Аренда земельного участка в селе 2024

1. Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов

В июле 2022 года принят федеральный закон, по которому механизм получения фермерами государственных муниципальных сельхозземель в аренду стал существенно проще (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316-ФЗ от 14.07.2022).

В ряд государственных законов:

  • Земельный кодекс РФ
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015)

внесены необходимые изменения. Они актуализированы с момента вступления в юридическую силу «своего родителя».

На основании положений принятого закона, с 1 марта 2024 года отечественные фермеры (граждане и крестьянско-фермерские хозяйства) смогут получать государственные и муниципальные участки с/х назначения:

  1. в аренду без торгов
  2. на срок – до 5 лет
  3. с возможностью многократного продления аренды ЗУ:
    • закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
      • аренда ЗУ может быть продлена
      • арендатор имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов – фермер сможет продолжить работу на полученной земле по истечении 5 лет аренды
  4. вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов
  5. с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка (ЗУ) в дальнейшем
  6. без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) ЗУ на территориях иных субъектов РФ

1.1. Цели закона

Главными задачами закона правительство считает следующие:

  • значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств
  • введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК)
  • развитие локальной сельской экономики
  • ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
  • предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица

Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:

  • с 1 марта 2024 года с/х земля станет доступнее
  • чтобы получить её без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах

Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:

  • без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают
  • без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем

2. Установленные запреты

Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:

  • в ЗК РФ:
    • в статью 39.14 – внесён пункт 8, исключающий требование об опубликовании извещения о предварительном согласовании предоставления ЗУ или о предоставлении ЗУ для осуществления деятельности КФХ
    • статья 9 дополнена пунктом 9 – устанавливает запрет на ряд действий с ЗУ, предоставленного в аренду, – на передачу:
      1. земли в субаренду
      2. прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу
      3. арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами ЗУ из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности КФХ

    В статье 10 Закона №101-ФЗ сделаны поправки в пункте 8. В соответствии с ними земельные участки из земель с/х назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются

    • в аренду на срок до 5 лет
    • без проведения торгов

    тем с/х организациям, которые получают господдержку в сфере развития сельского хозяйства для ведения ими сельского хозяйства или осуществления иной связанной с с/х производством деятельности

    Кроме того, в Закон №101-ФЗ введена статья 10.1 – устанавливает, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности КФХ:

    • на срок до 5 лет
    • без подтверждения отсутствия на территориях иных субъектов РФ земельного участка
    • с рассмотрением заявления о предоставлении ЗУ в порядке поступления таких заявлений

    Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запрета на изменение целевого назначения ЗУ. В связи с этим утрачивается возможность строительства жилых комплексов:

    Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.

    3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2024

    Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.

    Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2024 года:

    1. расторгнуть договоры субаренды
    2. вывести с/х земли из уставных капиталов
    3. вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов

    Органам земельного контроля предстоит:

    • внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
      • с 01.03. 2024 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель

      4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов

      4.1. Алгоритм

      Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

      • гражданину
      • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

      в порядке, установленном земельным законодательством:

      1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ:
        • подготовка схемы расположения ЗУ для предварительного согласования предоставления участка с администрацией – в случае образования участка (без опубликования схемы в сети интернет, которое выполнялось в извещении администрации о проведении торгов)
      2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
        • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
        • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
      3. законы субъектов РФ – примеры:
        • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
        • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
          • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
          • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
          • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
          • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
        • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
        • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
          • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

      Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

      • или исполнительный орган государственной власти
      • или орган местного самоуправления (ОМС)

      Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):

      • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
      • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

      Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

      1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
        • с дальнейшим заключением договора аренды
      2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

      Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

      1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ:
        • площади ЗУ, указанного в заявлении
        • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
      2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению

      4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2024

      1. с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством
      2. ЗУ уже предоставлен на праве:
        • постоянного (бессрочного) пользования
        • безвозмездного пользования
        • пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
        • аренды
      3. ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
      4. на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
        • здание
        • сооружение
        • объект незавершённого строительства
      5. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
      6. ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
      7. ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
      8. испрашиваемый земельный участок:
        • расположен в границах территории, в отношении которой заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
        • образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
        • выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
      9. на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
        • о проведении аукциона по продаже ЗУ
        • на право арендовать ЗУ
      10. в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
        • для ИЖС
        • для ведения ЛПХ
        • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
        • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
      11. ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
      12. ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
      13. ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из такого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
      14. в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения
      15. ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
      16. предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
      17. вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
      18. ЗУ не отнесён к определённой категории земель
      19. предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании
      20. ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
      21. необходимо уточнение границ ЗУ
      22. площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
        • в схеме расположения участка
        • в проекте межевания территории
        • в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
      23. ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
      24. основания, установленные законом № 316-ФЗ:
        • площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
        • ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

      5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года

      Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:

      1. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
        • соответствующие изменения в пункте 2
        • появится дополнительный пункт 2.1
      2. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
        • дополнение в статью 38 части 10
        • соответствующие замены в части 9.1 статьи 47

      Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.

      Органам местного самоуправления поселения, муниципального или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в долевой собственности, с даты 01.03.2025 необходимо:

      1. перевести в простую правильную дробь размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах
      2. своим решением утвердить результаты проведённого определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок
      3. подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН

      Процедура определения долей в дробном формате:

      • введена в целях обеспечения разумного баланса частных и публичных интересов
      • упрощает при проведении общего собрания участников долевой собственности:
        • выдел ЗУ в счет долей
        • принятие решений о подсчёте голосов

        Полезно знать

        1. Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2024 – здесь
        2. Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
        3. Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь
        4. Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ – здесь
        5. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
        6. Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь
        7. Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков – здесь
        8. Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
        9. Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
        10. Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
        11. Публично-правовая компания «Роскадастр» – начало эпохи электронного «единого окна» – здесь
        12. Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2024 году – здесь
        13. Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон ­– здесь
        14. ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь

        Как продлить аренду земельного участка без проведения торгов

        Договор аренды земельного участка составлен для того, чтобы узаконить финансовые отношения сторон. В документе прописаны сумма арендной платы, реквизиты сторон и даты, с момента которых ведется начисление. Продляют договор аренды до момента его окончания.

        В случае если арендатор обратился с заявлением о продлении после окончания срока аренды, то участок выставляют на аукцион. Ниже я рассказываю, как продлить договор аренды земли на новый срок без проведения торгов.

        Как продлить аренду на землю без строений

        Возможность заключения арендатором земельного участка нового договора аренды данного земельного участка при соблюдении определенных условий (под п.32 п.2, п.3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ) прописана в П.15 ЗК РФ. Кроме того, есть Постановление Президиума ВАС РФ от 19 июля 2005 года N 3440/05, от 5 июля 2012 года N 17540/11, которое гарантирует защиту прав и законных интересов арендаторов.

        Однако, в силу того, что ранее применялись положения ст. 209, 264, 421 и 621 ГК РФ — намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означало, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок, а преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок могло быть реализовано им только в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьему лицу.

        При этом, ч.1 ст. 450 ГК РФ — изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

        Другими словами: прямой запрет на изменение срока аренды по соглашению сторон Земельным Кодексом и сопутствующими законами не предусмотрен.

        Таким образом, если в договоре аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015 г., есть условие о возможности продления договора по соглашению сторон, то единственным возможным способом сохранения прав аренды остается заключение соответствующего дополнительного соглашения к договору аренды, в котором будет изменен его срок.

        Однако практика показывает, что администрация отказывает в продлении аренды земельного участка ссылаясь на то, что заключение дополнительных соглашений к договору официально не предусмотрено. Дело в том, что судебная практика, если вы решили к примеру обжаловать отказ, также показывает отрицательный результат по таким искам, кроме дел при наличии собственности на земельном участке, либо недостроя. Это подтверждают решения арбитражных судов по таким делам: А24-397/2016, А41-66489/2015, А29-6878/2015.

        Как упрощенно продлить аренду земельного участка

        Министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова рассказала, что упрощенно продлить договор аренды земельного участка можно на срок не более срока действующего договора. В случае, если аренда оформлена на срок более 3 лет — на три года. Сделать это лучше всего удаленно — через портал госуслуг.

        Процедура занимает 5 дней.

        «Продлить договор аренды удастся, если он заключен до введения режима повышенной готовности (12 марта 2020 года), срок действия основного договора еще не истёк, а также соблюдены условия, указанные в законе №166-ФЗ», — подчеркнули в ведомстве.

        Как продлить аренду земли под недостроем

        Если у вас заканчивается аренда, то есть Определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016. Позиция ВС РФ — судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции.

        Тем самым судебная коллегия ВС РФ подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. Почитайте на досуге — коллегия судей достаточно внятно все там разъясняет.

        В заключение

        1. С моей точки зрения, начать стоит с обращения в администрацию с заявлением именно о ПРОДЛЕНИИ договора аренды со ссылкой на указанные выше законы и решения судебных коллегий. Особенно, если данный участок был предоставлен вам ранее без торгов (ссылка на п.3 ст. 39.6 ЗК РФ).
        2. В случае отказа в продлении или заключении нового договора аренды земельного участка, пробуйте заключить с администрацией доп-соглашение.
        3. Если дело зашло в тупик, обращайтесь с проверкой законности отказа в прокуратуру, далее в суд.

        Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду. Как подготовиться

        До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2024 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены.

        При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.

        В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.

        Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов

        Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

        С 1 января 2024 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:

        • сдавать арендованный участок в субаренду;
        • передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
        • передавать арендные права в залог;
        • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
        • использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

        Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2024 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.

        Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу. Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.

        Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст.

        22 ЗК).

        Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов

        В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов. В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.

        Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).

        Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.

        Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.

        Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов

        Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2024 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.

        Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2024 года

        Участок уже предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды
        Участок образован в результате раздела другого участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу
        На участке расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию
        Участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении
        Участок зарезервирован для муниципальных нужд
        Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории
        Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о ее комплексном развитии. Или участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен такой договор
        Участок выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
        Поступило заявление о проведении аукциона по продаже участка или на право его арендовать
        Опубликовано извещение о предоставлении участка для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или КФХ
        Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении
        Участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Установленные ограничения не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
        Участок не включен в утвержденный Правительством перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд. Заявитель просит предоставить участок из этого перечня (п. 10 ч. 2 ст. 39.10 ЗК)
        Участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории
        Участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
        Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается
        Вид разрешенного использования данного участка не установлен
        Участок не отнесен к определенной категории земель
        Предоставление участка было предварительно согласовано, срок действия решения не истек
        Участок изъят для муниципальных нужд. Указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
        Необходимо уточнить границы земельного участка
        Площадь участка более чем на 10 процентов превышает указанную в схеме его расположения, проекте межевания территории или проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
        Участок включен в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
        + Новое с 1 марта 2024 года
        Площадь участка, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует установленным законом субъекта РФ предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности
        Участок уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

        Будете по-новому определять земельные доли

        С 1 марта 2024 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.

        Новый порядок упростит выдел земельных участков в счет долей. Станет проще принимать решения о подсчете голосов при проведении общего собрания участников долевой собственности и исчислять земельный налог, который должны уплатить правообладатели долей.

        На заметку: Что изменится с 1 марта 2025 года

        С 1 марта 2025 года изменятся правила для органов МСУ поселений, муниципальных и городских округов. Они должны будут перевести размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в простую правильную дробь. Например, в случае, если к тому времени этого не сделают участники общей долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения. Орган МСУ должен будет своим решением утвердить результаты определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок.

        А затем подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН.

        Артем Климов, глава КФХ «Серафим», депутат Собрания представителей муниципального образования «Воловский район Тульской области»