Для чего в делах о банкротстве привлекаются органы опеки и попечительства 2024

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о реформе системы опеки и усыновления в России. Депутаты договорились о доработке ко второму чтению документа, который вызвал споры. А именно, решено дать право ближайшим родственникам детей-сирот становиться их опекунами без дополнительных требований к жилищным условиям и без обязательной подготовки к опекунству.

Владимир Песня/РИА Новости

Первый замминистра просвещения Александр Бугаев заявил, что проект разработан по поручению главы государства. Кабмин предложил внести поправки в Семейный кодекс и ряд других законов. Новые нормы связаны со случаями отказа от детей со стороны усыновителей и опекунов. В пояснительной записке говорится, что ежегодно в России отменяется около пяти тысяч решений о передаче детей на усыновление, и сирот-отказников возвращают в детские дома.

Та же тенденция — и при передаче детей в опеку. А ведь бывает, что отказы не единичны — и маленький человек переживает это как катастрофу.

Предлагается разрешить единовременно усыновлять (или брать под опеку) только одного ребенка. В правительстве считают, что новые нормы позволят легче адаптироваться и детям, и родителям, и снизят риск возврата в учреждения опеки. А через год после усыновления одного ребенка разрешат взять второго.

Исключение составят случаи, когда усыновляют братьев и сестер и детей, которые вместе росли в одной семье или не менее года находились в одной группе в детском доме.

Основной причиной отказов от детей в правительстве назвал некачественную подготовку граждан, выразивших желание взять сироту. Дело в том, что не все понимают, как наладить контакт с таким ребенком, а зачастую у приемных родителей даже нет денег на его воспитание. В кабмине предложили тщательно проверять, насколько усыновители психологически и финансово готовы к появлению ребенка в семье. Ведь возможно мотив состоит в том, чтобы просто получать от государства деньги на воспитание. Проходить подготовку хотели обязать и близких родственников ребенка, желающих взять его на воспитание в свою семью.

Кстати, не только будущих приемных родителей, но и детей-сирот перед усыновлением предлагается направлять на социально-психологическое обследование.

А у органов опеки и попечительства появится новое обязательство. Они будут не только проверять условия жизни детей в приемных семьях, но и сопровождать такие семьи — помогать адаптироваться как детям, так и родителям. К этой работе привлекут психологов, педагогов, юристов и других специалистов.

Взять приемного ребенка не получится, если с потенциальными усыновителями живут люди с судимостью.

Законопроект сняли с рассмотрения в Госдуме в январе — причиной депутаты назвали получение от граждан множества обращений, которые подтверждают необходимость «более выверенного подхода к такой чувствительной сфере». Критике подвергли тот факт, что родственники ребенка по сути оказались в том же положении, что и другие потенциальные опекуны. «Если посмотреть внесенный правительством законопроект, то он ставит близких родственников — бабушек, дедушек — в общий список лиц, кому для оформления опеки необходимо проходить психологическое тестирование, подготовку к опекунству, иметь соответствующие жилищные условия. В случае, если жилищные условия стесненные, они могут не получить право на опекунство, и ребенок поедет в детский дом.

Это недопустимо», — прокомментировал председатель Госдумы Вячеслав Володин. Глава комитета по делам семьи, женщин и детей Нина Останина тоже назвала неправильным и то, что «бабушка и дедушка обязаны пройти предварительную подготовку, чтобы взять ребенка на воспитание». Одним из критиков стал и председатель думского комитета по информполитике Александр Хинштейн, который подчеркнул, что получил «много обращений» в связи с законопроектом, «усложняющим порядок усыновления и опеки детей, в том числе для родственников».

Рекомендация  Замена труб в нежилом помещении многоквартирного дома 2024

В итоге депутаты решили прописать, что если ребенок остался без родителей, то его оставят с родными на законных основаниях без дополнительных требований. Соответствующие поправки по предложению Вячеслава Володина будут внесены ко второму чтению инициативы.

Резонанс и критику, в частности, вызвало и ограничение на число усыновляемых, что, по оценке противников проекта, необоснованно ограничивает возможность устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Профильный комитет хоть и вынес в целом положительное заключение, однако отметил, что введение дополнительных требований к потенциальным опекунам, усыновителям и т.п., вероятно, повлечет за собой сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые будут устроены в семьи. Однако это можно устранить ко второму чтению, заявили депутаты. Уберут ли из проекта спорные положения — с этим будут разбираться к основному чтению.

В Минпросвещения обещали учет мнений депутатов.

Депутат Госдумы Сергей Алтухов (ЕР) в комментарии «РГ» заявил, что законопроект не будет ужесточать условия для потенциальных опекунов и усыновителей. По его словам, речь идет о защите прав детей и сохранении их психологического здоровья. Он особенно выделил норму о сопровождении опекающих семей. «Это именно поддержка для людей, решившихся на опеку одинокого ребенка.

Семья не должна оставаться один на один со сложностями на этапе адаптации ребенка в новых обстоятельствах», — заявил парламентарий. По его словам, проект направлен на предотвращение «вторичного сиротства», ведь каждая история с возвращением в детдом — трагедия искалеченной детской судьбы.

В целом проверка готовности граждан стать родителями приемного ребенка, конечно, нужна, отметил его коллега по фракции Никита Чаплин. «Сейчас геополитическая обстановка обязывают усилить меры безопасности абсолютно во всех сферах жизни, в особенности, там, где дело касается безопасности детей, — добавил он. — Считаю целесообразным ужесточить также проверку документов и социальных сетей потенциальных родителей, чтобы исключить вариант проблем с законом в будущем».

Привлечение органов опеки при банкротстве

У меня проходит дело в арбитражном суде по банкротству. Суд признал меня банкротом, собирается привлечь к участию органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего ребенка. Для чего это делается?

Владислав Глебов
Консультаций: 9

Если в рамках дела о банкротстве гражданина затрагиваются права несовершеннолетнего, то необходимость привлечения к участию в деле органа опеки и попечительства прямо предусмотрена Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Что говорит закон

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 213.6 указанного закона суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве орган опеки и попечительства в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица либо права лица, признанного судом недееспособным.

Главным образом привлечение органов опеки в дело о банкротстве физического лица связано с тем, что гражданин в рамках процедуры реструктуризации долгов существенно ограничен в вопросах совершения сделок в интересах находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей и недееспособных граждан, а при введении процедуры реализации имущества правоспособность полностью переходит к финансовому управляющему.

Практика применения закона показывает, что органы опеки и попечительства при отсутствии дополнительной правовой регламентации их деятельности не имеют представления относительно их роли, компетенции и полномочий в деле о банкротстве. Поэтому участие органов опеки и попечительства часто носит исключительно формальный, заочный характер.

Рекомендация  Замена паспорта в связи со сменой фамилии 2024

Однако рассмотрение отдельных категорий обособленных споров без участия органа опеки и попечительства может повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних и недееспособных лиц, находящихся на иждивении должника. К таким спорам относятся:

— исключение имущества из конкурсной массы должника;

— установление обеспеченных залогом жилья требований кредиторов;

— оспаривание сделок с недвижимым имуществом должника;

— оспаривание сделок о разделе имущества бывших супругов и др.

Также привлечение органа опеки и попечительства влияет на рассмотрение споров об исключении средств из конкурсной массы должника для целей оплаты личных нужд находящихся на его иждивении лиц. Суд рассматривает такие споры по общим правилам арбитражного процессуального законодательства, где на основе представленных доказательств и их совокупной оценки суд устанавливает баланс интересов должника и конкурсных кредиторов, определяя соответствующий размер удержания.

Поскольку должник, как правило, является стороной, лишенной финансовой возможности обеспечить компетентное представительство в суде, ошибки и некомпетентность должника в вопросах исключения имущества из конкурсной массы могут быть непосредственной причиной нарушения прав и законных интересов лиц, находящихся у него на иждивении.

Вмешательство органов опеки

Органы опеки и попечительства, участвуя в таких спорах, должны устранять соответствующее процессуальное неравенство и при необходимости самостоятельно восполнять доказательственную базу в интересах несовершеннолетних либо недееспособных лиц, а также инициировать истребование доказательств судом.

Также споры, связанные с правом на жилье должника, предполагают последующую возможность выселения находящихся на иждивении у должника лиц из жилого помещения, где также могут быть нарушены их права.

Орган опеки и попечительства является, по сути, единственным субъектом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в деле о банкротстве гражданина.

Не менее значима и другая форма участия органа опеки и попечительства в деле о банкротстве, связанная с обеспечением прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, осуществляемая в целях правильного начисления и удержания текущих алиментных платежей, обеспечения законности действий финансового управляющего, а также законности действий самих должников.

Привлечение к участию в деле органа опеки

Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к участию в деле органа опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Опека:
  • Акт обследования жилищно бытовых условий
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий
  • Выплаты опекунам
  • Вычеты по НДФЛ опекуну
  • Добровольная опека
  • Показать все
  • Опека:
  • Акт обследования жилищно бытовых условий
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий
  • Выплаты опекунам
  • Вычеты по НДФЛ опекуну
  • Добровольная опека
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 78 «Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей» СК РФ «Действующим законодательством (статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 78 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 292 Гражданского кодекса Российской Федерации) определены категории дел, предусматривающие обязательное привлечение органа опеки к участию в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Споры, касающиеся установление инвалидности, в том числе несовершеннолетним детям, не относящимся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, к числу таких споров не относятся. В данном случае Управление опеки, попечительства и охраны прав детства администрации г. Липецка привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, неявка его представителя в судебные заседания не являлась препятствием к рассмотрению дела.»

Рекомендация  Деление квартиры при разводе 2024

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 56 «Право ребенка на защиту» СК РФ «Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле представителей органа опеки и попечительства, что повлекло нарушение прав несовершеннолетнего ребенка З.Я., не основаны на законе и не могут повлечь отмену решения, поскольку, исходя из положений ст. 28 ГК РФ, ст. 37 ГПК РФ, ст. 56 СК РФ, защиту прав несовершеннолетних детей осуществляют, прежде всего, родители, в то время как обязательное участие органов опеки и попечительства возможно в определенных законом случаях, к числу которых данный спор не относится.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Как определить порядок общения ребенка с бабушкой?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Дело рассматривается судом с обязательным привлечением к участию в деле органа опеки и попечительства, который представляет суду заключение о целесообразности (нецелесообразности) общения ребенка с бабушкой. При разрешении спора суд учитывает мнение ребенка (ст. 57, п. 3 ст. 67, ст.

78 СК РФ).

Ситуация: Можно ли отменить усыновление и как это сделать?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Дело рассматривается судом с обязательным привлечением к участию в деле органа опеки и попечительства, а также прокурора (п. 1 ст. 78, п. п. 1, 2 ст.

140 СК РФ; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8).

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8
(ред. от 17.12.2013)
«О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» Заявление об отмене усыновления ребенка рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением к участию в деле органа опеки и попечительства, а также прокурора (пункт 1 статьи 78, пункты 1, 2 статьи 140 СК РФ).

«Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) Судебная практика по указанному вопросу в судах Алтайского края также была неоднозначна. Вместе с тем, как полагает Алтайский краевой суд, акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, должны быть составлены органами опеки и попечительства по месту жительства каждого из этих лиц, однако, по мнению этого же суда, более целесообразным является привлечение судом к участию в деле органа опеки и попечительства по месту рассмотрения спора, который, исходя из представленных актов обследования и других доказательств, и должен дать заключение по существу спора.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы