Подборка наиболее важных документов по запросу Срок отселения из аварийного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд» ЖК РФ «В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома — 12 месяцев с даты вручения первоначального требования, как заявлено административными истцами в административном иске, не будет отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока отселения граждан из аварийного многоквартирного дома, установление такого срока будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.»
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14 «Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений» ЖК РФ «Судами обоснованно принята во внимание правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, приведенная в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, исходя из которой в силу положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения критериев разумного срока для сноса аварийного дома
(Матиящук С.В.)
(«Правовые вопросы недвижимости», 2018, N 1) Из анализа вышеуказанных норм следует, что отселение лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является последним этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным. Кроме того, признание многоквартирного жилого дома аварийным является юридическим фактом, на основании которого у органа местного самоуправления возникает обязанность предъявления собственникам жилых и нежилых помещений в доме требования о самостоятельном сносе аварийного дома в разумный срок.
Ситуация: Как признать жилое помещение непригодным для проживания?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) На основании заключения межведомственной комиссии уполномоченный орган принимает решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц (в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. п. 7, 47(1), 49 Положения).
Нормативные акты
«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года»
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение) Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
«Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Срок переселения из аварийного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок переселения из аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Жилье:
- Акт приема передачи квартиры по договору дарения
- Акт приема передачи квартиры после ремонта
- Амортизация жилого фонда
- Амортизация квартир в бухгалтерском учете
- Апартаменты это
- Показать все
- Жилье:
- Акт приема передачи квартиры по договору дарения
- Акт приема передачи квартиры после ремонта
- Амортизация жилого фонда
- Амортизация квартир в бухгалтерском учете
- Апартаменты это
- Показать все
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2021 N 88а-17351/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании постановления.
Обстоятельства: Истец указал, что многоквартирный жилой дом был признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, срок расселения многоквартирного дома перенесен, данный перенос сроков расселения дома ставит под угрозу жизнь жильцов.
Решение: Удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования Е. в части признания незаконным установления даты окончания переселения спорного многоквартирного дома, исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия у органа местного самоуправления полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как они запланированы в региональной адресной программе.Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2022 N 88-20534/2022 по делу N 2-917/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Семья истцов малоимущими не признана, на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не состоит.
Решение: Отказано. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцами доказано наличие опасности проживания в занимаемом жилом помещении для жизни и здоровья по причине биологического заражения, произвольное установление администрацией МОГО «Ухта» срока отселения, не истекшего к моменту рассмотрения дела, а также невключение дома в программы переселения из аварийного жилья не должно нарушать права граждан на жилище.Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение контракта
(Раев К., Гурин О.)
(«Прогосзаказ.рф», 2021, N 4) Пример. Обстоятельства дела: директор подрядной организации привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, т.к. возглавляемое им предприятие не сумело в установленный срок построить многоквартирный дом для переселения граждан из аварийного жилья.Статья: Защита прав граждан в жилищной сфере
(Бобков А.Г.)
(«Законность», 2018, N 8) На территории Ивановской области в деятельности местных администраций фиксировались нарушения сроков реализации программных мероприятий, а также факты ненадлежащего контроля за соблюдением подрядчиками сроков строительства многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья и качеством выполнения строительных работ.Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.Справочная информация: «Правовой календарь на IV квартал 2022 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Определен алгоритм расчета лимита предоставления субъекту РФ финансовой поддержки в целях переселения граждан из аварийного жильяПравовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным 2024
Со дня завершения реорганизации (13.12.2022) наименования «государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).
Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)
2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).
3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 436-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;
4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях.
В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 19.12.2022 N 542-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра;
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 542-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7 — 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.
(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)
10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)
12. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
(часть 14 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)
Сроки переселения, если дом признан аварийным
Федеральное законодательство не устанавливает конкретные сроки переселения из аварийного жилья. Однако после признания дома аварийным местные органы власти утверждают программу переселения, в которой обязательно указывается предельная дата. Обычно жильцов расселяют за 6-12 месяцев.
- Сроки переселения: законодательная база
- Если проживание в доме небезопасно
- Если сроки затягиваются
- Порядок расселения
- Полный перечень всех домов.
- Срок переселения из каждого дома.
- Объем финансирования.
- Показатели выполнения программы.
- Администрация назначает специальную комиссию.
- Она осматривает дом, изучает документацию и признает дом аварийным с указанием степени износа (обычно в процентах).
- Затем составляется перечень таких домов, который включается в программу переселения. Первыми в списке идут объекты с наибольшим износом.
- В течение 5 рабочих дней местный орган власти должен уведомить собственников и нанимателей о том, что дом признан аварийным и должен быть расселен с указанием предельного срока (месяц и год).
- Уведомление поступает в письменном виде. К тому же на самом доме обычно появляется соответствующее объявление. На ней указываются не только сроки, но и ответственный за переселение.
- Старые здания, проживать в которых относительно безопасно, т.е. отсутствует непосредственная угроза обрушения, падения конструкций, отделочных материалов, перекрытий и т.п.
- Дома, которые находятся в крайне изношенном состоянии, т.е. находиться в них небезопасно.
- недостаток финансирования;
- проблемы с застройщиком, который возводит новые дома;
- отказ большинства жильцов от новой недвижимости (например, дома расположены слишком далеко) и т.п.
- Организовать собрание и составить коллективное обращение в администрацию.
- Чиновники должны рассмотреть жалобу и предоставить письменный ответ в течение месяца. В документе должна быть отражена причина нарушения сроков и планирующееся решение этой проблемы (опять же с указанием новой даты расселения).
- Если этот ответ не удовлетворит жильцов, они вправе обратиться в прокуратуру или в суд. Также можно направить жалобу в федеральное Министерство строительства РФ (г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, строение 1), в Правительство или на имя Президента.
- Если проживать в доме небезопасно, граждане могут временно арендовать жилье.
- Также предоставить муниципальные квартиры на какое-то время может местный орган власти.
- Наконец, можно потребовать от чиновников и предоставления денежной компенсации – на эту сумму можно самостоятельно приобрести новую квартиру и не ожидать очереди на расселение.
- располагаться в не аварийном и не ветхом доме;
- находиться в том же населенном пункте (город, районный центр и т.п.);
- быть такой же или лучшей планировки (например, не допускается переселение из жилья с изолированными комнатами в квартиру с проходными комнатами);
- иметь такую же или большую площадь.
- на 1 человека от 33 м 2 ;
- на 2 человек от 42 м 2 ;
- далее на каждого человека предоставляется по 18 м 2 .
Сроки переселения: законодательная база
После признания дома аварийным основной вопрос жильцов связан с тем, в какие сроки они будут переселены в новые квартиры. На федеральном уровне нет законодательного акта, который бы регулировал тот вопрос. Однако в ФЗ № 185 от 2007 г. (ст.
185) указано, что местная администрация должна составить региональную адресную программу по переселению жильцов.
В этом документе обязательно отражается такая информация:
Таким образом, если дом признан аварийным, сроки переселения определяются муниципальным органом власти. Обычно они составляют от 6 месяцев до года. На практике процедура выглядит так:
Обратите внимание! Если администрация решила изъять участок под аварийным домом, она должна предупредить собственников об этом не позднее, чем за 3 месяца (ЖК, ст. 32). Чиновники предоставляют денежную компенсацию или расселяют в новые дома.
В случае несогласия жильцы могут оспорить это решение в суде.
Если проживание в доме небезопасно
Аварийные дома условно можно разделить на 2 категории:
В большинстве случаев жильцы могут продолжать жить на той же квартире, ожидая расселения в разумные сроки (до 1 года). Но если находиться в квартире действительно небезопасно, жильцам лучше сразу покинуть помещение и на время арендовать квартиру. Одновременно стоит обратиться в администрацию, чтобы ускорить процесс расселения.
Если эта мера не дала результатов, собственники могут также подать жалобу в прокуратуру или исковое заявление в суд.
Если сроки затягиваются
К сожалению, на практике распространены ситуации, когда местные органы власти не справляются с выполнением программы по расселению, и сроки переезда граждан затягиваются. Причины могут быть самыми разными:
В таких случаях жильцам рекомендуется:
Путей решения этой проблемы несколько:
Обратите внимание! Если предложенная денежная компенсация не устраивает собственника, он вправе провести независимую оценку рыночной стоимости своей квартиры, после чего снова обратиться в муниципалитет. Если согласие не будет достигнуто, решить проблему можно в судебном порядке.
Порядок расселения
После признания дома аварийным муниципальный орган утверждает специальную программу переселения, в которой прописаны сроки и указан полный перечень домов. При этом собственникам полагается предоставление нового жилья или денежной компенсации. Если же гражданин арендовал квартиру по договору социального найма, он может претендовать только на переселение.
Новая квартира должна отвечать сразу нескольким требованиям:
Важно понимать, что количество проживающих и наличие льгот не отражается на сроках расселения, поскольку очередность определяется именно степенью износа. При этом площадь также не зависит от количества проживающих.
Например, в старом доме жили 2 гражданина в 1 комнате площадью 16 м 2 . По санитарным нормам им полагается квартира не менее 42 м 2 . Но они могут рассчитывать только на 1-комнатную квартиру с минимальной площадью 33 м 2 . Если же граждане арендовали жилье по договору социального найма, в отношении них соблюдаются и санитарные нормы:
Однако новое жилье также будет предоставлено на праве аренды (а не в собственность).
Таким образом, конкретные сроки переселения определяются в каждом случае индивидуально. Они обязательно отражаются в конкретной программе, ознакомиться с которой можно на сайте муниципального органа власти.