Тема двойных квитанций и двойных оплат до настоящего времени остается острой. Если в ситуации противоборства между управляющими компаниями все более или менее понятно (прав тот, кто в реестре лицензий), то при смене способа управления домом на ТСЖ многие вопросы до настоящего времени остаются прямо не урегулированными в законе.
Как написано в законе и почему о ТСЖ забыли?
Задачей системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами было, в том числе, формирования неких цивилизованных правил игры. Различные саморегулируемые организации в сфере ЖКХ, существовавшие до начала лицензирования, с задачей этического регулирования не справлялись. Так, государство выстроило систему, основанную на том, что плату за жилищную и коммунальные услуги может выставлять только та организация, которая управляет многоквартирным домом. Факт управления домом подтверждает нахождение данного дома в реестре лицензий конкретной управляющей организации.
Как только дом исключается из данного реестра лицензий, управляющая компания перестает им управлять.
Однако, когда законодатель формировал эту систему, о том, что в России существуют ТСЖ, просто забыли.
Во-первых, ТСЖ осуществляет свою деятельность без наличия лицензии, то есть, в силу закона и без специального разрешения. Государство исходит из того, что ТСЖ это некое местное или низовое гражданско-правовое сообщество, основанное на самоконтроле и взаимном регулировании, а потому лицензия ему не нужна.
Во-вторых, изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании соответствующего решения, принятого в порядке ст. 198 ЖК РФ и Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
При этом ст. 198 ЖК РФ определяет порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. ТСЖ не является лицензиатом, а поэтому применение данной нормы к ТСЖ прямо не предусмотрено.
Особенность Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр состоит также в том, что в нем ни разу не употребляется слово ТСЖ. Данный приказ регулирует только отношения лицензиатов, т.е. управляющих компаний, имеющих лицензию.
В итоге получается ситуация, когда собственники принимают решение о создании ТСЖ и расторжении договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей организацией, а в реестре лицензий данный дом все также продолжает числиться за прежней управляющей организацией.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр не распространяется на ТСЖ и у ТСЖ нет обязанности получать лицензию и включать данный дом в реестр лицензий. Такая неопределенность правового регулирования на практике выливается в активное противоборство между ТСЖ и управляющей компанией за право выставить квитанции и получить деньги с жителей.
На практике мы имеем следующую ситуацию: ТСЖ апеллирует к тому, что с даты, определенной на общем собрании, управление домом осуществляет именно оно. А управляющая компания заявляет, что поскольку дом находится в ее реестре лицензий, обязанность управления этим домом не прекращена.
Неопределенность правовых норм формирует конфликт интересов со стороны надзорных органов, которые могут намеренно затягивать с исключением домов из реестра лицензий управляющей организации (помогая ей, тем самым, получить дополнительные деньги напоследок).
Какие действия предпринять и как объясниться перед людьми?
В двойных квитанциях радости немного, это тяжело и эмоционально (тем более, молодому и начинающему ТСЖ), и организационно. На помощь ТСЖ приходят нормы закона, приведенные в п. 3 ст. 200 ЖК РФ.
В ней говорится про то, что лицензиат управляет многоквартирным домом до даты государственной регистрации ТСЖ. Эта норма очень примерная, неточная и с рядом оговорок (и касается больше отношений лицензиатов, чем управляющих организаций), но тем не менее, это положение закона, за которое ТСЖ можно уцепиться и использовать.
По логике законодателя создание в доме ТСЖ означает расторжение договора с прежней управляющей организацией (хотя когда принимаются такие решения на собрании, всегда полезно брать какой-то временной лаг и откладывать дату расторжения договора до цельного месяца, чтобы не дробить право выставления квитанций по дням).
Но опять же, из системного толкования закона следует то, что когда законодатель продумывал процедуру смены способа управления домом с лицензиата на ТСЖ, про последних просто забыли и прямо не урегулировали большое количество спорных вопросов с учетом специфики именно ТСЖ.
Судебная практика нам поможет
Бороться с двойными квитанциями можно активными действиями. Общая логика законодателя и судебной практики идет по такому пути, что прав тот, кто реально управляет многоквартирным домом. Если вновь созданное ТСЖ вовремя заключило говора с ресурсоснабжающими организациями, иными контрагентами по содержанию общего имущества и понесло реальные расходы, то право выставления квитанций – за ТСЖ.
Отношения между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения, а ТСЖ может быть признано исполнителем коммунальных услуг:
— если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений
— если наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
Часто бывают ситуации, когда люди по привычке оплачивают жилищные и коммунальные услуги прежней управляющей организации (например, у многих подключен автоплатеж).
Суды исходят из того, что надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации. В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.
Такая позиция приведена в п. 35 и 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»
Таким образом, задача вновь созданного ТСЖ доказать, что собственник знал о смене управляющей домом организации. В этом случае взыскивать неоплаты будет уже не ТСЖ с прежней управляющей организации, а сами собственники, заплатившие не туда.
Пока цивилизованного развода при решении проблемы по выставлению двойных квитанций от законодателя – не предвидится. Поэтому задача любого ТСЖ – защитить себя самостоятельно, сделав максимум действий, которые подтвердят исключительную добросовестность ТСЖ.
Павел Кузнецов,
управляющий многоквартирными домами, автор книг про ЖКХ, преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Двойные платежи за ЖКУ
Что делать, если из-за путаницы в управлении многоквартирным домом внесения платы за жилищно-коммунальные услуги требуют сразу две управляющие компании?
Откуда берутся «задвоенные» платежи за ЖКУ?
У многих из нас есть собственность. Каждый собственник должен помнить, что он несет бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ). Так, жильцы в многоквартирных домах обязаны содержать свои квартиры и общее имущество (ч. 3 ст.
30 ЖК РФ), своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст.
155 ЖК РФ).
Но что делать, если собственнику выставили «задвоенные» платежи за ЖКУ? Вот вам пример: 15 ноября 2021 г. на сайте прокуратуры Республики Карелия появилось сообщение о том, что после обращения жительницы Петрозаводска о необоснованном начислении управляющей компанией платы за жилищные услуги была проведена проверка. Установлено, что УК выставила жильцам нескольких домов «двойные» квитанции за услуги, которые они ранее оплатили.
Перечисленные собственниками денежные средства похитило руководство УК. Материалы проверки прокуратура Петрозаводска направила в следственный орган, после чего в отношении должностных лиц управляющей организации были возбуждены уголовные дела.
Однако причиной выставления двойных платежей не всегда является мошенничество руководства УК. Такое возможно также из-за путаницы после перехода на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями или спора между управляющими компаниями по поводу управления многоквартирным домом. О втором случае мы и поговорим в этой статье.
Как неразбериха в управлении домом порождает двойные платежи за ЖКУ?
Прежде всего нужно уяснить: многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
Решение о выборе способа управления домом и управляющей компании принимается в ходе собрания собственников большинством голосов. Принятое решение оформляется в виде протокола и является обязательным для всех собственников помещений в доме. При этом в собрании должны принимать участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников с ними заключается договор управления многоквартирным домом. Этот документ регулирует отношения между собственниками помещений в доме и организацией, например управляющей компанией, которая за плату обязуется управлять домом, выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги (ст. 162 ЖК РФ).
Договор управления и решение общего собрания собственников о выборе УК могут быть признаны недействительными (ч. 1 ст. 431.1 и ст.
181.3, 181.4, 181.5 ГК РФ). Однако это не освобождает собственников от обязанностей по несению расходов на содержание общего имущества и внесению платы управляющей компании, осуществлявшей деятельность по управлению домом (Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 306-ЭС17-9061).
Договор управления заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Управляющая компания, которая управляет спорным домом, обязана продолжать свою деятельность до внесения в реестр лицензий субъекта РФ сведений о том, что дом находится в управлении другой УК (ст. 200 ЖК РФ).
В подобных ситуациях жильцам бывает трудно разобраться, какая организация управляет их домом и кому нужно платить за услуги. Как бы там ни было, платить двум УК за один и тот же период собственники не должны.
Кому платить, если квитанции за один месяц пришли от двух УК?
Прежде всего внимательно изучите квитанции. Возможно, одна из них за предыдущий период, хоть и получили вы их в один месяц. Если все же периоды в двух платежках от разных УК совпадают, приступаем к активным действиям.
Шаг 1. Узнайте, кто управляет домом.
Определить, какая организация управляет вашим домом, поможет сайт ГИС ЖКХ. Этот информационный ресурс регулярно пополняется актуальными данными в сфере ЖКХ. Вносят их органы государственной власти и местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, ресурсоснабжающие организации, УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК.
Размещенная в ГИС ЖКХ информация является официальной. Она может, например, использоваться в качестве доказательств при рассмотрении дел в суде.
Информация об управлении многоквартирным домом доступна на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестр объектов жилищного фонда» (туда можно попасть при нажатии кнопки «Реестры» в меню). Достаточно выбрать адрес дома, и вы увидите дату заключения договора управления МКД и его электронный образ. Далее в разделе «Реестр лицензий субъектов РФ» вводим название или ИНН интересующей УК и проверяем, на управление какими домами и с какой даты имеет лицензию компания. Организация, которая указана в качестве управляющей вашим домом, и имеет право на плату за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг. Право это она получила с того момента, как приступила к управлению домом.
Если плату вы не вносили, УК может взыскать с вас долг.
Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением такого договора (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ). С этого момента направлять квитанцию на оплату может только она.
За выставление платежных документов управляющей организацией в период, когда дом находился в управлении другой УК, предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Итак, через ГИС ЖКХ мы проверили, какая организация управляет домом и с какой даты. Но поскольку споры из-за двойных платежей не редкость, дополнительные доказательства, подтверждающие вашу добросовестность, лишними не будут, они пригодятся в случае судебного разбирательства. Поэтому сверяем указанный в квитанции период, за который нужно внести плату, с информацией в ГИС ЖКХ.
Если квитанцию выставила «не ваша» УК, пора приступить к взаимодействию с нею.
Шаг 2. Обратитесь в управляющую компанию.
Для начала имеет смысл обратиться в УК с вопросами по телефонам, указанным в квитанциях. Возможно, произошла ошибка, и после звонка делать больше ничего не придется. Если же на другом конце провода настаивают на своей правоте и не слушают ваши аргументы, придется перейти к более активным действиям.
Подготовьте письменное обращение с просьбой разъяснить, на каком основании выставлены квитанции. Передайте его в компанию, которая вам их направила, но при этом не имеет отношения к управлению домом в указанный период. Обращение можно выслать по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении или направить на официальную электронную почту компании (адрес почты вы найдете в карточке организации на сайте ГИС ЖКХ).
Также можно лично явиться в офис с двумя экземплярами обращения и попросить сотрудника поставить входящий штамп на своем экземпляре.
Такое же обращение стоит направить второй УК. При наличии сомнений в правомерности управления домом потребуйте выписку из реестра лицензий и копию протокола, на основании которого компания стала управлять домом.
Часто управляющие компании заключают договор о ведении расчетов по ЖКУ со специализированными организациями, например РКЦ или ООО «МосОблЕИРЦ» в Московской области. Туда тоже стоит обратиться с заявлением для получения разъяснений.
Шаг 3. Обратитесь в компетентные органы.
Нелишним будет подать заявление в государственную жилищную инспекцию, обратиться в администрацию населенного пункта и прокуратуру. В Московской области можно воспользоваться интернет-порталом «Единая книга жалоб и предложений Московской области» (dobrodel.mosreg.ru), а в Москве есть электронная жалобная книга «Наш город» (www.gorod.mos.ru). Нужно будет подробно описать ситуацию и приложить копии выставленных вам квитанций.
Если к моменту обращения вы получили ответ из УК, его тоже нужно приложить.
Шаг 4. Подайте иск в суд.
Обычно первых двух шагов достаточно для решения проблемы. Но не всегда.
1. Если вы внесли плату по неправильной квитанции, а деньги вам теперь отказываются возвращать и ваши жалобы не возымели эффекта, следующим шагом станет подача искового заявления в суд. В таком случае рекомендую прибегнуть к помощи адвоката. Он составит иск, рассчитает госпошлину и при необходимости будет представлять ваши интересы в суде.
2. Если вы заплатили УК за период, когда она не управляла домом, то также вправе взыскать денежные средства в судебном порядке. Такие действия недобросовестной компании трактуются как неосновательное обогащение, т.е. получение чужих денег без законных на то оснований (ст.
1102 ГК РФ).
3. Еще одна возможная ситуация: новая УК «по бумагам» выбрана. Но вы убеждены, что собрание собственников не проводилось и ваши права нарушены. Может, вы даже обнаружили бланк голосования со своей поддельной подписью.
В таком случае вы вправе оспорить решение общего собрания собственников в суде. Но помните: это не освобождает вас от обязанности оплатить предоставленные коммунальные услуги.
Срок исковой давности по этой категории дел составляет шесть месяцев с момента, когда собственник узнал о нарушении своих прав (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ). Оспорить решение о выборе новой УК вправе собственник, который не голосовал или голосовал против.
При этом ответчиком будет не новая УК, а те, кто выступил инициатором собрания и расписался в протоколе.
Копия этого протокола понадобится при подаче иска в суд. Ее можно запросить у инициатора общего собрания и новой УК, а также в ГЖИ. Там же можно получить копии решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Они пригодятся в суде как доказательства фальсификации собрания и позволят понять, расписался ли кто-нибудь за вас.
Решение с вашей поддельной подписью вместе с заявлением нужно передать в полицию для проведения проверки и, возможно, возбуждения уголовного дела по факту подделки документов.
Плата за вывоз мусора дважды
Минстрой РФ разъяснил, как УО избежать двойных платежей за мусор
В ряде регионов России проблема двойной оплаты услуг по обращению с ТКО по-прежнему остаётся актуальной. Минстрой РФ опубликовал письмо, в котором объяснил несколько нюансов, которые нужно учитывать управляющим организациям, чтобы не допустить ошибок при составлении квитанций за ЖКУ.
Минстрой РФ опубликовал письмо от 23.01.2019 № 1784-МЕ/04, в котором разъяснил сложные вопросы о расчёте размера платы за содержание жилья в связи с появлением в платёжках новой строки «обращение с ТКО».
Напомним, с 1 января 2019 года в регионах России изменилась схема обращения с отходами. Услуга по обращению с ТКО перешла из категории жилищных в коммунальные, отвечать за неё стали региональные операторы.
В связи с этим управляющие организации должны внести эти изменения в квитанции, которые получают жители МКД: убрать строку «вывоз мусора» из жилищных услуг. Если УО является исполнителем этой коммунальной услуги, то ей следует добавить в квитанции новую коммунальную услугу «обращение с ТКО». Здесь у некоторых управляющих организаций возникли трудности.
К примеру, в Тюменской области часть жителей МКД всё ещё переплачивает за вывоз мусора. По словам гендиректора регионального оператора, проблема двойных начислений связана с работой управляющих организаций области. Некоторые УО не успели заключить договоры с регоператором до конца 2018 года, но строку «обращение с ТКО» в свои квитанции включили, хотя они не должны были этого делать.
Минстрой РФ в своём письме разъяснил, что если региональный оператор по обращению с ТКО начал работать с 1 января 2019 года, то уменьшение платы за содержание жилья должно происходить с этой же даты, что необходимо отразить уже в квитанциях за январь. Ведомство рекомендует обосновать снижение платы за содержание жилья решением общего собрания собственников жилых помещений в МКД.
Ещё несколько советов Минстроя РФ касаются методики расчёта суммы, которую нужно вычесть из графы «содержание жилья». Если ранее расходы на мусор не детализировались, нужно подсчитать фактические расходы УО на вывоз мусора по каждому МКД в 2018 году.
Если одна управляющая организация работает с несколькими лицами, которые вывозят мусор, то расчёт рекомендуется производить раздельно для каждого дома с учётом общей площади всех помещений в МКД. Если площадь помещений в доме изменялась в течение года, считать надо по среднему арифметическому.
«Мусорная реформа» по-прежнему вызывает вопросы как у работников управляющих организаций, так и у жителей МКД. Ответы на самые часто задаваемые можно найти в брошюре, составленной ассоциацией «ЖКХ и городская среда». Узнать о ней больше вы можете в нашем материале.
Плата за мусор дважды.
Здравствуйте! Справедлива ли следующая ситуация. С нас взимают плату за мусор по адресу, где зарегистрированы четверо человек, исходя из количества зарегистрированных. С этим я согласна.
Но, кроме того, с нас еще берут плату по другому адресу, где никто не зарегистрирован и не проживает, исходя из количества собственников, а их — опять же четверо. Т.е. Помогите разобраться в ситуации и добиться справедливости.
Заранее спасибо.
Все справедливо и соответствует ст. 153 ЖК РФ. В силу данной статьи Вы обязаны оплачивать коммунальные услуги (в том числе и вывоз мусора) не только по адресу фактической регистрации, но и по адресу принадлежащей Вам собственности.
Собственник должен содержать свое недвижимое имущество, независимо от факта проживания в нем.
Здравствуйте Елена! Если вы производите оплату по коммунальным услугам за вывоз мусора по месту фактического проживания, то по месту нахождения вашей собственности с вас так же могут высчитывать за услугу по вывозу мусора (коммунальные платежи). Но в связи с изменением в законе о ЖКХ услуга по вывозу мусора должна оплачиваться с квадратных метров жилой площади, а не с количества лиц проживающих по адресу.
Но я Вам хочу посоветовать поступить следующим образом: по месту регистрации предъявите справку из УК (где вы фактически живете) о том, что вы проживаете по указанному адресу, пользуетесь услугами ЖКХ по указанному адресу, оплачиваете эти услуги по указанному адресу и на основании этого в письменном виде заявление подайте в УК по месту регистрации об освобождении вас от оплаты за вывоз мусора по месту регистрации. Заявление официально зарегистрируйте. В случае отказа в удовлетворении вашей просьбе вы в праве обжаловать действие УК в судебном порядке и просить обязать их освободить вас от оплаты за данную услугу. так как вы не пользуетесь ею.
Когда суд удовлетворит исковое заявление, то проконтролируйте квитанцию, где графа вывоз мусора по месту регистрации будет чистой.
Мой электронный адрес [email protected] обращайтесь по адресу на прямую. помогу. буду признателен за положительный отзыв за ответ.
Здравствуйте!Если оплата за вывоз мусора Вам выставлена согласно количеству зарегистрированных лиц, а не пропорционально площади квартиры, Вы можете предоставить справку в УК (либо ТСЖ-акая у вас форма управления мдк) о том, что в данной квартире никто не проживает, что Вы проживаете и оплачиваете вывоз мусора по адресу фактического проживания
Минстрой про двойные начисления за вывоз отходов при непроживании в одном из помещений
Минстрой РФ подготовил ответы к правительственному часу в Госдуме РФ. Правительственный час отменили, а ответы остались. Их прислал наш читатель (ответы имеются в распоряжении редакции), мы публикуем самое интересное.
Жители сталкиваются с двойными платежами за вывоз мусора при наличии двух и более объектов недвижимости. Часто речь идёт о ситуации владения гражданином квартирой и дачей/деревенским домом.
Позиция Минстроя РФ, сформулированная в ответах на ранее направленные запросы, состоит в том, что ситуация урегулирована и не требует корректировки законов или подзаконных актов. Действительно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право на перерасчёт в случае отсутствия по месту жительства. Однако, в соответствии с п.56.2 Правил при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учетом собственников такого помещения.
Норма, абсолютно понятная для расчетов, например, по теплу, крайне болезненно воспринимается в отношении платы за вывоз твердых коммунальных отходов. Ведь человек производит мусор по месту фактического нахождения, а собственников может быть несколько. Такой подход депутатам представляется крайне несправедливым. Ведь мусора нет, а плата есть.
Между тем, региональные операторы массово отказывают в перерасчёте услуг по вывозу ТКО даже в случае предоставления убедительных доказательств отсутствия проживающих на объекте людей.
В этой связи Минстрою РФ задали вопросы:
Считает ли Министерство необходимым урегулировать эту ситуацию с целью восстановления справедливости и если да, то каким образом?
Ответ Минстроя РФ:
Субъекты РФ самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО: исходя из общей площади жилого помещения, либо исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В зависимости от выбранного способа оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО орган власти субъекта РФ устанавливает нормативы накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. Пунктом 148(44) Правил № 354 предусмотрен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения перерасчет за временное отсутствие граждан в жилом помещении не производится.
В целях нивелирования социальной напряженности Минстроем России совместно с Минприроды России разработан проект постановления по внесению изменений в Правила № 354 в части перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, который внесен в Правительство РФ.
На практике, зачастую, региональные операторы из-за отсутствия четкого правового регулирования отказывают в перерасчете соответствующей платы, полагая, что эта плата должна вноситься в любом случае независимо от факта проживания в жилом помещении собственника. Планируется ли Министерством внести ясность в нормативное регулирование в целях исключения конфликтных ситуаций, связанных с оплатой непредоставленной коммунальной услуги при временном отсутствии потребителя в жилом помещении? [на практике проблемы обычно возникают у постоянно непроживающих. – Прим. ред.]
Ответ Минстроя РФ:
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с отходами, в соответствии с пунктом 148(36) Правил № 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом предусмотрена возможность перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил № 354) [однако в этом пункте Правил указано только про перерасчет при временном отсутствии. – Прим. ред].
Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги, в свою очередь, вправе снимать копии с предъявляемых собственником жилого помещения документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов, исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
Таким образом, начисление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан не исключает возможности произвести перерасчет платы по твердым коммунальным отходам при обращении потребителя с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими факт отсутствия в данном жилом помещении постоянно и временно проживающих граждан, в адрес регионального оператора.
Дорогие читатели!
Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
➜ в Telegram или во ВКонтакте.
А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.