Участок в собственности и отмежеван в 2008 году. С одной стороны участок граничит с лесом, в который собственник отодвинул забор менее сотки. Каким способом можно узаконить данную землю?
Наталия Булахова
Консультаций: 235
- Что такое лесная амнистия
- Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду
- Подача заявления о прирезке участка
- Какие документы необходимы для предоставления участка по лесной амнистии
- Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства
Что такое лесная амнистия
Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).
Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.
Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2024 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.
Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду
Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).
Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).
Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.
Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.
Подача заявления о прирезке участка
Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.
Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»
В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).
Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства
При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.
Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).
Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.
В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.
В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п.
8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).
В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.
Росреестр объяснил, как воспользоваться «лесной амнистией»
В наступившем году в полную силу заработает так называемый закон о «лесной амнистии». Он касается сотен тысяч граждан, чьи дома и дачные участки оказались у кромки лесов или в границах лесного фонда.
До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой — ее могли отнять.
Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.
Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.
Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться «лесной амнистией» пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.
Этот закон, как заявили корреспонденту «РГ» в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.
Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.
Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина — пересечение границ его земли и лесного участка.
Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы. Но человеку повезло — грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о «лесной амнистии», участок поставили на кадастровый учет.
О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике «Юрконсультация» рассказывают эксперты «РГ».
А в Псковской области есть другие примеры, когда «лесная амнистия» начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали. Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Главное в «лесной амнистии» — это гарантированные права законных обладателей земельных участков
В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.
В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки «в связи с уточнением местоположения границ земельного участка». Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году. По местному документу — Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне «занятой городскими лесами, землями лесного фонда».
В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.
И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.
Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили. Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.
Итог — государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.
В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о «лесной амнистии» шли весьма оживленные споры. Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР). Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит «лесная амнистия», граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.
Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как «лесная амнистия» заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.
На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения «лесной амнистии». В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.
Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по «формальным основаниям». Слова, что такие основания являются именно «формальными», не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.
В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях — это права законных правообладателей земельных участков.
Компетентно
Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России
— Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона. Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.
Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.
Справка «РГ»
Росреестр разъяснил читателям «РГ» на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.
Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка. В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина — участок находится в границах лесного фонда.
А вот 20.10.2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.
«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться
В прошлом году был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», так называемый закон о «лесной амнистии», который решает проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий.
Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.
В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.
Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.
Законом предусмотрено, что сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимся в Государственном лесном реестре (ГЛР). На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.
Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия закона о «лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, закон о «лесной амнистии» до 1 января 2024 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.
Помимо этого «лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.
Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.
«Лесная амнистия» находится на особом контроле правительства Российской федерации и в Государственной Думе РФ. Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН — к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества.
Экология: MustRead за 23–29 мая 2024 г.
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о «Лесной амнистии 2.0»
Так называемая «лесная амнистия» означает, что при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) имеет приоритет перед государственным лесным реестром (ГЛР) и лесным планом субъекта РФ. Данная мера затрагивает тех правообладателей, чьи земельные участки находятся на территории земель лесного фонда или на границе с такими землями. Земли лесного фонда нельзя использовать для ведения садоводства или дачного хозяйства.
На них также, по общему правилу, запрещено строительство.
Лесная амнистия заработала в 2017 г. со вступлением в силу федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ. Она позволила исключить из состава земель лесного фонда десятки тысяч земельных участков. При этом для ее применения необходимо соблюдение некоторых условий: право на земельный участок должно возникнуть до 1 января 2016 г. Кроме того, земельный участок, учтенный в ГЛР, признается относящимся к землям населенных пунктов или сельскохозяйственным землям, если он был до 8 августа 2008 г. предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, строительства/эксплуатации жилого дома, а также для личного подсобного хозяйства.
Лесная амнистия не распространяется на некоторые территории, включая:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется специальным федеральным законом, при наличии у уполномоченного органа сведений о фактах неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Правительство решило скорректировать контуры лесной амнистии и 19 декабря 2022 г. внесло в Госдуму соответствующий законопроект, разработанный Росреестром. 23 мая 2024 г. указанный законопроект был принят Госдумой в третьем чтении.
Теперь лесная амнистия будет применяться к земельным участкам в границах объектов культурного наследия, однако не будет распространяться на участки в границах объектов культурного наследия религиозного назначения.
Кроме того, устанавливается, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН. Помимо этого, устанавливаются условия исключения из ГЛР сведений об отдельных лесных участках: в частности, если сведения о таком участке не внесены в ЕГРН, границы такого участка пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, а договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР. Таким образом, закрепляется приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Также проектом федерального закона предусматривается право юридических лиц приобретать в пользование части лесных участков в составе земель лесного фонда до 1 января 2026 г. Целью такого предоставления является использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей.
Рекомендации
«Лесная амнистия 2.0» свидетельствует о последовательном расширении правовой базы для хозяйственного использования лесов. Правообладателям земельных участков, находящихся на территории земель лесного фонда или по соседству с такими землями, рекомендуется ознакомиться с законопроектом и оценить необходимость обращения за применением лесной амнистии, учитывая, что таковая будет действовать до 1 января 2026 г.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Скорректированы правила утверждения проектной документации, разрабатываемой недропользователями
22 мая 2024 г. опубликовано Постановление Правительства РФ от 20 мая 2024 г. № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127» (Постановление № 801).
Изменения внесены ввиду скорого вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ» (Закон № 343-ФЗ). Они направлены на установление требований к проектной документации в части использования отходов недропользования.
Постановление № 801 вводит в том числе следующее регулирование:
- устанавливает, что в проектную документацию, разрабатываемую недропользователями, необходимо включать технические и технологические решения по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород (если такое использование планируется);
- предусматривает, что если из отходов недропользования планируется добывать полезные ископаемые и компоненты, необходимо учесть это в проекте опытно-промышленной разработки месторождения, техническом проекте разработки месторождения, технологической схеме первичной переработки минерального сырья;
- если же отходы недропользования планируется использовать для других целей, то соответствующие технические и технологические решения должны быть включены в технический проект разработки месторождения и/или технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений, и/или технический проект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
- исключает возможность направления документов на бумажном носителе: заявление и документы для согласования проектной документации необходимо будет направлять в электронном виде (в том числе с помощью «Единого портала государственных и муниципальных услуг»);
- сокращает сроки и конкретизирует порядок рассмотрения и согласования проектной документации.
Постановление № 801 вступит в силу с 1 сентября 2024 г. Технические проекты и другая проектная документация, согласованные до этой даты и предусматривающие использование отходов недропользования, действуют до окончания срока их действия, если такая документация содержит технические решения, соответствующие Постановлению № 801.
Рекомендации
Рекомендуем ознакомиться с изменениями, чтобы подготовиться и сэкономить время при разработке и согласовании проектной документации в части недропользования.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с медицинскими отходами
В Госдуму внесен еще один законопроект, призванный урегулировать обращение с медотходами
В выпуске «Экология: Мастрид» от 2 мая 2024 г. мы сообщали о внесении в Госдуму правительственного законопроекта об обращении с медицинскими отходами.
23 мая 2024 г. группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму еще один законопроект, регулирующий обращение с медицинскими отходами, в соответствии с которым предлагается:
- передавать медотходы класса «А» (на них приходится до 90% всех отходов лечебных учреждений и фармацевтических компаний) региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
- передавать отдельные медотходы класса «Г» федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО) (речь только о медотходах, которые целесообразно обезвреживать на установках для обезвреживания отходов I и II классов опасности);
- осуществлять обращение с медотходами класса «Д» в соответствии с законодательством об обращении с радиоактивными отходами;
- создать систему обращения с прочими медотходами классов «Б», «В» и «Г»:
такие отходы должны передаваться региональным операторам по обращению с медотходами (по мысли авторов законопроекта, соответствующие функции должны взять на себя региональные операторы по обращению с ТКО). Для этого предложено профинансировать из бюджета строительство в регионах необходимых объектов инфраструктуры для обеззараживания и утилизации медотходов.
Рекомендации
Законопроект, очевидно, соответствует интересам ФЭО и региональных операторов по обращению с ТКО, которые получат полномочия по обращению с медотходами и дополнительное финансирование.
Вероятно, это обстоятельство стало причиной отрицательного отзыва Правительства РФ, которое выступило против включения медотходов в сферу действия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По мнению правительства, данный вопрос должен регулироваться санитарно-эпидемиологическим законодательством. Не устроило правительство и финансово-экономическое обоснование законопроекта, поскольку оно требует доработки в том числе с учетом объема формируемых медотходов.
С учетом указанной позиции Правительства РФ маловероятно, что законопроект будет принят в текущей редакции. Итоговый подход к регулированию этой сферы зависит от того, как будет разрешен многолетний спор между Минприроды и Минздравом о том, кого следует наделить полномочиями по обращению с медотходами. Мы продолжим информировать вас о развитии ситуации, связанной с регулированием данной сферы.
Вам понравился материал?