Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти.
В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.
Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности.
Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки.
Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст.
28 Закона о приватизации).
Порядок приватизации представляет собой довольно-таки сложный процесс, состоящий из следующих этапов: разработка прогнозного плана приватизации государственного имущества (ст. 7-8 Закона о приватизации), далее – принятие решения о приватизации и исполнение решения о приватизации имущества, предусмотренным законом способом (ст. 14 Закона о приватизации).
Почему необходимо знать и учитывать этот порядок? Потому что условия приватизации в следующем финансовом году могут отличаться от того, что предыдущем году, это касается способов приватизации государственного имущества, нормативной цены, сроков рассрочки платежа и другое.
Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения.
Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.
Особо хотелось бы обратить внимание на способ приватизации, закрепленный в Федеральном Законе от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон № 159-ФЗ). В соответствии с данным нормативно-правовым актом субъекты МСП пользуются преимущественным правом приватизации арендуемого имущества из государственной собственности по цене, равной их рыночной стоимости (ст. 3).
Рассмотрим некоторые ситуации из арбитражной практики для того, чтобы разобраться, какие проблемы происходят и могут произойти при приватизации государственной и муниципальной собственности.
Ситуация 1. Отказ в представлении земельных участков
Для начала рассмотрим возможные отказы в предоставлении земельных участков. Согласно действующему Закону о приватизации, владелец земельного участка (государственный или муниципальный орган) может отказать в предоставлении участка в собственность в случае, если на данном земельном участке находятся объекты недвижимости в стадии строительства или имущественные комплексы, участок является изъятым из оборота, находится в резерве, на участке имеются постройки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам и т.д. (исчерпывающий перечень оснований приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).Чаще всего отказывают в следующих двух случаях:
- местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
- нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.
Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст.
39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд.
Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.
Сложнее ситуация обстоит, если оспаривается отказ в предоставлении земельного участка на основании того, что данный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Можно привести в пример Постановление Восьмого Апелляционного арбитражного суда от 25 мая 2016 г. по делу №А46-8230/2015.В данном деле ИП выдвигает требования о предоставлении ему в пользование земельного участка, при этом он является владельцем недвижимого имущества, расположенного на данной территории. Суд первой инстанции, а также апелляционный арбитражный суд исковые требования оставили без удовлетворения. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что суд, в первую очередь, руководствуется ст.
39.16 Земельного кодекса РФ, на основании которой разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным ИП в заявлении о предоставление земельного участка.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что резервирование земли под государственные и муниципальные нужды является весомым основанием для отказа в предоставлении юридическим и физическим лицам права на данный земельный участок. Например, раньше была возможность оспаривать подобное решение на основании ст.28, ст. 36 Земельного кодекса РФ по вопросу предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, необходимого в целях эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном участке.
Однако, с 1 марта 2015 года данные статьи утратили силу и теперь не имеется возможности основывать требования на этих нормах. Собственно, в приведенном мной последнем примере, Апелляционный суд также обосновал свое решение именно из-за утраты юридической силы данных статей, в противном случае суд, возможно, был бы на стороне истца.
Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка.
Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.
Подводя итог рассмотрения возможных отказов в предоставлении земельных участков можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы, а впоследствии и арбитражный суд, требуют выполнение от заявителя норм, предусмотренных ст. 39.16-39.17 Земельного кодекса РФ. Наиболее частыми причинами отказа являются: нахождение земель в резерве, наличие на спорном участке возведенных построек, принадлежащих третьим лицам, а также разногласия по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки.
Данные решения можно (а иногда и необходимо) обжаловать через арбитражный суд.
Ситуация 2. Отказ в приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов
В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.
При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45.
Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Законом о приватизации.
Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Теперь проанализируем преимущественное право приватизации арендуемого имущества согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31 октября 2017 г. по делу № А70-11965/2017. В данном деле ООО является арендатором нежилого помещения, являющимся государственной собственностью. На основании ч. 1 ст.
3 Закона № 159-ФЗ Общество подало заявление в уполномоченный государственный орган на приватизацию данного помещения. Однако, по данному заявлению был вынесен отказ на основании того, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные вышеуказанной статьей, из-за чего Общество подало исковое заявление в арбитражный суд. В процессе рассмотрения дела заявитель предоставил документы, подтверждающие тот факт, что Общество временно владеет данным имуществом более двух лет по состоянию на 1 июля 2015 г. (в соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ).
Соответственно, заявитель имеет объективное преимущественное право на приватизацию данного объекта недвижимости. Также истец подтвердил, что является субъектом МСП. Суд также согласился с доводами истца и удовлетворил его требования в полном объеме.
Из вышеприведенного анализа судебной практики можно сделать вывод, что зачастую решения или бездействия уполномоченных органов необъективны и незаконны в отношении предпринимателей. Чтобы выиграть данный спор, необходимо четко проанализировать нормы Закона № 159-ФЗ и Закона о приватизации, так как именно на нормы данных нормативно-правовых актов опирается суд. Оценочная экспертиза также играет ключевую роль в подобных делах особенно, когда разногласия касаются стоимости приватизируемого имущества.
В заключении хочу отметить, что арбитражная практика знает довольно большое количество споров, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Объектами данных споров могут выступать нежилые помещения, земельные участки, имущественные комплексы, объекты в стадии строительства. Разногласия возникают из-за того, что многие объекты недвижимости являются спорными, многие организации и физические лица не выполняют условия, при которых они получают право на приватизацию, а также, как указано выше, часто уполномоченные органы выносят немотивированное и незаконное решение относительно заявителя, что дает право на основании ч. 1 ст.
198 АПК РФ обратиться за защитой своих прав и интересов в арбитражный суд. Оспорить отказ в приватизации государственного и муниципального имущества можно, главное, определить соответствующие основания и доказательную базу.
Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка
Можно ли что-то сделать, если отказали в приватизации земельного участка? Вообще, на каком основании власти вправе выносить отказ? Именно такими вопросами задаются люди, которые никак не могут реализовать свое право на приватизацию земли. В этой статье разберемся в причинах отказа, вариантах их оспаривания.
Также объясним, почему следует спешить с приватизацией и обжаловать отказ в обязательном порядке.
- Основания для отказа в приватизации участка
- Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
- Что делать, если отказали в приватизации участка
- Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ
- Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли
Основания для отказа в приватизации участка
Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).
- Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
- ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
- Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
- ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
- На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
- ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
- Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
- На участке возведена незаконная постройка.
Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:
- гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
- участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
- не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
- отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
- не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).
Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
- Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
- Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
- На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
- Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.
Что делать, если отказали в приватизации участка
За отказом в приватизации участка часто следует несогласие человека, собиравшегося обрести право собственности на обрабатываемый надел. Но можно ли как-то оспорить вынесенное муниципалитетом решение? При наличии оснований – вполне реально.
Вариантов 2 – досудебное обжалование решения, либо обращение в суд. Рассмотрим оба варианта.
Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ
Жалоба составляется на тот орган, который вынес необоснованное решение. В тексте обращения необходимо указать:
- обстоятельства дела – кто, куда и с какой целью обратился, и что случилось в итоге;
- обоснованность претензий – почему заявитель считает вынесенное решение в отказе в приватизации ЗУ необоснованным;
- конкретные требования.
Важно!К обращению прикладывается ответ на заявление о приватизации земли.
Жалобу проще всего направить в прокуратуру. Это избавит от лишней мороки, связанной с определением вышестоящей инстанции. Прокуратура обязана провести проверку по факту обращения, и при выявлении несоответствия законодательству, вынести предписание об устранении нарушений.
Но чаще всего ответом будет стандартная «отписка». И в таком случае «приватизатору» остается либо пойти вверх по инстанции (пожаловаться на прокурора), либо обратиться в суд.
Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли
По факту отказа в приватизации ЗУ необходимо подать исковое заявление в районный суд по местонахождению участка (исключительная подсудность). Иск составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ (об этом читайте здесь). Но в теле иска нужно указать:
- обстоятельства дела – по сути, то же самое, что и при составлении жалобы;
- ссылка на вынесенный отказ и отсылка к приложениям (решение муниципалитета прикладывается к иску);
- аргументированная позиция истца, со ссылками на имеющиеся документы и нормы законодательства;
- конкретные требования о передаче земли в собственность истца.
Важно! К исковому заявлению обязательно прикладываются все документы, связанные с приватизируемой землей.
Почему отказ в приватизации обязательно нужно оспорить
К сожалению, мы живем в несовершенном мире. И за отказом в приватизации ЗУ может стоять вполне приземленный расчет – передать огромную территорию в собственность 3-го лица, которое решит построить на ней очередной жилой комплекс или коттеджный поселок.
Именно поэтому нужно тщательно проверить аргументацию муниципалитета и при наличии малейших нестыковок требовать передачи земельного надела, в том числе и через суд. И лучше доверить это дело юристу, который установит законность вынесенного решения и подскажет, как правильно поступить в сложившихся обстоятельствах. Подробней о юридической помощи в приватизации можно узнать в этом материале.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.Что делать, если отказали в приватизации
Отказали в приватизации – «страшный сон» человека, который решился перевести свое жилье из муниципальной в частную собственность (что такое приватизация можно узнать здесь). Но стоит ли опускать руки и довольствоваться отказом? Юристы уверяют: в большинстве случаев решение властей ничем не обосновано и его реально оспорить. Как?
Разберемся в этой статье.
- Основания для отказа в приватизации квартиры (иной недвижимости)
- Могут ли отказать в приватизации жилья определенного статуса
- Могут ли отказать в приватизации в связи с некорректностью документов
- Могут ли отказать в приватизации квартиры в связи с личностью участников
- Неправомерные причины отказа в приватизации
- Что делать, если отказали в приватизации
- Судебный порядок обжалования отказа в приватизации
Основания для отказа в приватизации квартиры (иной недвижимости)
С учетом действующих требований регламентов, органы государственной и муниципальной власти не вправе выносить немотивированный отказ в ответ на обращение граждан. Отказ в приватизации квартиры также должен быть обоснованным, иначе он не имеет силы. Поэтому чиновникам волей-неволей приходится выбирать действительные основания для отказа, предусмотренные законом.
Чаще всего обоснованно отказывают в приватизации квартиры на следующих основаниях:
- статус жилья не соответствует разрешенным к приватизации;
- представленный пакет документов не полный, либо сведения в документации ошибочны, не читаемы;
- нарушение требований законодательства к составу участников приватизации.
Это – действительные основания, но и то, с некоторыми оговорками. Поэтому стоит рассмотреть их чуть подробней.
Могут ли отказать в приватизации жилья определенного статуса
В законодательстве приведен исчерпывающий перечень объектов недвижимости, не подлежащих приватизации. Всего предусмотрено 4 вида жилых помещений.
- Служебные квартиры, дома, комнаты. Многие предприятия времен СССР создавали жилой фонд для своих работников на собственные средства. С развалом Союза так получилось, что жилье перешло в собственность именно предприятия. Поэтому без выраженной воли правообладателя «квадратных метров», передача права собственности на жилье невозможна.
- Недвижимость расположена в закрытом городке, или ином населенном пункте (районе), с соответствующим статусом. Даже несмотря на снятие ограничений (открытие города), в Росреестре могут отсутствовать сведения об этом факте, что и влечет за собой отказ в приватизации.
- Аварийное жилье. Недвижимость в аварийном состоянии невозможно приватизировать. Но решение действует лишь в случае, если соответствующий статус уже присвоен дому. Если же постановление не вынесено, отказ властей нельзя счесть законным.
- Государственное общежитие. Даже сегодня еще остаются общежития, которые не числятся на балансе отдельных собственников или муниципалитетов. До тех пор, пока муниципальные власти не примут постройку на свой баланс, приватизация будет заблокирована.
Как видно из вышеперечисленного, абсолютно никак не получится приватизировать жилье в 1 и 3 вариантах. Если отказали в приватизации, но указанные основания частично или полностью нарушены, стоит проконсультироваться с юристом по приватизации. О его помощи можно прочесть здесь.
Могут ли отказать в приватизации в связи с некорректностью документов
Многие люди не придают значения тому, что чиновники обязаны действовать строго по регламенту. И потому нельзя пренебрегать сбором указанных при консультации бумаг. Но если отсутствие какого-либо документа почти всегда решаемо, то вот проблемы с качеством документов могут оказаться куда более тяжелыми для разрешения.
Отказ в связи с некорректностью документов чаще всего связан с одним из 2 вариантов:
- в документах выявлены ошибки, неточности, разночтения;
- заявитель (лица, которых он представляет) заподозрен в фальсификации.
Для устранения отказа придется либо заново собирать документы и подтверждающие справки, либо требовать проведения экспертизы.
Могут ли отказать в приватизации квартиры в связи с личностью участников
Нередко «недовольство» чиновников вызывают лица, которые пытаются приватизировать жилье. В частности, проблемы обязательно возникают, если:
- гражданин уже принимал участие в приватизации жилой недвижимости;
- кто-то из проживающих в квартире не согласен с проведением приватизации.
Но и оба эти «вердикта» не окончательны. А иногда еще и незаконны.
Неправомерные причины отказа в приватизации
Помимо совершенно законных оснований для отказа в передаче права собственности на жилье существует еще и ряд причин, которые буквально «надуманы», но теме не менее, часто используются.
- Наличие долга по ЖКХ – основанием для отказа не является. Однако к ответственному квартиросъемщику могут применять меры вплоть до принудительного выселения из квартиры.
- Длительный перерыв в регистрации в приватизируемой квартире также не может быть рассмотрен как законный повод для отказа. Если чиновники сомневаются в том, участвовал ли гражданин в приватизации по другому адресу, они обязаны сделать соответствующие запросы.
- Смерть заявителя до завершения приватизации не является законным основанием для отказа. Если заявитель скончался до заключения договора, чиновники обязаны закончить переоформление собственности. Доля умершего включается в наследную массу.
Что делать, если отказали в приватизации
Получив мотивированное решение на руки, гражданину следует внимательно прочитать, по какой же причине чиновники сочли невозможным передать квартиру в его собственность. Но канцеляризмы в решении муниципалитета могут ввести заявителя в заблуждение. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с юристом.
Если же причина отказа понятна, но не соответствует требованиям законодательства, либо истинному положению вещей, следует обжаловать решение муниципалитета. Сделать это можно путем подачи жалобы в прокуратуру. Но чаще всего приходится обращаться в суд.
Судебный порядок обжалования отказа в приватизации
При обращении в суд составляется исковое заявление. Подсудность дела – районный суд по местонахождению квартиры. О том, как правильно составить иск, мы писали в этом материале. А здесь же укажем основные нюансы:
- в исковом заявлении указывается, на каком основании истец вправе рассчитывать на решение в свою пользу;
- также указывается, почему отказали в приватизации и незаконность вынесенного решения (также со ссылками на закон);
- в перечне требований обязательно заявляется проведение приватизации квартиры.
По итогам рассмотрения дела суд примет решение. Как правило, иски удовлетворяются в полном объеме. Но если судья по какой-либо причине не согласен с позицией истца, то он может и отказать в удовлетворении иска.
В таком случае у заявителя есть возможность обжаловать решение.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка?
У многих людей возникают вопросы о порядке действий в случае получения отказа в приватизации земельного участка . Данная статья создана с целью помочь данным людям разобраться в этой, на первый взгляд, непростой теме.
Что может послужить причиной для того, чтобы получить отказ в приватизации участка?
Отечественные законы предусматривают исчерпывающий перечень оснований, позволяющих отказать лицам, которые хотят приватизировать земельный участок:
- Расположение участка на территории земель, подразумевающих общественное использование.
- Расположение земли на территории, которая охраняется экологическими службами.
- Расположение части земли на участке, принадлежащем физ. или юр. Лицам.
- Земля подвергнута ограничениям, либо изъята из оборота.
- Участок расположен на территориях, предназначенных для реализации государственных нужд.
- На участок наложен запрет на его покупку или продажу соответствующим законодательным актом.
- Расположение на его территории незаконной постройки.
Также могут подойти некоторые дополнительные основания:
- Данный участок уже приватизирован;
- Отсутствие у участка установленных границ;
- Нарушение требований приватизации;
- Отсутствие необходимых документов;
- Нарушение регламента приватизации.
Основания для отказа, которые можно оспорить
Довольно часто вы можете столкнуться с отказами в приватизации участка , которые не содержат письменно оформленных оснований. Такие случаи обычно подкрепляются следующими мотивировками:
- Недостаток документов. Зачастую замалчивается, что в некоторых случаях подача запросов на предоставление отдельных документов входит в обязанности чиновников.
- Ошибка, совершённая муниципалитетом при обработке отчётных сведений. Зачастую они хотят скинуть данную оплошность на заявителя.
- Расположение на земле незаконных строений. Тут значительную роль играет их капитальность, при её низком показателе оснований для отказа нет.
- Наличие налоговых долгов перед коммунальными службами. В принципе не может быть причиной отказать вам.
Как поступать при получении отказа на приватизацию?
В данной ситуации существует только два законных способа оспаривание отказа – досудебный и судебный порядок. Давайте далее рассмотрим каждый из них.
Досудебный порядок
Необходимо составить жалобу на орган, вынесший необоснованное, на ваш взгляд, постановление. Данный текст должен содержать:
- Конкретные обстоятельства ситуации;
- Причины, по которой вы считаете решение незаконным;
- Чётко и ясно сформулированные требования.
- Документ, содержащий ответ на ваше заявление
Жалобу лучше всего направлять напрямую прокурору. Так как он в данной ситуации будет представлять собой наиболее высшую инстанцию, и будет нести обязанность проверить, и выявить нарушения закона с принятием последующих мер по их устранению. В случае если и органы прокурорского надзора ответили отрицательно, вам остаётся только обратиться в суд.
Обжалование отказа в судебном порядке
В случае получения отказа в приватизации участка, вам придётся обращаться в судебные органы, составив иск. Правила составления иска содержатся в 131 статье ГПК РФ. Иск обязательно должен содержать информацию:
- О материалах дела, аналогичные тем, что указаны в предыдущих жалобах;
- В виде ссылки на полученный отказ с приложениями (решением муниципальных властей);
- Обоснованную позицию заявителя, содержащую на актуальные статьи законов;
- Обоснованные и ясные требования о передаче земли во владения заявителя.
Помимо этого, к иску следует приложить всю документацию, связанную с объектом приватизации.
Почему подобные отказы обязательно следует оспаривать
Учитывая окружающую нас действительность, никогда не следует сбрасывать со счетов вариант, когда вам было отказано из корыстных побуждений.
Например, с целью передачи земли третьему лицу, планирующему совершение каких-либо финансовых махинаций, либо нацеленному на использование не по прямому назначению. В связи с этим, всегда следует досконально проверять все основания отказа, возможно, стоит обратиться к помощи юристов, которые могут поспособствовать более тщательному разбору вашей проблемы.