Верховный суд РФ признал недействующими положения, которые обязывали жильцов предоставлять коммунальщикам подтверждения проверки приборов учета — Апелляционная коллегия ВС определила признать частично не действующим с 1 сентября 2022 года подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Оспариваемым подпунктом предусмотрено, что жильцы обязаны направлять коммунальщикам копию свидетельства о поверке или иного документа, подтверждающего проверку счетчиков.
Истец указал, что 24 сентября 2020 года вступила в силу новая редакция части 4 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», которой изменён порядок подтверждения факта проведения поверки приборов учёта: теперь предусмотрено, что результаты подтверждаются не свидетельством о поверке (или иными документами), а сведениями включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»), которые являются необходимым и достаточным доказательством.
Заявитель пояснил, что в мае 2021 года у него проверили счётчик горячей воды, но исполнитель коммунальных услуг отказался признать этот факт на основании сведений ФГИС «Аршин» и потребовал представления свидетельства. Так как заявитель свидетельство коммунальщикам не дал, ему начали производить начисление оплаты за горячее водоснабжение не по счетчику, а по нормативам.
Таким образом, по мнению истца, требование исполнителя коммунальных услуг по представлению свидетельства по поверке прибора учёта допускает дискриминационные методы расчёта объёмов потребления коммунальных услуг и приводит к необходимости несения им дополнительных расходов.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в письменных возражениях иск не признало, ссылаясь на то, что оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Решением ВС РФ от 11 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В жалобе истец полагает, что вывод первой инстанции противоречит сложившемуся в данной отрасли пониманию порядка подтверждения поверки приборов учёта, предусмотренному действующей редакцией части 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений. Большинство потребителей коммунальных услуг на практике уже не требуют представления свидетельства о поверке прибора учёта и для подтверждения поверки используют сведения, содержащиеся в ФГИС «Аршин».
Часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года №254-ФЗ, предусматривала, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Приведённой норме в полной мере соответствовало предписание подпункта «д» пункта 34 Правил в части, предусматривающей обязанность потребителя по направлению исполнителю копии свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Между тем в настоящее время такого соответствия норме, имеющей большую юридическую силу, не имеется.
«Из содержания федерального закона ясно и определённо следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдаётся лишь по заявлению владельца средств измерений», — отмечает ВС со ссылкой на часть 4 статьи 13 закона от 27 декабря 2019 года №496-ФЗ
Высшая инстанция указывает, что изменения в статью 13 Закона об обеспечении единства измерений вступили в силу 24 сентября 2020 гола, а, следовательно, с этой даты оспариваемый подпункт не соответствует новым установленным требованиям, что является основанием для удовлетворения административного иска.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении дела допустил неправильное истолкование закона, что привело к вынесению ошибочного решения, имеются основания для его отмены, пришёл к выводу ВС.
В результате Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ определила пр изнать недействующим с 1 сентября 2022 года подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, в части, предусматривающей обязанность потребителя направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта.
Имеют ли право представители УК ходить по квартирам с проверками?
31 июля вступило в силу постановление правительства, согласно которому управляющие компании (УК) должны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о собственниках жилья и приборах учета, сведения о помещениях, где предоставление коммунальных услуг временно ограничено, и другие данные.
Какую информацию УК обязаны передавать и о каком постановлении идет речь?
Речь идет о постановлении правительства РФ от 13 июля 2019 г. № 897 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями».
Согласно документу, управляющие компании обязаны передавать ресурсоснабжающим организациям фамилию, имя, отчество каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, а также дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии). Если владелец — юридическое лицо, то потребуется еще наименование и место государственной регистрации.
Кроме того, управляющая компания должна передавать ресурсоснабжающей организации:
— адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, и сведения о них (площадь, количество постоянно проживающих лиц и пр.);
— сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки;
— сведения о дате опломбирования приборов учета и их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления информации;
— сведения о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, если собственник помещения ими пользуется;
— сведения о жилых помещениях, где ограничено или приостановлено предоставление коммунальных услуг.
Если был произведен перерасчет платы за «коммуналку», УК тоже должна уведомить об этом ресурсоснабжающую организацию.
Имеют ли право представители УК ходить по квартирам с проверками?
По словам юриста Натана Будовница, собственник квартиры может, но не обязан пускать в дом представителя управляющей компании.
«В Конституции РФ сказано, что жилище неприкосновенно и незаконное проникновение в жилое помещение не допускается. То есть никто, кроме человека, который имеет право пользоваться жилым помещением, не может туда войти», — говорит эксперт.
Он добавляет, что при этом сам обход сотрудниками УК жильцов закон не нарушает, они могут прийти и, например, проверить счетчик. Однако пускать специалиста или нет — это личное дело жильца. «Не вижу большого смысла для жильца уклоняться от предоставления этой информации. В конце концов, идет сверка данных по потреблению, в этом ничего плохого и страшного для человека нет», — считает эксперт.
Статья по теме
Что будет, если не впустить сотрудника управляющей компании?
По словам Натана Будовница, о каких-либо санкциях за недопуск представителя УК в жилое помещение ему неизвестно. «Как выяснять данные — это проблема управляющей компании. Они могут приходить к собственникам, могут им звонить, нарушений я здесь не вижу. Тем более что на них возлагается обязанность предоставлять сведения.
Но мне неизвестно, есть ли некая ответственность за то, что представителя управляющей компании не пускают, тем более что неприкосновенность жилища никто не отменял», — говорит эксперт.
Какие документы можно требовать у представителя управляющей компании?
Натан Будовниц поясняет, что у сотрудника УК должна быть доверенность, подписанная руководителем, где будет разъяснено, что конкретно входит в зону его обязанностей.
«Но на практике почти никто этого не делает, просто люди приходят. Управляющая компания — это, как правило, коммерческая организация, а не госслужба, поэтому у ее сотрудников не может быть никаких удостоверений. У сотрудника должны быть документы о том, что он работает в этой организации и имеет право от имени компании что-то просить или сверять. У специалиста на руках также может быть приказ за подписью руководителя, который, допустим, разъясняет, что именно он должен делать: обход по дому, например, и так далее.
Доверенность можно сверить с удостоверением личности, там всегда указываются паспортные данные», — поясняет Будовниц.
Он добавляет: если собственник сомневается, что перед ним именно представитель управляющей компании, то можно перед тем, как пускать его в квартиру, сначала попросить назвать фамилию, имя, должность и компанию, которую человек представляет, а затем попросить зайти попозже, чтобы было время проверить информацию. «За это время можно найти телефон своей управляющей организации и спросить, осуществляют ли они такие мероприятия в вашем доме, а также выяснить, зачем совершают обход», — говорит юрист.
Должны ли представители УК предупреждать жильцов о визите?
По словам юриста, законом это никак не регламентировано. «Но, скажем так, предупреждать было бы правильнее, учитывая то, что собственник должен быть дома, чтобы он в принципе мог открыть дверь. Однако предупреждают не всегда, зачастую обход просто делается в какие-то определенные часы», — говорит Натан Будовниц.
Установка, замена и поверка электросчетчиков: что изменилось с 1 июля?
С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ). Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),
Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет «бесплатным».
Счетчики, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут:
в автоматическом режиме передавать информацию о показаниях по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий;
ограничивать и (или) приостанавливать подачу электроэнергии без участия в процессе сотрудников сетевой организации;
оповещать сетевую организацию о фактах срабатывания вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем счетчик, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки.
Установленные до 1 июля 2020 года счетчики подлежат замене на ИСУЭ при (п. 136 Основных положений):
- выходе счетчика из строя;
- истечении срока эксплуатации счетчика;
- истечении межповерочного интервала.
При этом, замене подлежат как индивидуальные приборы учета, так и общедомовые.
В новостройках – многоквартирных домах, которые будут сданы в эксплуатацию с 1 января 2021 года, застройщик обязан устанавливать ИСУЭ (общедомовые и индивидуальные) и передать их гарантирующему поставщику для эксплуатации (п. 150 Основных положений).
Сколько будет стоить установка новых счетчиков электроэнергии?
Переход к современным счетчикам (далее – ИСУ) для потребителей будет формально бесплатным, поскольку расходы сетевых организаций, которые обязаны нести затраты по приобретению, установке и обслуживанию (поверке) ИСУ, будут в последующем в составе тарифов на электроэнергию, сбытовых надбавок и оплате за технологическое присоединение (подп. 12 п. 136 Основных положений).
Таким образом, напрямую собственники не будут платить за новые счетчики, но будут оплачивать все расходы в составе тарифов на электроэнергию.
Платной будет замена счетчиков с 1 июля, если потребитель в отсутствии вышеуказанного основания по замене счетчика решит установить счетчик нового поколения.
Сроки и основания установки новых счетчиков
Сетевые организации обязаны установить ИСУЭ в течение 6 месяцев с даты:
- получения обращения от потребителя об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;
- выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии, выявленные в ходе проверок УК, ТСЖ или РСО. Такие положения установлены п. 80(2) Правил № 354.
Если потребитель сам не подал соответствующее заявление, форма и обязательные реквизиты которого на данный момент еще не утверждены, в адрес гарантирующего поставщика (чаще всего это городская электросеть, в Москве, например, это АО «Мосэнергосбыт»), то ответственности за это не наступит никакой (за исключением сокрытия факта выхода счетчика из строя). При этом, также не установлены точные сроки подачи таких обращений. По сути, это инициатива собственников, которые знают, что межповерочный интервал счетчиков истекает в ближайшее время, и собственник заблаговременно уведомляет об этом гарантирующего поставщика.
Если потребитель не подал обращение, то всю информацию об установленных счетчиках электроэнергии (в том числе сроки истечения межповерочных интервалов) и, соответственно, основаниях замены счетчиков, гарантирующий поставщик может получить по запросу всю исчерпывающую организацию от УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление МКД (п. 18.2. Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями
утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)
В свою очередь, помните, что при повреждении счетчика следует незамедлительно сообщить об этом в УК или ТСЖ (если в МКД заключены прямые договоры, то в адрес гарантирующего поставщика). В противном случае, если повреждение счетчика будет выявлено в ходе проверки, то будет произведен перерасчет исходя из норматива потребления.
При ненаправлении соответствующего уведомления в адрес сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителей о сроках замены счетчиков и сообщить об обязанности предоставить доступ в квартиру, если счетчики установлены в квартире, в письменной форме любым способом, позволяющим определить факт получения уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и т.д.). Если потребитель уклоняется от предоставления доступа в квартиру, то ИСУЭ установят в ином максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте (например, в коридоре МКД). А собственник будет уведомлен о смене места установки счетчика любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.
Проверка счетчиков
В отношении счетчиков, не присоединенных к интеллектуальной системе, проводятся проверки с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, данные с которых подлежат хранению (п. 170 Основных положений).
Плановые проверки проводятся сетевой организацией на основании плана-графика, составленного гарантирующим поставщиком самостоятельно. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований:
выявление факта нарушения контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, при проведении снятия показаний или осмотра состояния счетчика;
- получение от потребителя заявление о необходимости проведения внеплановой проверки;
- срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышки прибора учета;
- отсутствие показаний счетчика два и более расчетных периодов подряд.
5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла
Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?
По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).
Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество.
Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.
Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?
Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).
Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?
Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.
Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.
Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.
ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.
Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).
В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.
Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).
Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?
Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.
В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?
Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:
- почтового отправления;
- электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
- государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
- нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
- через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.