Большинство товаров, которые продают в России, должны соответствовать техническим регламентам ЕАЭС — Евразийского экономического союза. Это объединение стран с единым таможенным законодательством и требованиями к безопасности товаров. В 2022 году в ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия.
Поэтому нельзя просто произвести или импортировать, например, мужские рубашки и начать продавать — нужно подтвердить их безопасность.
Для этого получают один из трех документов:
1. Декларацию о соответствии. Нужна для продажи большинства потребительских товаров.
2. Сертификат соответствия. Его получают на товары с более строгими требованиями к безопасности. Например, для детской одежды.
В марте 2022 года вышло постановление правительства. В нем сказано, что на единичные партии товара сертификат соответствия можно заменить на декларацию.
3. Отказное письмо. Документ, который подтверждает, что товар не подлежит обязательной сертификации или декларированию.
Какой именно нужен документ из этих трех, прописано в технических регламентах ЕАЭС. Товары, для которых необходимо оформление декларации о соответствии, перечислены в едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В статье рассказываем только про декларацию о соответствии.
Зачем нужно получать декларацию о соответствии
Декларация о соответствии на продукцию нужна, чтобы ввозить товары в ЕАЭС и продавать их, не имея проблем с таможней и другими государственными органами. Также декларацию получают на товары, которые производят и продают внутри этих стран.
Растаможить груз.Продукцию без декларации о соответствии таможня просто не пропустит. Пока импортер не оформит документы, груз будет храниться на складе временного хранения — СВХ, а это дорого.
Кроме того, незадекларированный товар могут конфисковать.
Продавать товары.Декларация о соответствии нужна для законной продажи товаров на территории ЕАЭС. При этом неважно, где будет продаваться товар: на маркетплейсе, в крупном торговом центре или киоске на остановке.
Избежать штрафов.Если производитель или продавец товаров не оформит декларацию, таможня или Роспотребнадзор могут его оштрафовать. При первом нарушении штраф может достигать 300 тысяч рублей, при повторном — в полтора раза больше.
Кто должен получать декларацию о соответствии
Обычно документы оформляет производитель при изготовлении товара или импортер при ввозе продукции в Россию. Поэтому, если перепродаете чужой товар, нужно попросить у продавца копию декларации.
Но если вы сами производите продукцию или ввозите ее не из стран ЕАЭС, а, например, из Китая, то документы придется оформлять самостоятельно.
В России заявление на оценку соответствия может подать только резидент стран — участников ЕАЭС: России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Компании и предприниматели, зарегистрированные в других странах, могут оформить декларацию только через посредника.
Если планируете регулярно импортировать товар от одного и того же производителя, достаточно получить декларацию один раз и предоставлять ее ко всем поставкам этого товара.
Подпишитесь на рассылку про маркетплейсы
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Когда можно не получать декларацию о соответствии
В ноябре 2021 года Совет Евразийской экономической комиссии выпустил новый порядок ввоза товаров, которые подлежат декларированию. Там перечислены исключения, когда оформление декларации о соответствии не обязательно:
- импортер — физическое лицо без статуса ИП;
- импортер ввозит оборудование, которое уже эксплуатировали — это указано в договоре на покупку. Но обычно следы использования видны и визуально. Например, оборудование перевозится в неоригинальной упаковке, на нем есть царапины или стерлась краска;
- товары ввозят в режиме реимпорта. Это значит, что их ранее вывезли из России, но иностранный контрагент отказался от сделки и отправил товар обратно;
- импортер ввозит запасные части или расходники для обслуживания и ремонта оборудования, которое он уже ввез в ЕАЭС и оформил на него декларацию.
В этих случаях таможня обязана пропустить груз без документов о соответствии.
Телеграм-канал: 27 282 читателя
Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах
Подписаться
Как получить декларацию о соответствии
Декларацию о соответствии выдают аккредитованные лаборатории или сертификационные центры. Можно обратиться в любую организацию на территории ЕАЭС. Пошаговый алгоритм получения декларации о соответствии:
- Подготовить тестовые образцы.
- Обратиться в лабораторию или центр сертификации.
- Дождаться результатов и получить протокол испытаний.
- Загрузить протокол и зарегистрировать декларацию на сайте Росаккредитации. Убедиться, что декларация появилась в реестре.
- Распечатать декларацию. Руководитель компании-импортера или производителя может подписать бумажную копию и поставить печать, если она есть, но это необязательно.
Дальше рассмотрим каждый шаг подробнее.
Подготовить тестовые образцы
Тестовый образец — это единица товара. Так, если производитель получает декларацию на партию платьев, он предоставляет в лабораторию несколько платьев.
Для импортера есть два варианта, как ввезти образцы:
- Импортировать образцы заранее, получить на них декларацию и уже по ней ввозить основную партию. На сами образцы декларацию предъявлять не нужно, так как они ввозятся для испытаний, а не для продажи.
- Ввезти основную партию и отобрать оттуда образцы, когда груз прибудет на таможню. Пока оформляются документы, груз будет храниться на СВХ.
Мы рекомендуем первый вариант. В этом случае придется потратить время и деньги на доставку и таможенное оформление образцов, но оформление основной коммерческой партии пройдет быстро.
Во втором случае продавец потратится на хранение партии на СВХ и сможет начать продавать товар не сразу, а только когда предоставит декларацию на таможню.
Обратиться в лабораторию или центр сертификации
Заявки на испытания образцов принимают в лабораториях или центрах сертификации. Для обязательного декларирования соответствия у лаборатории должна быть государственная аккредитация. Проверить аккредитацию можно в специальном реестре.
Чтобы получить декларацию, нужно заключить договор на проведение исследований, предоставить тестовые образцы и документы на продукцию от поставщика. В целях экономии можно выбрать лабораторию не в России, а в другой стране ЕАЭС. Цены на одни и те же испытания, например, в Армении или Киргизии могут быть ниже.
Стоит насторожиться, если лаборатория обещает провести проверку очень дешево, по упрощенным процедурам без предоставления образцов. Это значит, что лаборатория просто выдаст документы без реальных исследований. Оформлять такую декларацию рискованно.
Иногда таможня внезапно запрашивает доказательства, что импортер действительно ввозил в страну испытательные образцы и передавал их в лабораторию. В этом случае придется провести настоящие испытания и заново оформить декларацию соответствия. Иначе таможня не выпустит груз, а бизнесу придется платить за каждый день хранения товаров на СВХ.
С российскими лабораториями, которые демпингуют ради привлечения клиентов, есть и другая проблема: их часто проверяет Росаккредитация и Роспотребнадзор. Если станет понятно, что лаборатория не проводит реальные испытания, ее лишат аккредитации и отзовут все декларации, которые она выдала ранее. Если груз стоит на таможне, а декларация на него вдруг утратила силу, груз не выпустят, пока продавец не оформит новую.
Но есть группы товаров, на которые законно получают декларацию по упрощенной схеме без исследований. Например, обувь или куртки для взрослых. Заявитель делает экспертизу качества своими силами, а лаборатория просто проверяет документы.
В этом случае декларацию может выдать даже лаборатория без аккредитации.
Постановление правительства за март 2022 разрешило применять упрощенную схему декларирования почти ко всем товарам. Послабления действуют до 1 сентября 2022 года. Проверить, не попадает ли ваш товар в список исключений, можно в сервисе Росаккредитации.
Дождаться результатов и получить протокол испытаний и декларацию
Длительность испытаний и цена зависят от вида товара и схемы декларирования.
- 1д и 2д.Это самые мягкие схемы, так как на них не проводят испытания, а только проверяют документы. 1д применяют для серийно выпускаемой продукции, а 2д — для конкретной партии или единичного товара.
- 3д и 4д.На этих схемах проверки документов недостаточно, нужно провести испытания на образцах. 3д — для серийного выпуска, 4д — для конкретной партии или единичного товара.
- 5д и 6д.Это редкие и специфические схемы. По 5д декларируют опасное производственное оборудование, которое испытывают только на рабочем месте, так как его нельзя разбирать и перевозить. Схема 6д актуальна для предприятий, у которых есть своя лаборатория.
Заявитель выбирает схему декларирования с учетом ограничений технического регламента. Например, обычные носовые платки нельзя декларировать по 1д и 2д. Чтобы избежать проблем с таможней и другими органами, лучше проконсультироваться у экспертов.
Можно связаться с выбранной лабораторией и спросить, как правильно декларировать тот или иной вид товара.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Обычно это от года до пяти лет. Например, срок декларации для одежды, выпускаемой серийно, — до пяти лет, а для партии одежды срок не устанавливается.
Зарегистрировать декларацию в Росаккредитации
Данные декларации и протокола испытаний нужно загрузить в сервис Росаккредитации. Можно сделать это самостоятельно или обратиться в центр сертификации, который выдал документы.
Для регистрации декларации понадобится учетная запись на сайте госуслуг, КЭП — квалифицированная электронная подпись и криптопровайдер — программа для работы с КЭП.
В течение трех рабочих дней после регистрации декларация должна появиться в реестре Росаккредитации. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться фильтрами для поиска. Если декларация есть в реестре — она действует.
Главное
- Декларация о соответствии — документ, который подтверждает, что продукция соответствует регламентам ЕАЭС, а значит, безопасна для здоровья.
- Декларацию о соответствии оформляет импортер при ввозе товара в любую страну ЕАЭС. Если ее не оформить на импортируемый товар, партию может конфисковать таможня, а продавец получит крупный штраф. Если компания или ИП сами производят товары для продажи в ЕАЭС, то также обязаны оформить декларацию.
- Чтобы получить декларацию, нужно обратиться в лабораторию или сертификационный центр. Затем протокол и данные испытаний зарегистрировать на сайте Росаккредитации.
Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов
- Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
- Обучим работе с разными площадками
- Доведем с нуля до первых продаж
АО «Тинькофф Банк». Реклама
Сертификация косметики и парфюмерии
Сертификация парфюмерно-косметической продукции проводится согласно действующему техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», в форме декларирования и государственной регистрации косметической продукции (получения СГР).
ТР ТС 009/2011 распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств-членов таможенного союза парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре.
Технический регламент Таможенного Союза ТР ТР 009/2011 НЕ распространяется на продукцию, предназначенную для:
- проглатывания;
- ингаляции;
- инъекции или имплантации в тело человека;
- средства для татуажа, наносимые с нарушением кожного покрова;
- для диагностики и лечения болезней.
Декларирование парфюмерно-косметической продукции и ее государственная регистрация
Государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, изготавливаемой на территории Таможенного союза, проводится на этапе ее постановки на производство, а парфюмерно-косметической продукции, ввозимой на территорию таможенной территории Таможенного союза – до ее выпуска в обращение на таможенную территорию Таможенного союза.
Государственную регистрацию продукции проводит уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в нашей стране это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Определить какая парфюмерно-косметическая продукция подлежит государственной регистрации в можно с помощью «Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза».
Отдельно можно выделить 13 категорий перечня, подлежащих обязательной регистрации парфюмерно-косметической продукции.
СГР необходимо оформить на:
- Парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загар;
- Парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи;
- Косметику для татуажа;
- Интимную косметику;
- Парфюмерно-косметическая продукцию индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов;
- Детскую косметику;
- Парфюмерно-косметическая продукцию для химического окрашивания, осветления и мелирования волос;
- Парфюмерно-косметическая продукцию для химической завивки и распрямления волос;
- Парфюмерно-косметическая продукцию, произведенная с использованием наноматериалов;
- Парфюмерно-косметическая продукцию для депиляции;
- Химические пилинги;
- Фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта – 0,05%);
- Средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% – 6,0%.
Остальная продукция, не входящая в перечень для СГР подлежит только декларированию по ТР ТС 009/2011.
Специалисты компании «Новотест» проконсультируют Вас по вопросам получения СГР на парфюмерно-косметическую продукцию.
Список документов необходимых для получения СГР на косметику
Необходимые документы для производителя косметики, находящегося на территории ТС:
- заявление;
- Нормативный документ (ТУ, ГОСТ, СТО и т.д.);
- Рецептура;
- Этикетка (лицевая и оборотная стороны) в электронном редактируемом формате;
- Декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));
- Описание продукта;
- Договор аренды на производственные площади либо право собственности;
- Регистрационные документы (ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ);
- Паспорт качества от производителя.
Необходимые документы для регистрации импортной косметики
- Заявка;
- Рецептура (с указанием № CAS);
- Этикетка (лицевая и оборотная стороны) в электронном редактируемом формате;
- декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));
- Описание продукта;
- Регистрационные документы на импортера (ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ);
- Договор (контракт) на поставку продукцииИли договор уполномоченного лица
Получение декларации о соответствии по ТР ТС 009/2021 для косметической продукции
Декларация оформляется на одно или несколько названий продукции одного наименования.
название парфюмерно-косметической продукции — словесное и/или цифровое обозначение изделия, присвоенное ему изготовителем;
наименование парфюмерно-косметической продукции — обозначение вида однородной парфюмерно-косметической продукции (зубная паста, лосьон, духи, крем и т.п.);
при декларировании косметики необходимо предоставить обязательные сведения о продукции: полное наименование продукции, описание, состав, страна-изготовитель, нормативный документ по которому выпускается продукция (ГОСТ, ТУ, ТО, КТО) для изготовителя РФ, коды ТН ВЭД ЕАЭС.
Для принятия декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции требованиям ТР ТС ТС 009/2011 заявителю (изготовителю, уполномоченному представителю изготовителя или импортеру) необходимо иметь следующие документы для каждого названия продукции:
- перечень ингредиентов, входящих в состав парфюмерно-косметической продукции;
- копии документов, содержащие органолептические и физико-химические показатели продукции, заверенные заявителем;
- протоколы исследований (испытаний) (при наличии);
- образец маркировки потребительской тары парфюмерно-косметической продукции;
- документ изготовителя о соответствии производства требованиям пункта 7 статьи 5 технического регламента (письменное уведомление изготовителя о соответствии ТР ТС 009/2011 производства требованиям настоящего технического регламента ТС, или декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));
- документы, подтверждающие потребительские свойства парфюмерно-косметической продукции, заявленные в маркировке потребительской тары (антимикробное действие, от морщин, SPF-фактор, противоварикозное, противовоспалительное действие средств гигиены полости рта и т.д.), заверенные заявителем.
Переводы документов изготовителя с иностранного языка на государственный язык государства-члена ТС должны быть заверены нотариально или подписью переводчика с приложением копии диплома, подтверждающего его квалификацию.
Схемы декларирования косметической продукции
Применяются три схемы декларирования косметической продукции
3д (серия) и 4д (партия)– основаны на ПИ аккредитованных лабораторий (испытания проводятся только в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза);
6д (серия)– основана на ПИ аккредитованных лабораторий и сертификате на систему менеджмента качества (копии сертификата) или сертификат соответствия принципам надлежащей производственной практики (GMP). Сертификат ИСО или сертификат GMP должны быть от аккредитованного в ЕАЭС органа по сертификации, что на данный момент не выполнимо.
Для схем «3д», «6д» заявителем может быть уполномоченное лицо (в том числе ИП), уполномоченное лицо ЕЭС-изготовителем (в том числе ИП) или РФ-изготовитель (в том числе ИП). Для схемы «3д» заявителем может быть уполномоченное ЕЭС-изготовителем и РФ-изготовителем лицо (в том числе ИП) (протокол совещания от 02.12.2016).
Срок — не более 5-ти лет, для 6д до 7 лет.
Для схемы «4д» заявителем может быть уполномоченное лицо (в том числе ИП), РФ-изготовитель (в том числе ИП), импортер (продавец). Срок – с учетом срока годности продукции. То есть декларация будет выдана на срок годности продукции (до конкретной даты).
Маркировка парфюмерно-косметической продукции
Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям технического регламента ТС 009/2011 и прошедшая процедуру оценки соответствия этому техническому регламенту, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.
Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ТС наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию.
Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции.
На основании п.9.1. ТР ТС 009/2011 маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке.
Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.
Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства — члена Таможенного Союза;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного — номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- срок годности:
- дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенная в настоящем техническом регламенте;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов.
При этом списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав».
Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава.
Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «nano» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI).
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств — членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака (+/-).
Маркировка с информацией должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном, официальном языке государств — членов Таможенного Союза, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.
Сертификация и декларирование
Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону «О техническом регулировании» являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа.
Начиная с 2013 года, когда создался Таможенный союз, документальное подтверждение соответствия продукции стало производиться не только в системе ГОСТ Р, но и в соответствии с техрегламентами. Обязательная декларация или сертификат Таможенного Союза (а в настоящее время — Евразийского экономического союза ЕАЭС) подтверждает, что ввозимый продукт разрешен к использованию в зоне Таможенного Союза (ЕАЭС), ввиду его полного соответствия заявленных параметров безопасности требованиям техрегламентов.
В чем разница между сертификатом соответствия и декларацией о соответствии
Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:
- В случае получения сертификата ответственность за сведения, включенные в сам документ, за безопасность продукции производитель разделяет с органом сертификации, где был оформлен документ подтверждения соответствия. В то время как при получении декларации о соответствии вся ответственность остается за производителем продукции (или другим лицом, выполняющим декларирование).
- В случае получения сертификата соответствия продукции документ заполняется на специальном типографском бланке, защищенном от подделок. Декларация соответствия продукции заполняется на обычной белой бумаге формата А4. Существуют установленные требования по оформлению данного документа. Как правило, орган сертификации предоставляет своим клиентам образцы деклараций соответствия для правильного оформления разрешительного документа.
- При проведении испытаний для получения декларации о соответствии продукции, законом предусмотрены схемы декларирования, когда достаточно заявителю предоставить протоколы испытаний, проведенные в собственных лабораториях производителя товаров, т.е. на основе собственных доказательств безопасности продукции. При проведении испытаний для получения сертификата соответствия не существуют схемы сертификации, предусматривающие применение собственной доказательной базы заявителя (за исключением схемы 9с).
Принятие декларации о соответствии может проводиться на основе двух видов схем декларирования: на базе собственных доказательств заявителя или с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны закон допускает привлечение к работам сертификационную испытательную лабораторию, где проводятся независимые испытания образцов продукции. - Схемы сертификации и схемы декларирования, как правило, отличны друг от друга. Чаще всего при оформлении сертификатов соответствия имеется большее количество разрешенных схем сертификации, чем при оформлении декларации соответствия. Но и при получении сертификата соответствия и при оформлении декларации о соответствии в качестве дополнительных доказательств безопасности и качества продукции принимаются сертификаты качества производства (сертификаты систем менеджмента предприятия).
- Оформление сертификата соответствия всегда требует подтверждение соответствия определенному набору нормативов, которые указываются в Техническом регламенте или в Постановлении Правительства РФ, которые определяют обязательность оформления сертификата соответствия на конкретный вид продукции. При оформлении декларации о соответствии заявитель указывает конкретные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществлялся выпуск продукции и на соответствие которых проводится оценка соответствия.
- При оформлении сертификата соответствия продукции данный документ вносится в государственный реестр сертификатов соответствия и ему присваивается уникальный регистрационный номер. Тоже происходит и с декларацией, которая регистрируется в государственном реестре деклараций соответствия. Эти документы регистрируются в разных реестрах, с разной кодификацией, т.е. должны иметь разные регистрационные номера.
Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции. В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования.
На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.
Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).
Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции
Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Ответственность заявителей
Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.
- обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов или других нормативно-технических документов, предъявляющих обязательные требования безопасности к продукции;
- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате или декларации о соответствии;
- прекращать реализацию продукции, если действие сертификата или декларации приостановлено или срок действия документов истек;
- извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции и т. д.
Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.
За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.
Ответственность органов по сертификации
В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:
- правильности всех материалов на продукцию, заявителя, с указанием регистрационных и учредительных документов;
- степени соблюдения установленных требований в технических регламентах, стандартах и прочей нормативно-технической документации;
- правильности кодов ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС продукции;
- достоверности результатов испытаний и исследований продукции;
- достоверности результатов анализа состояния производства;
- прочих документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности.
Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.
Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:
- выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
- причинение заявителю убытков от упущения выгоды, в результате необоснованного отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия сертификата.
За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.
Ответственность испытательных лабораторий
Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.
Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.
После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).
Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.
Сводная таблица штрафов
Правонарушение | Ответственный исполнитель | Вид наказания (штраф от — до, руб.) | Статья КоАП РФ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Для граждан | Для должностных лиц | Для ИП | Для юр. лиц | |||
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов | Заявитель — продавец | 1 000 — 2 000 | 3 000 — 10 000 | 10 000 — 20 000 | 20 000 — 30 000 | 14.4 |
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара, при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 3 000 — 5 000 | 12 000 — 20 000 | — | 100 000 — 500 000 | 14.7 |
Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы 1 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 500 — 1 000 | — | 5 000 — 10 000 | 14.8 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов 2 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 1 000 — 2 000 | 10 000 — 20 000 | 20 000 — 30 000 | 100 000 — 300 000 | 14.43 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 2 000 — 4 000 | 20 000 — 30 000 | 30 000 — 40 000 | 300 000 — 600 000 | 14.43 |
Недостоверное декларирование соответствия продукции | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 15 000- 25 000 | — | 100 000 – 300 000 | 14.44 |
Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 25 000- 30 000 | — | 300 000- 500 000 | 14.44 |
Недостоверное декларирование соответствия продукции, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 35 000-50 000 | — | 700 000 – 1 000 000 | 14.44 |
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствии | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 20 000 — 40 000 | — | 100 000 — 300 000 | 14.45 |
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов 3 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | — | 10 000 — 20 000 | — | 100 000 — 300 000 | 14.46 |
Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия 4 | Орган по сертификации | — | 20 000 — 40 000 | — | 400 000 — 500 000 | 14.47 |
Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия 5 | Орган по сертификации | — | 20 000 — 30 000 | — | 50 000 — 100 000 | 14.47 |
Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, — | Орган по сертификации | — | 5 000 — 10 000 | — | 10 000 — 20 000 | 14.47 |
Представление недостоверных результатов исследований 6 | Испытательная лаборатория | — | 30 000 — 50 000 | — | 400 000 — 500 000 | 14.48 |
Таблица 1. Виды правонарушений в части реализации продукции и ответственность за них
- Для начала может быть применено предупреждение.
- При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть удвоен.
- При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть увеличен до 50 000 руб. для должностных лиц и до 1 000 000 руб. для юр. лиц.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года. Кроме того, при поступлении в обращение продукции, оценка соответствия которой была проведена с нарушениями, ответственность органа по сертификации может вырасти до 1 000 000 руб. или дисквалификации на срок до 3 лет.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.
Появились вопросы?
Вы можете задать любой вопрос на тему сертификации вашей продукции.