1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, в области персональных данных, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в области связи (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.2.1 настоящего Кодекса), законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.11.2, 13.41 и 19.7.10-3 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27.3 настоящего Кодекса), об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности иностранных агентов, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.32.1 и 14.6.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об оружии, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса), об участии в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета, за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27.3 настоящего Кодекса) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, законодательства Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
1.1. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
8. Течение срока давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.21 либо 15.30 настоящего Кодекса, приостанавливается со дня приостановления производства по делу об административном правонарушении в связи с вступлением в силу соглашения, указанного в примечании 2 к статье 15.21 настоящего Кодекса. Течение срока давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.21 либо 15.30 настоящего Кодекса, возобновляется в случае неисполнения соглашения, указанного в примечании 2 к статье 15.21 настоящего Кодекса, лицом, заключившим его с Банком России, со дня, следующего за днем принятия Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о признании такого соглашения с Банком России неисполненным.
Как определить дату совершения административного правонарушения?
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Это следует из п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Но для того, чтобы определить окончание срока давности, надо понимать с какой даты вести отсчёт.
Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения, но в некоторых случаях такой срок может начинаться с момента обнаружения факта административного нарушения.
О том, как правильно определить дату совершения административного правонарушения, в своей статье рассказывает эксперт «Что делать Консалт».
По общему правилу принято считать, что дата административного правонарушения – это тот момент, когда оно совершено. Но в ряде случаев применяют особый подход. Например, бухгалтер несвоевременно сдал отчётность, или в ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, или нарушены правила пожарной безопасности. Можно привести ещё множество примеров, когда могут возникнуть сложности с определением даты совершения административного нарушения.
Рассмотрим подробнее.
Формы административных правонарушений
Административное правонарушение может выражаться (ст. 4.5 КоАП РФ):
- в форме действия;
- в форме бездействия;
- систематическое неисполнения обязанностей – длящеесянарушение.
Если нарушение выражается в форме действия, то датой административного правонарушения является момент его совершения. Например:
- должностное лицо предоставило недостоверные сведения при регистрации организации (ст. 14.25 КоАП РФ);
- водитель нарушил правила дорожного движения: превышение скорости (ст. 12.9 КоАП РФ), парковка в неположенном месте (ст. 12.19 КоАП); нарушения правил маневрирования (ст. 12.14 КоАП);
- кассир не выдал кассовый чек покупателю (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Если административное правонарушение выражено в форме бездействия, то дата нарушения определяется днём, когда соответствующая обязанность должна была быть исполнена. Например:
- организация не исполнила предписание контролирующего органа (ст. 19.5 КоАП РФ). Дата нарушения – последний день исполнения предписания;
- бухгалтер не сдал отчётность (ст. 15.6 КоАП РФ). Дата нарушения – последний день сдачи отчётности;
- оператор не исполнил требование субъекта об уничтожении его персональных данных в течение 7 дней с момента требования (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ). Дата нарушения – 7-й день с момента требования.
Длящееся правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом для такого вида нарушений должен отсутствовать срок исполнения обязанностей. Если такой срок установлен, то нарушение будет считаться оконченным в указанную дату.
Согласно п. 2 ст. 4.5 КоАП РФсрок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня обнаружения правонарушения.
Как правило, такие нарушения выявляются в ходе проверок контролирующих органов: прокуратура, ГИТ, Роспотребнадзор, пожарная инспекция, Роскомнадзор и др. Например:
- оператор обрабатывал персональные данные без согласий субъектов (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ);
- организация вела деятельность, подлежащую лицензированию без обязательной лицензии (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ);
- работодатель нарушал правила охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Основная проблематика определения даты совершения административного правонарушения заключается в том, что по ряду нарушений сложно определить, к какому именно виду относится то или иное нарушение. Разобраться в вопросе поможет анализ судебной практики.
СПС КонсультантПлюс предоставляет доступ к полной базе судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех инстанций.
Примеры нарушений в форме действия
Работодатель заключил трудовой договор с работником, но не включил в него обязательные условия по ст. 57 ТК РФ. Дата совершения административного правонарушения (ст.
5.27 КоАП) – момент заключения трудового договора.
В ходе проверки выявилось, что договоры с сотрудниками были заключены ненадлежащим образом. Работодателя привлекли к административной ответственности. При этом проверка была в 2016 году, а работники были приняты в 2014-м. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год.
Работодатель оспорил штраф. Дата совершения административного правонарушения определяется моментом заключения трудовых договоров. Срок давности истек, соответственно, оснований привлечения к административной ответственности уже не было.
Продавец включил в договор с потребителем условия, ущемляющие права гражданина (ст. 14.8 КоАП РФ). Дата совершения административного правонарушения определяется моментом заключения договора.
Организация заключила с потребителем договор участия в долевом строительстве жилого дома и включила в него условия, ущемляющие права потребителя. Данный факт был выявлен в ходе проверки, и организация была привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год, при этом договор был заключён 1 декабря 2017 года, а протокол об административном нарушении был составлен 6 декабря 2018 года.
Штраф был оспорен в судебном порядке. Суд отметил, совершённое противоправное деяние, выразившееся во включении в договор условий о невозможности возвратить излишне уплаченных денежных средств и о фактическом уменьшении гарантийного срока, окончено в момент подписания (заключения договора). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Примеры нарушений в форме бездействия
Непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, например бухгалтерской отчётности (ст. 15.6 КоАП РФ). Дата совершения правонарушения – последний день срока сдачи документа.
Главный бухгалтер несвоевременно направила сведения о доходах сотрудников за 2015 год. Сведения были направлены 19 сентября 2016 года, в то время как срок подачи не позднее 1 апреля 2016 года. По данному основанию бухгалтер была привлечена к ответственности по ч. 1 ст.
15.6 КоАП РФ. Мировой судья рассмотрел данное дело об административном правонарушении 4 августа 2017 года. Бухгалтер оспорила штраф.
Датой нарушения является последний день сдачи отчётности – 1 апреля 2016 года, срок давности по данному основанию составляет 1 год, и он завершился 2 апреля 2017 года. В связи с тем что срок давности истек, производство по делу было прекращено.
Организация не исполнила в срок предписание контролирующего органа (ст. 19.5 КоАП РФ). Дата совершения правонарушения – последний день исполнения предписания.
В организации была проведена проверка пожарной безопасности, и по итогам было выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований. Срок исполнения – до 25 апреля 2017 года. Предписание не было исполнено, и 8 августа 2017 года организация была привлечена к ответственности по ч.
12 ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф был оспорен.
Предписанием органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, от 12.08.2016 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности установлен срок его выполнения – по 24 апреля 2017 года, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, начал исчисляться с 25 апреля 2017 года и истек 25 июля 2017 года.
Производство по делу было прекращено в связи с истечением срока давности.
Работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы (ч. 6 ст. 5.27 КоАП).
Правонарушение окончено в установленный день оплаты труда.
По данному вопросу существовала позиция, что несвоевременная выплата заработной платы может выражаться в систематических задержках и невыплатах и является длящимся нарушением и выражается в систематическом неисполнении обязанностей. В декабре 2021 года Верховный Суд дал разъяснения:
- Несвоевременная выплата зарплаты – это недлящееся нарушение. Срок давности начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты.
- Каждая задержка или невыплата – это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников.
Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.
Примеры длящихся нарушений
Оператор в нарушение требований Закона 152-ФЗобрабатывал персональные данные без согласия субъекта или когда согласие не соответствует требованиям законодательства (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).
Длящееся нарушение, срок давности исчисляется с момента обнаружения.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2020 по делу № 16-5100/2020.
В организации была проведена проверка Роскомнадзора. В ходе проверки выяснилось, что согласия субъектов на обработку персональных данных не соответствуют требованиям, указанным в ст. 9 Закона 152-ФЗ. Генерального директора, как должностное лицо, привлекли к административной ответственности в виде штрафа по ч. 2 ст.
13.11 КоАП. Руководитель обратился в суд, ссылаясь на то, что согласия были получены больше года назад, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности истек. Суд не согласился.
Оператор обрабатывал персональные данные субъектов без согласия субъектов, соответственно, данное нарушение выражается в длительном неисполнении обязанностей и является длящимся. Срок давности исчисляется со дня обнаружения нарушения и не был нарушен. В удовлетворении требований было отказано.
Рекламодатель нарушил требования к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ). Длящееся нарушение, срок давности исчисляется с момента обнаружения.
Отделением полиции был выявлен факт установки и эксплуатации обществом нестандартной (уникальной) рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на её установку и эксплуатацию. На перекрестке, на дорожном указателе была размещена рекламная вывеска, на которой были изображены автомобильные диски и контактная информация продавца. Организацию, разместившую вывеску, привлекли к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ. Рекламодатель обратился в суд с целью оспорить штраф.
В обосновании своих требований он ссылался на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, так как рекламная конструкция была установлена 1994 году, а протокол об административном правонарушении был составлен в 2018 году. Кроме того, размещение было согласовано с ГИБДД в 1994 году, но согласование утрачено. Суд отказал в удовлетворении требований.
Получение обществом в 1994 году разрешения на размещение спорной рекламной конструкции как маршрутного указателя не имеет правового значения и не опровергает факт административного правонарушения в силу его отсутствия у общества на момент обнаружения конструкции в 2018 году. Данное нарушение носит длящийся характер, и срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента обнаружения.
Работодатель допустил работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Разъяснение по вопросу, является ли данное нарушение длящимся, дал Верховный Суд в 2021 году. Согласно позиции суда оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование или имеющего противопоказания к работе. Например, работодатель принял работника, но не провёл с ним вводный инструктаж по охране труда.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год. При этом работодателя привлекут к ответственности, даже если нарушение будет выявлено по истечении данного срока с момента допуска сотрудника на работу. Работодатель не должен допускать его к работе, соответственно это длящееся нарушение.
Подводя итог, универсального ответа на вопрос, какая именно дата является моментом совершения административного правонарушения, нет. Всё зависит от конкретной ситуации. Разобраться в вопросах привлечения к административной помогут полезные материалы в справочной системе КонсультантПлюс.
Вопрос
Можно ли восстановить срок давности привлечения к административной ответственности?
Сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению (п. 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Если срок пропущен, то суд принимает одно из следующих решений:
- отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности;
- признание незаконным и отмена оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения, наличии события правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности положениями КоАП РФ также не предусмотрена (Решение Верховного суда Республики Крым от 15.03.2017 по делу № 12-413/2017).
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Автор: преподаватель-юрист «Что делать Консалт» Анастасия Чекмарева
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. ru
Постановление Верховного Суда РФ от 06.05.2019 N 5-АД19-21
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Новые времена» — генерального директора Альбац Е.М. на решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018, постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 25.10.2018, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 20.11.2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новые времена» (далее также — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),
решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018 определение мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 26.09.2018, которым было возвращено постановление заместителя Тверского межрайонного прокурора города Москвы о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 25.10.2018, оставленным без изменения решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 20.11.2018 и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2019, общество с ограниченной ответственностью «Новые времена» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 22 250 000 руб.
Постановление о назначении административного наказания обществом исполнено (л.д. 228 — 230, 232).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор общества Альбац Е.М. выражает несогласие с названными судебными актами, вынесенными в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводит доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Из статьи 19.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I «О средствах массовой информации» следует, что в случае получения редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, от выполняющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции иностранного агента некоммерческой организации, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, редакция средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны один раз в квартал (отчетный период) не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставить информацию о получении денежных средств от указанных лиц посредством направления соответствующего уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228).
Частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ определено, что непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от однократной до двукратной суммы денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемых актах обстоятельства о непредоставлении обществом информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Так, во втором, третьем, четвертом кварталах 2017 года и первом квартале 2018 года обществу с ограниченной ответственностью «Новые времена» (издатель журнала The New Times и сетевого издания Newtimes.ru) поступили денежные средства в общей сумме 22 250 000 руб. (последний платеж перечислен 05.03.2018) от некоммерческой организации «Фонд поддержки свободы прессы», выполняющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции иностранного агента. Соответствующих уведомлений в Роскомнадзор обществом не направлено.
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе сообщением исполняющего обязанности руководителя МРУ Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу о поступлении обществу денежных средств от некоммерческой организации «Фонд поддержки свободы прессы» (л.д. 55, 56); сообщением должностного лица Роскомнадзора о непредоставлении обществом за указанные выше периоды информации о получении денежных средств в соответствии с требованиями статьи 19.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I «О средствах массовой информации» (л.д. 31, 32); постановлением заместителя Тверского межрайонного прокурора города Москвы от 25.09.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 — 7); копией депутатского запроса, направленного Генеральному прокурору Российской Федерации (л.д.
15, 16); скриншотом с сайта Министерства юстиции Российской Федерации (реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) (л.д. 18); копией свидетельства о регистрации средства массовой информации (л.д. 33,34) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что законному представителю и защитнику общества было известно о том, что в отношении общества ведется производство по делу об административном правонарушении.
От получения судебной повестки о рассмотрении дела об административном правонарушении 25.10.2018 защитник общества Прохоров В.Ю. отказался, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 134 — 136). Также мировой судья направлял в адрес законного представителя и защитника общества судебную повестку и телефонограммы (л.д.
141 — 144).
Следовательно, мировым судьей были предприняты необходимые меры для надлежащего извещения законного представителя и защитника общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о чем обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы, в том числе о вынесении постановления о назначении административного наказания за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Определение понятия «длящееся административное правонарушение» дано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, влечет привлечение к административной ответственности.
Таким образом, приведенной нормой КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации, выражающейся в бездействии, либо за сам факт предоставления информации за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.
При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному предоставлению информации, поскольку административная ответственность в первом случае наступает в связи с неисполнением обязанности, а административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока и такое правонарушение не может рассматриваться как длящееся. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с предоставлением информации за пределами срока, установленного законом.
Кроме того, рассматриваемая норма не устанавливает административную ответственность за непредоставление информации в предусмотренный законодательством о средствах массовой информации срок либо за нарушение требований названного законодательства, закрепляющих срок их исполнения.
Следовательно, неуказание в диспозиции части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ формулировок «нарушение сроков» или «нарушение требований, предусматривающих срок их исполнения» свидетельствует об отсутствии связи момента окончания противоправного деяния с истечением установленного законодательством срока.
Таким образом, длящееся правонарушение начинается с момента совершения бездействия и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения).
Поэтому срок давности в отношении длящихся правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле лица, совершившего административное правонарушение.
При этом законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, к которому имеется отсылка в диспозиции части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, определяет правовую природу информации, подлежащей предоставлению, в частности устанавливает перечень лиц, сведения о получении денежных средств от которых подлежат предоставлению в уполномоченный орган, например: иностранное государство, международная организация и другие лица, перечисленные в статье 19.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I «О средствах массовой информации».
Следовательно, часть 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за непредоставление информации в установленный законодательством о средствах массовой информации срок или с нарушением требований такого законодательства, предусматривающего срок их исполнения.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей и относится к категории длящихся, что полностью согласуется с положениями пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При вынесении мировым судьей постановления о привлечении общества к административной ответственности требования статьи 4.5 КоАП РФ соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ для юридических лиц.
С учетом изложенного оснований полагать о наличии нарушений порядка или сроков давности привлечения к административной ответственности при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не имеется.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
В той части, в которой заявитель приводит доводы о незаконности решения судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018, отменившего определение мирового судьи от 26.09.2018 о возвращении заместителю Тверского межрайонного прокурора города Москвы постановления о возбуждении данного дела об административном правонарушении и иных материалов в отношении общества, жалоба не подлежит рассмотрению по существу Верховным Судом Российской Федерации в силу положений части 3 статьи 30.13 КоАП РФ.
Из материалов настоящего дела и представленных с жалобой документов не следует, что решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018 являлось предметом рассмотрения Московского городского суда в порядке, предусмотренном статьями 30.12 — 30.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах жалоба в части несогласия с указанным судебным актом подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Новые времена» — генерального директора Альбац Е.М. в части обжалования решения судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018 оставить без рассмотрения по существу.
Постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 25.10.2018, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 20.11.2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новые времена» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Новые времена» — генерального директора Альбац Е.М. в части обжалования указанных судебных актов — без удовлетворения.