Я заказала унты (зимняя обувь) на заказ (индивидуальный пошив), строго по моему дизайну. Получила, заплатила. Через некоторое время узнала, что они пустили модель моих индивидуальных унт на конвейер.
Сшили точно такие на продажу. Могу ли я потребовать компенсацию или запретить, чтобы эти унты продавались?
Григорий Арутюнян
Консультаций: 640
Патентные права на изобретения, а именно к этой отрасли права относятся обстоятельства, изложенные в вопросе, регулируются частью четвертой Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1345 ГК РФ интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.
На основании п. 2 ст. 1345 ГК РФ автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:
1) исключительное право;
2) право авторства.
Согласно ст. 1346 ГК РФ на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.
В ст. 1347 ГК РФ установлено, что автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.
Согласно п. 1 ст. 1350 ГК РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
В силу ст. 1353 ГК РФ исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Из приведенных законоположений усматривается, что автору изобретения, т.е. гражданину, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности, принадлежит интеллектуальное право на изобретения (патентное право), объединяющее два вида прав – исключительное право и право авторства. Примерные виды изобретений (родовые признаки) перечислены в п. 1 ст. 1350 ГК РФ.
Патентное право на изобретение признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего изобретения.
Судя по всему, автор вопроса создала дизайн обуви, но не зарегистрировала патент на дизайн в установленном законом порядке, в связи с чем охрана изобретению в настоящее время предоставлена быть не может. Однако ничто не мешает изобретателю подать заявку в Роспатент (Федеральный институт промышленной собственности: Г-59, ГСП-3, 125993, г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. ru), самостоятельно или предварительно заключив договор с патентным поверенным (полный список патентных поверенных России: https://globalpatent.ru/poverennye-rossii/501-polnyj-spisok-patentnykh-poverennykh-rossijskoj-federatsii), собрав все необходимые документы, включая эскиз дизайна обуви, оплатив госпошлину и совершив другие юридически значимые действия.
Получив патент на изобретение, автор вопроса станет правообладателем и сможет запретить всем бездоговорное использование изобретения.
Когда ремесло кормит
Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.
Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?
Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает — тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ).
Отделить автора от его произведения невозможно — во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи. Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.
Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы
Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход. В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение. Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.
И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно распоряжаться им и получать вознаграждение.
Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?
Читайте также
Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.
Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере. Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст.
1228 ГК).
Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности
Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это?
Только ли один дизайнер создает проект?
Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре. Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика.
И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.
Читайте также
В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?
Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?
Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом.
Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом). Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст.
1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным. Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз.
2 ч. 2 ст.1295 ГК РФ).
Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.
Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст.
1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.
Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться. Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону.
При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.
Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения. И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор. В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ).
Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.
Важно соблюдать коммерческую тайну
Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем. С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ). Почему так?
По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.
FAQ
А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:
1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?
Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15). По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ).
Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.
2. Обоснованы ли претензии клиента?
Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:
«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».
Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах.
Контакты оставлять на проекте нельзя.
3. Если для одного заказчика разработали проект,а потом другой клиент, увидев фото на сайте,просит себе такой же дизайн сделать?В этом случае изготовление такого же дизайнадля другого клиентабудет нарушением прав первого?
Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ).
Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру. «Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).
4.Можно ли использовать в своей работепроекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?
Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ).
Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.
Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.
Советы начинающим дизайнерам
- Начиная трудовую деятельность, по возможности, выбирайте стабильные фирмы, которые утвердились на рынке дизайнерских услуг, имеют постоянных клиентов.
- Заключая трудовой договор с работодателем, обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на служебное произведение. Именно оно дает право работодателю обнародовать ваше произведение и использовать его (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).
- Работая с заказчиком, не забывайте, что автор «результата интеллектуальной деятельности», это вы, так как создается проект вашим творческим трудом. Авторское право неотчуждаемо.
- В дальнейшем, чтобы в полной мере обладать и авторским, и исключительным правом на произведение, вы можете работать самостоятельно по договору с заказчиками.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Модный договор: почему дизайнер не может работать без юриста
Как правильно защитить свой fashion-продукт, должен ли цвет становиться предметом охраны, насколько дизайнеру нужно глубоко погружаться в тему интеллектуальной собственности, что считать вдохновением, а что копированием и почему юриста нужно выбирать так же тщательно, как мужа или жену, обсудили на «Российской креативной неделе. Москва Фест».
пресс-служба Российской креативной недели
На сессии «Право на насмотренность. Как не создать то, что создали другие?» выступили основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов; основательница и дизайнер бренда BITTE RUHE Ксения Кудряшова; член Ассоциации Высокой Моды и Прет-а-Порте России, заведующий кафедрой дизайна костюма Института дизайна РГУ им. А.Н.
Косыгина Сергей Сысоев.
Модерировала дискуссию директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.
В суд или не в суд
Вопрос, стоит ли отстаивать свои интеллектуальные права в суде, в дизайнерском мире по-прежнему дискуссионный. Некоторые, как, например, модельер и основатель собственного бренда Сергей Сысоев, придерживаются точки зрения, что не стоит тратить время и энергию на судебные тяжбы.
— Меня копировали не раз. Конечно, творческому человеку всегда обидно, когда воруют его идеи и присваивают сделанные им открытия. Себя я всегда утешаю тем, что копия никогда сравнится с тем, что создал я, и покупатели и клиенты не могут этого не замечать. Кроме того, с опытом -а моему бренду уже более 25 лет — я научился распределять время и нагрузку.
Каждый раз я тщательно взвешиваю, стоит ли тратить силы на отстаивание своей правоты с кем-либо или лучше пойти сделать нечто новое. Не знаю, прав я или нет, но я придерживаюсь правила, что копируют ущербные люди, а я вновь придумаю и создам уникальную вещь, — говорит Сергей Сысоев.
Молодой дизайнер Ксения Кудряшова, напротив, решила, что готова попробовать наказать мошенников и защитить свой свитшот с корсетными линиями в суде. Дело стало одним из самых успешных и широко освещаемых в медиа, а поход в суд закончился взысканием в ее пользу миллиона рублей.
— Это было долго и дорого, — делится Ксения Кудряшова. — Если честно, то изначально мы ни на что не надеялись, нам просто был интересен процесс, это была игра — получится или нет. Конечно, с одной стороны, когда дизайнера копируют — это комплимент, но с другой — мне это очень не нравится. Особенно когда мне в открытую говорили, «мол, я тут два сантиметра прибавлю, тут убавлю, и вы меня не засудите».
И мне захотелось попробовать доказать, что авторское право у нас существует. В итоге мы победили. И это важно не только для нашего проекта, но и для всей сферы в целом.
Мы показали, что это возможно.
— В вашем случае это более чем оправданно, так как у вас ценна именно идея. Ведь, самое неприятное — это когда то, что ты создал, перестает звучать как сделанное тобой. Дизайнер сегодня не может работать без юриста.
Более того, его нужно выбирать тщательно, как члена семьи, как жену, мужа — поддержал ее Сергей Сысоев.
Таким надежным юристом, по мнению Екатерины Чуковской, может стать Руслан Гацалов, который твердо убежден в том, что креативному предпринимателю нужно отстаивать свои интересы.
— Защищать свои права, идти в суд или нет — выбор каждого человека, — отмечает юрист. — Однако он должен оценить рентабельность этого процесса, потому что всегда есть риски не получить ожидаемого результата. У судьи может быть плохое настроение, или судья почувствует себя критиком и попытается дать оценку художественной ценности того, что вы создали. Например, вы требуете компенсацию миллион, а судья оценит ваш дизайн, как у меня было в одном из регионов, — ему красная цена 10 000 рублей. Суд — это такой же бизнес-процесс, в который вы вкладываете ресурсы, деньги, юристов, экспертизу.
Если это ваши последние деньги и есть серьезный риск неполучения нужного вам результата, то лучше, конечно, купить условную буханку хлеба, чем быть голодным, обездоленным и пытаться доказать в суде. Но если вы занимаетесь бизнесом, то защищать свои права нужно. Как показывает моя практика, со временем творческий человек ломается, когда видит, что то, что он создает, регулярно копируют. Такая несправедливость порой доводит до того, что люди перестают творить и разочаровываются в своей деятельности.
У нас было очень много кейсов, связанных с дизайном одежды. Для того чтобы установить факт нарушения, необходимо доказать, что один дизайн является производным другого. Внешнее сходство — это лишь один из критериев.
Суд всегда оценивает по основным отличительным характеристикам.
— В любом судебный процесс, через который я прошла, доставил мне удовольствие, — сказала Ксения Кудряшова
— Это все потому, что вы были со стороны истца, — парировал Гацалов.
По словам Ксении, она искренне надеется, что так будет и впредь, так как внимательно следит за тем, чтобы не делать то, что уже было до нее.
Вдохновение, копирование, апсайклинг.
Многие нарушения вызваны, по словам Руслана Гацалова, непониманием, как и на чем строится мир дизайна, что можно считать вдохновением, а что будет являться копированием.
— Когда архитектор Сантьяго Калатрава, увидев на улице лопух, создает на его основе проект вокзала с открывающейся крышей — это вдохновение. А когда начальник отдела дизайна одного из брендов отправляется в Европу на выставку, где смотрит, фотографирует, а затем делает на основе этого нечто, что пытается выдать за абсолютно новый дизайн, — это копирование. Если можно установить производный характер дизайна, значит, факт нарушения есть, — подчеркивает Гацалов.
Дизайнер всегда должен быть крайне осторожен в этом вопросе, уверен Сергей Сысоев.
— Сейчас я работаю с Императорским фарфоровым заводом. Коллекция построена на том, что все чашки, блюдца — разные. В дизайне я использовал архитектурные элементы. На эту идею меня натолкнули старинные гравюры.
Казалось бы, что проще, взял гравюру и напечатал на блюдце. Но чтобы это стало современным дизайном, все элементы архитектурных фрагментов, были прописаны в гравюрной технике, но в цифровом виде, — подчеркивает дизайнер.
На вопрос, считать ли апсайклинг копированием, спикеры единодушно ответили, что если это реальная переработка, то никаких нарушений они не видят.
— Если круто переработано, если человек талантливый и подошел к делу творчески, то почему бы и нет. Возможно, я бы даже попросила поносить вещь, где есть частички моего бренда, — говорит Ксения Кудряшова.
Руслан Гацалов подчеркнул, что здесь очень важно доказать сам факт переработки. В таком случае это нельзя считать копированием.
Сергей Сысоев привел в пример коллекцию стульев, созданных в линейке Sergey Sysoev Home, где в обивке были использованы итальянские ковры 50-70-х годов.
Право на учебу
Но что делать, если дизайнер взял на вооружение метод, изложенный в образовательной литературе, курсе или мастер-классе.
— Люди специально создают технологии моделирования, они зарабатывают на выпуске книг, лекциях и мастер-классах. Это созвучно тому, что кто-то когда-то изобрел втачной рукав или рукав реглан. Если человек выпускает обучающие материалы, то рассчитывает на то, чтобы это продвигалось.
У нас на кафедре дизайна костюма преподают сразу несколько методик моделирования, — говорит Сергей Сысоев.
По словам Екатерины Чуковской, авторское право довольно лояльно к любым социально ориентированным практикам, то есть в учебных целях можно и цитировать, и использовать в качестве иллюстраций любое изображение.
Однако в практике Руслана Гацалова в данный момент есть дело, где клиента обвиняют в том, что он обучал методу сквозной вышивки. Гацалов надеется, что ему удастся отстоять интересы клиента и доказать, что обучающий курс никак не нарушает права представителей русского народного промысла.
— Если человек производит на продажу товар, украшенный крестецкой строчкой, он должен нести ответственность, но если всего лишь обучает, то нет, — отмечает юрист. — В России более 50 учебно-методических пособий, по которым обучали как в советское время, так и сейчас.
Жизнь в розовом цвете
Еще один важный вопрос — использования цвета в качестве товарного знака. И если голубой — это всегда Tiffany, то оранжевый крепко ассоциируется с Hermès, а розовый — с домом Valentino.
Кстати, как рассказала Екатерина Чуковская, первым «застолбить» цвет за собой додумался далеко не дизайнер, а производитель стекловаты.
— В контексте своего бренда мне это не актуально, потому что у нас нет ресурсов, чтобы зарегистрировать свой цвет, но для более крупного модного дома мне кажется это оправданным. Когда видишь платье ярко-розового цвета, то понимаешь, что это Valentino, — говорит Ксения Кудряшова.
По мнению Сергея Сысоева, это скорее вопрос пиара, чем дизайна.
— Я работал в коллаборации с известным химиком Александром Михайловичем Андриевским, поэтому точно знаю, что, во-первых, из-за строения глаза цвет всеми воспринимается по-разному, во-вторых, он меняется в зависимости от текстуры, на которой напечатан. Хорошо, конечно, когда тебя идентифицируют по цвету, но запретить его использовать другим — это перебор. Мне кажется, куда важнее защищать технологии производства.
Например, у Андриевского несколько патентов на изобретенные им технологии, — говорит Сысоев.
Руслан Гацалов убежден, что регистрация цвета очень сильно помогает в ювелирном деле.
— Например, есть ювелиры, которые используют в своих произведениях глазурь. Чтобы получился уникальный цвет, они комбинируют разные оттенки. И, как показала практика, в большинстве случаев мошенники копируют как раз цветовое решение. Сталкиваясь с таким правонарушением, мы понимали, что судебное разбирательство не слишком перспективно и слишком рискованно.
Решением стало регистрация цвета как товарный знак.
По мнению Екатерины Чуковской, сессия показала, насколько юридические знания нужны всем креативным предпринимателям, чтобы обезопасить себя и свои произведения от ненужных разбирательств.
Когда российские дизайнеры смогут зарабатывать на интеллектуальной собственности
Российский дизайн активно развивается и занимает свое место в истории дизайна. Проекты и изделия наших авторов все чаще привлекают внимание международной прессы, локальные творцы вступают в коллаборации с мировыми знаменитостями — похоже, бренд «Сделано и придумано в России» вполне может быть модным. Однако признание практически не коррелирует с коммерческим успехом.
Объем рынка предметного дизайна составляет всего 1 млрд рублей в год, хотя предметный дизайн — это, по сути, все вещи, которые нас окружают.
Одна из причин такого положения дел — слабое развитие института интеллектуальной собственности в отрасли. Если композиторы, исполнители, режиссеры и продюсеры давно поняли, что творческий продукт стоит денег, дизайнеры только начинают разбираться в том, как работают инструменты охраны, защиты и монетизации интеллектуальных прав. Представители отрасли рассказали Изданию, какие проблемы для них наиболее актуальны, а юристы объяснили, как их решить.
Терминал московского аэропорта хорош почти всем. Единственный недостаток — мебель. Разрозненные предметы интерьера оставляют впечатление квартиры после переезда. Пытаясь решить проблему, компания обратилась в дизайнерское бюро.
Проект нового пространства был готов через три дня, вся мебель обошлась бы меньше чем в полтора миллиона рублей. Казалось, аэропорт все устраивает. Однако скоро компания объявила конкурс не на закупку, а на производство мебели.
Одновременно в соцсетях одной российской мебельной фабрики появились фотографии стульев, чрезвычайно похожих на те, что разработало дизайнерское бюро, а также новости о том, что скоро фабрика будет обставлять аэропорт.
Казалось бы, покушение на интеллектуальные права совершенно очевидно. Но дизайнеры не спешили обращаться в суд, предпочитая разбирательству кампанию общественного осуждения в социальных сетях.
Подобные ситуации происходят сплошь и рядом. «Один из наших клиентов — модный дом — столкнулся с тем, что ботильоны, которые они проектируют в России и отдают на отшив в Турцию, у конкурентов появляются на три дня раньше, чем у них. С абсолютно аналогичным дизайном и стилем, то есть полная копия. Конкуренты еще имеют наглость рекламировать их в Instagram и говорить о «своем» креативном дизайне», — рассказала основатель системы управления правами на интеллектуальную собственность IREG, доктор юридических наук Галина Добрякова. По ее словам, злоупотребления удалось пресечь только после того, как дизайнеры начали депонировать проекты перед отправкой производителям. Самое важное, что системы депонирования научились фиксировать данные в общественной блокчейн-сети IPChain.
Десятки независимых узлов — от «Сколково» и Российского авторского общества до Роспатента и Суда по интеллектуальным правам — записывают информацию о созданном объекте дизайна так, что исправить ни ее, ни дату и время создания потом невозможно. Такая информация может быть представлена как доказательство в судах большинства экономически развитых стран.
По мнению директора Ассоциации специалистов предметного дизайна (АСПД) Анастасии Крыловой, одна из ключевых проблем индустрии состоит в недостатке знаний о правовых инструментах работы с концептами, проектами, промышленными образцами и другими нематериальными активами. В свою очередь, дефицит знаний упирается в низкий уровень общей деловой культуры — корпоративные заказчики покупают подделку, даже не задумываясь о правовых и репутационных последствиях, а частные клиенты, не моргнув глазом, просят скопировать им интерьер из журнала.
«Дизайнеры боятся отправлять проекты заказчикам, а организаторам конкурсов — концепты. Они вполне обоснованно опасаются, что дизайн скопируют и передадут кому-то, кто сделает дешевле и заберет себе не только деньги за исключительное право, но и славу за авторство. Так что диалог между производителями и дизайнерами строится очень тяжело», — сказала Крылова.
Обособленность дизайнеров от представителей других креативных индустрий очевидна, полагает эксперт. Дизайнеры редко принимают участие в мероприятиях, посвященных интеллектуальной собственности, потому что не до конца понимают, как повестка этих встреч соотносится с проблемами их профессионального сообщества. Отчасти решить эту проблему призван образовательный проект IP Design Day, задуманный АСПД совместно с Федерацией интеллектуальной собственности (ФИС).
Президент ФИС, преподаватель Digital IP Сергей Матвеев отметил, что, хотя интеллектуальные права — то, как они возникают и передаются от создателя к производителю, — определяется законом, не меньшее значение имеют обычаи делового оборота. «Сфера промышленного дизайна в России несколько запоздала с формированием таких обычаев и практик, но это и к лучшему — все равно старый «бумажный» мир, мир «посредников» в сфере интеллектуальной собственности уже даже не трещит по швам, он просто рассыпается под натиском цифровых технологий. Причем я имею в виду технологии создания новых творческих продуктов и фиксации прав на них, сделок с правами и, наконец, обнаружения нарушений прав и их защиты, в том числе в суде. Так что у нас в сфере дизайна есть шанс оказаться даже не в первом вагоне поезда, а стать водителем паровоза», — сказал эксперт.
Кроме того, в декабре 2019 года Ассоциация презентовала отраслевую экосистему Russian Design Council, предлагающую дизайнерам полезные цифровые сервисы, основанные на технологии IPChain. Сегодня члены АСПД могут бесплатно депонировать свои эскизы и проекты, тем самым подтверждая их охрану авторским правом, а при необходимости — получать более сильную защиту (например, при регистрации с помощью сервиса Online Patent в качестве промышленного образца). В перспективе экосистема должна расширить функционал до полноценной фиксации передачи прав работодателю или заказчику.
Чейн-код вместо письма
Особенность института интеллектуальной собственности в том, что один и тот же объект можно охранять разными способами. Самый простой способ охраны — авторское право. Оно действует по умолчанию, бесплатно, без всяких дополнительных усилий, всю жизнь и еще 70 лет после смерти творца. При таком режиме охраны защищается только форма: текст, изображение, мелодия. Достаточно внести изменения, и автор не сможет доказать факт плагиата без судебной экспертизы.
Хоть авторство и возникает без усилий, в случае конфликта его придется доказывать. Именно поэтому еще столетие назад люди заранее стелили соломку, отправляя рукописи по почте самим себе.
Далеко не все знают, что сегодня защитить изобретение можно при помощи специальных сервисов, фиксирующих время создания объекта и гарантирующих его сохранность и неизменность — уже не в описи конверта, а в чейн-кодах. По такому принципу устроены отраслевая экосистема Russian Design Council и, к примеру, сервис n’RIS. Технология блокчейн произвела настоящую революцию не только в сфере депонирования, но и во всей сфере интеллектуальной собственности — вплоть до сделок с правами. По мнению генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Фрэнсиса Гарри, Россия продвинулась в этой практике дальше других стран.
Теперь картину, рукопись или дизайн-проект не нужно нести в творческий союз, к нотариусу или на почту (рискуя нарваться на все тех же злоумышленников) — достаточно воспользоваться ресурсами блокчейн-инфраструктуры.
«Депонирование — это вопрос цены эффективности. Отвечая на вопросы дизайнеров о депонировании сотни эскизов, он поясняет, что главное — разместить в депозитарии базовый рисунок, который недоброжелатели могут перехватить и сразу запустить в производство. Впрочем, сервисы вроде n’RIS позволяют размещать коллекции рисунков.
Вы платите за альбом, размещаете серию эскизов, при этом каждый из них охраняется по отдельности.
Выйти за пределы договора
Если вам кажется, что кто-то чересчур «вдохновляется» вашими работами, имеет смысл обратиться за заключением специалиста. В случае промышленного дизайна лучше всего подойдет Строгановское училище. Искусствоведческая экспертиза предполагает проведение судебной процедуры или следственного действия, а экспертным заключением можно заручиться за небольшую плату.
Впоследствии оно станет хорошим подспорьем в защите ваших прав.
Впрочем, по словам Маркова, чаще всего в плагиате виноваты не дизайнеры, а заказчики. «Клиент приносит какой-нибудь итальянский журнал и говорит: «Я хочу такую квартиру». Только он не учитывает, что, как правило, дизайн-проекты составляются в электронном виде и не имеют никакого отношения к реальным фотографиям. Но если это реальные фотографии и, не дай Бог, дизайнер на это поведется, у него могут быть неприятности.
Он должен убедить заказчика, что можно сделать лучше, чем на фото. Понятно, что деньги не любовь — два раза не предлагают, но не всегда нужно на них вестись», — пояснил эксперт.
Депонирование важно не только дизайнерам, но и бизнесу, использующему их продукты в качестве служебных произведений или работающему с ними как с подрядчиками, подчеркнула Добрякова: «Многие компании, с которыми мы работаем, думают, что достаточно подписать договор, и на этом процесс защиты заканчивается, но это не так. Если вы не приложили к договору свидетельство о депонировании, то это пустой договор».
Компании запросто могут стать жертвами недобросовестных сотрудников или подрядчиков: достаточно удалить с рабочего сервера эскизы работ, и фирма никогда не докажет свое авторство, добавляет эксперт. Визуальные элементы оформления сетевых и франчайзиновых компаний, создаваемые дизайнерами, также нуждаются в защите. Если компания не предпримет меры заблаговременно, конкурент запросто откроет заведение с аналогичным дизайном, но другим названием.
«В моей практике был случай, когда подрядчику удалось защитить служебное произведение патентом на промышленный образец, что случается крайне редко. Поскольку в договоре заказа не были зафиксированы визуальные характеристики переданного объекта и не было даже макета, Палата по патентным спорам не приняла во внимание претензии заказчика», — сказала эксперт.
Лучший способ обезопасить себя — приложить рисунок непосредственно к договору и депонировать все результаты, полученные на рабочем месте, считает Добрякова. Практика полезна не только работодателям, но и дизайнерам, у которых остаются личные неимущественные права. К примеру, они могут использовать работы в портфолио или доказать свои заслуги, претендуя на премию.
Неуловимый патент
Дизайн можно защитить патентом в качестве промышленного образца, но для этого он должен быть новым и оригинальным. Такую экспертизу делает национальное патентное ведомство, в России — Роспатент. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о том, что экспертизу можно проводить и независимым научным организациям.
Впрочем, решение о выдаче патента, основываясь на результатах экспертизы, все равно будет принимать Роспатент — таковы требования международных соглашений. Сейчас законопроект касается только изобретений и полезных моделей, но эксперты полагают, что ко второму чтению в текст документа стоит включить и промобразцы.
Главное преимущество охраны дизайна в форме промышленного образца в том, что правообладатель может пресекать не только прямое копирование всего произведения или его элементов, но и производство похожих изделий. Если продукт оставляет у потребителя схожее зрительное впечатление, у правообладателя появляется основание заявить о нарушении исключительного права.
Гендиректор Online Patent, патентный поверенный и преподаватель Digital IP Алина Акиншина отметила, что режим авторского права — прекрасная возможность подтвердить свои права на объект дизайна. Это можно сделать путем простого презюмирования авторства — к примеру, разместить объект в депозитарии. Однако в ряде случаев целесообразно подумать о заявке на промобразец: «Если речь идет о предметах мебели или одежды, упаковках, светильниках и любых других объектах, предназначенных для тиражного производства, — защиты в режиме авторского права едва ли будет достаточно.
Компаниям и дизайнерам, создающим такие решения, стоит задуматься о расширении объема правовой охраны своих разработок путем получения патента на промышленный образец — как минимум для того, чтобы не оказаться на месте мебельной компании, чья продукция была использована при создании подделок».
Несмотря на очевидность злоупотребления, авторское право вряд ли спасет в ситуации, в которой оказалась компания, выпускающая оригинальные предметы интерьера, объяснила эксперт: «Хитрость в том, что нарушение авторского права — это использование произведения как такового. Российская фабрика не изготавливала стулья по чертежам московского дизайнерского бюро. Она просто производит похожие стулья или, по крайней мере, утверждает, что все выглядит именно так.
Создание продукции, в какой-то мере похожей на чужие объекты авторского права, совершенно не запрещено».
При наличии патента на промышленный образец ситуация выглядела бы совершенно иначе. «Нарушение исключительного права на промышленный образец может быть установлено в случае, если совпадает общее зрительное впечатление, производимое объектом дизайна на потребителя. То есть, если не погружаться в тонкости, производство стульев, похожих на запатентованный стул, — вне зависимости от факта осведомленности производителя о существовании патента — нарушает права патентообладателя», — заключила Акиншина.