Законный интерес (интерес, охраняемый законом) — простой юридический разрешение, что закрепленный в законе или вытекает из его содержания и выражается в возможностях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а иногда обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Признаки законного интереса:
1) его правовая природа заключена в юридическом разрешении (возможности), что закреплен в законе или вытекает из его содержания и соответствует принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;
2) направлен на удовлетворение потребностей, не противоречащих общественным отношениям;
3) выражается в возможности субъекта пользоваться конкретным социальным благом;
4) предусматривает возможность в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам государства или общественных организаций;
5) нет долга, который бы соответствовал ему и который бы удовлетворял его (в отличие от субъективного права).
Виды законных интересов: по субъекту: граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций; коммерческих объединений и др.; по отраслям права: конституционные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.; по уровню: общие, частные; по характеру объекта: имущественные, неимущественные.
Общее между законным интересом и субъективным правом.
1) являются правовыми разрешениями (возможностями);
2) обусловлены материальным и духовным жизнью общества;
3) способствуют развитию социальных связей, сочетая личные и общественные интересы;
4) выступают способами правового регулирования;
5) направленные на удовлетворение собственных интересов;
6) имеют диспозитивный характер;
7) являются самостоятельными элементами правового статуса личности;
8) реализуются в форме использования;
9) выступают объектами правовой охраны и защиты;
10) гарантируются государством.
Однако субъективное право и законный интерес являются правовыми разрешениями (возможностями) различного свойства.
Различия между законным интересом и субъективным правом — проявляются в их сущности (правовой природе), содержании и структуре: 1) субъективное право является правовой возможностью свойства, то есть возможностью пользоваться благом в границах, установленных законом, а законный интерес является возможностью фактического свойства, то есть возможностью пользоваться благом, без четких границ (меры) разрешенного поведения («усеченная правовая возможность»);
3) субъективное право имеет возможность требовать, ибо обладает системой правомочий (на собственные действия, на чужие действия, на защиту государства), а законный интерес выражается в основном в просьбе, а не в требованиях определенных действий от других лиц;
4) субъективное право имеет большую стимулирующую силу, чем законный интерес, поскольку отражает существенные интересы за социальным значением, тогда как законный интерес отражает менее существенные интересы, которые не обеспечены правовыми возможностями;
5) субъективное право имеет высокую степень материальной обеспеченности, гарантированности благодаря тесной связи с благом и его защитой, а законный интерес имеет слабый степень материальной обеспеченности — реализуется тогда, когда фактически имеются необходимые условия для этого, его связь с благом и защитой более отдаленная, чем у субъективного права.
Сходства между законным интересом и юридическим обязанностям: 1) обусловленные уровнем развития общественных отношений, взаимозависимостью их участников; 2) служат способами правового регулирования, влияют на развитие общественных отношений; 3) выражают разнообразные потребности и интересы коллективных и индивидуальных субъектов правоотношений; 4) осуществляются на основе закона.
Различия между законным интересом и юридической обязанностью:
1) законный интерес является определенным правовым документом, а юридическая обязанность является правовой необходимостью;
2) если законный интерес непосредственно отражает стремление субъектов правоотношения к обладанию определенными социальными благами, то юридическая обязанность косвенно отражает интересы субъектов правоотношений, служит способом их реализации;
3) содержанием законного интереса являются правомочия субъекта в рамках разрешенного поведения, а содержанием юридической обязанности — должное поведение в пределах необходимого;
4) законный интерес имеет ограниченную структуру, а юридическая обязанность — широкую и разностороннюю структуру;
5) законный интерес не имеет корреспондирующего ему прямой обязанности, его заменяет обязанность общего характера (не мешать попыткам использовать возможности для реализации своего интереса); юридическая обязанность всегда соответствует определенному субъективному праву другого лица (лиц), а поскольку законный интерес опирается на субъективные права, то способствует его (законного интереса) косвенной реализации и защиты;
6) законный интерес не имеет формальной определенности (в большинстве случаев может быть реализован в рамках действующего законодательства), а юридическая обязанность имеет конкретную определенность и закрепление в законе, как и субъективное право;
7) формой реализации законного интереса является использование, а юридической обязанности — выполнение;
8) законный интерес носит диспозитивный характер, а юридическая обязанность — императивный;
9) законный интерес не обеспечивается государственным принуждением, тогда как юридическая обязанность — обеспечивается.
Например, законный интерес гражданина заключается в том, чтобы в аптеках были лекарства повышенного спроса. В случае их отсутствия он не может ни купить медикаменты, ни требовать от работников аптеки предоставления их в обязательном порядке. Следовательно, законный интерес не обеспечен долгом.
Главные причины существования законных интересов:
1) материальные (экономическая предопределенность) — в законных интересах опосредствуются только те интересы, которые желательно обеспечить материально, финансово, но еще нет возможности это сделать;
2) количественные (многообразие интересов и невозможности их урегулировать с помощью субъективных прав) — в законных интересах опосредствуются те интересы, которые право не успело «перевести» в субъективные права в связи с общественными отношениями, которые развиваются (невозможность опосередковувати интересы «в ширину») и которые нельзя типизировать в связи с их индивидуальностью, редкостью, случайностью и т. п (невозможность опосередковувати интересы «глубину»); 3) качественные (значимость для общества) — в законных интересах отражаются менее значимые интересы и потребности, чем в правах. Законные интересы позволяют обеспечивать разнообразные нужды и запросы граждан, удовлетворять и защищать в легитимном порядке новые появившиеся интересы, которые прямо не закреплены как субъективные права. Не следует перефразировать словосочетание «права и законные интересы» на «законные права и интересы», из последнего следует, что права могут быть незаконными,
В западной доктрине законному интересу придается определенное юридическое значение — он рассматривается как притязания на соблюдение государственными органами и должностными лицами (публичной администрацией) порядка реализации прав и свобод, установленный законом, в частности применение заинтересованным лицом требования признания незаконными акты и действия должностных лиц.
Соотношение субъективных прав и законных интересов
Законный интерес — это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Структура законного интереса включают в себя два основных элемента:
- 1) стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;
- 2) обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.
Законные интересы весьма разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям.
Например, по субъектам их можно подразделить на законные интересы граждан, государственных, общественных, муниципальных, коммерческих и иных организаций.
В свою очередь, законные интересы граждан подразделяются на законные интересы потребителей, членов семьи и т. п.
Законные интересы в зависимости от отраслевой распространенности могут быть материально-правовыми — конституционными (интерес в здоровом подрастающем поколении, в улучшении системы здравоохранения, в повышении благосостояния общества и др.), гражданскими (интерес автора в высоком гонораре за опубликованную книгу и проч.) и т. д., и процессуально- правовыми — уголовно-процессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой законного интереса), гражданскими процессуальными (интерес истца в назначении судом повторной экспертизы, интерес больного свидетеля в том, чтобы он был допрошен судом в месте его пребывания).
В зависимости от их уровня законные интересы бывают общими (интерес участника процесса в принятии законного и обоснованного решения по делу) и частными (интерес гражданина в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность в совершении правонарушения).
По характеру законные интересы подразделяются на имущественные (интерес в наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей в сфере бытового обслуживания) и неимущественные (интерес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственниками).
В любом случае соответствующим государственным органам следует считаться с многообразием существующих законных интересов, с их непростой социально-юридической природой, с различными формами проявления в жизнедеятельности современного общества и грамотно использовать имеющиеся в наличии правовые средства для эффективной защиты данных феноменов.
Общие черты между субъективными правами и законными интересами:
- 1) они обусловлены материальными и духовными условиями жизни общества;
- 2) содействуют развитию и совершенствованию социальных связей, фиксируя в себе определенное сочетание личных и общественных интересов;
- 3) несут определенную регулятивную нагрузку, выступая своеобразными подспособами правового регулирования;
- 4) предполагают удовлетворение собственных интересов личности, выступая своеобразными юридическими средствами (инструментами) реализации данных интересов, способами их правового опосредования;
- 5) имеют диспозитивный характер;
- 6) выступают в качестве самостоятельных элементов правового статуса личности;
- 7) представляют собой юридические дозволения;
- 8) их осуществление связывается в основном с такой формой реализации права, как использование;
- 9) являются объектами правовой охраны и защиты, гарантируются государством;
- 10) определяют собой своего рода меру поведения, специфический критерий законных деяний (так, в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ прямо установлено, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц»).
Различия между субъективными правами и законными интересами:
- 1) они не совпадают по своей сущности, ибо законный интерес в отличие от субъективного права есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью;
- 2) в законных интересах опосредствуются только те запросы, которые нельзя еще обеспечить материально, финансово (в той же мере, как и субъективные права);
- 3) в законных интересах опосредствуются стремления, которые право не успело «перевести» в субъективные права в связи с быстро развивающимися общественными отношениями (невозможность опосредствовать интересы в «ширину» — пробельность) и которые нельзя типизировать в связи с их индивидуальностью, редкостью, случайностью и т. д. (невозможность опосредствовать интересы в «глубину»);
- 4) в законных интересах отражаются менее значимые и существенные потребности;
- 5) законные интересы в большинстве своем формально в законодательстве не закреплены, не имеют четкой системы, менее конкретны, определенны;
- 6) законные интересы менее гарантированны, выступают менее совершенной формой опосредования потребностей субъектов и т. п.
Право и социальные интересы
Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права. Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес».
В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».
Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному.
Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей.
По мнению третьих, интерес — это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку интерес целиком определяется объективными факторами.
Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. Однако проф. А. И. Экимов считает, что этими терминами обозначается лишь оптимальный способ удовлетворения потребности, который сам субъект оценивает для себя как оптимальный.
Иногда интерес понимается как благо, т. е. как предмет удовлетворения своих потребностей (проф. С. Н. Братусь). Такое использование термина «интерес» в целом укоренилось в юридической литературе.
Таким образом, предмет интереса совпадает с предметом потребности, что послужило основанием для отождествления интереса и потребности. Между тем они имеют разную природу и содержание.
Потребность служит материальной основой интереса. Интерес же по своей сущности есть отношение между субъектами, но такое отношение, которое обеспечивает оптимальное (эффективное) удовлетворение потребности. Иногда говорят, что интерес — это общественное отношение, опосредующее оптимальное удовлетворение потребности и определяющее обшиє условия и средства ее удовлетворения.
Отсюда ясно, почему одни и те же потребности порождают зачастую разные, а то и противоположные интересы. Это объясняетеся разным положением людей в обществе, что определяет различие в их отношениях по поводу удовлетворения своих потребностей.
В литературе предлагается различать социальный и психологический интересы. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.
Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т. е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий.
Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.
Итак, интерес обладает следующими свойствами.
- 1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
- 2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.
- 3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.
- 4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.
Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.
Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах — в правотворчестве и при реализации права.
В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.
Как справедливо указывает проф. Ю. А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции.
Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование — с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.
Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе. Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов. А это, в свою очередь, требует выдвижения определенных целей.
Цели отражают потребности и интересы людей, хотя и не являются их зеркальным отражением, чаще всего они отражают желаемое, возможное состояние (с точки зрения субъектов). Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам.
Необходимы средства для реализации цели. Иначе говоря, цели должны быть реализуемы.
Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.
Одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, находящихся в сходной ситуации.
Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей.
Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур — порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.
Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства — установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практическом реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.
Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.
Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.
В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:
- 1) возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
- 2) усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;
- 3) возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.
Права и интересы
Поводом для этой заметки стала инициатива, которая сейчас рассматривается в Госдуме и, скорее всего, будет принята. Речь идет об упрощении доступа к работе для детей в возрасте от 14 лет и выше. Формальное обоснование выглядит так: во время каникул дети хотят подрабатывать, бюрократические барьеры это затрудняют — давайте их снимем, чтобы дети могли жизнерадостно и эффективно подрабатывать. Меня всегда радует (в кавычках), когда какие-либо зафиксированные защитные нормы пытаются отменить, обосновывая это отсылками на роль бюрократии. Конечно, бюрократия есть.
Но на бюрократии — в том числе — стоит вся система писаного права. И будет ли это победой разума над темными силами, если отменить согласие органов опеки на работу подростка, — большой вопрос. Но я бы предложил еще один ракурс для разбора темы “борьба за права и ее последствия”.
Сейчас в стране низкий уровень безработицы. Это связано и с мобилизацией трудоспособных людей, и с так называемой “релокацией” ряда, по выражению Дмитрия Пескова, “испуганных патриотов”, и с уменьшением числа трудовых мигрантов. Но при всех трудностях для экономики, которые вызывает дефицит рабочей силы, есть вполне конкретный положительный результат. Дефицит рабочей силы вызывает конкуренцию работодателя за этот ресурс, а значит — повышение его цены.
В конечном счете в рыночной экономике это ведет к росту зарплат.
Продолжая наши “игры разума”, предположим: что должен сделать работодатель, чтобы не допустить такого “нерационального” расхода ресурсов, как рост зарплаты для уменьшившегося числа работников.
Первый. Переходить к внерыночным формам регулирования рынка труда. Чтобы рынок был уже не рынком, а чем-то, где трудовые ресурсы не живут по принципу “захотел — уволился”.
В истории России были такие фрагменты, которые вошли в народную память пословицей “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день” (единственным днем, когда был возможен переход к другому помещику). Или — борьбой с летунами, запретом увольнений и преследованием за десятиминутное опоздание на работу (это уже было в СССР перед Отечественной войной).
Второй. Вывести на рынок труда дополнительные трудовые ресурсы. В нашем случае, как мне кажется, в том числе — подростков. То, что это делается под флагом борьбы за их права, вполне логично.
В истории есть примеры, когда для борьбы с ростом зарплат работников использовался инструмент привлечения дополнительной рабочей силы, чьи права таким образом вроде бы защищаются.
Крайне важно быть правильно понятым за следующий исторический пример. Совершенно справедливая борьба женщин начала прошлого века за политические и социальные права завершилась тем, что — кроме обретения права голосовать — женщины вышли на рынок труда. Это привело к моральному удовлетворению (права восстановлены). А кроме того, к увеличению конкуренции за рабочие места и возможности для работодателя занижать зарплаты для всех оптом — и для работающих мужчин, и для теперь уже работающих женщин.
Просто в силу того, что предложение рабочей силы стало больше. Товара больше — он дешевле. И, кстати, в так называемой рыночной экономике вопрос о равенстве доходов для женщин и мужчин (формально равных субъектов на рынке труда) не разрешен до сих пор. Несмотря на все звучащие заявления, программы и т.д.
Борьба за равенство идет, она обращена в вечность. А по пути в эту вечность работодатель экономит за счет дополнительного предложения рабочей силы.
Это не значит, что нужно “тащить и не пущать” женщин работать, а подростков подрабатывать. Речь о том, чтобы исключить возможность экономить на оплате труда — и на одних, и на других. Добиваться того, чтобы закрыть лазейку этой “экономии”, по идее, должны государственные контролирующие органы и профсоюзы. Но если профсоюзам прав такого контроля не дают, а госорганы по факту попустительствуют… Значит, цель “борьбы с бюрократией” — не в защите прав, а в предоставлении работодателю скрытого экономического бонуса за счет работника.
Ничего больше. Теперь уже древние (из начала прошлого века) политики призывали за громкой фразой видеть экономические интересы. Вот вам, пожалуйста.