассмотреть заявление уже бывшего военнослужащего с учетом установленных в суде обстоятельств.
Указанное судебное решение в последующем устояло в судах апелляционной и кассационной инстанций. А теперь мне попалась нестандартная ситуация, которая не подпадает ни под одну из вышеперечисленных. Речь идет о военнослужащем, который был уволен с военной службы и при этом полагал, что он и члены его семьи были поставлены на жилищный учет в установленном законом порядке.
Спустя 10 лет после увольнения Ж. выяснил, что оказывается ни на каком учете он со своей семьей не состояли, так как попросту не были на него приняты. Анализируя судебную практику по данной ситуации, я установил, что она по большей части не в пользу моего доверителя. Большинство судов выносили решения об отказе в требованиях о постановке бывшего военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилья по договорам социального найма.
При этом мотивировка таких отказов крайне проста и понятна: нельзя поставить на жилищный учет лицо, которое военнослужащим уже не является. Соответственно на него не распространяются нормы закона, регулирующие порядок предоставления жилья действующим военнослужащим. Однако мне все же удалось найти одно такое судебное решение, которое в последующем было отменено Верховным Судом РФ.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 27 июня 2018 года по иску Марченко А.В. было разъяснено, что органы военного управления обязаны соблюдать жилищные права военнослужащих. Поэтому независимо от факта увольнения за бывшим военнослужащим сохраняется право на получение жилья, при условии, что он на момент увольнения соответствовал всем предъявляемым законами требованиям.
Верховный Суд РФ отменил решения судов первой и апелляционной инстанций и обязал ответчика поставить бывшего военнослужащего Марченко А.В. на жилищный учет. Отмечу, что дату, с которой следует поставить истца на учет в получении жилья, Верховный Суд РФ не указал. Взвесив все «за» и «против», я решил взяться за дело Ж.
28 мая 2012 года приказом Министра обороны РФ полковник Ж. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга Ж. в Вооруженных Силах РФ соответствовала необходимой, жилым помещением Ж. по установленным нормам обеспечен не был, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
30 мая 2012 года приказом Начальника Военного Университета МО РФ Ж. был исключен из списков личного состава университета и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат. 17 ноября 2021 года Ж. обратился в филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» (далее – «ответчик») с просьбой сообщить присвоенный ему номер в очереди на получение жилого помещения в г. Москве среди военнослужащих, состоящих в Едином реестре.
17 декабря 2021 года ответчик сообщил Ж. о том, что в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведения о постановке Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют. 29 июня 2022 года Ж. обратился в адрес ответчика с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Вместе с заявлением Ж. представил все необходимые документы. 14 сентября 2022 года в ответ на обращение Ж. ответчик вынес решение об отказе в принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В обоснование принятого решения ответчик указал, что заявление Ж. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поступило в адрес ФГАУ «Росжилкомплекс» 07 июля 2022 года, то есть после исключения Ж. из списков личного состава воинской части, поэтому оснований для принятия Ж. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания от Министерства Обороны РФ, не имеется.
Мною было подготовлено административное исковое заявление, которое было подано по подсудности в Московский гарнизонный военный суд, — в связи с тем, что права Ж. были нарушены в период прохождения им военной службы. В иске с последующим уточнением я попросил суд:
— признать решение ответчика об отказе в принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и отменить.
— обязать ответчика восстановить Ж. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начиная с даты вынесения приказа Министра Обороны РФ.
Обоснованием заявленного иска явились следующие тезисы. Соблюдение жилищных прав военнослужащих является обязанностью органов военного управления, а не только исключительно личной проблемой самого военнослужащего.
Увольнение военнослужащего и исключение его из списков части не освобождает уполномоченные органы жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ от обязанности обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилым помещением при условии, что для признания нуждающимся в получении жилого помещения имеются все предусмотренные законом основания, даже если гражданин обратился с заявлением уже после его исключения из списков части.
При увольнении Ж. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. Ж. изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам, о чем прямо указано в приказе Министра Обороны РФ о его увольнении с военной службы.
Однако Ж. и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением в соответствии с законом, хотя ни сам Ж., ни члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений, и соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 51 ЖК РФ к признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, Ж. был неправомерно уволен с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Ж. должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, так как именно в этот период его жилищные права были нарушены.
Стоит отметить, что постановка в очередь начиная с текущей даты моего доверителя не устраивала, так как в этом случае он бы потерял реальный шанс получить жилье, находясь в самом конце очереди. Вместе с тем возможность поставить его в очередь «задним числом» мне казалась маловероятной.
26 января 2024 года Московским гарнизонным военным судом по моему административному иску было принято решение, с содержанием которого вы можете ознакомиться по этой ссылке