Что называется и как производится взимание платы за фактическое пользование землей 2024

Аренда земельных участков, находящихся в собственности государства, зачастую бывает намного выгоднее аренды у частных лиц в силу удачного месторасположения или меньших денежных затрат.

Однако, в отличии от личной собственности государственный и муниципальный фонд земельных участков не имеет единого представителя, информацию по каждому объекту приходится искать самостоятельно. Попытаемся разобраться, как можно сделать выбор участка наиболее выгодным и какие платежи обязательны.

Как это называется?

Плата за пользование землей – так называется обобщающий термин, используемый для обозначения платежей, взимаемых за временным пользованием земельными участками, принадлежащих к муниципальным или иным государственным структурам.

Такой платеж является общеобязательным и накладывается даже на тех арендаторов, кому участок был вверен в бессрочное пользование. Также размер платы остается практически одинаковым вне зависимости от того, как арендаторы используют надел.

Как рассчитаться за земельный участок?

Ст. 65 Земельного Кодекса РФ определяет двухчастную систему платежей за пользование землей. Первый вид платежа регулируется налоговым законодательством, второй – является гражданско-правовой сделкой.

Налогообложение

Этот налог определяется Налоговым Кодексом РФ и причисляется к местному налогообложению. Его размер определяется в каждом регионе отдельно. Обычно он составляет от 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Внимание! Самостоятельно узнать кадастровую стоимость можно, сделав соответствующий запрос в Росреестре или кадастровой палате.

Формы аренды

В стандартном порядке размер арендной платы за пользование землей исчисляется по формуле, в которой кадастровая стоимость участка умножается на ставку рефинансирования ЦБ, которая обновляется каждые полгода. Например, на период с 17 декабря 2018 года по 28 апреля 2019 года ставка рефинансирования равняется 7,75%.

В случае, если объект не был введен в эксплуатацию в течение 3 лет, то сумма аренды будет равняться двукратной ставке земельного налога.

В ситуации, когда использование кадастровой стоимости для расчета невозможно, используется нормативная стоимость земельного участка.

Формами арендой платы могут являться:

  1. Твердая валюта, оплата в рублях, сумма платежа определяется между обеими сторонами в частном порядке.
  2. Оплата в качестве % от прибыли с реализуемого арендатором участка.
  3. Предоставление арендатором определенных услуг, бартер.
  4. Предоставление арендодателю иного объекта в собственность или краткосрочное пользование.
  5. Затраты на улучшение земельного участка арендодателя за собственный счет арендатора.
  6. Комбинация вышеназванных форм оплаты или же иные способы.

Кто может взять?

В качестве арендаторов и плательщиков за пользование землей могут выступать как юридические, так и физические лица. Плата за пользование коллективными землями взимается с правления товарищества, с каждого участника в той мере, в которой это будет определено между участниками.

Исчисление

Исчисления налога образуется по кадастровой стоимости земельного участка на 1 января каждого года. В случае образования нового земельного участка в расчете принимается дата постановки на учет. Кадастровая стоимость отображается в Росреестре в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости».

Размер налоговой ставки зависит от назначения участка. Минимальная ставка 0,3% действует для земель:

  1. сельскохозяйственных назначения;
  2. жилищного фонда и прилагающийся инфраструктуры;
  3. предназначенных для садоводства, животноводства и иных видов хозяйства;
  4. ограниченных в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны.

Земельные участки других назначений облагаются налогом в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

Внимание! Местное законодательство отдельных регионов имеет право назначать собственные налоговые ставки по указанным позициям. Узнать ставку налога в своем регионе можно в сервисе ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Налогом не облагаются следующие земли:

  1. изъятые из оборота;
  2. ограниченные в обороте и находящиеся в Списке культурного наследия РФ или Списке Всемирного наследия;
  3. находящиеся в составе лесного фонда;
  4. находящиеся в составе водного фонда, входящего в государственную собственность;
  5. входящие в общее имущество многоквартирных жилых домов;

Налоговые органы направляют извещение об уплате налога на электронную почту налогоплательщика или же в его личный кабинет. Эта процедура одинакова и для физических, и для юридических лиц.

Однако налогоплательщики обязаны самостоятельно производить расчет налога, оплачивать его равными частями каждый квартал, а по итогам года сдавать налоговую декларацию, подтверждающую верность расчетов и факт оплаты. Для начала расчетного периода принимается момент, когда арендатор вступил в право пользования землей.

Важно! Если право на земельный участок возникло или было утрачено в течение года, то оплата производится в расчете не на год, а на количество полных месяцев, в течение которых земля реализовывалась.

Порядок, условия и сроки внесения суммы

Окончательное соглашение о размерах арендной платы выносится обеими сторонами путем переговоров. Хоть в стандартном порядке размер аренды приравнивается к сумме, получаемой из умножения кадастровой стоимости на ставку рефинансирования ЦБ, актуальную на данный налоговой период, существуют ограничения на максимально высокую цену ренты. Она не может быть выше:

  1. 2% кадастровой стоимости участка;
  2. 0,3% кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;
  3. 1,5% кадастровой стоимости земель, изъятых из оборота.

Так, на законодательном уровне заранее предусматривается запрет на значительную разницу между суммами арендной платы и земельного налога.

Если арендатор хочет снизить стоимость аренды, то он может сделать это за счет предоставления бартера. Любая договоренность в стандартном и нестандартном порядке заключается исключительно в частном порядке и закрепляется в договоре после стадии переговоров.

Сроки внесения оплаты стороны также могут определить абсолютно самостоятельно и закрепить их в договоре, т.к. их отношения происходят на уровне гражданско-правовой сделки. В качестве расчетного периода может быть принят 1 месяц, 1 квартал или любой другой срок по собственному усмотрению.

Из отдельных публикаций наших экспертов вы также сможете узнать:

  • Что такое земли общего пользования?
  • Что такое государственный акт на право пользования?
  • Что значит неосновательное обогащение?
  • Что делать если администрация дала отказ в предоставлении участка?
  • Кому положены льготы?
  • Куда обращаться с заявлением о предоставлении участка?
  • Что такое предварительное согласование?

Какие принципы реализует взимание денег за фактическое владение ЗУ?

Хоть и понятие фактического пользования земельным участком не определено ни Гражданским, ни Земельный кодексами РФ, ни любыми другими документами и постановлениями, есть не нормативное определение этого явления. Оно подразумевает под собой реальное использование земли, вверенной арендатору на безвременное бесплатное пользование (и чаще всего, находящейся под жилой застройкой) в течение как минимум последних 15 лет.

Для вступления в права собственности оплата не взимается, по истечении такого срока участок переходит арендатору бесплатно в порядке приватизации.

Итак, при выборе аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходим комплексный подход: собственник должен быть готов к самостоятельному поиску информации о технических характеристиках интересующего его объекта для того, чтобы подобрать наиболее ликвидный участок с наименьшими налоговыми ставками и уровнем арендной платы.

Личное право на пользование землёй – государственный акт и его особенности

В российском законодательстве есть разграничение между правом владения и пользования земельными участками. В последнем случае собственником земли быть необязательно, но иметь при себе документ, подтверждающий такое пользование, требуется по закону.

Для получения правоудостоверяющих документов пользователь предоставляет соответствующим органам правоустанавливающие документы, которые доказывают возникновение прав на участок. В связи с этим, целесообразно разграничить эти виды и выявить их юридический статус.

Разграничение видов

Правоустанавливающие

Правоустанавливающими документами являются те, которые непосредственно фиксируют право пользования за конкретным лицом. В общеюридической практике ими выступают договоры:

  • Передачи земли или ее части в пользование за ренту.
  • Аренды, субаренды, дарения, свидетельство о наследстве.
  • Совместного пользования землей в садовых товариществах, на землях сторонних организаций и т.д. (о заключении договоров на совместное пользование наделов читайте тут).
  • Временного или пожизненного пользования землей.

Все четыре объединяют два признака. Их невозможно получить в государственных органах и они связаны с объектом сделки между сторонами. Другими словами, они дают основания для регистрации прав в государственных структурах Росреестра.

Т.е., без оригинала правоустанавливающего документа нельзя получить государственную поддержку при решении спорных вопросов (регистрация, продажа, аренда, дарение, отчуждение).

Права пользования установлены главой 4 ЗК РФ. В соответствии со ст. 21 — 24 выделяют четыре вида правоустанавливающих документов: договор аренды, договор комплексного освоения территории, договор о сервитуте или ограниченном пользовании земельным участком (ЗУ), договор безвозмездного пользования. Причем, сделки с муниципальными органами власти в эту категорию не относятся.

Как правило, земля передается пользователя по акту или свидетельству, которые проходят как правоудостоверяющие.

Правоудостоверяющие

Правоудостоверяющими документами считаются те, которые подтверждают факт государственной регистрации в реестре недвижимости. К ним относятся различные свидетельства и акты о регистрации. Несмотря на то, что собственником в подобных свидетельствах числятся другое лицо или организация, в них есть запись о правах обременения и лицах, которые их создали. К ним относятся:

  • Свидетельства федеральных и муниципальных органов о передаче земли в пользование (временное, пожизненное).
  • Свидетельства о пожизненном наследовании, пожизненного пользования (бессрочного, временного).
  • Государственный акт на право вечного пользования или наследования.
  • Свидетельство о собственности в случае установления прав пользования собственника.

Далее на фото вы можете увидеть как выглядит государственный акт на право пользования землей:

А так выглядит свидетельство свидетельство на право пользования землей:

Данный класс документов объединяет необходимость регистрации в росреестре и платность их получения. В отличие от правоустанавливающих, свидетельства и акты можно восстановить при помощи запроса. Вся информация, которая в них содержалась, останется неизменной, что гарантирует сохранность права пользования даже при утере формальных бумаг.

Рекомендация  Переквалификация в связи с введением ч 5 ст 159 ук рф 2024

Однако, правоудостоверяющие документы всегда идут комплектом к правоустанавливающим. Важно обеспечить сохранность обоих.

Не все правоудостоверяющие документы на право владения нуждаются в государственной регистрации, а только те, которые заключены на срок менее одного года (с исключениями). Уточнения и правила записаны в законе «О государственной регистрации недвижимости».

Что подтверждает владение ЗУ?

Свидетельство о собственности на земельный участок

Данный документ подтверждает право пользования до тех пор, пока с землей не будет совершена последующая операция — продажа, дарение или передача. Если в нём стоит запись о том, что участком пользуется не только собственник, например, в случае аренды, еще и другое лицо, права могут быть оспорены в зависимости от условий правоустанавливающих документов. Купить такой участок захочется не каждому.

Справка бессрочного (постоянного) обладания

Передача государственных земель в бессрочное пользование ограничена, начиная с 2001 г., а для частников и вовсе прекращена. Однако, право использовать такие земли по актам Советского Союза (от лица колхозов, сельских поселений) и договорам с местными властями (заключенным до 2001 г.) до сих пор не ограничивается.

Кроме того, земля по свидетельству может быть бесплатно оформлена как собственность пользователя при наличии оснований, например, при использовании земли по назначению без нарушений в течение минимум 15 лет.

  • Скачать бланк справки о пользовании земельным участком
  • Скачать образец справки о пользовании земельным участком

Государственные документы на собственность

Эти документы также подтверждают факт пользования землей, но с некоторыми оговорками. По закону РФ вся недвижимость, в том числе, ЗУ, должна регистрироваться с момента появления прав собственности. Т.е., по факту регистрируется только право собственности, а не право пользования.

Собственники, которые заключают сделки с землей, отражают операции в специальных реестрах, тем самым, декларируя отчуждение земли на праве пользования сторонним людям или организациям. Поэтому такие документы являются правоудостоверяющими и в большинстве случаев не требуют регистрации в высших инстанциях со стороны пользователя.

Договор аренды

Договор аренды констатирует факт передачи земли в пользование лишь от части. При совершении сделок с частными негосударственными организациями по договору ренты или аренды право пользования считается полностью обоснованным и не требует предоставления подтверждающих документов на земельный участок в Росреестр (чек, нотариальное заверение сделки, договор).

Однако, органы местного самоуправления часто устанавливают свои механизмы, предполагающие получение дополнительных разрешений для использования земли по назначению. А в случае с частными договорами между негосударственными структурами или лицами в некоторых случаях все же потребуется оформить сделку с регистрацией в Росреестре. В этом случае документ будет считаться правоудостоверяющим.

Юридическая сила бумаг, выданных в советское время

Права пользования, возникшие еще при Советском Союзе, остаются действительными и имеют юридическую силу наравне с действующими документами, подтверждающими такие права. К ним могут быть отнесены:

  • Решения местных администраций и сельсоветов о передаче земли в бессрочное пользование.
  • Акты совхозов и колхозов о передаче надела.
  • Постановления, констатирующие переход права собственности выкупленных земель; судебные решения.
  • Выписка из похозяйственной книги и др.

Переоформления таких документов не требуется (до 1998 г.). Росреестр перенес все данные о таких ЗУ в новую базу с учетом зарегистрированных ранее прав владения и пользования. Но права собственности должны быть оформлены по новым правилам.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками мы рассказали в отдельной статье.

Что делать, если официальное подтверждение утрачено?

Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.

При фиксации сделки у нотариуса, восстановить документ получится быстрее всего с гарантированным результатом. Также можно попробовать связаться с органом или лицом, наименование или имя которых фигурировали в договоре. Это поможет восстановить утерю правовым путем через органы правопорядка.

При утрате документа с правами пользования, который был выдан после 1998 г., обращаются в Росреестр или органы местного самоуправления, которые ответственны за хранение кадастрового архива и документов, связанных с ним (из-за чего может возникнуть утрата прав пользования ЗУ?).

Права пользования ЗУ имеют ограничения в плане распоряжения землей. Тем не менее, документы, их подтверждающие, требуют особого внимания к хранению, в особенности, в случае со старыми документами, подлинник или копию которых достать практически невозможно. В любом случае, государство всячески поспособствует в решении проблемы, каким бы долгим этот процесс ни был.

Что такое пользование земельным участком: сущность, получение и реализация этого права

Право пользования земельным участком закреплено в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации (далее – РФ). Оно позволяет использовать той или иной участок территории на свое усмотрение без права выкупа его в собственность.

Какие виды пользования землей не собственником существуют и какие особенности эксплуатации земельных участков нужно учесть? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Право пользоваться землей, не являясь ее собственником — что это такое?

Рассмотрим сущность понятия права пользования землей, а также каковы его принципы. Данное право — это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землей, а также права и обязанности пользователей землей.

К принципам права пользования относятся:

  • недопустимость владения землей без ее использования;
  • равенство всех прав и обязанностей;
  • сочетание землепользования с иными видами пользования.

Объекты и субъекты

Субъекты земельных правоотношений являются носителями прав и обязанностей. К ним относятся:

  • граждане;
  • юридические лица;
  • апатриды;
  • иностранные физические и юридические лица;
  • Российская Федерации и ее субъекты;
  • муниципальные образования.

К объектам в соответствии со ст. 6 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК) относятся земельные участки и их части, земля как природный ресурс и объект.

Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая входит в часть земной поверхности и обладает характеристиками, с помощью которых ее можно инфицировать как индивидуально определенную вещи.

Разрешенное применение земель

Разрешенное использование земель означает, что при получении территории, устанавливается порядок и характер их эксплуатации, после чего данная территория не сможет применяться для других целей.

На данный момент существует три вида разрешенного использования земли:

  1. Основной. Данный вид не нуждается в согласовании с правомочными управляющими органами. Собственник устанавливает такой вид сам, не получая при этом разрешения.
  2. Условно-разрешенный. Необходимо пройти специальную процедуру выдачи разрешения, без которого установка вида использования будет считаться неправомерной.
  3. Вспомогательный. Устанавливается как дополнение к основному или условно-разрешенному и расширяет функционал основного вида.

Виды

  • Аренда. Данное право пользования состоит в возможности эксплуатации определенной территорией в течение обозначенного времени и за конкретную стоимость (размер арендной платы указывается в договоре аренды).
  • Сервитут, публичный сервитут. Это ограничительное право на использование чужой территории. Данное разрешение может потребоваться для проезда или прохода по чужой территории, к примеру, для проведения строительных работ или для возведения постройки. Получить разрешение возможно двумя способами: заключить соглашение с собственником или через суд.
  • Безвозмездное пользование. Означает, что юридические лица или граждане имеют право передавать свою землю в пользование на определенное время без оплаты, что прописывается в договоре.
  • Бессрочное пользование. Это форма предоставления участков из земель, которые находятся в ведении муниципального образования. Либо передача региональным властям земельной собственности государства.

Предоставление участка в пользование не является автоматическим предоставлением права на распоряжение.

Отличия от владения и распоряжения наделом

Право собственности включает в себя три правомочия:

  1. Владение — это фактическое обладание определенной территорией, о чем будет свидетельствовать право собственности.
  2. Пользование — это возможность пользоваться обозначенной территорией в соответствии со своими целями.
  3. Распоряжение — это способность определять дальнейшее будущее территории, то есть продавать ее.

Таким образом, владелец вправе любым способом совершить отчуждение своих владений:

  • сдать в аренду;
  • завещать;
  • подарить;
  • продать и т. д.

При исключительном пользовании землёй у лица нет права на владение и распоряжение. Все, чем обладает пользователь угодья — это документ, на основании которого он пользуется землей и осуществляет свои потребности в соответствии с законом и условиями договора.

Основания предоставления

Основания для предоставления земельных участков, собственниками которых являются государство или муниципальное образование:

  • решение уполномоченного органа (либо государственного органа власти, либо органа местного самоуправления);
  • договор аренды;
  • договор безвозмездного пользования.

В каждом критерии речь идет о разном виде пользования земельным участком.

Порядок предоставления

Глава 5.1 ЗК рассматривает предоставление территории, которая является собственностью государства или муниципалитета, а также регламентирует основания и порядок передачи такого рода земельных угодий в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное или в пользование на основании договора аренды.

Подробнее о порядке предоставления земельного участка мы рассказывали тут.

Заявление

Рекомендация  Принудительное исполнение мирового соглашения 2024

Заявление о согласовании предоставления участка земли должно содержать такие сведения как:

  1. ФИО заявителя и данные его паспорта или наименование юридического лица, юридический адрес и его реквизиты;
  2. кадастровый номер участка;
  3. основания, по которым пишется заявление;
  4. цель, для которой необходима данная территория;
  5. контакты заявителя.
  • Скачать бланк заявления о согласовании предоставления земельного участка
  • Скачать образец заявления о согласовании предоставления земельного участка

Если поступившее заявление не отвечает требованиям норм, то после рассмотрения, в десятидневный срок, уполномоченный орган возвращает его. При этом заявителю объясняются причины, по которым заявление было возвращено.

Без проведения торгов

В ст. 39.14 ЗК поэтапно описан процесс по предоставлению участков, которые находятся в собственности муниципалитета или государства без проведения торгов:

  • Если планируется произвести преобразование земли, то нужно подготовить схемы ее расположения. Если территорию необходимо образовать или уточнить границы, то гражданину или юридическому лицу следует подать заявление о предварительном согласовании предоставления территории.
  • Затем принимается решение о предварительном согласовании на предоставление земельного участка.
  • Выполнение кадастровых работ обеспечивается для того, чтобы участок соответствовал проекту межевания территории, схеме расположения участка или проектной документации лесных участков либо кадастровых работ, с помощью которых можно уточнить границы угодья.
  • Реализовывается государственный кадастровый учет земли для уточнения ее границ.
  • Подается физическим или юридическим лицом заявление в уполномоченный орган о возможности предоставления участка земли.
  • Заключается договор купли-продажи, договор безвозмездного пользования территорией или договор аренды.
  • Принимается решение о предоставлении территории.

Несмотря на то, что в ЗК указан порядок всех действий, которые следует выполнять — это не означает то, что нужно четко следовать этому списку. Необходимость того или иного этапа зависит от целого ряда факторов.

Полномочия и обязанности

У субъектов права пользования земельным участком существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу.

Права, которыми наделяются землепользователи:

  1. Возводить на участке жилые и нежилые постройки. Тип строения при этом должен соответствовать целевому назначению земли.
  2. Для собственного блага использовать ресурсы, которыми обладает земли.
  3. Самостоятельно проводить все хозяйственные мероприятия на предоставленной в земле.
  4. Использовать в режиме, не противоречащему действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые и находящиеся на его территории лесные и водные массивы.
  5. Осуществлять комплекс мелиоративных мероприятий, которые направлены на улучшение земли.
  6. Получать компенсацию затрат, вложенных в участок для приведения его в надлежащее сельскохозяйственное состоянием.

Обязанности, возложенные на землепользователей:

  • содержать территорию в должном состоянии, проводить все необходимые мероприятия, направленные на сохранение и повышение плодородия на земельном участке;
  • использовать данный участок только в соответствии с его целевым назначением, в том числе ими может осуществляться только разрешённое строительство;
  • строить здания и сооружения с соблюдением санитарных и строительных норм;
  • своевременно вносить оплату за эксплуатацию участка, если такая оплата предусмотрена договором;
  • освободить занимаемую территорию по окончанию срока договора.

Данный список прав и обязанностей не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретной территорией.

Более подробно особенности юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, были рассмотрены нами тут.

Плата

Плата за использование участка земли регулируется ст. 65 ЗК. Согласно указанной статье, формами оплаты за пользование землей являются арендная плата и земельный налог (до того, как был введен в действие налог на недвижимость).
В договоре аренды прописываются условия, порядок и сроки оплаты земельного участка, который находятся в частной собственности.

В редких случаях установлению подлежит кадастровая стоимость территории для уточнения суммы арендной платы за участок, который является собственностью государства или муниципалитета.

Сроки

В зависимости от вида пользования земельным участком, сроки регламентируются:

  • срок частного сервитута определяется по соглашению сторон или решением суда;
  • срок публичного сервитута определяется решением о его установлении или по решению суда;
  • в случае аренды и безвозмездного пользования сроки устанавливаются в соответствии с договором.

Особенности

У каждого участка земли, относящегося к той или иной категории, существует свой правовой режим эксплуатации земель, который не должен противоречить законодательству.

Если говорить о территориях, которые находятся в городских населенных пунктах, то стоит указать такие нюансы:

  1. не допускаются нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при эксплуатации;
  2. все мероприятия, проводимые на земле, должны соответствовать генеральному плану города;
  3. наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком.

Кроме того, в каждом муниципальном образовании существуют свои требования по эксплуатации предоставленных участков:

  • Если земли, к примеру, выделены на ведение личного подсобного хозяйства, то основным требованием к ним будет четкое соблюдение их целевого назначения.
  • Если земли выделены для создания крестьянского фермерского хозяйства, то следует соблюдать требование, которое связано с эксплуатацией участка по его прямому назначению. Это значит, что все действия, осуществляемые на конкретной территории, должны быть направлены на создание такого хозяйства.
  • На землях, выделенных для индивидуального жилищного строительства, запрещено сооружать дома этажностью больше трех, в которых может проживать более одной семьи.
  • Земельный участок, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, можно использовать только в своих личных целях. При этом условиями договора запрещена его передача в аренду.

ЗУ общего использования

В соответствии с п.12 ст. 85 ЗК к земельным участкам общего пользования относятся участки, которые заняты:

  • автомобильными дорогами;
  • бульварами;
  • площадями;
  • набережными;
  • скверами и другими объектами.

Земли общего пользования не подлежат передаче в личную собственность. Тем не менее, некоторые объекты могут быть переданы во временную эксплуатацию.

Таким образом, может быть только 2 варианта использования общих земель:

  1. аренда;
  2. безвозмездное бессрочное пользование.

Если одной стороной сделки является юридическое лицо, то будет применяться аренда. А если речь идет о взаимоотношениях физического лица и государства, то вариантом получения угодья будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.

Необходимо ли платить налоги и сколько?

Земельный налог возлагается на лиц, владеющих участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (данное обстоятельство регламентируется с. 388 Налогового кодекса РФ).

А тем, у кого территория находится на праве безвозмездного пользования или передана по договору аренды платить налог не нужно.

Формула для расчёта земельного налога:

Земельный налог = кадастровая стоимость участка *размер доли в праве на участок*налоговая ставка*коэффициент владения.

При этом коэффициент владения необходим только в случае владения земельным участком в течение неполного года.

Ответственность и штрафы

Если земельный участок используется не по его прямому целевому назначению, то данное нарушение рассматривается Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП).

При установлении кадастровой стоимости это влечет ответственность:

  • Физическим лицам – 0,5–1% кадастровой стоимости, но не ниже 10 тыс. руб.
  • Юридическим лицам – 1,5-2%, но минимум — 100 тыс. руб.
  • Должностным лицам – 1-1,5%, но не ниже — 20 тыс. руб.

В случае не установления кадастровой стоимости, штрафные санкции будут следующими:

  • Физическим лицам – 10-20 тыс. руб.
  • Должностным – 20-50 тыс. руб.
  • Юридическим лицам – 100-200 тыс. руб.

Помимо штрафа дается предписание по устранению нарушений и если оно не выполняется в установленный срок, то землю могут изъять. Также это может случиться, если эксплуатация сельскохозяйственных земель ведет к снижению их ценности.

Условия прекращения права

В ст. 45 ЗК объединены основания прекращения двух видов прав на земельный участок. Речь идет о праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Такие права могут быть прекращены если землепользователь или землевладелец отказывается от принадлежащего им права на территорию.

Для этого требуется подать заявление об отказе права на земельный участок в орган местного самоуправления.

Основания для принудительного прекращения:

  1. на участке были созданы или возведены самовольные постройки или не были выполнены обязанности, предусмотренных статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ;
  2. был принесён вред используемой территории;
  3. были нарушены правила целесообразного эксплуатирования земли;
  4. были не выполнены обязательства по рекультивации земель и обязательных мероприятий по улучшению земли;
  5. земля приведена в состояние, которое является непригодным для использования по целевому назначению;
  6. территорию необходимо изъять для муниципальных или государственных нужд.

В соответствии со ст. 46 ЗК аренда территории прекращается по основаниям, которые устанавливает Гражданский кодекс РФ:

  • отказ от аренды любой из сторон, если договор заключен на неопределенный срок;
  • время действия аренды подошло к концу;
  • арендодатель или арендатор требует расторжения договора (если данное условие не было предусмотрено в договоре, то договор расторгается в судебном порядке);
  • отказ в одностороннем порядке от исполнения договора, если это допускается соглашением сторон или законом.

В ст. 47 ЗК к общим основаниям прекращения права безвозмездного пользования земельным участком относятся:

  1. истек срок периода, на который земельный участок был предоставлен;
  2. те же условия прекращения, что и у права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии со статьей 48 ЗК частный сервитут прекращается по следующим основаниям:

  • по требованию собственника территории, которая обременена сервитутом;
  • ввиду изменению обстоятельств, по которым он был установлен в судебном порядке.

Публичный сервитут прекращается в случае устранения общественных нужд, для которых он был установлен.

Рекомендация  Порядок и правила выезда несовершеннолетнего ребенка за границу в 2024 году оформление документов

Подробнее о том, в каких случаях может возникнуть утрата права пользования участком, читайте тут.

Право пользования землей является одним из центральных институтов земельного права. Многие собственники не используют свой участок по назначению, а предоставляют его в эксплуатацию другим лицам (как правило, это характерно для государства). В этом случае у собственников сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему территории, но посредством получения арендной платы.

Однако формально право пользования принадлежит тому, кто фактически эксплуатирует землю.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о порядке пользования земельным участком:

Энциклопедия решений. Арендная плата по договору аренды земельного участка (август 2024)

Земельное законодательство устанавливает принцип платности использования земли в РФ. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст.

65 ЗК РФ).

Внимание

Земельный налог уплачивают лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Арендаторы земельных участков не являются плательщиками этого налога и вносят за пользование землей арендную плату.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 12 ст. 22 ЗК РФ). Это означает, что без согласования сторонами условия о размере арендной платы договор аренды земельного участка не будет считаться заключенным (п. 1 ст.

432 ГК РФ).

По общему правилу размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 22 ЗК РФ). Если земельный участок находится в частной собственности, договором аренды устанавливается также порядок, условия и сроки внесения арендной платы (п.

4 ст. 65 ЗК РФ)

В отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, здесь и далее нормы ЗК РФ приводятся в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015).

Названные Основные принципы предполагают, в частности, что порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, должны быть определены нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления (принцип предсказуемости расчета размера арендной платы); должна предусматриваться возможность определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (принцип предельной простоты расчета арендной платы) и т.д.

Как правило, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). В этих случаях размер платы за аренду земельного участка определяется по результатам такого аукциона.

Существуют два способа определения размера арендной платы в случае проведения торгов на право заключения договора земельного участка: в ежегодном размере арендной платы (по общему правилу) либо в размере первого арендного платежа (по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая проведения аукциона в соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ). Победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольший ежегодный размер арендной платы или наибольший размер первого арендного платежа за земельный участок.

При этом под первым арендным платежом понимается плата за право заключения договора аренды земельного участка. Этот платеж является частью общего размера арендной платы, который подлежит уплате по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, уплачивается первым по отношению к последующим платежам по такому договору аренды (п. 47 информации Минэкономразвития России от 22.04.2015).

Если аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признается несостоявшимся и договор аренды заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона (п. 2 ст. 39.7, п. 16 ст. 39.11, п. 17 ст.

39.12 ЗК РФ, п. 4 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, далее — Правила определения размера арендной платы).

По общему правилу, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством РФ (пп. 1 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ). Этот порядок определен вышеназванными Правилами определения размера арендной платы, которые предусматривают несколько вариантов ее расчета:

— в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка (от 0,01 до 2 процентов в зависимости от особенностей земельного участка, целей его использования и некоторых иных обстоятельств);

— в соответствии со ставками арендной платы или методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России (в отношении земельных участков, которые предоставляются для размещения отдельных объектов, в частности, автомобильных дорог, инфраструктуры железнодорожного транспорта, линий электропередачи, линий связи и некоторых других);

— на основании рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (это касается земельных участков, которые расположены за пределами территории РФ, а также участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, кроме случаев, когда размер арендной платы за такие участки должен определяться иными способами); в соответствии с этим порядком размер арендной платы рассчитывается как произведение рыночной стоимости участка и действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России (п.п. 2 — 6 Правил определения размера арендной платы).

В случаях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов порядок определения размера арендной платы в отношении участков, которые находятся в собственности субъекта РФ, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ, а в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органом местного самоуправления (пп.пп. 2, 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ).

При этом, если уполномоченным органом изменена методика расчета регулируемой арендной платы (например, введены новые коэффициенты в формулу расчета такого платежа), измененная методика применяется к отношениям по договору аренды с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта. Ее применение не требует заключения между сторонами дополнительного соглашения к договору аренды (п. 3 раздела «Судебная коллегия по экономическим спорам» Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.12.2015).

В ряде случаев законодательство устанавливает ограничения минимального или максимального размера арендной платы за участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Например, для лиц, указанных в п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы не может быть выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении арендуемых участков. Размер арендной платы за земельные участки, на которых размещены некоторые объекты государственного или муниципального значения либо которые предоставляются для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (п.

4 ст. 39.7 ЗК РФ).

При пользовании арендатором здания или сооружения земельным участком, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, плата за пользование таким участком (или его частью) включается в плату за пользование зданием или сооружением, установленную договором аренды. Законом или договором может быть предусмотрено иное (п. 2 ст.

654 ГК РФ). Иначе говоря, если в договоре аренды недвижимого имущества не содержится условие об обязанности арендатора вносить платежи за пользование земельным участком сверх платы за сдаваемое в аренду имущество, то подразумевается, что плата за землю включена в плату за такое имущество.

Если стороны заключают договор аренды с правом выкупа, обязательство арендатора по внесению арендной платы по такому договору прекращается с момента уплаты всей выкупной цены, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Однако с учетом принципа платности использования земли в РФ покупатель — бывший арендатор, обязанность которого по внесению арендной платы прекратилась, обязан возместить продавцу (арендодателю) расходы по уплате земельного налога в качестве неосновательного обогащения (п. 1 ст. 1102 ГК РФ), так как до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязанность по уплате земельного налога остается за продавцом (п.п.

7, 8 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).