Государственная регистрация прав возникших до 1998 года 2024

Источник: Unsplash
Росреестр продолжает устранять пробелы в сведениях о ранее учтенных объектах недвижимости. В сборе данных ведомству помогают местные администрации, однако окончательно узаконить земельный участок или дом может только владелец недвижимости. Эксперты спроси.дом.рф разъясняют, как хозяевам ранее учтенной недвижимости зарегистрировать свое право собственности на объект и кто может бесплатно воспользоваться данной услугой.

Необходимость ведения учета недвижимости и прав на нее появилась с приходом в страну частной собственности, а следом — приватизации земель и объектов, ранее принадлежащих государству, колхозам и кооперативам. Для этого в России в 1998 году было принято решение о создании Единого государственного реестра прав ? Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на имущество и сделок с ним.

Проблема ранее учтенных объектов

Принятый закон предписывал осуществлять сбор и учет сведений о недвижимости двум ведомствам — Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако, когда граждане пытались зарегистрировать право собственности на свои объекты, могла возникнуть ситуация с несовпадением данных этих двух ведомств, а идентификация и привязка недвижимости к местности не соответствовали друг другу. Тогда в 2008 году начался процесс объединения сведений из двух учетных систем в один общий кадастр, что привело к созданию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ? Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» . С того времени все сделки с недвижимостью, а также любые действия, которые приводят к изменениям ее основных характеристик, регистрируются Росреестром и вносятся в единую базу данных.

Так появилось понятие ранее учтенной недвижимости. К ней относятся объекты, поставленные на государственный кадастровый или технический учет до 1 марта 2008 года, но в дальнейшем не зарегистрированные в Росреестре по новому регламенту. Также объекты получали статус ранее учтенных, если они не были поставлены на учет, но при этом в реестре имелись сведения о зарегистрированном праве с условным номером ? ч.4, ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .
Сегодня наличие ранее учтенных объектов в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) приводит к тому, что с такой недвижимостью нельзя производить никаких действий. В подобной ситуации Росреестре не знают, кому принадлежит право собственности на тот или иной дом либо земельный участок, а их фактические владельцы не могут полноправно распоряжаться своим имуществом, например, продать или подарить другим людям.

Выявление ранее учтенных объектов недвижимости

С целью решения проблемы ранее учтенных объектов в 2021 году был принят закон ? Федеральный закон от 30.12.2020 №518-ФЗ , который расширил полномочия органов местного самоуправления и теперь муниципалитеты могут выявлять владельцев такой недвижимости. Для этого муниципалитеты регулярно публикуют списки ранее учтенных объектов на своих сайтах. Как правило, в таких списках указываются кадастровый номер недвижимости и ее адрес, чтобы владелец мог распознать свое имущество и начать процедуру регистрации права собственности. Также поиск информации о собственниках ранее учтенных объектов ведется сотрудниками администраций в архивных документах.

Имеющиеся данные муниципалитеты направляют в Росреестр, который в свою очередь вносит сведения о выявленном правообладателе в ЕГРН. Важно понимать, что внесение таких сведений не означает регистрацию права собственности на объект. Росреестр всего лишь будет иметь сведения о том, кому принадлежит недвижимость.

Зарегистрировать право собственности на имущество может только сам владелец участка или дома.

Как зарегистрировать ранее учтенный объект

  • В бумажном виде при личном визите в один из офисов Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ);
  • В электронном виде на портале «Госуслуги» или через сайт Росреестра (при наличии электронной подписи).

Если в выписке из ЕГРН есть сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, например, они были предоставлены в Росреестр местной администрацией, но нет сведений о зарегистрированном праве собственности — владельцу недвижимости нужно только зарегистрировать объект. Для этого через МФЦ необходимо подать заявление о государственной регистрации прав на недвижимость. При подаче заявления регистратору нужно будет предъявить паспорт и документ, подтверждающий право собственности на недвижимость (например, старое свидетельство о праве собственности).

Рекомендация  Выселение из квартиры добросовестного приобретателя 2024

В случае же, если в выписке из ЕГРН нет ни данных о праве собственности, ни сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, то в МФЦ нужно подать два заявления ? ч.3, ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» . Первое заявление — о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости, и второе — о государственной регистрации прав на недвижимость.

При этом за регистрацию объектов, право собственности на которые возникло до 31 января 1998 года, не взимается госпошлина., и внесение данных в ЕГРН для владельца дома или участка происходит бесплатно.

По завершению всех процедур регистрации Росреестр направит собственнику новую выписку из ЕГРН, в которой будут отражены обновленные данные. Так владелец недвижимости становится ее полноправным собственником и может распоряжаться по своему усмотрению: продавать, дарить, передавать по наследству и совершать другие сделки со своим имуществом.

Ранее руководство Росреестра сообщало, что до конца 2022 года у россиян появится возможность зарегистрировать право собственности на недвижимость дистанционно, через портал «Госуслуги».

Государственная регистрация прав возникших до 1998 года

Для чего необходимо регистрировать право собственности на недвижимость? Можно ли обойтись без этого? Эти вопросы нередко задают граждане в ходе консультаций, проводимых Управлением Росреестра.

Порядок оформления недвижимости в собственность за последние тридцать лет менялся несколько раз, поэтому законное Право собственности на объект недвижимости может подтверждаться несколькими различными документами. Закон признает, что все они действительны, т.е. нельзя аннулировать право собственности из-за устаревшего бланка свидетельства. Поэтому, граждане не беспокоились по поводу обновления своих документов. Обеспокоилась этим налоговая служба.

По многим объектам, оформленным в собственность до 1998 года — до введения Единого Государственного Реестра прав на недвижимость сейчас нет полной информации об их точной площади и правообладателях. Например, указана только фамилия владельца и инициалы, без имени и отчества, паспортных данных. К тому же, Наследники, которые получили недвижимость после этих собственников, не спешат переоформить право собственности в Росреестре на свое имя.
Легко догадаться, что ФНС лишается возможности получить с таких недобросовестных хозяев Налог на имущество.
Поэтому, был принят Федеральный закон №518-ФЗ от 30 декабря 2020, который предусматривает, проведение массовых проверок объектов недвижимости, впервые оформленных в собственность до 1998 года. Цель налоговой службы выявить, кто на данный момент является их правообладателем.
После этого ФНС сможет начислить налог на имущество за последние три года, если они его не платили, а так же наложить штраф за не уведомление об объектах недвижимости.
Местные органы власти должны выявить на своей территории объекты недвижимости, которые впервые были оформлены в собственность до 1998 года и проанализировать, что известно об их правообладателях. Для этого они могут направлять запросы в полицию, для выяснения паспортных данных и адреса регистрации собственника, нотариусу, по поводу получения наследства, в органы ЗАГСа, для проверки факта смены фамилии и жив ли собственник, в Пенсионный Фонд, для выяснения СНИЛСа собственника, а так же в Росреестр и местные отделения Налоговой службы, для уточнения характеристик объекта недвижимости.
На своем сайте местный орган власти должен опубликовать объявление о том, что правообладателям таких -то объектов недвижимости предлагается сообщить администрации свои контактные данные для связи, почтовый адрес или адрес электронной почты.
Предоставить указанные сведения могут так же любые заинтересованные лица. Если правообладатель не выходит на связь, готовится проект решения о выявлении правообладателя объекта недвижимости. В течении пяти рабочих дней он публикуется на официальном сайте местного органа власти, а так же направляется непосредственно собственнику, заказным письмом с уведомлением.

Получив проект решения, Гражданин может направить свои возражения, с подтверждающими документами в течении 30 дней. Например, если он уже не является собственником приписываемого ему объекта.
При наличии возражений, вопрос о внесении записи в Росреестр решается только через суд. Местный орган власти вправе обратиться туда в течении одного года со дня получения возражений. Если после направления проекта решения правообладателю пройдет 45 дней, а возражения от него не поступят, то решение утверждается.

Рекомендация  Выселение соседей снимающих квартиру 2024

Местный орган власти направляет решение в Росреестр, для внесения сведений о правообладателе недвижимости. Госпошлина за такую регистрацию с граждан не взимается.
Если объектом недвижимости является земельный участок, то органы власти вправе организовать проведение комплексных кадастровых работ, чтобы уточнить его границы. Полученные сведения направляются в Росреестр, для включения в публичную кадастровую карту.
Какие же права на объекты недвижимости являются ранее возникшими? «Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости». Такие права признаются ранее возникшими при условии, что документы, свидетельствующие о них, оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи.
Когда необходима регистрация ранее возникшего права?
Всегда, когда необходим переход таких прав, их ограничений и обременений при отчуждении (продаже, дарении, наследовании) объекта недвижимости, то без учета объекта и регистрации ранее возникшего права не обойтись. При продаже имущества сведения о правообладателе (продавце), не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости, будут внесены перед регистрацией сделки. То есть, если в документах не выявится никаких противоречий, будет зарегистрировано сначала право продавца, а затем только его переход к покупателю.
Если правоустанавливающий документ на земельный участок, дом, квартиру (Договор купли-продажи, наследства, дарения или приватизации) появился ранее 31 января 1998 года (дата вступления в действие Закона о регистрации), то ваших прав в Реестре недвижимости может и не быть. Орган регистрации прав включает ранее учтенный объект в Единый государственный реестр в случае его отсутствия. Данные будут учтены в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления и в соответствии с документом (или заверенной копией), подтверждающим право на такой объект, которые предоставит заинтересованное лицо. Чтобы избежать трудностей, настоятельно рекомендуем всем правообладателям недвижимости проверить документы на своё имущество до того, как возникнет вопрос о проведении какой-либо сделки.

Кроме того, сведения, содержащиеся в Едином реестре недвижимости, исключают проведение незаконных действий с объектами, а также обеспечивают информационное взаимодействие между всеми органами власти и организациями, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги. Для заявителя это очень удобно, так как информация о правах на объекты в различные службы, будет предоставлена без его участия.

  • Для жителей
  • О муниципальном образовании
  • Деятельность
  • Официально
  • Общественный контроль
  • Персоны

Государственная регистрация прав возникших до 1998 года

Для чего необходимо регистрировать право собственности на недвижимость? Можно ли обойтись без этого? Эти вопросы нередко задают граждане в ходе консультаций, проводимых Управлением Росреестра.

Порядок оформления недвижимости в собственность за последние тридцать лет менялся несколько раз, поэтому законное Право собственности на объект недвижимости может подтверждаться несколькими различными документами. Закон признает, что все они действительны, т.е. нельзя аннулировать право собственности из-за устаревшего бланка свидетельства. Поэтому, граждане не беспокоились по поводу обновления своих документов. Обеспокоилась этим налоговая служба. По многим объектам, оформленным в собственность до 1998 года — до введения Единого Государственного Реестра прав на недвижимость сейчас нет полной информации об их точной площади и правообладателях.

Например, указана только фамилия владельца и инициалы, без имени и отчества, паспортных данных. К тому же, Наследники, которые получили недвижимость после этих собственников, не спешат переоформить право собственности в Росреестре на свое имя.
Легко догадаться, что ФНС лишается возможности получить с таких недобросовестных хозяев Налог на имущество.
Поэтому, был принят Федеральный закон №518-ФЗ от 30 декабря 2020, который предусматривает, проведение массовых проверок объектов недвижимости, впервые оформленных в собственность до 1998 года. Цель налоговой службы выявить, кто на данный момент является их правообладателем.
После этого ФНС сможет начислить налог на имущество за последние три года, если они его не платили, а так же наложить штраф за не уведомление об объектах недвижимости.
Местные органы власти должны выявить на своей территории объекты недвижимости, которые впервые были оформлены в собственность до 1998 года и проанализировать, что известно об их правообладателях. Для этого они могут направлять запросы в полицию, для выяснения паспортных данных и адреса регистрации собственника, нотариусу, по поводу получения наследства, в органы ЗАГСа, для проверки факта смены фамилии и жив ли собственник, в Пенсионный Фонд, для выяснения СНИЛСа собственника, а так же в Росреестр и местные отделения Налоговой службы, для уточнения характеристик объекта недвижимости.
На своем сайте местный орган власти должен опубликовать объявление о том, что правообладателям таких -то объектов недвижимости предлагается сообщить администрации свои контактные данные для связи, почтовый адрес или адрес электронной почты.
Предоставить указанные сведения могут так же любые заинтересованные лица. Если правообладатель не выходит на связь, готовится проект решения о выявлении правообладателя объекта недвижимости. В течении пяти рабочих дней он публикуется на официальном сайте местного органа власти, а так же направляется непосредственно собственнику, заказным письмом с уведомлением. Получив проект решения, Гражданин может направить свои возражения, с подтверждающими документами в течении 30 дней.

Рекомендация  Восстановление испорченного аттестата 2024

Например, если он уже не является собственником приписываемого ему объекта.
При наличии возражений, вопрос о внесении записи в Росреестр решается только через суд. Местный орган власти вправе обратиться туда в течении одного года со дня получения возражений. Если после направления проекта решения правообладателю пройдет 45 дней, а возражения от него не поступят, то решение утверждается.

Местный орган власти направляет решение в Росреестр, для внесения сведений о правообладателе недвижимости. Госпошлина за такую регистрацию с граждан не взимается.
Если объектом недвижимости является земельный участок, то органы власти вправе организовать проведение комплексных кадастровых работ, чтобы уточнить его границы. Полученные сведения направляются в Росреестр, для включения в публичную кадастровую карту.
Какие же права на объекты недвижимости являются ранее возникшими? «Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости». Такие права признаются ранее возникшими при условии, что документы, свидетельствующие о них, оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи.
Когда необходима регистрация ранее возникшего права?
Всегда, когда необходим переход таких прав, их ограничений и обременений при отчуждении (продаже, дарении, наследовании) объекта недвижимости, то без учета объекта и регистрации ранее возникшего права не обойтись. При продаже имущества сведения о правообладателе (продавце), не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости, будут внесены перед регистрацией сделки. То есть, если в документах не выявится никаких противоречий, будет зарегистрировано сначала право продавца, а затем только его переход к покупателю.
Если правоустанавливающий документ на земельный участок, дом, квартиру (Договор купли-продажи, наследства, дарения или приватизации) появился ранее 31 января 1998 года (дата вступления в действие Закона о регистрации), то ваших прав в Реестре недвижимости может и не быть. Орган регистрации прав включает ранее учтенный объект в Единый государственный реестр в случае его отсутствия. Данные будут учтены в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления и в соответствии с документом (или заверенной копией), подтверждающим право на такой объект, которые предоставит заинтересованное лицо. Чтобы избежать трудностей, настоятельно рекомендуем всем правообладателям недвижимости проверить документы на своё имущество до того, как возникнет вопрос о проведении какой-либо сделки.

Кроме того, сведения, содержащиеся в Едином реестре недвижимости, исключают проведение незаконных действий с объектами, а также обеспечивают информационное взаимодействие между всеми органами власти и организациями, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги. Для заявителя это очень удобно, так как информация о правах на объекты в различные службы, будет предоставлена без его участия.

  • Для жителей
  • О муниципальном образовании
  • Деятельность
  • Официально
  • Общественный контроль
  • Персоны